Сторителлинг как формат move-журналистики
|
Введение 4
Глава 1 Сторителлинг и move-журналистика: сущность понятий и их
взаимосвязь в медиадискурсе 9
1.1 Сторителлинг как формат медиаконтента 9
1.2 Move-журналистика как тип медиадискурса 19
Глава 2 Сторителлинг как формат move-журналистики: специфика использования на разных платформах 23
2.1 Сторителлинг как формат видеоконтента 23
2.2 Сторителлинг в сетевых изданиях 32
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 44
Глава 1 Сторителлинг и move-журналистика: сущность понятий и их
взаимосвязь в медиадискурсе 9
1.1 Сторителлинг как формат медиаконтента 9
1.2 Move-журналистика как тип медиадискурса 19
Глава 2 Сторителлинг как формат move-журналистики: специфика использования на разных платформах 23
2.1 Сторителлинг как формат видеоконтента 23
2.2 Сторителлинг в сетевых изданиях 32
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 44
В условиях пандемии коронавируса у аудитории вырос спрос на тип контента, который давал возможность в условиях физических ограничений удовлетворять запрос в динамичном образе жизни, в том числе в перемещении в пространстве. Например, больше пользователей стали посещать виртуальные экскурсии с гидом, экспозиции всемирно известных музеев, художественные выставки в дополненной реальности, онлайн- тренировки. Директор Бюро развития электросвязи Международного союза электросвязи Дорин Богдан-Мартин отметила, число интернет-пользователей такого рода ресурсов за два года пандемии увеличилось на 17% [41].
Представители медиа также обратили внимание на потребность аудитории в динамике и стали больше использовать формат сторителлинга, который согласно исследованиям, помогает создавать эффект динамичности и передавать движение в пространстве. Он является основным форматом сегмента медиадискурса, содержательно и формально воспроизводящего динамичную картину действительности, который условно можно назвать «журналистикой в движении» или move-журналистикой.
Исследователи С. И. Симакова, А. П. Енбаева и Т. Б. Исакова в работе «Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление», анализируя современные принципы медиакоммуникации и характеристики медиапотребления говорят о том, что мультимедийный «сторителлинг (как техника увлекательного рассказывания историй) отвечает механизмам человеческого мышления, психологии и потребительской позиции современного общества, а потому активно используется в самых разных областях человеческой жизнедеятельности» [31].
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что о сторителлинге как о востребованном формате представления информации написано много научных работ, а его ресурсы, используемые для создания динамической визуальной картины действительности, изучены мало.
Объект изучения выпускной квалификационной работы - move- журналистика. Предмет - сторителлинг как формат move-журналистики.
Цель: на основе систематизации теоретических представлений о тенденциях развития современных медиа и анализа эмпирической базы охарактеризовать возможности использования сторителлинга для создания динамической картины действительности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать научные представления о современных форматах медийного дискурса, в том числе сторителлинга, используемых для организации эффективной коммуникации с потребителями контента;
- охарактеризовать move-журналистику как тип дискурса, ориентированного на удовлетворение запросов аудитории в динамической картине действительности;
- используя методику жанрово-форматного анализа, проанализировать
эмпирическую базу и охарактеризовать инструменты сторителлинга, используемые для создания динамической картины
действительности.
Теоретико-методологическую базу выпускной квалификационной работы составили:
- научные труды в области системы общественных отношений: Т. В. Чумакова «Массовое и совместное потребление» [37];
- исследования на темы нарратива и сторителлинга: Е. И. Шейгал
«Многоликий нарратив» [38], С. И. Симакова, А. П. Енбаева
«Сторителлинг как прием журналистской работы» [30], А. В. Красавина «Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания» [13], В. С. Варакин «Сторителинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности» [5];
- работы культурологов и социологов И. Г. Ясавеева
«Конструкционистский подход к социальным проблемам» [43], И. Ф. Петров «Глобализация и культурная универсализация потребления» [21]; филолога В. Е. Головчинера «Действие и
конфликт как категории драмы» [8];
- научные статьи, посвященные теме форматов в массмедиа и
способов их реализации: С. Г. Носовец «Новые медиа: к
определению понятия» [19], М. Н. Булаева «Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат» [4].
Для решения поставленных задач были использованы следующие подходы и методы:
- библиографический метод - для подбора научных источников по теме исследования;
- метод критического изучения источников - для систематизации представлений о зарождении и проявлении move-журналистики;
- теоретико-типологический метод - для характеристик ресурсов, которые входят в сегмент move-журналистики;
- жанрово-форматный анализ - для исследования материалов, использующих формат сторителлинга для создания динамического образа действительности.
Динамический подход применялся как основной принцип отбора эмпирической базы.
Эмпирическую базу исследования составили такие телевизионные программы как: «Пешком», «Орел и Решка», «Мир наизнанку», «Большой чемодан», а также YouTube каналы: «Своим ходом», NUISIDIDOMA, «Хочу домой», «ПОЕХАВШИЙ», «Скажи Гордеевой», «А поговорить?», FAMETIME TV, «вДудь» (журналист Юрий Дудь внесен в реестр СМИ- иноагентов). Материалы интернет-издания Lenta.ru: «Изуродованные женщины, нищета и праздник крови. Что удивило россиянина в малоизученной Индии?», «’’Первые годы были мучением”. Как россиянка переехала в Израиль за любимым, впала в депрессию и оказалась вне закона», сайта издательского дома «Аргументы и факты»: «Не сказочное Бали. Как россиянка Инга Клява стала пленницей в Индонезии», «”Я не железная, я стальная!” Бабушка отметила 100 лет стоянием на гвоздях», материал на портале NNStories «Из Самары в Ульяновск», совместный проект журнала «Сноб» и РЖД «Путь на Восток», а также материалы «Маленький Будда: как поездка в Бурятию научила меня любить» «Сестрорецк: семь дней без шампанского. Из дневника культурно отдыхающей».
Хронологические рамки включают период с 11 марта 2020 года по 11 марта 2022 года. Начало периода обусловлено объявлением о начале пандемии коронавируса на брифинге в Женеве гендиректором Всемирной организации здравоохранения Тедросом Адханом Гебрейесусом. Продолжительность указанного периода позволяет получить
исчерпывающую информацию о возможностях сторителлинга передавать динамическую картину действительности, а также установить характерные черты такого явления, такого как move-журналистика.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе выполнения ВКР, могут быть использованы в работе редакций средств массовой информации, которым интересен формат «движения» во всех его проявлениях, а также в учебном процессе подготовки журналистов для формирования готовности работать в различных жанрах и форматах.
В соответствии с целью и задачами структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и источников.
Во введении приведено обоснование актуальности выбранной темы, обозначены объект и предмет исследования; сформулированы цели и задачи; дана характеристика теоретико-методологической базы и методов исследования; обозначена эмпирическая база исследования, определена значимость работы с точки зрения практического применения.
В первой главе рассмотрена сущность понятий «сторителлинг» и «move-журналистика». С опорой на научные труды констатирована трансформация в современных массмедиа нарратива в маркетинговую категорию формата, в частности, в формат сторителлинга. Охарактеризованы форматные признаки сторителлинга. Благодаря основным компонентам драматургии, которые присущи сторителлингу выявлена его способность к созданию динамического образа действительности и автора. В первой главе также охарактеризована move-журналистика как сегмент медиаконтента, интегрирующий разные жанры на основе такого признака как динамический способ отражения действительности и автора/ героя.
Во второй главе представлены результаты жанрово-форматного анализа эмпирической базы, позволившие выявить ресурсы сторителлинга, задействованные в создании динамичной картины действительности на телевидении, на платформе видеохостинга Youtube, а также в сетевых изданиях.
В заключении сделаны основные выводы исследования, а также обозначены его перспективы.
Представители медиа также обратили внимание на потребность аудитории в динамике и стали больше использовать формат сторителлинга, который согласно исследованиям, помогает создавать эффект динамичности и передавать движение в пространстве. Он является основным форматом сегмента медиадискурса, содержательно и формально воспроизводящего динамичную картину действительности, который условно можно назвать «журналистикой в движении» или move-журналистикой.
Исследователи С. И. Симакова, А. П. Енбаева и Т. Б. Исакова в работе «Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление», анализируя современные принципы медиакоммуникации и характеристики медиапотребления говорят о том, что мультимедийный «сторителлинг (как техника увлекательного рассказывания историй) отвечает механизмам человеческого мышления, психологии и потребительской позиции современного общества, а потому активно используется в самых разных областях человеческой жизнедеятельности» [31].
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что о сторителлинге как о востребованном формате представления информации написано много научных работ, а его ресурсы, используемые для создания динамической визуальной картины действительности, изучены мало.
Объект изучения выпускной квалификационной работы - move- журналистика. Предмет - сторителлинг как формат move-журналистики.
Цель: на основе систематизации теоретических представлений о тенденциях развития современных медиа и анализа эмпирической базы охарактеризовать возможности использования сторителлинга для создания динамической картины действительности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать научные представления о современных форматах медийного дискурса, в том числе сторителлинга, используемых для организации эффективной коммуникации с потребителями контента;
- охарактеризовать move-журналистику как тип дискурса, ориентированного на удовлетворение запросов аудитории в динамической картине действительности;
- используя методику жанрово-форматного анализа, проанализировать
эмпирическую базу и охарактеризовать инструменты сторителлинга, используемые для создания динамической картины
действительности.
Теоретико-методологическую базу выпускной квалификационной работы составили:
- научные труды в области системы общественных отношений: Т. В. Чумакова «Массовое и совместное потребление» [37];
- исследования на темы нарратива и сторителлинга: Е. И. Шейгал
«Многоликий нарратив» [38], С. И. Симакова, А. П. Енбаева
«Сторителлинг как прием журналистской работы» [30], А. В. Красавина «Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания» [13], В. С. Варакин «Сторителинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности» [5];
- работы культурологов и социологов И. Г. Ясавеева
«Конструкционистский подход к социальным проблемам» [43], И. Ф. Петров «Глобализация и культурная универсализация потребления» [21]; филолога В. Е. Головчинера «Действие и
конфликт как категории драмы» [8];
- научные статьи, посвященные теме форматов в массмедиа и
способов их реализации: С. Г. Носовец «Новые медиа: к
определению понятия» [19], М. Н. Булаева «Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат» [4].
Для решения поставленных задач были использованы следующие подходы и методы:
- библиографический метод - для подбора научных источников по теме исследования;
- метод критического изучения источников - для систематизации представлений о зарождении и проявлении move-журналистики;
- теоретико-типологический метод - для характеристик ресурсов, которые входят в сегмент move-журналистики;
- жанрово-форматный анализ - для исследования материалов, использующих формат сторителлинга для создания динамического образа действительности.
Динамический подход применялся как основной принцип отбора эмпирической базы.
Эмпирическую базу исследования составили такие телевизионные программы как: «Пешком», «Орел и Решка», «Мир наизнанку», «Большой чемодан», а также YouTube каналы: «Своим ходом», NUISIDIDOMA, «Хочу домой», «ПОЕХАВШИЙ», «Скажи Гордеевой», «А поговорить?», FAMETIME TV, «вДудь» (журналист Юрий Дудь внесен в реестр СМИ- иноагентов). Материалы интернет-издания Lenta.ru: «Изуродованные женщины, нищета и праздник крови. Что удивило россиянина в малоизученной Индии?», «’’Первые годы были мучением”. Как россиянка переехала в Израиль за любимым, впала в депрессию и оказалась вне закона», сайта издательского дома «Аргументы и факты»: «Не сказочное Бали. Как россиянка Инга Клява стала пленницей в Индонезии», «”Я не железная, я стальная!” Бабушка отметила 100 лет стоянием на гвоздях», материал на портале NNStories «Из Самары в Ульяновск», совместный проект журнала «Сноб» и РЖД «Путь на Восток», а также материалы «Маленький Будда: как поездка в Бурятию научила меня любить» «Сестрорецк: семь дней без шампанского. Из дневника культурно отдыхающей».
Хронологические рамки включают период с 11 марта 2020 года по 11 марта 2022 года. Начало периода обусловлено объявлением о начале пандемии коронавируса на брифинге в Женеве гендиректором Всемирной организации здравоохранения Тедросом Адханом Гебрейесусом. Продолжительность указанного периода позволяет получить
исчерпывающую информацию о возможностях сторителлинга передавать динамическую картину действительности, а также установить характерные черты такого явления, такого как move-журналистика.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе выполнения ВКР, могут быть использованы в работе редакций средств массовой информации, которым интересен формат «движения» во всех его проявлениях, а также в учебном процессе подготовки журналистов для формирования готовности работать в различных жанрах и форматах.
В соответствии с целью и задачами структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и источников.
Во введении приведено обоснование актуальности выбранной темы, обозначены объект и предмет исследования; сформулированы цели и задачи; дана характеристика теоретико-методологической базы и методов исследования; обозначена эмпирическая база исследования, определена значимость работы с точки зрения практического применения.
В первой главе рассмотрена сущность понятий «сторителлинг» и «move-журналистика». С опорой на научные труды констатирована трансформация в современных массмедиа нарратива в маркетинговую категорию формата, в частности, в формат сторителлинга. Охарактеризованы форматные признаки сторителлинга. Благодаря основным компонентам драматургии, которые присущи сторителлингу выявлена его способность к созданию динамического образа действительности и автора. В первой главе также охарактеризована move-журналистика как сегмент медиаконтента, интегрирующий разные жанры на основе такого признака как динамический способ отражения действительности и автора/ героя.
Во второй главе представлены результаты жанрово-форматного анализа эмпирической базы, позволившие выявить ресурсы сторителлинга, задействованные в создании динамичной картины действительности на телевидении, на платформе видеохостинга Youtube, а также в сетевых изданиях.
В заключении сделаны основные выводы исследования, а также обозначены его перспективы.
Проведённое в рамках выпускной квалификационной работы исследование позволило сделать ряд выводов. Сторителлинг, имеющий в основе драматургический, по сути, динамический принцип, синхроничен модели «журналистики в движении», что дает основание рассматривать его как наиболее подходящий ей формат.
Вовлекающий характер move-журналистики можно объяснить ее восхождением к архетипу путешествия (описан американским филологом Кэрол Пирсон (Carol S. Pearson) в книге «Пробуждение внутренних героев» (1991)), раскрывающему привлекательность движения через возможность понять окружающий мир, добро, зло и, в конце концов, себя.
Сторителлинг в move-журналистике - это разворачивающаяся на глазах аудитории смена «кадров», соединённых автором в общий сюжет о внешних изменениях действительности и сопутствующих им внутренних преобразованиях автора - героев - зрителей/читателей. Внутренние преобразования касаются как культурного тезауруса человека, так и его эмоционально-чувственной сферы. В процессе перемещения из точки «А» в точку «Б» аудитория вслед за автором погружается в путешествие, наблюдает за деталями, за ситуациями выбора, которые возникают по ходу процесса, приобретает новые знания, опыт, претерпевает трансформацию.
Сторителлинг эффективен как способ структурирования динамической журналистской информации, ведь помимо потребности в «движении» он обеспечивает контенту такие качества как информативность, рекреативность, полезность и коммуникативная направленность.
Благодаря созданию динамического контента путём обращения к устойчивому, понятному образу, способному оказать влияние и вызвать определенные реакции, массмедиа помогают аудитории максимально доступно и интересно удовлетворить запрос на перемещения в пространственно-временной реальности.
В выпускной квалификационной работе выявлена специфика использования сторителлинга в move-журналистике в визуальном и текстовом воплощениях с помощью анализа программ на телевидении, на платформе видеохостинга YouTube и в интернет-изданиях. Акцент сделан на программах про путешествия, на динамичных интервью, то есть на типе контента, который визуально передаёт движение, путь, смену локаций, пространственно-временную рефлексию эмпирического опыта. В перспективе тема может быть продолжена в направлении расширения аспектов, раскрывающих суть move-журналистики. Динамический сегмент не ограничивается изученной эмпирической базой и в сферу исследовательского внимания может быть включена новая тематика, не связанная с путешествием, но связанная с процессом освоения новых видов деятельности. Жанрово-форматная палитра такого явления как move- журналистика также до конца не исследована, как и инструменты создания динамической картины действительности, обладающие мощным вовлекающим аудиторию потенциалом.
Вовлекающий характер move-журналистики можно объяснить ее восхождением к архетипу путешествия (описан американским филологом Кэрол Пирсон (Carol S. Pearson) в книге «Пробуждение внутренних героев» (1991)), раскрывающему привлекательность движения через возможность понять окружающий мир, добро, зло и, в конце концов, себя.
Сторителлинг в move-журналистике - это разворачивающаяся на глазах аудитории смена «кадров», соединённых автором в общий сюжет о внешних изменениях действительности и сопутствующих им внутренних преобразованиях автора - героев - зрителей/читателей. Внутренние преобразования касаются как культурного тезауруса человека, так и его эмоционально-чувственной сферы. В процессе перемещения из точки «А» в точку «Б» аудитория вслед за автором погружается в путешествие, наблюдает за деталями, за ситуациями выбора, которые возникают по ходу процесса, приобретает новые знания, опыт, претерпевает трансформацию.
Сторителлинг эффективен как способ структурирования динамической журналистской информации, ведь помимо потребности в «движении» он обеспечивает контенту такие качества как информативность, рекреативность, полезность и коммуникативная направленность.
Благодаря созданию динамического контента путём обращения к устойчивому, понятному образу, способному оказать влияние и вызвать определенные реакции, массмедиа помогают аудитории максимально доступно и интересно удовлетворить запрос на перемещения в пространственно-временной реальности.
В выпускной квалификационной работе выявлена специфика использования сторителлинга в move-журналистике в визуальном и текстовом воплощениях с помощью анализа программ на телевидении, на платформе видеохостинга YouTube и в интернет-изданиях. Акцент сделан на программах про путешествия, на динамичных интервью, то есть на типе контента, который визуально передаёт движение, путь, смену локаций, пространственно-временную рефлексию эмпирического опыта. В перспективе тема может быть продолжена в направлении расширения аспектов, раскрывающих суть move-журналистики. Динамический сегмент не ограничивается изученной эмпирической базой и в сферу исследовательского внимания может быть включена новая тематика, не связанная с путешествием, но связанная с процессом освоения новых видов деятельности. Жанрово-форматная палитра такого явления как move- журналистика также до конца не исследована, как и инструменты создания динамической картины действительности, обладающие мощным вовлекающим аудиторию потенциалом.
Подобные работы
- Сторителлинг как тренд современной журналистики
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ЖУРНАЛИСТСКАЯ ТЕКСТОВАЯ ФОРМА В КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ ИНТЕРНЕТА (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Способы визуализации big data в современной журналистике
Профиль магистратуры - «Медиадизайн»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В WEB-ПРОСТРАНСТВЕ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



