Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ 6
Понятие муниципальной службы 6
Понятие муниципального служащего 18
Глава 2. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 27
2.1. Поступление на муниципальную службу. Трудовой договор (контракт) 27
2.2. Конкурс на замещение должности муниципальной службы 43
2.3. Аттестация муниципального служащего 45
2.4. Рабочее (служебное) время и время отдыха 49
2.5. Оплата труда муниципального служащего 54
Глава 3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ 59
3.1. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего 59
3.2. Прекращение трудового договора с муниципальным служащим 66
Заключение 72
Список используемых источников 76
Современный этап формирования местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой важной ее составляющей, как муниципальная служба, поскольку повышение эффективности работы органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от того, в каком состоянии находится правовое регулирование отношений в сфере муниципальной службы. В этой связи необходим анализ правовых факторов, влияющих на организацию и функционирование муниципальной службы в Российской Федерации, что представляет собой новую исследовательскую задачу, имеющую и прикладное значение.
Специальным законом, определяющим порядок прохождения муниципальной службы, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»1. Отметим, что относительно солидный срок действия данного закона не снял ряд вопросов относительно прохождения муниципальной службы.
Принятые законы в данной сфере не сняли многие вопросы относительно института муниципальной службы. Есть ряд вопросов относительно воплощения в жизнь принципов. На которых базируется муниципальная служба. Это особенно свойственно малым муниципальным образованиям, где «все всех знают», «друг другу родственники» и т.д. Данное обстоятельство мешает объективной оценке деловых качеств потенциального муниципального служащего. Поэтому вопросы приема, аттестации, продвижения по службе нуждаются в особой правовой регламентации.
Проблемы правового регулирования муниципальной службы во многом связаны с тем, что четко не определена отраслевая принадлежность правового регулирования прохождения муниципальной службы. Здесь сталкиваются вопросы конституционного, административного и трудового права. До сих пор нет единства среди исследователей о том, является ли муниципальное право самостоятельной отраслью права, подотраслью конституционного права или комплексной отраслью.
Объектом исследования являются общественные отношения, образующиеся в процессе поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы.
Предметом настоящего исследования являются теоретические, правовые и практические аспекты прохождения муниципальной службы.
Степень научной разработанности. Теоретической базой исследования послужили труды представителей науки конституционного и муниципального права. Особое внимание уделено работам в области конституционного и муниципального права С.А. Авакьяна, Д.Н. Бахраха, Н.А. Бобровой, Ю.А. Дмитриева, А.И. Казанника, В.М. Манохина, Ю.Н. Старилова, Н.С. Тимофеева, Н.Л. Пешина, Е.С. Шугриной.
Особенности прохождения муниципальной службы рассматривались в трудах Г.В. Атаманчука, В.В. Еремяна, Е.И. Колюшина, М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова и других.
Однако, в большей части работы названных авторов касались лишь отдельных аспектов прохождения муниципальной службы. Более того принятие ряда законов, касающихся правового статуса служащих, в частности, изменение в антикоррупционном и пенсионном законодательстве, заставляют по-новому взглянуть на исследуемую тему.
Цель диссертационного исследования заключается в проведении комплексного анализа современного состояния института муниципальной службы, выявлении проблем в законодательном регулировании и правоприменительной практике, а также выработке рекомендаций по совершенствованию нормативного правового регулирования указанных муниципально-служебных отношений.
Для достижения указанной цели сформулированы следующие задачи:
• провести комплексный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы прохождения муниципальной службы;
• рассмотреть особенности правового регулирования вопросов прохождения муниципальной службы на уровне субъектов Российской Федерации, а также на уровне некоторых муниципальных образований;
• провести комплексный анализ проблем и исследовать существенные пробелы в нормативно-правовом регулировании отношений, возникающих в процессе поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы,
• дать практические рекомендации в решении этих проблем.
Методологическую основу составили как общенаучные, так и специальные методы научного исследования: диалектический, исторический, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
Нормативно-правовую основу исследования составили нормативные правовые акты разного уровня: Европейская Хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ, «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79- ФЗ и др., законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и о муниципальной службе, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления.
Научная новизна состоит в исследовании законодательства и правоприменительной практики с учетом современных реалий, выработке рекомендаций по совершенствованию нормативной базы.
Правовой основой прохождения муниципальной службы является нормативно-правовые акты разного уровня. К таковым следует отнести Конституцию Российской Федерации, Европейскую Хартию местного самоуправления Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации», и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Кроме того, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об определенных противоречиях между Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Трудовым кодексом РФ91.
ТК РФ закреплено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Следовательно, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» из сферы регулирования труда муниципальных служащих исключает иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, что, по нашему мнению, неверно.
Определенные разночтения имеют место и между статьями самого Федерального закона о муниципальной службе. Так, например, в ст. 2 данного закона дается определение муниципальной службы как профессиональной деятельности, то в ч. 2 ст. 9 упоминается уже о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.
Относительно уровня субъектов Российской Федерации имеются определенные различия в понимании категорий «трудовой договор» и «контракт». Отметим, что в Федеральном законе о муниципальной службе контракт рассматривается как синоним трудового договора. К слову такой же акцент, например, сделан и в соответствующем законе Самарской области92.
Вместе с тем в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации правовая природа контракта с главой местной администрации трактуется по-разному, что позволяет утверждать о наличии трех основных моделей этого понятия:
• контракт как вид трудового договора (например, законодательство Москвы);
• контракт как вид служебного контракта (например, законодательство Тверской области);
• контракт как договор, совмещающий в себе признаки служебного контракта и трудового договора (например, законодательство Кабардино- Балкарии)93.
Еще в качестве одной из проблем можно выделить включение в законодательстве ряда субъектов таких оценочных категорий, как, «профессиональная служебная деятельность», «профессиональные качества», «деловые качества», «личностные качества».
Отчасти данный пробел восполняется судебной практикой. Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» определяет, что под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
По-разному в законодательстве субъектов регламентируются вопросы расторжения трудового договора с муниципальным служащим. Если в законодательстве Республики Чечня, данные вопросы оговорены достаточно четко, то в законодательстве Кабардино-Балкарии идет отсылка к Трудовому кодексу РФ и Федеральному закону о муниципальной службе. В соответствующим законе Самарской области о муниципальной службе нет отдельного раздела о расторжении трудового (служебного) контракта с муниципальным служащим. Лишь фрагментарно обозначены основания для расторжения договора (контракта) по мотивам несоблюдения антикоррупционного законодательства.
Еще одним из слабых моментов организации муниципальной службы является то, что зачастую, она охватывает небольшие муниципальные образования. Грубо говоря, где все всех знают. В этом плане весьма сложно говорить об объективности принятия кадровых решений в малом муниципальном образовании.
Проблемные моменты можно выделить в части правового регулирования квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. Они, согласно ст. 9 Закона о муниципальной службе, определяются муниципальными правовыми актами на основе соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Многообразие типовых квалификационных требований в разных субъектах может стать серьёзным препятствием для равнозначного перехода на муниципальную должность при переезде, например, в другой субъект Российской Федерации. Полагаем, что типовые квалификационные требования для муниципальных служащих должны устанавливать исключительно на федеральном уровне. В противном случае, нарушается принцип равноправия граждан.
Определенная несправедливость по отношению к местному самоуправлению, в целом, и к институту муниципальной службы, в частности имеет место в Конституции Российской Федерации, а именно, в ч. 4 ст. 32, где закреплен принцип равного доступа лишь к государственной службе. Считаем, что данную норму Основного Закона следует привести в логическое соответствие, изложив ее следующим образом «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе».
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Модельный закон «Об основах муниципальной службы» (принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 26.03.2002 № 19-10) // СПС «ГАРАНТ»: URL:
http: //base.garant.ru/2569413/#ixzz4wCpWjxH0.
3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. 21 сентября.
6. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2019) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
7. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
9. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
10. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
11. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571.
12. Письмо Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции») // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2016. № 5.
13. «Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 10.
14. Закон г. Москвы от 06.07.2005 № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 1 мая 2005 г. № 43.
15. Закон Челябинской области от 30.05.2007 № 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» // Южноуральская панорама. 14 июня 2007 г. № 120.
...