Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности уроков окружающего мира в развитии исследовательских навыков младших школьников

Работа №107428

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2021
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития исследовательских навыков младших школьников на уроках окружающего мира 8
1.1 Понятие «исследовательская деятельность» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития
исследовательских навыков младших школьников на уроках окружающего мира 16
Глава 2 Опытно- экспериментальная работа по развитию исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста .... 27
2.1 Диагностика уровня развития исследовательских
навыков младших школьников (констатирующий этап) 27
2.2 Подбор и внедрение в уроки окружающего мира методов
и приёмов обучения, направленных на развитие исследовательских навыков младших школьников (формирующий этап) 38
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
по развитию исследовательских навыков младших школьников (контрольный этап) 48
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение

С самого рождения, каждый ребёнок проявляет большой интерес и любознательность к окружающему его миру, предметам, явлениям.
Современный мир и постоянные изменения в нём, выдвигают к человеку свои требования. Эти требования стремительно меняются, заставляя педагогику и психологию нашего времени пересмотреть важность и значение исследовательского поведения в жизни каждого человека. Современный мир требует от каждого из нас навыков и умений исследовательского характера. Даже от тех, кто не занимается научной деятельностью.
В связи с вышесказанным, главной целью образования в наши дни является не просто воспитание и обучение детей, а воспитание личности, которая в дальнейшей жизни сможет ставить перед собой задачи, находить к ним решение, преодолевать трудности и проблемы, воспринимать и приспосабливаться к окружающим обстоятельствам и действительности.
В российское образование внедрён новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который ориентирован на всестороннее развитие личности ребёнка, способной к самореализации и преобразованию. В связи с чем, главное предпочтение ФГОС отдаёт решению проблемы развития исследовательских навыков учащихся.
Это говорит о том, что процесс школьного обучения должен быть организован таким образом, чтобы у учащихся в первую очередь формировался достаточный уровень образованности, который позволит им в дальнейшем принимать самостоятельные решения, как творческого и теоретического, так и прикладного характера. Для достижения данного результата необходимо внедрение в учебный процесс деятельности, методов и средств исследовательского направления.
Изучение курса «Окружающий мир» развивает в младшем школьнике интерес к познанию, раскрывает способности творческого и исследовательского характера, способствует его самопознанию и саморазвитию. Полученные знания, в процессе изучения «окружающего мира», приобретают личностный смысл и становятся частью практической жизни ребёнка.
На практике, в современной школе до сих пор продолжается противостояние исследовательского и традиционного обучения. Напомним, что в традиционном обучении деятельность учащихся направлена на изучение и усвоение уже готовых, заранее добытых и доказанных кем-то фактов, что не даёт возможности учащимся самостоятельно добывать и доказывать истину, производить поиск и анализ необходимой информации. Как результат данного обучения - исчерпание любознательности и интереса к процессу обучения у учащихся. Как следствие - неумение самостоятельно делать выводы, мыслить. При данном обучении самообразование и саморазвитие становится проблемой.
Изучением проблемы развития исследовательских навыков учащихся занимались отечественные и зарубежные педагоги: В.П. Вахтеров, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, Дж. Бруннер, А. Дистервег, Я. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, С. Френе, И. Песталоцци и другие. Раскрыли и обосновали преимущества развивающего обучения, направленного на развитие умений самостоятельно добывать, а затем и применять добытые знания П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, М.М. Скаткин, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская. Применение исследовательских методов в обучении широко описаны И.А. Ильницкой, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным.
О психологических основах организации исследовательской деятельности обучающихся писали в своих работах А.И. Савенков, Л.А. Казанцева, Г.В. Макотрова, А.В. Леонтович, А.С. Обухов и многие другие.
Опираясь на всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что тема «Возможности уроков окружающего мира в развитии исследовательских навыков младших школьников» была актуальна всегда, а в наши дни, с постоянно меняющимися требованиями, предъявляемыми человеку, стремительно меняющимся современным миром и обществом, а также с внедрением в образование ФГОС она становится ещё более актуальной.
Цель исследования: изучить возможности уроков окружающего мира в развитии исследовательских навыков младших школьников и опытно- педагогическим путем доказать их эффективность в формировании исследовательских навыков у учащихся начальной школы.
Объект исследования: исследовательские навыки младших
школьников.
Предмет исследования: Возможности уроков окружающего мира в развитии исследовательских навыков младших школьников.
Гипотеза исследования: развития исследовательских навыков младших школьников на уроках окружающего мира станет более эффективным и принесёт положительный результат, если будут использоваться все возможности данных уроков, а именно:
- разнообразные методы и способы поиска информации не только из учебника, но и с помощью дополнительной литературы;
- не только самостоятельные и групповые, но и коллективные работы учащихся;
- решение проблемных задач, проведение лабораторных опытов, экспериментов, экскурсий и другое.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. исследовать уровень развития исследовательских навыков младших школьников;
3. подобрать и внедрить в уроки окружающего мира методы и приёмы обучения, способствующие развитию исследовательских навыков младших школьников.
Методы исследования, используемые для проверки выдвинутой гипотезы и решения сформулированных задач:
а) Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебного материала; сравнение, классификация, систематизация и обобщение полученной информации.
б) Эмпирические: диагностическое исследование младших
школьников;
анализ экспериментальных данных.
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа (СОШ)», с. Парфеньево, Парфеньевский район, Костромская область. Работа проходила с учащимися двух классов 2 «А» и 2 «Б», в каждом по 14 обучающихся.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап - констатирующий - диагностика развития исследовательских навыков у младших школьников;
2 этап - формирующий - организация работы, направленной на развитие исследовательских навыков младших школьников на уроках «Окружающего мира»;
3 этап — контрольный - повторная диагностика развития исследовательских навыков у младших школьников, систематизация и подведение итогов опытно экспериментальной работы, оформление результатов.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной практической задачей современного образования является обучение школьников специальным знаниям и развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Исследовательская деятельность учащихся - это организованная учителем познавательная практическая деятельность учащихся, использующая в качестве главного средства учебное исследование.
Любая исследовательская работа младшего школьника способствует развитию интеллектуальной, творческой, психосоциальной сферы ребёнка. А также развивает кругозор, умения и навыки учащихся.
Под понятием «исследовательские навыки» мы понимаем компоненты исследовательской деятельности, которые проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Навыки способствуют увеличению объёма знаний учащихся о деятельности, в которой они участвуют и повышают у них уровень умений по реализации данной деятельности.
А.И. Савенков отмечал, что в процессе исследовательской деятельности у младших школьников вырабатываются: навык наблюдения, постановки вопросов, навык делать выводы и умозаключения, выдвижения гипотезы, навык самостоятельного определения способа действия.
Проблема развития исследовательских навыков у младших школьников в современном мире с каждым днём становится всё актуальнее.
Это связано с требованиями к личности современного мира и общества, которые постоянно и стремительно меняются, что заставляет пересматривать многие вопросы в образовательном процессе современной школы, и делает акцент на необходимости развития у учащихся навыков и умений исследовательского характера, которые являются основой для саморазвития ребенка.
Исследовательская работа, выполняемая под руководством учителя - один из главных методов обучения младших школьников.
Именно в младшем школьном возрасте необходимо прилагать все усилия и возможности для развития у детей навыков и умений исследовательского характера.
Благодаря психологическим особенностям развития детей младшего школьного возраста, самостоятельно добытые ими знания, усваиваются намного лучше. Но не мало важно учитывать момент, что у детей младшего школьного возраста наиболее развито непроизвольное внимание, именно поэтому предлагаемые детям исследования, должны в первую очередь вызывать интерес у детей и быть яркими.
Работа по развитию исследовательских навыков и умений младших школьников будет давать положительные результаты, если она будет систематичной, мотивированной, обеспечивающей психологический комфорт учащимся и соответствующей их возрастным особенностям.
Для выявления уровня развития исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста, и выявления возможностей уроков «Окружающего мира» по их формированию, была проведена опытно-экспериментальная работа.
В эксперименте участвовала параллель вторых классов 2 «а» и 2 «б», на базе МКОУ «Парфеньевская СОШ», где 2 «а» класс выступал в качестве экспериментальной группы, а 2 «б» класс - в качестве контрольной группы.
При определении критериев исследования, за основу была взята классификация исследовательских умений и навыков по А.И. Савенкову.
Исходя из данной классификации были подобраны методики для выявления уровня развития исследовательских навыков младших школьников: навыка задавать вопросы, делать умозаключения, выдвигать гипотезы, наблюдать.
На констатирующем этапе исследования по результатам всех методик можно судить о низком уровне исследуемых навыков у младших школьников
как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Это говорит о том, что на занятиях не используются возможности исследовательской деятельности, способствующей эффективному развитию исследовательских навыков учащихся.
Планируя работу по развитию исследовательских навыков у младших школьников на уроках окружающего мира на формирующем этапе, учитывались результаты констатирующего этапа и гипотеза исследования, которая указывает на то, что развитие исследовательских навыков младших школьников на уроках окружающего мира станет более эффективным и принесёт положительный результат, если будут использоваться все возможности данных уроков, а именно:
- разнообразные методы и способы поиска информации не только из
учебника, но и с помощью дополнительной литературы, а также источников информационной среды;
- не только самостоятельные и групповые, но и коллективные работы учащихся;
- решение проблемных задач, проведение лабораторных опытов, экспериментов, экскурсий и другое.
С целью повышения уровня исследовательских навыков учащихся, были подобраны и внедрены в уроки окружающего мира методы и приёмы, способствующие их развитию. Данные уроки проводились в экспериментальной группе - 2 «а» классе.
Также были разработаны методические рекомендации по формированию исследовательских навыков у младших школьников на уроках окружающий мира.
На контрольном этапе эксперимента, было проведено повторное исследование по тем же методикам. По результатам контрольного этапа можно сделать вывод об эффективности внедрённых методов и приёмов в уроки окружающего мира, проведённых на формирующем этапе с целью повышения уровня исследовательских навыков учащихся 2 «а» класса (экспериментальной группы). А как доказательство - положительная динамика развития исследовательских навыков у учащихся.
Таким образом, цель исследования, включающая изучение возможностей уроков окружающего мира в развитии исследовательских навыков младших школьников, достигнута. Опытно-экспериментальная работа доказала их эффективность в формировании исследовательских навыков у учащихся начальной школы.
Положение, представленное в гипотезе исследования о том, что развитие исследовательских навыков младших школьников на уроках окружающего мира станет более эффективным и принесёт положительный результат, если будут использоваться все возможности данных уроков, нашло своё подтверждение.



1. Агафонова Г. Н., Малюкина В. В., Базарова Л. П., Погребная О. В. Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий // Теория и практика образования в современном мире. 2014. № 6. С. 169-171.
2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. №1. С. 24-33.
3. Библиография [Электронный ресурс] : Основные понятия педагогики высшей школы. URL: https://www.twirpx.com/file/287368/ (дата обращения: 09.11.2020)
4. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. 2010. № 11. С. 40-50.
5. Вострецова В. П. [Электронный ресурс] : Развитие
исследовательских умений младших школьников. URL: https://interactive- plus.ru/e-articles/193/Action193-15278.pdf (дата обращения: 29.01.2021)
6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М. : МГУ, 2009. 82 с.
7. Глебова М. В. Дидактические взгляды К. Д. Ушинского на постановку и решение проблемы умственного развития учащихся // European Social Science. 2011. № 9. С. 45-54.
8. Коменский Я. А. Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1989. 416 с.
9. Мошер Ф. А. Исследование развития познавательной деятельности. М. : Педагогика, 1971. 193 с.
10. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Народное образование. XXI век. 2006. №7. С. 123-127.
11. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. 2012. №10. С. 358-361.
12. О федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования [Электронный ресурс] : URL:
htt://www.detkino.ru/ node/1536. (дата обращения: 29.11.2020)
13. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение учебно-воспитательном процессе школы // Методист. 2005. № 3. С. 45-49.
14. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 29-42.
15. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2006. №3. С. 85-91.
16. Райков Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе. М. : Знание, 1938. 52 с.
17. Рогожина Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. №12. С. 561-565.
18. Руссо Ж. Ж. Эмиль или о воспитании. М. : Высшая школа, 2001. 240 с.
19. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе // Начальная школа. 2003. №12. С. 101-108.
20. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Фёдоров, 2010. 192 с.
21. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. М. : Академия развития, 2005. 450 с.
22. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского
подхода к обучению. М. : Просвещение, 2006. 434 с.
23. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского
подхода к обучению. М. : Ось-89, 2005. 164 с.
24. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. М. : Бином, 2018. 676 с.
25. Слободчиков В. И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования // Исследовательская работа школьников. 2006. №1. С.34-38.
26. Тихомиров А. В. Исследовательское обучение в начальной школе: современные методики. Красноярск: Красноярский педагогический университет, 2008. 213с.
27. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации для учителя. Волгоград: Учитель, 2011. 142 с.
28. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М. : Сентябрь, 1998. 96 с.
29. Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы? М. : Астрель, 2007. 230 с.
30. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. М. : Просвещение, 2013. 157 с.
31. Якимов Н. А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. 2003. №1. С. 48-51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ