Введение 4
Глава 1 Составление технического задания по разработке обучающей программы по программированию «1С» 7
1.1 Характеристика предприятия ООО «ТриоТ» 7
1.2 Разработка концептуальных моделей бизнес-процесса обучения 10
1.3 Анализ необходимости разработки нового продукта 13
1.4 Изучение основ работы с продуктами фирмы «1С» 14
1.5 Формирование технического задания по разработке обучающей
программы на платформе «1С:Предприятие» 19
Выводы по главе 1 21
Глава 2 Разработка и проектирование обучающей программы по программированию «1С» 22
2.1 Проектирование обучающей программы 22
2.2 Реализация программы в «1С» 34
2.3 Результаты тестирования обучающей программы 46
Выводы по главе 2 48
Глава 3 Применение обучающей программы и анализ эффективности 50
3.1 Заполнение теоретического материала, составление тестовых и
практических заданий 50
3.2 Итоги обучения стажеров-программистов и внесение изменений в
обучающую программу 53
3.3 Анализ эффективности обучения стажеров по новой модели бизнес-
процесса 57
Выводы по главе 3 59
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложение
Фирма «1С» - российская компания, специализирующаяся на
дистрибуции, поддержке и разработке компьютерных программ и баз данных делового и домашнего назначения. Данная фирма ведет свою деятельность уже несколько десятков лет, и поставляемые ими программные обеспечения находят свое применение в различных сферах деятельности, связанных с ведением бизнеса: бухгалтерия, торговля, учет зарплаты и т.д. Помимо предоставляемых программных обеспечений, называемых далее «типовые решения», платформа «1С:Предприятие» позволяет производить разработку собственных решений. Возможно и изменение существующих типовых конфигураций для клиентов, имеющих потребности в решениях, не предоставляемых фирмой.
Выбранная тема «Автоматизация обучения стажеров-программистов 1С:Предприятие» направлена на создание обучающей программы и прохождения стажировки на должность программиста в предприятие ООО «Трио Т».
При выполнении выпускной квалификационной работы будет разработана обучающая программа (база данных) для обучения стажеров программистов.
Занесенный в обучающую программу теоретический и практический материал поможет автоматизировать обучение новых сотрудников: стажер будет проводить собственное обучение по материалам и выполнять тестовые задания в программе, а практические задания будут выполняться под курированием наставника.
Разработка обучающей программы по программированию и конфигурированию баз данных фирмы «1С» имеет большую актуальность:
• текущий бизнес-процесс обучения специалистов (изучение
теоретического материала для выполнения итогового задания) может занимать больше установленного временного промежутка времени;
• сложно производить оценку результатов текущего бизнес- процесс обучения специалистов;
• материалы обучения работе с продуктами фирмы «1С» чаще всего платные, в ином же случае они уже утратили свою актуальность в связи с быстрым развитием продуктов;
• официальные источники информации «1С» чаще всего имеют сухую теорию без возможности решения практических заданий.
Целью выпускной квалификационной работы является автоматизация процесса обучения для кандидатов на должность «программист» в предприятие ООО «Трио Т». По окончанию разработанного курса, стажер должен с легкостью сдать экзамен «1С:Профессионал», проводимые фирмой «1С» для аттестации специалистов.
Для выполнения поставленной цели ВКР требуется выполнить список задач:
• создать техническое задание на разработку обучающей программы;
• разработать обучающую программу;
• применить программу в процессе обучения стажеров;
• провести анализ эффективности применения обучающей программы.
Объектом исследования будет являться процесс обучения стажеров в организации, а предметом исследования будет выступать обучающая программа.
При выполнении выпускной квалификационной работы в рамках теоретической части будут рассмотрены основы работы с базами данных и характеристика предприятия, приведено обоснование необходимости разработки нового продукта при наличии существующих на рынке аналогов и составлено техническое задание по разработке обучающей программы.
Практическая часть будет содержать в себе этапы создания обучающей программы, такие как построение диаграмм и концептуальных моделей, разработка структуры базы данных, пользовательского интерфейса и подведение итогов тестирования конечного продукта.
В заключении производится применение обучающей программы на практике, анализируются временные затраты на обучение, рассматривается план программы обучения, примеры задач, а также проводится доработка недочетов программы и описываются, достигнутые при проведении реинжиниринга бизнес-процессов, результаты.
В процессе выпускной квалификационной работы «Автоматизация обучения стажеров-программистов 1С:Предприятие» было выполнено несколько этапов работы.
1. Проведена характеристика предприятия и разработаны модели бизнес-процесса «обучений» (модель «AS-IS» и модель «TO-BE»). Выполненное исследование позволило определить проблемы в модели бизнес-процесса обучения «как-есть» и сформировать представление процесса «как должно быть».
2. Разработано техническое задание по разработке обучающей программы, которое позволило установить требования к разрабатываемой базе данных и определить план работы.
3. Составлена концептуальная модель базы данных и разработана обучающая программа для стажеров на платформе «1С:Предприятия».
4. Проведено предварительное тестирование и устранены недочеты, неучтенные при разработке технического задания и проектировании концептуальной модели. Выявленные ошибки не являются критичными и касаются в основном пользовательского интерфейса и удобства пользования программой.
5. Программа введена в эксплуатацию и проведен сравнительный анализ результатов обучения, итогом которого было определен положительный эффект автоматизации процесса обучения.
Разработанная программа оказала на выполнение бизнес-процесса «Обучение» положительный эффект:
• сократились временные затраты на обучение;
• занесенный в обучающую программу теоретический и практический материал помогает отслеживать прогресс прохождения курса кандидатами, им больше не требуется выполнять самостоятельный поиск информации;
• вся информация по обучению хранится в одном месте.
Основная цель выпускной квалификационной работы,
автоматизировать процесс обучения для кандидатов на должность «программист» и сократить временных затрат на проведение обучения, выполнена.
По окончанию прохождения курса кандидаты получили, правильно сформированный, комплекс знаний в сфере «1С» и прошли сертификации «1С: Профессионал».
1. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы [Электронный ресурс]: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 319 с.;
2. Татарникова, Т. М. Системы управления базами данных: учебное
пособие / Т. М. Татарникова. — Санкт-Петербург: Российский
государственный гидрометеорологический университет, 2004. — 88 с. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный;
3. Джестон, Дж. Управление бизнес-процессами [Текст]: практ. руководство по успешной реализации проектов / Джестон Дж., Н. Йохан; пер. с англ. [В. Агапова; науч. ред. В. Тренев]. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 с.;
4. «1 С» ИТС, https://its.1c.ru/
5. Блинов, А.О. Реинжиниринг бизнес-процессов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.О. Блинов [и др.]; под ред. А.О. Блинова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 343 c.
6. Варзунов, А.В. Анализ и управление бизнес-процессами / А.В. Варзунов, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева;
7. Котляров В.П., Основы тестирования программного обеспечения / В.П. Котляров;
8. Фирма «1С», Сборник задач для подготовки к экзамену «1С:Специалист» по конфигурированию и внедрению торговых решений в прикладных решениях «1С:Предприятие 8» / Фирма «1С»;
9. Габец, А.П. 1С: Предприятие 8.2. Простые примеры разработки / А.П. Габец, Д.И. Гончаров;
10. Радченко, М. Г. 1С: Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика / М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева;
11. Привалов И. М., Основы аппаратного и программного обеспечения / И. М. Привалов;
12. Баканов, А. С. Эргономика пользовательского интерфейса. От проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия / А. С. Баканов, А. А. Обознов. — Москва : Институт психологии РАН, 2011. — 176 c. — ISBN 978-5-9270-0191-0. — Текст;
13. Грекул, В.И. Управление внедрением информационных систем [Текст]: учебник / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. - М.: ИНТУИТ, 2017; Саратов: Вузовское образование, 2017. - 224 с.;
14. Фирма «1С», 1С:Предприятие 8.0. Описание встроенного языка / Фирма «1С»;
15. Ажеронок, В.А. Разработка управляемого интерфейса / В.А. Ажеронок, А. В. Островерх, М. Г Радченко, Е. Ю. Хрусталева;
16. Coronel, C. Database Systems: Design, Implementation, &
Management (2019) / С. Coronel, S. Morris;
17. Elmasri, R. Fundamentals of Database Systems / R. Elmasri, Shamkant B. Navathe;
18. Sharma, N. Database fundamentals (2010) / N. Sharma, L. Perniu, Raul F. Chong, A. Iyer, C. Nandan, Adi-Cristina Mitea, M. Nonvinkere, M. Danubianu;
19. Hernandez, M. J. Database Design for Mere Mortals: A Hands-On Guide to Relational Database Design (2013) / M. J. Hernandez;
20. Campbell, L. Database Reliability Engineering (2017) / L. Campbell, C. Majors.