Реферат
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки
Введение
Теоретические основы GR-менеджмента
1.1 Сущность и модели GR-менеджмента
1.2 Зарубежный опыт GR-менеджмента
1.3 Технологии GR-менеджмента
Особенности развития GR-менеджмента на российских предприятиях...
2.1 Институциональные возможности развития GR-менеджмента в
России
2.2 Анализ «лучших практик» в российских компаниях
2.3 Диагностика работы GR-служб на российских предприятиях
Совершенствование GR-менеджмента на предприятии
3.1 Площадки взаимодействия бизнеса и власти в Республике Бурятия....
3.2 Анализ GR-менеджмента в регионе
3.3 Организация и направления совершенствования работы GR-служб на
предприятиях
Социальная ответственность
Заключение
Список публикаций студента
Список используемых источников
Активное экономическое развитие, развитие глобализации послужили толчком к развитию тесных взаимоотношений между государством и общественным сектором. Изменения касаются не только сотрудничества между государством и обществом, но и размытия их границ.
Государство - одно из важнейших заинтересованных лиц (стейкхолдер) деятельности организации. Любая организация стремится к двустороннему диалогу при взаимодействии с властью в рамках правовых отношений, при этом подвергаясь управленческому воздействию с их стороны. Иными словами, одна из составляющих успешной деятельности организации - это эффективное сотрудничество с государством.
Вопросами сотрудничества коммерческих и некоммерческих (в т.ч. государственных) организаций занимается раздел менеджмента GR- менеджмент, который появился сравнительно недавно, но уже занимает особую роль в менеджменте. GR-менеджмент (в переводе с англ. government relations management - отношения с государственными органами власти) нацелен на выстраивание открытых взаимоотношений между государственными органами власти и бизнесом, способствуя привлечению как коммерческих, так и не коммерческих организаций к разработке курса государственной политики в разных сферах экономики. Более того, с понятием данного вида менеджмента тесно переплетается такое понятие как лоббизм (институт политической системы, который представляет собой процесс продвижения интересов отдельных субъектов в государственных органах, преследующий цель - добиться выгодного для себя решения).
В России данный раздел менеджмента еще не приобрел вида единой структурированной системы, поскольку находится на раннем этапе его формирования. Однако GR-менеджмент уже достиг научного и профессионального статуса в российском обществе.
Изучению моделей GR-менеджмента посвящены работы Ясина Е.Г., Уколова В.Ф., Лапиной Н.Ю, Чириковой А.Е., Черкащенко Т.А., Шетова А.А., Шохина А.Н., и т.д. Вместе с тем недостаточно изученными остаются вопросы создания внедрения единой структуры GR-менеджмента для российских организаций, чем обусловлена актуальность данного исследования.
Целью работы является обоснование подходов к совершенствованию технологий GR-менеджмента на примере Республики Бурятия.
Объектом исследования - совокупность технологии GR-менеджмента в России и Республике Бурятия.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Выявить характеристики современного GR-менеджмента на основе исследования эволюции моделей GR-менеджмента и его современных технологий;
2. Рассмотреть особенности и лучшие практики развития GR- менеджмента на российских предприятиях;
3. Проанализировать взаимодействие бизнеса и власти в Республике Бурятия;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию технологий GR- менеджмента и работы GR-служб предприятий Республики Бурятия.
Основные результаты исследования связаны с выявлением особенностей развития и существующих проблем GR-менеджмента в России; обобщением лучших практик GR-менеджмента в России; систематизацией используемых технологий и инструментов GR- менеджмента; разработкой рекомендаций по организации работы GR-служб на предприятиях на основе критериев по ее совершенствованию (на примере Республике Бурятия).
Работа состоит из 3 глав, заключения, списка литературы. В первой главе работы рассмотрены теоретические основы GR-менеджмента с учетом существующих моделей и технологий, а так же зарубежного опыта.
Вторая глава посвящена изучению особенностей развития GR- менеджмента на российских предприятиях, выявлению лучших практик GR- менеджмента в России.
В третьей главе на примере Республики Бурятия рассматриваются площадки взаимодействия бизнеса и власти, направления совершенствования работы GR-служб на предприятиях Республики Бурятия.
Благодаря активному развитию рыночной экономики, отношения бизнеса и государства приобретают все более структурированный и прозрачный характер. Эта тенденция касается не только городов федерального значения, но и регионов. Не смотря на то, что в регионах внедрение и развитие новых направлений происходит значительно медленнее, оно дает результаты.
В результате исследования теоретических основ GR-менеджмента было установлено, что GR-менеджмент способствует повышению эффективности взаимоотношений на -макро и -микро уровнях, помогает решает тактические, экономические и социальные задачи. Были выявлены основные критерии классификации учеными различных моделей GR-менеджмента.
Установлено, что GR-менеджмент в России часто заменяют другими понятиями: PR, лоббизм, коммуникационный менеджмент и т.д. Однако важным этапом является разграничение этих понятий: GR, как и PR -важные блоки коммуникационного менеджмента компании, но имеющие различные объекты управленческого воздействия (решения органов государственной власти, решения общественности). Лоббизм является технологией (инструментом) в рамках GR, имеет политическую (часто «кулуарную») основу.
Особенностью развития GR-менеджмента в странах Европы является слияние направлений PR и GR, что дает положительные результаты в различных сферах деятельности. Кроме того, в странах ЕС введена единая специальная регистрация GR-специалистов, что обеспечивает прозрачность их деятельности.
Наиболее важной особенностью ведения GR-деятельности является представление интересов бизнеса на практике, путем разрешения вопросов государственного значения.
В работе выявлены проблемы, мешающие развитию GR, а так же установлены институциональные возможности развития GR в России.
На пути становления GR-менеджмента в России встречается множество проблем, в частности:
- GR ошибочно связывают с другими понятиями;
- GR-менеджмент в России существует только в структурах крупного бизнеса;
- часть институтов не готова к переходу от теневого лоббизма к цивилизованному GR;
- отсутствие закона о регулировании лоббистической деятельности;
- стремление большинства организаций сотрудничать с органами исполнительной власти, нежели с законодательной, где решения принимают нормативно-правовое оформление.
Проанализированы лучшие практики GR-менеджмента в российских компаниях, проведена диагностика GR-служб на предприятиях. Не смотря на тот факт, что GR только развивается в России уже выявлены значительные изменения в области отношений ОГВ и бизнеса. Изменения характеризуются расширением государственных программ по поддержке предпринимательства, увеличением законодательной инициативы, созданием дополнительных ведомств и служб как на федеральном, так и на региональном уровне.
Установлено, что направление GR-менеджмента как развивающегося в России затронуло лишь крупные города, а не регионы. Республика Бурятия - регион, который развивается обособленно от центральных регионов России, но не менее успешно. Во многом это связано с инициативностью ОГВ Бурятии. Множество инновационных площадок, мероприятий, семинаров проводится по инициативе Правительства Республики.
Республика Бурятия является примером региона, который остался в стороне от GR. Более того, для нее GR - абсолютно новое неизвестное направление. Предприятия региона предпочитают экономить средства на создании новых подразделений, служб и найме дополнительного персонала для представительства своих интересов в ОГВ Бурятии. Тем не менее, потенциал для развития GR в регионе присутствует, об этом говорят законодательные инициативы ОГВ Бурятии, созданные площадки для ведения диалога между властью и представителями бизнеса, а также существующие службы, которые выполняют функцию GR-служб.
Анализ GR-менеджмента в регионе показал, что выявленные проблемы требуют активных финансовых вложений из федерального и регионального бюджета. Однако полученные результаты в дальнейшем смогут покрыть потраченные средства. Стоит отметить тот факт, что активная инициатива в области установления партнёрских отношений с предпринимателями и оказание поддержки со стороны ОГВ Республики способствует благоприятному развитию GR-менеджмента в регионе.
Учитывая зарубежный опыт внедрения GR, были разработаны следующие рекомендации по разработке и совершенствованию GR-служб на предприятиях региона Республики Бурятия:
- внедрение и реализация в учебные программы курса GR- менеджмента как одного из перспективных направлений на базе университетов Республики, совместно с другими университетами России, реализующими данное направление (ГУУ, МГУ, МГИМО, РАНХИГС);
- организация конференций, семинаров для предпринимателей, их консультирование по вопросам GR, организация курсов повышения квалификации совместно с приглашенными представителями крупных российских и зарубежных компаний, в которых внедрена система GR- менеджмента. В т.ч. активное сотрудничество с Иркутской областью с целю перенимания опыта в сфере внедрения GR;
- оказание государственной поддержки представителям промышленности, предоставление необходимых консультации, организация участия представителей в мероприятиях по инновационному и социальноэкономическому развитию региона;
- обеспечение абитуриентов целевыми местами в других регионах и университетах, заключение договоров, согласно которым следует вернуться в республику и отработать в организации не менее 3-х лет;
- разработка программ по поддержке промышленности в Республике аналогично существующим программам по поддержке представителей аграриев;
- организация GR-менеджмента как самостоятельного подразделения в Правительстве Республики Бурятия;
- установление в качестве требований создание GR-служб для представителей среднего и крупного бизнеса для участия в программах государственного заказа, семинарах;
- взаимодействие ОГВ через GR-представителя организации в проведении совместных мероприятий, участии в конкурсе на государственный заказ;
- привлечение региональных СМИ для освещения мероприятий по GR и пропаганды положительного опыта GR в регионе;
- доработка обеспечения прозрачности деятельности и раскрытие информации ОГВ, которые занимаются вопросами государственной поддержки (формирование отчетов, которые размещены в свободном доступе), а также предоставление актуальной информации на сайтах ОГВ и ведомств;
- создание единого реестра по крупным, средним и малым предприятиям Республики, на котором будет размещена вся необходимая информация о деятельности предприятия;
- институционализация обсуждения государственных вопросов с широким участием предпринимателей;
- формирование института независимой экспертизы решений и НПА;
- создание единого информационно-аналитического центра для осуществления GR-деятельности в регионе;
- выделение дополнительного финансирования из регионального и федерального бюджета на создание GR-подразделений в организациях.
Предложенные рекомендации позволяют решить проблемы внедрения и развития GR-менеджмента в Республике. Проявление инициативы не только со стороны ОГВ, но и со стороны предпринимателей - это формирование нового этапа отношений, направленных на развитие и процветание региона.
Развитие GR-менеджмента на базе данного региона - существенный шаг к развитию GR в России. Результаты от реализации данного направления смогут решить экономические, социальные и политические проблемы региона и страны в целом, повысить рейтинг ОГВ в глазах общественности и сформировать долгосрочные доверительные отношения.
1. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 200 с.
2. Ачкасова В.А. GR и лоббизм. Теория и технологии// Под ред. И.Е. Минтусова., О.Г. Филатова. - М.: Юрайт, 2015. - 316 с.
3. Баранов Д.Е. Government relations. -М: РАГС, 2012. - 22 с.
4. Башков А.А. Лоббистическая деятельность корпорации в современной России. - М.: LAP, 2011. - 132 с.
5. Болгова А.Н. Значение GR-менеджмента для осуществления программы «Электронная Россия»// Вестник СПБГУ. Серия: Интернет и современное общество.-№ФС77-51036. - 2008.
6. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство. -М: Юрайт, 2015. - 346 с.
7. Белокрылова О.В. Государственные антикризисные программы поддержки бизнеса. - М.: Содействие, 2010. - 312 с.
8. Блинов А.О. Управленческое консультирование. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 212 с.
9. Брыкин А.В. Взаимодействие с органами государственной власти. - М.: Наука, 2013. - 256 с.
10. Вакансии в сфере GR [Электронный ресурс] URL: http://www.superjob.ru/research/articles/111660/gr-menedzher/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
11. Валитов Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса. Сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. - М.: Экономика, 2012. - 208 с.
12. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. - М.: Юрайт, 2005. - 350 с.
13. Виханский О.С. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие// Под ред. Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. - М.: РОССПЭН, 2012. - 407 с.
14. Вуйма А.Ю. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений. - СПб.: Питер-Пресс, 2008. - 384 с.
15. Гарантийный фонд Бурятии [Электронный ресурс] URL: http://www.gfb-baikal.ru , свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
16. Глобальный индекс конкурентоспособности [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 12.04.2016 г.
17. Евсеев В. А. Основы организации работы с органами власти // Под ред. А. Е. Дынина. - М., Ассоциация Менеджеров, 2006. - 13 с.
18. Ермошина Г.П. Региональная экономика. - М.:ИНФРА-М, 2015.576 с.
19. Зверев Е.А. Лоббизм в России. - М.: LAP, 2011. - 136 с.
20. Зобин А.В. GR-менеджмент на новом этапе развития// Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований.-№2.-2012.
21. Кинякин А. А. Government relations как форма общественнополитической и бизнес коммуникации: к определению понятий // Вестник Российского Университета Дружбы народов. Серия: Политология. - № 1. - 2009.
22. Колесников В.Н. Политический менеджмент. Учебное пособие для бакалавров. - СПб.: Питер, 2013. - 325 с.
23. Коробейникова Н.Ю. GR-коммуникации в условиях развития современного российского бизнеса // Вестник НИУ ВШЭ. Серия: Бизнес. Общество. Власть. - №4. - 2010.
24. Круглова Н.Ю. Антикризисное управление. - М.: КиноРус, 2013. -
400 с.
25. Купряшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. - М.: МГУ, 2012. - 312 с.
26. Лякин А.Н. Экономическая политика. - М.: Юрайт, 2015. - 432 с.
27. Максимов Д.А. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса современной России. - М.: Ленанд, 2009. - 144 с.
28. Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия [Электронный ресурс] URL: http://minpromtorg.govrb.ru , свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
29. Никитин А.М. GR для малого и среднего бизнеса. - М.: Проспект, 2016. - 100 с.
30. Николаев М.А. Инвестиционная деятельность. - М.: Инфра-М, 2009. - 316 с.
31. Павлюк А.Н. Лоббизм как социальная практика современной России. - М.: Политэкс, 2011. - 252 с.
32. Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. - М.: Наука, 2013. - 351 с.
33. Петраченко А.Е. Коррупция: опыт междисциплинарного анализа//Вестник СПБГУ. Серия: 6.- №4. - 2008.
34. Попов С.А. От теории стейкхолдеров - к реализации концепции общих ценностей// Российское предпринимательство.-№2. - 2013.
35. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 464 с.
36. Правительство Республики Бурятия [Электронный ресурс] URL: http://egov-buryatia.ru, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
37. Расторгуев С.В. Власть и бизнес современной России. - М.: Росмэн, 2013. - 328 с.
38. Республиканская целевая программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2016 годы [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/819030919, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
39. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] URL: http://rspp.ru , свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
40. Светлов В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 306 с.
41. Синякова М.Г. Основы управленческого консультирования. - М.: Феникс, 2015. - 400 с.
42. Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия [Электронный ресурс] URL: http://burya.rspp.ru/about, свободный. Загл. с экрана.
- Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
43. Тимофеева Л.Н. Связи органов государственной власти с общественностью.- М.: РАГС, 2009. - 351 с.
44. Толстых П. «GR. Практикум по лоббизму в России». - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 379 с.
45. Торгово-промышленная палата Республики Бурятия [Электронный ресурс] URL: http://tpprb.com/levoe-menyu/seminaryi/, свободный. Загл. с экрана.
- Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
46. Тофлер Э.Н. Метаморфозы власти. - М.: АСТ, 2012. - 672 с.
47. Уколов В.Ф. Государственно-частное партнёрство и стратегические альянсы бизнеса. - М.: Издательство «Проспект», 2009. - 68 с.
48. Федеральной служба государственной статистики по Республике Бурятия [Электронный ресурс] URL: http://burstat.gks.ru/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
49. Федеральная налоговая служба по Республике Бурятия
[Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/m03/ifns/imns03_02/,
свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
50. Филатова О.В. GR и лоббизм. Теория и технологии. - М.: Юрайт, 2015. - 316 с.
51. Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия [Электронный ресурс] URL: http://www.fondpodderjki.ru, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
52. Черкащенко Т.А. Классификация GR-технологий:
коммуникативный подход [Электронный ресурс]. - МЕДИАСКОП - электронный научный журнал. - Выпуск №4. - 2015 г. - URL:
http://www.mediascope.ru/node/2045 МЕДИАСКОП - электронный научный журнал (дата обращения 25.04.2016).
53. Черноскутова М.В., Меньшина Н.Н. Международный научный вестник. - М.: Дрофа, 2012. - 329 с.
54. Чумиков А.Н. Государственный PR. Связи с общественностью для государственных организаций и проектов. - М.: Инфра-М, 2013. - 336 с.
55. Шапкин И.Н. Из истории лоббизма в России. - М.: Эксмо, 2012. -
316 с.
56. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью. - М.: Экзамен, 2012. - 416 с.
57. Шатилов А.С. GR для эффективного бизнеса. - М.: Форум, 2015. -
160 с.
58. Шетов А.А. Особенности создания и функционирования GR- департаментов в структуре российских копаний Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Сборник докладов VI международной научно- практической конференции, 25 ноября 2014 г. Отв. ред. Т.В. Игнатова. - Ростов н/Д.: ЮРИУ РАНХиГС, 2014.
59. Шохин А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском союзе. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 160 с.
60. Шохин А.Н. Бизнес и власть в России. - М.: ГУ ВШЭ, 2011. - 352 с.
61. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. Дата обращения: 02.05.2016 г.
62. Юргенс И.Ю. Очередные задачи российской власти. - М.: Росспэн,
2009. - 350 с.