Введение 3
Глава 1. Административно-правовые средства в системе правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних 7
1.1 Понятие и особенности административно-правовых средств защиты несовершеннолетних 7
1.2 Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними 15
1.3 Виды ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных действий 24
Глава 2. Нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних: административно-правовой аспект 27
2.1 Законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов несовершеннолетних 27
2.2 Особенности статуса несовершеннолетнего как особого субъекта административно-правовой защиты 31
Глава 3. Организационно-правовые меры совершенствования административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних 36
3.1 Государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации и зарубежных странах 36
3.2 Органы опеки и попечительства: проблема реформирования в современных условиях 50
3.3 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 64
3.4 Уполномоченный по правам ребенка 68
Заключение 73
Список используемых источников 76
Одним из основных условий успешного развития нашей страны на долгие годы является воспитание достойной смены, граждан страны, которые будут гордиться тем, что они Россияне.
Именно поэтому важнейшим приоритетом власти является обеспечение Конституционных прав граждан, на безопасную и комфортную жизнь, на что неоднократно акцентировал внимание органов представительной и исполнительной власти Президент России. От этого зависит и авторитет власти, и доверие к ней населения.
Граждане РФ, как и любой другой страны, хотят чувствовать себя в безопасности, и чтобы их законные права и интересы не нарушали, и дети не исключение. Они наравне с взрослыми наделены общими правами, но в силу возраста они не могут реализовать все права. Поэтому, защита на права детей, такие как право на жизнь лежит на плечах государства, которое руководствуется Конституцией РФ и Декларацией по правам ребенка.
Мы верим, что большинство людей во всем мире - являются добропорядочными гражданами, и в основу их жизни входит руководство принципами морали и нравственности. Что такие люди учитывают мнения других, поступают по совести, не нарушают свои обязанности и исполняют закон.
Если все люди жили и вели себя так, то можно было бы отказаться от полиций, судов, и тюрем. Но, к сожалению, эта картина далека от реальности. В мире постоянно совершаются различные преступления и правонарушения, в том числе и с несовершеннолетними.
Вопросам защиты прав несовершеннолетних уделялось и уделяется немало внимания со стороны ученых. Несмотря на результаты многочисленных научных изысканий, они иллюстрируют затяжной характер не разрешенных в полной мере до настоящего времени актуальных задач в данной сфере.
Актуальность данной темы заключается в том, что ребенок - является самым уязвимым субъектом, и в то же время самым важным, так как залог светлого будущего - это забота о детях, и предоставление им нужных условий для жизни.
К сегодняшнему дню совершается все больше и больше преступлений, связанных с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
В большинстве случаев, данные преступления происходят в семье. Родители, а также лица их заменяющие, вместо того, чтобы содержать своих детей надлежащим образом, уклоняются от своих обязанностей, от уплаты алиментов, и в худшем случае применяют насилие и жестокое обращение. Также увеличивается рост совершения административных правонарушений должностными лицами.
Правоохранительные органы стараются всеми способами эффективно обеспечить защиту прав и законных интересов детей, но, несмотря на все усилия, это остается самой острой проблемой нашей страны.
Объектом данной работы можно считать совокупность норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.
Предметом являются общественные отношения, регулирующие административно-правовую защиту прав и законных интересов детей в РФ.
Цель работы:
1. Определить административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2. Рассмотреть работу органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних;
3. Выявить проблемы в правовом регулировании статуса несовершеннолетнего, в осуществлении уполномоченными возложенных на них функций,
4. Предложить рекомендации по улучшению нормативно-правовой базы государственной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, и по совершенствованию административно-правовой ответственности за правонарушения, которые были совершены в отношении несовершеннолетних.
Для достижения поставленных целей, нужно выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть и обработать нормативные правовые акты;
2. Проанализировать специальную литературу;
3. Исследовать понятие правового статуса несовершеннолетнего, административно-правовых средств защиты его прав и законных интересов;
4. Изучить проблемы административно-правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних, уполномоченного по правам ребенка, органов опеки и попечительства
5. Выявить актуальные недостатки и пробелы в государственной системе по защите прав и законных интересов ребенка.
Методологическая основа проведенного исследования включает следующие методы научного познания:
• Всеобщий метод: использование различных мировоззренческих подходов для объяснения сущности предмета исследования.
• Общенаучные методы, применяемые на отдельных этапах исследования предмета работы, в частности, использование системного и функционального подходов, метода анализа и синтеза.
• Частнонаучные методы: специально юридический, включающий формально-юридический метод, позволяющий дать определение юридическим понятиям, определить их признаки, дать классификацию.
В процессе написания работы бы использован статистический метод, позволяющий основывать некоторые умозаключения на количественных показателях тех или иных социальных явлений.
В работе были использованы различные материалы судебной практики.
В теоретическую основу были включены труды следующих авторов: Лобанова Т.В., Нечаева А.М., Садина О.В., Бондаренко О. А., Борисова Н.Е. и т.д.
В качестве нормативной основы были использованы:
Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Федеральный закон "Об опеке и попечительстве".
Научная новизна диссертации заключается в комплексном анализе правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации. В работе рассматриваются проблемы обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних с позиции реформирования административно-правовой системы управления в данной сфере.
Практическая значимость заключается в предложении практических решений по совершенствованию российского законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в определении основных путей развития государственного управления в данной области.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список используемых источников.
Дети являются особой категорией лиц, для которых государство устанавливает усиленные меры защиты. Родители, иные лица, или государство должны обеспечивать интересы детей, нормальную среду обитания, благоприятные условия для жизни и развития.
Любые нарушения прав несовершеннолетних, ущемление их интересов, насилие и дискриминация в их отношении не допустима.
Правовой статус несовершеннолетнего определяется не отдельной отраслью законодательства, а определяется межотраслевым институтом, включающим систему норм, как российского законодательства, так и международно-правовых норм, которые регламентируют права, свободы и обязанности человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста.
В России правам детей уделяется большое внимание. Политика Российской Федерации, направлена на защиту их права и законных интересов. Дети обладают особыми правами на жилье, которые охраняются государством.
Также проблема в обеспечении охраны и защиты, прав и законных интересов детей до сих пор остаются одной из острейших, привлекая к себе внимание самой широкой общественности, несмотря на значительные перемены, которые произошли в России в течение последних десяти лет.
Правоохранительные органы, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних - как могут, стараются исправить ситуацию. Но проблема заключается в недостаточной системности, которая проявляется в отсутствии должных связей между различными субъектами их применения (государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, судьями и др.)
Подростки зачастую не задумываются о своих проступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно.
Часто подростки отвечают, что не знали, что это наказуемо, что этого делать нельзя, но незнание закона не освобождает от ответственности, и за совершенные поступки надо отвечать. Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм.
Данный факт относится скорее к родителям и их недобросовестному воспитанию своих детей.
К сожалению, отношения между родителями и детьми до сих пор остаются самой острой проблемой, так как родители не всегда в полной мере осуществляют свои законные обязанности, в отношении своих детей.
Поэтому, количество несовершеннолетних, которые стали жертвами преступности, остается на недопустимо высоком уровне, и также количество брошенных детей растет с катастрофической быстротой.
Также государство взяло на себя ответственность за благополучие детей в России. Для этого были созданы выплата детских пособий, бесплатное дошкольное, начальное, среднее и высшее образование и т.д.
Политика российского государства направлена на защиту законных интересов несовершеннолетних детей, это указано, прежде всего, в части 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации, где отмечается, что забота о детях, что их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей.
На сегодняшний день сформирована нормативно-правовая база, которая ориентирована на улучшение положения детей в России. Но она не работает в достаточной мере, для ее улучшения можно предложить:
1. Упростить процедуру усыновления, оформления опеки, для одиноких людей и людям, не состоящим в браке;
2. Увеличить количество работников органов опеки и попечительства;
3. Обязать сотрудников учебных и медицинских учреждений, обращать внимание на социальную обстановку в семье;
4. Увеличить общение несовершеннолетнего с психологами в садах и школах;
5. Освещать проблемы неблагополучных детей в средствах массовой информации.
И таким образом, в будущем, можно надеяться на улучшение положения несовершеннолетних.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. №29
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // СЗ РФ. 2015. №48
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.04.2017) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188- ФЗ (ред. от 29.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2019 // "Российская газета", N 1, 12.01.2005
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // СЗ РФ. 2016. № 14
7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802
8. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177
9. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 03.08.2018) // "Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755
10. Федеральный закон "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 22.02.2017 N 14-ФЗ (последняя редакция) // "Российская газета", N 40, 27.02.2017
11. Федеральный закон «О полиции»: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - «КонсультантПлюс» (Дата обращения 12.04.2019)
12. Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 15
13. Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» от 1сентября 2009г. №986 (ред. от 15.01.2019)// СЗ РФ. 2009. №36. Ст.4312.
14. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 (ред. от 07.12.2016) "Вопросы организации полиции" (ред. от 07.12.2016) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - Справ. -правовая система «КонсультантПлюс» (Дата обращения 15.05.2019).
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. №7.
...