Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий 10
1.1 Развитие умения осуществлять выбор деятельности, как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Индивидуальные траектории: сущность, использование индивидуальных траекторий в процессе развития 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий 17
2.1 Изучение уровня развития у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий 17
2.2 Содержание и методы работы по развитию у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий 28
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий 43
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей 58
Приложение Б Протоколы диагностических заданий констатирующего эксперимента 59
Приложение В Протокол результатов диагностики уровня развития умения осуществлять выбор деятельности (констатирующий эксперимент) 65
Приложение Г Анкета для педагогов 66
Приложение Д Анкета для родителей 67
Приложение Е Расчет ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена 68
Приложение Ж Центр «Математики» 70
Приложение И Центр «Здравик» 76
Приложение К Центр «Игротека» 78
Приложение Л Центр «Фантазеры» 82
Приложение М Движение ребенка по индивидуальной траектории 85
Приложение Н Протоколы диагностических заданий контрольного среза 86
Приложение П Протоколы результатов диагностики уровня развития умения осуществлять выбор деятельности (контрольный срез) 92
Приложение Р Сравнительные результаты диагностики контрольного и констатирующего экспериментов 93
Актуальность исследования. Проблема развития у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с социальным заказом общества в человеке, готового самостоятельно принимать решения. Одна из задач ФГОС ДО является формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста.
Накоплен значительный опыт в исследовании проблем умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий: изучение самостоятельности (Л.С. Выготский, В.Д. Иванов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.П. Кузакова), определение сущности понятий «самостоятельность», «индивидуальные траектории», выявлены специфические особенности умения осуществлять выбор деятельности (Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Аркин, Е.А. Флериной), фундаментальные проблемы умения осуществлять выбор деятельности, условий его развития, изучена структура конкретных способностей, предложены способы изучения и формирования индивидуальных траекторий.
Развитие умения осуществлять выбора деятельности - важная проблема в современном мире. Данное умение обеспечивает детям успешность и независимость. Исходя из анализа исследований, мы можем сказать, что этой проблеме уделено недостаточно внимания. Г.Н. Година и Т.И. Бабаева рассматривали формирование данного умения в основном в рамках развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Ш.А. Амонашвили и Л.В. Веденисова работали с группой детей подросткового и юношеского возраста.
Возможный выход из создавшегося положения мы видим в развитии системы вариативного образования. Зарекомендовав себя как система XXI века, она включает наряду с базовым образовательным стандартом предметы свободного выбора и индивидуальный подход к деятельности. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении детей по индивидуальным траекториям развития.
Индивидуальная траектория - это целенаправленная образовательная программа, обеспечивающая ребенку позиции субъекта выбора. А также разработки и реализации образовательного стандарта при осуществлении взрослым педагогической поддержки (Е.А. Межевикина, Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская).
Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность. Индивидуализация образования и воспитания обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка, позволяет формировать навыки самообразования и самореализации личности.
Таким образом, возникает противоречие между заявляемой нами необходимостью индивидуального подхода к обучению детей и недостаточной реализацией его в практике дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования выбрана благодаря решению противоречий: результат влияния индивидуальных траекторий на развитие у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий обучения.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке влияния индивидуальных траекторий развития детей 6-7 лет на умение осуществлять выбор деятельности.
Объект исследования - процесс развития у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности.
Предмет исследования - индивидуальные траектории как средство развития у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития умения осуществлять выбор деятельность посредством индивидуальных траекторий возможен, если:
• раскрыта сущность умения осуществлять выбор деятельность в системе взаимосвязанных педагогических понятий;
• теоретически обоснованы и разработаны индивидуальные траектории, обеспечивающие действия с детьми: диагностировать, устанавливать содержательный контакт с детьми и их родителями, организовывать деятельность с детьми, владеть способами побуждения к выбору деятельности;
• дано экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки уровня развития умения осуществлять выбор деятельности;
• апробирована поэтапная реализация процесса (обучающий и деятельностный) с учетом развития умения осуществлять выбор деятельности
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий, выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Определить показатели, диагностические задания и уровни развития у детей старшего дошкольного возраста умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий.
3. Разработать содержание, формы и методы развития у детей старшего дошкольного возраста умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (дидактические игры, изучение предметно - игровой среды, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• современные концепции личностно-ориентированного образования (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская);
• положение педагогов и психологов об индивидуальной траектории развития как персональном пути реализации личностного потенциала каждого ребенка в образовательном процессе (А.В. Хуторской, Е.А. Межевикина, Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская).
Новизна исследования:
• выявлена возможность развития умения осуществлять выбор деятельность посредством индивидуальных траекторий;
• определены показатели, диагностические задания и уровни развития умения осуществлять выбор деятельность.
Теоретическая значимость исследования: расширено понятие «развитие умения осуществлять выбор деятельности», которое рассматривается как действия детей, направленные на обеспечение возможности реализовать свои интересы и склонности при выборе деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность использовать в практике работы дошкольной образовательной организации диагностические задания по выявлению у детей старшего дошкольного возраста уровня развития умения осуществлять выбор деятельность посредством индивидуальных траекторий.
Экспериментальная работа проходила на базе детского сада АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад №140 «Златовласка» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 3 рисунка, 15 таблиц, список используемой литературы (34 источника), 12 приложений. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
В нашем исследовании ребенок рассматривается как личность, которая выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Исходя из теоретического анализа понятие «умение осуществлять выбор деятельности» определяется нами, как уровень освоения ребенком способа выбора деятельности на основе своих интересов и побуждений, направленный на удовлетворение внутренней потребности и достижения результата.
На основании проведенного эмпирического исследования уровня развития умения осуществлять выбор деятельности у детей 6-7 лет условно выделили три уровня: недостаточный, близкий к достаточному и достаточный.
Невысокие показатели уровня развития умения осуществлять выбор деятельности у детей 6-7 лет, обусловлены особенностями педагогической практики. Педагоги недостаточно методически подготовлены. Родители также не обладают должным уровнем подготовки к успешному решению задач. Отсутствует систематическая работа формированию у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности.
Проведенное исследование показало, что проблема развития умения осуществлять выбор деятельности у детей подготовительной группы актуальна.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показали, что большинство детей характеризуются недостаточными представлениями о личностно-значимых видах деятельности. Некоторые дети испытывают трудности при выборе интересного для них задания по картинкам, меняют решение, сомневаются. В основном отдают предпочтение игре. В решении многих ситуаций проявляется стремление детей обратиться за помощью к взрослому (воспитателю, родителю). Есть дети, которые интуитивно выбирают вид деятельности, не сумев объяснить свой выбор. В других случаях выбирают тот вид деятельности, который выбрал их друг.
В работе доказано, что умение осуществлять выбор деятельности у детей 6-7 лет можно развивать. Следуя по индивидуальным траекториям, дети приобретают самостоятельность, компетентность и самоуважение. Индивидуальная траектория понимается нами как целенаправленная дифференциальная программа, которая обеспечивает ребенку возможность реализовать свои склонности и интересы при выборе деятельности.
В ходе исследования выявлено, что развитие у детей 6-7 лет умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий происходит успешно при реализации поэтапной работы, такая работа обеспечивает постепенное овладение способами выбора деятельности и осуществления выбора детьми на основе своих интересов и склонностей.
Подтверждение нашлось в процессе проведения контрольного эксперимента. Мы сравнили обобщенные результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы, был отмечен рост уровня развития умения осуществлять выбор деятельности у детей 6-7 лет.
Результаты исследования свидетельствуют, что дети стали проявлять больше самостоятельности, независимости при выборе деятельности. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Данное исследование не исчерпывает всех возможных направлений изучения проблемы развития умения осуществлять выбор деятельности у детей 6-7 лет ввиду ее многоплановости.
1. Акимова М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальных подход. М.: Знание, 2006. 56 с.
2. Антропова М. В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиологическая оценка // Педагогика. 2012. №10. С. 46-53.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2015. 467 с.
4. Глушенкова А. В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) // Директор школы. 2008. №4. С. 73-77.
5. Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей. Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 12
6. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Просвещение, 2013. 144 с.
7. Гормин А. Модели индивидуальных траекторий обучения // Директор школы. 2007. №1. С. 69-74.
8. Детская практическая психология: Учебник (под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской). М.: Гардарики, 2005. 255 с.
9. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Просвещение, 2006. 120 с.
10. Журавлева К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку // Директор школы. 2008. №3. С. 53-58.
11. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. Москва, 2014. 66 с.
12. Князева Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР // Коррекционная педагогика. 2015. № 1. С. 62-66.
13. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Москва: Академия, 2015. 431 с.
14. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах // Общение и возрастные особенности. Минск: БГУ. 2011. 234 с.
15. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2014. 115 с.
...