Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии

Работа №107352

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический аспект использования средств игротерапии по снижению тревожности у старших дошкольников 6
1.1 Психологическая характеристика старшего дошкольного
возраста 6
1.2 Тревожность дошкольников как психолого-педагогическая
проблема 9
1.3 Игротерапия как средство снижение тревожности у детей
старшего дошкольного возраста 13
Глава 2 Эмпирическое исследование тревожности и ее снижение посредством игротерапии у старших дошкольников 19
2.1 Выявление уровня тревожности у старших дошкольников.... 19
2.2 Коррекционная работа по снижению тревожности
средствами игротерапии у старших дошкольников 25
2.3 Определение эффективности коррекционных работы по
снижению тревожности у старших дошкольников 34
Заключение 39
Список используемой литературы 43


Актуальность. В современном обществе наблюдается тенденция увеличения численности детей с наличием эмоциональных нарушений, зачастую проявляющихся в тревожности. Учитывая, что система дошкольного образования в нашей стране в качестве одной из задач ставит «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», что отражено в ФГОС ДО [23], исследование средств снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста является актуальным.
Цель исследования: исследовать особенности использования средств игротерапии по снижению тревожности у старших дошкольников.
Объект исследования: коррекционная работа по снижению тревожности у старших дошкольников.
Предмет исследования: игротерапия как средство снижения тревожности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывалась на том, что средства игротерапии способствуют снижению тревожности у старших дошкольников и включают игры, направленные на снижение напряженности и мышечных зажимов, на развитие уверенности в себе, повышение эмоционального тонуса и коммуникативных умений.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по проблеме повышенной детской тревожности;
- оценить уровень тревожности у старших дошкольников;
- провести коррекционную работу по снижению тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии;
- оценить эффективность игровой терапии в снижении тревожности у детей.
Теоретико-методологической основу исследования составили работы отечественных исследователей по проблеме тревожности у детей дошкольного возраста: М.В. Астапова, В.А. Бакеева, А.И. Захарова, Н.Е. Лысенко, Н.Д. Левитова, Н.В. Имедадзе, Е.И. Рогова, Е.В. Новикова, Б.И. Кочубей; и зарубежных авторов: З. Фрейда, Р. Кеттелла, Ч.Д. Спилбергера, Ю.Н. Ханина, К. Роджерса, Р. Сирса [1, 3, 11].
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования);
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования - в условиях работы типового ДОУ был разработан цикл игровой деятельности для снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные мероприятия по игротерапии были успешно апробированы в ДОУ. Результаты исследования позволяют рекомендовать данные мероприятия в практической деятельности ДОУ для снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста.
База исследования ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово. Количественный состав выборки составил 50 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка используемой литературы (в количестве 26 источников).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс развития ребенка сопровождается рядом кризисных этапов, особенно это характерно в дошкольном возрасте. Одним из проявлений кризисного периода можно назвать состояние тревожности, которое ярко проявляется при наступлении кризиса в трехлетнем возрасте, связанное с отрывом ребенка от матери с началом посещения детского сада. Позднее (старший дошкольный возраст) тревожность у детей возникает по разным причинам: низкая самооценка, переход к новым видам деятельности (учебная, процесс подготовки к школе), страх потерять родителей.
Как правило, определить наличие тревожного состояния у ребенка можно по ряду признаков: беспокойное поведение, плохой сон, появление раздражительности, мышечного напряжения, внимание становится рассеянным, ребенок не эмоционален, снижается аппетит.
Прежде чем спланировать коррекционные действия и меры для ликвидации или сглаживания тревожного состояния у ребенка, психолог должен установить причины, по которым оно возникает.
При этом благодаря своей простоте и эффективности игровую терапию всё чаще применяют в целях коррекции эмоциональной составляющей психического состояния ребенка, обнаруженных у него поведенческих отклонений.
В большинстве случаев причинами появления тревожности у детей дошкольного периода развития служат проблемы в их семьях, взаимоотношения в семье. Объясняется такой факт просто - основная группа, в которой социализируется ребенок в данном возрасте - это семья.
Благодаря своей простоте и эффективности игровую терапию всё чаще применяют в целях коррекции эмоциональной составляющей психического состояния ребенка, обнаруженных у него поведенческих отклонений.
В данной работе нами было проведено эмпирическое исследование тревожности и ее снижению у старших дошкольников средствами игротерапии.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово.
В исследовании приняли участие 2 группы старших дошкольников, по 25 человек в каждой.
Учитывая цель, задачу и гипотезу, исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Основной задачей констатирующего эксперимента было оценить уровень тревожности у старших дошкольников.
Основной задачей формирующего эксперимента было провести коррекционную работу по снижению тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии.
Основной задачей контрольного эксперимента было оценить эффективность проведенной коррекционной работы по снижению тревожности у детей.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- анализ психологической литературы и подбор диагностических методик;
- знакомство с коллективом испытуемых;
- проведение оценки уровня тревожности у детей в обеих группах;
- обработка результатов;
- проведение коррекционной работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии;
- повторная оценка уровня тревожности у детей в обеих группах;
- оценка эффективности опытно-экспериментальной работы.
Для диагностики уровня тревожности были выбраны следующие методики:
- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
- Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан;
- Опросник (тест) тревожности Филлипса.
По результатам первой диагностической методики был сделан вывод, что у детей был диагностирован достаточно высокий уровень тревожности: в КГ лишь у 8 % был отмечен низкий уровень тревожности, у 4 8% - средний и у 44 % - высокий. В ЭГ низкий уровень тревожности был отмечен у 12 % детей, средний - у 36 % и высокий - у 52 %.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что уровень тревожности у детей достаточно высокий.
По результатам второй диагностической методики можно сделать вывод, что в КГ - лишь у 4 % детей был диагностирован низкий уровень тревожности, средний - у 64 % и высокий - у 32 %.
В ЭГ низкий уровень тревожности был диагностирован - у 8 % детей, средний - у 40 % и высокий - у 52 %.
По результатам третьей диагностической методики был сделан вывод, что у детей также был диагностирован достаточно высокий уровень тревожности: в КГ - у 24 % был отмечен нормальный уровень тревожности, повышенный - у 52 % и высокий - у 24 %.
В ЭГ у 32% был отмечен нормальный уровень тревожности, повышенный - у 44 % и высокий - у 24%.
На основании полученных данных был сделан вывод, что уровень тревожности у старших дошкольников достаточно высокий и требует коррекционной работы, направленный на снижение тревожности.
Поскольку формирующий этап педагогического эксперимента проходил зимой, было принято решение проводить именно зимние русские народные подвижные игры.
В рамках педагогического эксперимента народные подвижные игры в рамках коррекционной работы по снижению тревожности проводились с детьми экспериментальной группы 2 раза в неделю.
После проведенной коррекционной работы, направленной на снижение тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии, была проведена повторная оценка выявления тревожности.
По результатам теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена на контрольном этапе был сделан вывод, что в КГ - лишь у 8 % был отмечен низкий уровень тревожности, у 48 % - средний и у 44 % - высокий.
В ЭГ результаты были значительно улучшены: низкий уровень тревожности был отмечен - у 40 % детей, средний - у 52 % и высокий - у 8 %.
Полученные результаты по методике А.М. Прихожан на контрольном этапе позволили сделать вывод, что в КГ - у 4 % детей был диагностирован низкий уровень тревожности, средний - у 64 % и высокий - у 32 %.
В ЭГ результаты были значительно улучшены: низкий уровень тревожности был диагностирован у 52 % детей, средний - у 40 % и высокий - у 8 %.
По результатам методики Филипса был сделан вывод, что в КГ - у 24 % был отмечен нормальный уровень тревожности, повышенный - у 52 % и высокий - у 24 %.
В ЭГ результаты были значительно улучшены: у 64 % был отмечен нормальный уровень тревожности, повышенный - у 32 % и высокий - у 4 %.
На основании полученных данных был сделан вывод, что уровень тревожности у старших дошкольников в ЭГ был значительно снижен, что свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной работы.



1. Абакарова Э. Г. Игровая терапия как модифицированный психокоррекционный метод, направленный на восстановление механизмов конституциональной компенсации и адаптации // Сибирский педагогический журнал. 2019. №6. С. 313-318.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей. М. : Пер Сэ, 2017. 160 c.
3. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 2020. № 5. 218 с.
4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 2018. 800 с.
5. Давыдов В. В. Психологический словарь. М. : Просвещение, 2018. 353 с.
6. Ждакаева Е. И. Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений // Омский научный вестник. 2018. №6. С. 160-163.
7. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2019. 448 с.
8. Ильин Е. П. Психология. СПб. : Питер, 2004. 560 с.
9. Костина Л. М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников // Вестник МГТУ. 2017. №2. С. 347-353.
10. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 1 -14.
11. Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. М. : Знание, 2018. 80 c.
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 276 с.
13. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. : Международная педагогическая академия, 2014. 368 с.
14. Немов Р. С. Психология. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
639 с.
15. Поливанова К. Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М. : Педагогика, 1989. 284 с.
16. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт, 2010. 304 c.
17. Развитие общения со сверстниками / ред. А. Г. Рузская. М. : Педагогика, 1989. - 211с.
18. Репина Н. В. Основы клинической психологии. М. : Просвещение, 2013. 480 с.
19. Смирнова Е. О. Детская психология. СПб. : Питер, 2009. 304 с.
20. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками М : Академия, 2000. 342 с.
21. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей. Просвещение, 2012. 229 с.
22. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии. М. : Академия, 1998. 304 с.
23. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
24. Фрейд З. Психология бессознательного. М. : 1997. 552 с.
25. Хёйзинга Й. Человек играющий. Санкт-Петербург.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М. : Канон+РООИ «Реабилитация», 2013. 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ