1. Введение.
2. Нарушения психического развития у детей, их виды.
Психическое недоразвитие.
Задержка психического развития.
Поврежденное психическое развитие.
Дефицитарное психическое развитие.
Искаженное психическое развитие.
Дисгармоничное психическое развитие.
3. Психические особенности детей с ЗПР.
4. Особенности речевых нарушений у детей с ЗПР.
5. Принципы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.
6. Заключение.
7. Список литературы.
В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. Процессы мышления говорящего человека осуществляются во многих случаях с участием речи, и, прежде всего, внутренней речи. При порождении речевых высказываний, особенно связной речи, их структура и программирование закладываются на смысловом этапе и определяются уровнем развития познавательной деятельности. В связи с этим, одной из актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Чем раньше с ребенком, у которого наблюдается задержка психического развития, будет начата коррекционная работа по исправлению речевых нарушений тем выше процент того, что в дальнейшем он добьется больших успехов в обучении и не только, чем тот ребенок, с которым такая работа проводиться не будет. Для того чтобы правильно вести коррекционную работу с таким контингентом детей, необходимо знать виды нарушений психического развития у детей, в своей работе я использовала классификацию по В.В. Лебединскому.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы понять и по возможности изучить причины, симптоматику, а также механизмы нарушения речи у детей с ЗПР, которые позволят мне более осознанно проводить дифференциальную диагностику нарушений речи у детей с первичным нарушением развития и у детей с интеллектуальной недостаточностью, более точно определять структуру речевого дефекта и осуществлять дифференциальный подход в процессе коррекционно-логопедического воздействия.
Актуальность моей работы я вижу в том, что в настоящее время растет количество детей с данным видом отклонения в развитии и логопедам необходимо четко понимать и знать какие принципы лежат в основе коррекционной
.............
В заключение своей курсовой работы хочу подчеркнуть то, что задержка психического развития на сегодняшний день отнюдь не редко встречающееся нарушение у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Связано это с целым рядом факторов, которые я попыталась описать и раскрыть в процессе написания своей работы. Логопедические детские сады в настоящее время не страдают отсутствием контингента детей с речевыми нарушениями, которые в свою очередь часто обусловлены именно задержкой психического развития того или иного генеза. При исправлении звукопроизношения и в работе над развитием речи логопеды используют не только логопедические, но и психологические задания, упражнения, которые способствуют развитию таких важных функций у детей как память, внимание, восприятие, мышление и ряда других не менее значимых функций без которых ребенок не может вырасти полноценным человеком, например таких как воображение. Эта тема мне интересна как будущему специалисту по работе с детьми, страдающими нарушениями речи. Подбирая литературу для написания этой курсовой, могу сказать, что за последние несколько лет интерес к этой проблеме, а именно к нарушению речи у детей с задержкой психического развития, со стороны логопедов, психологов значительно возрос. Также хочу добавить о роли семьи в коррекционной работе с данной группой детей. Развитие речи ................
1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.
2. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР. – Дефектология. 1990.- №6.
3. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. – Дефектология. 2003. - №1.
4. Дети с временной задержкой развития. Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М., 1971.
5. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития – М. 2000.
6. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М., 2003.
7. Психология детей с нарушениями психического развития. – Спб.,2001.
8. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – Логопедическая работа с дошкольниками. – М., Академия. 2003.
9. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. Под ред. Е.А. Стребелева. – М., Полиграф-сервис., 2000
10. Г.Г. Голубева Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб. «Союз»., -2000.
11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР., - М., 1994.