Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников на уроках технологии 8
1.1 Особенности формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности 8
1.2 Возможности уроков технологии в формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии 21
2.1 Диагностика уровня сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности 21
2.2 Содержание работы по формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии 38
2.3 Результаты исследования 44
Заключение 56
Список используемой литературы 61
Приложение А Характеристика выборки исследования 63
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 64
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 66
Актуальность выбранной темы выражается в том, что проблема формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников постоянно находится в поле внимании педагога. При поступлении в образовательное учреждение у ребенка зарождаются новые мотивы, меняются приоритеты мотивационной системы. Имевшее ранее смысл отношение к играм, отходит на задний план, а не передний встает отношение к образованию и тяге к познаниям. Однако, проблема мотивации остается неизменной, так, как и к новым побуждениям может со временем пропасть интерес.
Однако на этапе начальной школы учебная мотивация у детей может снизиться под влиянием разных факторов: в результате неуверенности в своей успешности в дальнейшем более сложном содержательно и организационно обучении; неопределенности в ожидаемых изменениях, непонятности в иных предъявляемых требованиях, новых ученических функциях и взаимоотношениях с субъектами образовательного пространства школы. Л. И. Божович, которая занималась изучением проблем формирования мотивов учебной деятельности, отмечала, что, если интерес к учебе у детей пропадет, тем самым падает их успеваемость, а все это связано с постепенно угасающей мотивацией к учебе. В связи с этим, всё большое участие в социализации и формировании мотивации учения детей младшего школьного возраста принимают уроки технологии.
Формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности - объект исследований российских и иностранных ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Гетпер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А.В. Казак, Г.И. Капчеля, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, А. Целик, С. Штребел, Д.Б. Эльконин). Анализ исследований (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.Е. Кравпова, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга, Д Б. Эльконин) позволяет обнаружить недостаточное использование возможностей уроков технологии в формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности (Л.А. Венгер, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Е.О., Д.Б. Эльконин). Как правило, речь идет о мотивации обучающихся к учебной деятельности на уроках математики, русского языка и др. Потенциал уроков технологии, к сожалению, практически не используется.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по проблеме исследования позволил выделить противоречие между необходимостью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности и недостаточным использованием возможностей уроков технологии в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности уроков технологии в формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии».
Цель исследования: разработать содержание уроков технологии, способствующее формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности, опытно-экспериментальным путем выявить его эффективность.
Объект исследования: процесс формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности.
Предмет исследования: формирование мотивации обучающихся младшего школьного возраста к учебной деятельности на уроках технологии.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности будет возможным, если:
• в содержание уроков технологии включить игровые задания, направленные на повышение уровня сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности;
• учебно-воспитательная деятельность, направленная на формирование мотивации, будет проходить в парной, групповой и коллективной формах.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников на уроках технологии.
2. Подобрать адекватные диагностические методики и провести диагностику актуального уровня сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности.
3. Разработать и апробировать содержание уроков технологии, способствующее формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности.
4. Провести контрольную диагностику, проанализировать и обобщить результаты, сделать выводы о эффективности проведенной работы.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
• концепции возрастного развития детей младшего школьного возраста, описанные в трудах О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
• исследования формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности представлены в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой;
• исследования возможностей уроков технологии в формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А.Уразлиной, Л.А.Парамоновой, И.А.Яковлевой, Л.С.Лоренсо, В.Г.Гоголевой.
Экспериментальная база исследования: «Эстония, Кесклиннаская основная школа г. Кохтла-Ярве. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 7-8 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание уроков технологии может быть использовано педагогами начальной школы для повышения уровня сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источников), приложений. Текст работы иллюстрирован 4 таблицами, 12 рисунками. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Изучив теоретические основы формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников на уроках технологии, мы установили, что под мотивом понимают побуждение к действию для того, чтобы удовлетворить актуальную потребность. Потребность - это некая общая направленность активности ребенка, порождающая предпосылку учебной деятельности, но еще не назначающая ее характера. Учебная мотивация является определенным видом мотивации, который входит в учебную деятельность. Основной задачей к мотивации современного обучения является формирование этой же мотивации учения. Эта мотивация складывается из множества, изменяющихся и взаимодействующих друг с другом факторов: социальных идеалов, смысла учения, мотивов учения, целей, переживаний, интересов и др. Изучение процесса вырабатывания мотивации невозможно описать у «ученика вообще», вне возраста и его специфических психологических атрибутов. Возрастные качества нужно не только учитывать, но и основываться на этих особенностях при характеристике мотивации. В младшем школьном возрасте появляется новый тип мотивации, ведь обучающемуся уже доступны базовые социальные ценности, моральные нормы и общественные правила, поэтому теперь он может сдерживать собственные желания, действуя не согласно «хочу», а согласно «надо», то есть регулировать и подчинять себе эмоциональную сферу.
Эффективный метод формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии - это игровая деятельность. Дидактические игры - это такие игры, отличительной чертой которых являются правила, а целью - обучение детей. В каждой такой игре решаются конкретные задачи обучения школьников через игровую деятельность. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности 7 (35%) детей. Школьнику свойственны только внешние мотивы учебы. Он ходит в школу только затем, чтобы получить положительную оценку, похвалу, признание взрослых. Школьнику свойственно доминирование отрицательного взгляда на школу и все, что с ней связано. На рисунке данного ребенка нет ни школы, ни любых предметов или ситуаций, которые могут быть с нею связаны. Школьнику не свойственно проявление познавательного интереса. Ему не интересно ни задание педагога, ни явления природы, ни учебный материал. Он не стремится понять суть явлений, не задаёт вопросов. Школьнику не свойственен интерес ни к одной из сторон учебы или школьной жизни. Внутренняя позиция школьника отсутствует полностью. Школьнику свойственны только внешние и игровые мотивы учебы. Он ходит в школу только затем, чтобы получить положительную оценку, похвалу, признание взрослых, а также пообщаться и поиграть с одноклассниками. Учебная мотивация на низком уровне.
Средним уровнем сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности обладают 11 (55%) детей. Школьнику свойственны коммуникативные мотивы учебы. Он ходит в школу затем, чтобы общаться с друзьями и одноклассниками, стремится заслужить признание педагогов и сверстников. Школьнику свойственно доминирование нейтрального взгляда на школу и все, что с ней связано. На рисунке данного ребенка школа или предметы, связанные с ней, есть, но прорисованы плохо, схематично. Школьнику частично свойственно проявление познавательного интереса. Ему не интересно задание педагога, однако частично интересуют явления природы и учебный материал. Он не стремится понять суть явлений, но по просьбе взрослого задаёт несколько стандартных вопросов. Школьнику свойственен интерес к внешней стороне школьной жизни - ему нравятся похвала взрослых и одноклассников, статус школьника, новые одежда и портфель. Внутренняя позиция школьника частично присутствует. Школьнику свойственны коммуникативные мотивы учебы. Он ходит в школу затем, чтобы общаться с друзьями и одноклассниками, стремится заслужить признание педагогов и сверстников. Учебная мотивация на среднем уровне.
Высоким уровнем сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности обладают 2 (10%) детей. Школьнику свойственны познавательные мотивы учебы. Он ходит в школу затем, чтобы освоить новые умения, получить знания. Ему доставляет удовольствие сам процесс учения. Школьнику свойственно доминирование положительного взгляда на школу и все, что с ней связано. На рисунке данного ребенка школа или предметы, связанные с ней, есть, прорисованы хорошо, детально. Школьнику свойственно яркое проявление познавательного интереса. Ему интересно задание педагога, явления природы и учебный материал. Он стремится понять суть явлений, вопросы задает охотно, быстро, они отличаются оригинальностью. Школьнику свойственен интерес к содержанию учебной деятельности - он ходит в школу затем, чтобы освоить новые умения, получить знания. Ему доставляет удовольствие сам процесс учения. Внутренняя позиция школьника полностью присутствует. Школьнику свойственны познавательные мотивы учебы. Он ходит в школу затем, чтобы освоить новые умения, получить знания. Ему доставляет удовольствие сам процесс учения. Учебная мотивация на высоком уровне.
В контрольной группе обладают низким уровнем сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности 7 (35%) детей, у 11 (55%) детей диагностирован средний уровень и у 2 (10%) детей - высокий.
Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии.
Нами было экспериментально доказано, что формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности будет возможным, если:
• в содержание уроков технологии включить игровые задания, направленные на повышение уровня сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности;
• учебно-воспитательная деятельность, направленная на формирование мотивации, будет проходить в парной, групповой и коллективной формах.
На первом этапе нашей работы нами были разработаны и включены в содержание уроков технологии игровые задания. Игровые задания разрабатывали двух типов. Первый тип - это игровые задания, которые включались нами в каждый урок. Это были следующие задания:
• «Заветное слово». Проводилась в начале урока. Все дети стоят, пока учитель рассказывает о цели урока. Они могут сесть, как только услышат заветное слово. Слово сообщается учителем заранее, и каждый урок меняется. Мы использовали слова «технология», «поделка», «творческое дело», «загадка».
• «Поймай ошибку». Детям перед началом урока раздавались карточки - светофоры. Учитель в ходе урока сознательно допускал ошибки в изложении материала, а те дети, которые ее заметили, не прерывая речь учителя, должны поднять карточку, сигнализируя о том, что данную ошибку заметили. Учитель выбирал одного из учеников, и он объяснял классу, какую именно ошибку допустил учитель, и каков правильный вариант.
• «Мои предложения». В конце урока, вместо рефлексии, каждый ученик произносил фразу: «Если бы я был учителем на этом уроке, я бы...... После того, как все ученики высказались, проводилось обсуждения предложений, и те из них, которые можно было бы реализовать, учитель выполнял на следующем уроке.
Второй тип игровых заданий - это задания, которые менялись на каждом уроке. Всего было разработано 10 таких заданий.
С помощью контрольного среза нами было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности стал ниже на 25 %. Так, если констатирующем этапе он был выявлен у 7 (35%) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей.
Средний уровень вырос на 15%, с 11 (55%) детей на констатирующем, до 14 (70 %) на контрольном этапе эксперимента.
Высокий уровень сформированности мотивации младших школьников к учебной деятельности на контрольном этапе поднялся у 2 детей, т.е. на 10%, что отражает эффективность проведенной нами работы.
Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 7 (35 %) детей, средний уровень - у 11 (55%). Таким образом, изменений в контрольной группе не наблюдается.
Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что разработанное и апробированное содержание работы по формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности на уроках технологии является эффективным. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: ТЦ Сфера, 2008. 160 с.
2. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 317 с.
3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: АСТ, 2019. 336 с.
5. Гуревич П.С. Психология личности. М.: Юнити-Дана, 2017. 560 с.
6. Дорофеева Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности // Прикладная психология. 2019. № 3. С. 21-28.
7. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Наука, 2019. 320 с.
8. Занков Л.В. Наглядность и активность учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. 311 с.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогическое общество России, 2018. 324 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательство психологической литературы, 2018. 437 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2018. 364 с.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Минск: Университетское, 2016. 315 с.
13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М.: Издательство МГУ, 2019. 178 с.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: «Модэк», 2019. 384 с.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 253 с.
...