Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Работа №107279

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о народной игрушке у детей дошкольного возраста 9
1.1 Проблема формирования представлений о народной игрушке в старшем дошкольном возрасте 9
1.2 Использование педагогической технологии метода проектов в практике образовательных организаций 20
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке 32
2.1 Определение уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке 32
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке в процессе применения технологии метода проектов 41
2.3 Выявление динамики формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке 54
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложения 71

Среди известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка - один из видов народного искусства. Она имеет долгую историю, в которой были периоды расцвета и упадка, связанные с историей народа, с его жизнью и бытом, культурой и изменением ее стилей.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что народная игрушка имеет свои особенности, являясь рукотворным произведением мастера-игрушечника, отличающимся условностью и обобщенностью, выразительностью, динамичностью и декоративностью.
Современные исследования показывают, что национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства.
А.А. Грибовская считает, что именно народная игрушка как особый вид народного искусства предназначена для слухового и зрительного восприятия, украшения быта и игр, она является первым учителем и осведомителем ребенка.
Раскрывая суть народной игрушки, М.Е. Каравашкина говорит о том, что народная игрушка наполняется традициями национального русского образа жизни (быт, костюм, праздники), является иллюстрацией фольклора, приспосабливается к игре как к главному проявлению духовной жизни ребенка.
По мнению Т.А. Макаровой, наличие игрового аспекта в народной игрушке обеспечивает передачу духовного богатства человечества от взрослых к детям. Поэтому через игровые действия и роли с разнообразными типами народных игрушек происходит ознакомление детей с особенностями жизни и быта этноса.
Многие исследователи истории игрушки, отмечают, что игрушка является средством, с помощью которого старшее поколение передает, а младшее перенимает и сохраняет накопленный жизненный опыт (Е.А. Флерина, Е.А. Коссаковская, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова и др.).
Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. В практике работы дошкольных учреждений накоплен довольно большой опыт по формированию представлений дошкольников о народной игрушке. Традиционно детей предлагают знакомить с историей создания народной игрушки, ее видами, возможностями применения, способами изготовления на занятиях по изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова и др.).
Мы в своем исследовании решили обратиться к технологии метода проекта как дидактической категории представляющей собой совокупность приемов и операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В дошкольной образовательной организации (далее ДОО) метод проектов можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников.
В исследованиях Е.С. Полат, В.М. Монахова, Н.Ю. Пахомовой, Л.С. Киселевой утверждается, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и самостоятельных умений детей. Поэтому мы считаем целесообразно использовать метод проектов при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о народной игрушке.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке и недостаточным использованием технологии метода проектов в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования, раскрывающую потенциальные возможности технологии метода проектов в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность применения технологии метода проектов в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке в ходе применения технологии метода проектов.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке будет эффективным если:
• разработать методическое обеспечение применения технологии метода проектов в работе по формированию у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке: технологическую карту проекта, конспекты совместной деятельности детей и педагога, комплекс диагностических методик;
• организовать работу по формированию у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке, используя технологию метода проектов (модель образовательного процесса в ДОО «Совместная деятельность педагога и детей»).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
2. Определить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке в процессе реализации технологии метода проектов с использование разработанного методического обеспечения.
4. Выявить динамику формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ и обобщение теоретических исследований по обозначенной проблеме; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседы с детьми и воспитателями, моделирование, проектирование, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• положение о потенциальных возможностях дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
• концепция понимания народного искусства как части художественной культуры народов мира В.М. Разина, Н.З. Чавчавадзе;
• теоретические положения по разработке метода проектов Д. Дьюи, У. Килпатрика, С.Т. Шацкого;
• теоретические положения Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной об игрушке как виде народного искусства.
Новизна исследования:
• обоснованы потенциальные возможности технологии метода проектов в формировании у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке;
• определены и описаны показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
Теоретическая значимость исследования:
• разработано методическое сопровождение формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке посредством технологии метода проектов;
• описаны содержательные характеристики уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в практике работы ДОО может быть реализован педагогический проект «Веселая ярмарка» при организации совместной деятельности детей и педагога на этапе формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
Экспериментальная база исследования. МБУ «Лицей № 67» с/п д/с «Русалочка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник) и 12 приложений. Работа проиллюстрирована 18 таблицами и 3 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование в дошкольном возрасте представлений о народной игрушке - важное направление в работе каждой дошкольной образовательной организации.
Игрушка играет важную роль в жизни ребенка. Игрушка является средством сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Игрушка является средством всестороннего воспитания личности дошкольника.
И в тоже время игрушка является наиболее доступным детям произведением искусства. А народное искусство является мощным источником всестороннего развития детей.
Многие исследователи истории игрушки, отмечают, что игрушка является средством, с помощью которого старшее поколение передает, а младшее перенимает и сохраняет накопленный жизненный опыт (Е.А. Флерина, Е.А. Коссаковская, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова и др.).
Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. В практике работы дошкольных учреждений накоплен довольно большой опыт по формированию представлений дошкольников о народной игрушке. Традиционно детей предлагают знакомить с историей создания народной игрушки, ее видами, возможностями применения, способами изготовления на занятиях по изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова и др.).
Мы в своем исследовании рассмотрели возможности использования проектирования как разновидности познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке в аспекте применения технологии метода проектов как дидактической категории представляющей собой совокупность приемов и операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В ДОО метод проектов мы рассматриваем как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников.
В исследованиях Е.С. Полат, В.Н. Монахова, Н.Ю. Пахомовой, Л.С. Киселевой утверждается, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и самостоятельных умений детей. Поэтому мы посчитали целесообразным использовать технологию метода проектов при формировании у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
На констатирующем этапе исследования нами была поставлена задача выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке. Результаты констатирующей работы показали, что дети 5-6 лет в основном имеют средний или низкий уровень сформированности представлений о народной игрушке.
На формирующем этапе мы разработали технологическую карту проекта по формированию у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке, и внедрили данный проект в практику МБУ «Лицей № 67» с/п д/с «Русалочка» г.о. Тольятти. Деятельность по реализации проекта проходила четыре месяца с ноября 2017 г. по февраль 2018 г. По окончанию формирующей работы мы провели контрольный срез, который позволил выявить нам положительную динамику формирования у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке.
Количество детей, условно отнесенных к низкому уровню сформированности представлений о народной игрушке, уменьшилось на 40%, и соответственно увеличилось количество детей, условно отнесенных к среднему уровню сформированности представлений о народной игрушке, - на 30%; к высокому уровню сформированности представлений о народной игрушке - на 10%.
Эти данные подтверждают предположение о том, что формирование у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке будет эффективным если:
• разработать методическое обеспечение применения технологии метода проектов в работе по формированию у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке: технологическую карту проекта, конспекты совместной деятельности детей и педагога, комплекс диагностических методик;
• организовать работу по формированию у детей 5-6 лет представлений о народной игрушке, используя технологию метода проектов (модель образовательного процесса в ДОО «Совместная деятельность педагога и детей»).
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтвердилась.


1. Абдулова, З.К. Игрушка как средство развития ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.К. Абдулова // Проблемы и перспективы современной науки. - 2015. - № 7. - С. 25-30. // Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/nZigrushka-kak-sredstvo-
razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.12.2017).
2. Амосова, Н.В. К.Д. Ушинский. О воспитании [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Слово». Дошкольное образование // Режим доступа: https://portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php
3. Анфисова, С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ [Текст] / С.Е. Анфисова // В сб. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всероссийской научной конференции. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2003. - С. 66-70.
4. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А.А. Грибовская. - М. : Академия, 2007. - 344 с.
5. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. - 1995. - № 6. - С. 39-47.
6. Дайн, Г. и М. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Культура и традиции [Текст] / Г. и М. Дайн. - М., 2007. - 103 с
7. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи. - М. : «Лабиринт», 1999. - 192 с.
8. Дыбина, О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру [Текст] : Учеб.-метод. пособие по курсу: Методика ознакомления дошкольников с социал. Действительностью / О.В. Дыбина; М-во общ. и проф. образования РФ. Сам. гос. пед. ун-т. - Самара : Изд-во СамГПУ, 1998. - 112 с.
9. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа [Текст] // В кн. Т.В. Цирлина На пути к совершенству. - М. : Сентябрь, 1997.
10. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М. : Высшая школа, 2004. - С. 81-91.
11. Капица, Ф.С. История Мировой культуры [Текст] / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич; под ред. Л.В. Кашинской, В.В. Славкина. - М. : ООО «Филологическое общество «СЛОВО», 2010. - 608 с. (Серия: Новейший справочник школьника).
12. Каравашкина, М.Е. Народная игрушка как копилка народной памяти [Текст] / М.Е. Каравашкина // Приволжский научный журнал. - 2013. - № 2. - С. 268-271.
13. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : Программа. Учебно-методическое пособие / О.А. Князева, М.Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 304 с.
14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2006. - 368 с.
15. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ