ВВЕДЕНИЕ 13
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 17
1.1 Классификация ЧС 17
2 ТЕХНОГЕННЫЙ ЗАВАЛ 21
2.1 Разведка завалов и определение мест нахождения людей 22
2.2 Способы и технологии деблокирования пострадавших из завалов 23
2.3Способы и технологии деблокирования пострадавших из заваленных помещений 26
2.5 Способы эвакуации пострадавших с мест блокирования 26
2.6 Разведка заваленного защитного сооружения. Определение наиболее
доступного места вскрытия и подачи воздуха в защитное сооружение, установление связи с пострадавшими 30
3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПСР И АСДНР 33
3.1 Характеристика угроз и среды безопасности при проведении ПСР 35
4 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЧС 38
5 ОСНАЩЕНИЕ МАШИН ПСС И АСС 40
6 МОДЕЛИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ТРЕНАЖЁРА 43
7 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 54
7.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения научных исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 55
7.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 55
7.1.2 Анализ конкурентных технических решений 58
7.2. Планирование научно-исследовательских работ 65
7.2.1 Определение трудоемкости выполнения работ
7.2.2 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) 70
7.2.3 Расчет материальных затрат НТИ 70
7.2.4 Основная заработная плата исполнителей темы 72
7.2.5 Дополнительная заработная плата исполнителей темы 74
7.2.6 Отчисления во внебюджетные фонды 74
7.2.7 Накладные расходы 75
7.2.8 Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта... 75
7.3 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования 76
8. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 80
8.1 Производственная безопасность 81
8.1.1 Анализ вредных факторов 81
8.1.2 Анализ опасных факторов 86
8.2 Экологическая безопасность 88
8.3 Безопасность в ЧС 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
Чрезвычайная ситуация - это внезапное и неблагоприятное явление для всего живого в мире, возникающая по самым разным причинам. Так же в частности сопровождается травмами и гибелью всех живых организмов от единичных случаев - до масштабного поражения. ЧС может быть: природного, техногенного, антропогенного, социального, экологического, биологического и комбинированного характера.
Практически из-за любой ЧС (кроме экологического и биологического характера) последствием оборачивается разрушение зданий и сооружений, только, если они имеются на территории подверженной той или иной ЧС.
Разрушение зданий и сооружений приводит к завалам и тем самым сугубо усложняет поиск и оказание первой помощи пострадавшим. Так как здания состоят из разных конструкций и материалов, которые в результате обрушения образуют хаотичное расположение. В результате чего усложняется вести ПСР и АСДНР.
Обстановка в завале может быть самая разная. Ни один человек и ни одна программа не сможет предугадать с точностью, как сложатся отдельные конструкции разрушенного здания, какой масштаб будет в итоге, где и какие пустоты могут образоваться, и таких фактов достаточно много. Завал ни когда не может быть похожим на завал, который произошёл ранее. Он всегда разный. Похожим может быть только отработанный алгоритм действий спасателей по введению ПСР и АСДНР. Похожие потому, что ситуации, в которых алгоритм применяется разные и из-за определённых сложностей или отсутствия их, они разбавляют этот алгоритм, добавляя в него дополнительные действия или вовсе упрощая эти действия.
Алгоритм действий спасателей разработан для каждого элемента в завале, будь то применение галереи в грунте или высвобождения пострадавшего из под плиты. Такие алгоритмы отрабатываются на специально придуманных тренажёрах, которые располагаются на полигонах структур МЧС или на самой территории ПСС.
Тренажёр может придумать и создать только тот человек, который имеет представления, что на нём отрабатывать и как сделать так, чтобы максимально приблизив его сущность к реальной работе в различных ЧС. Только спасатель может разработать тренажёр. Только людям этой профессии это по силам и только они знают нюансы работы в этом направлении. Так как пока сам не прощупаешь, не увидишь и не попробуешь - ты не сможешь представить все сложности, с которыми приходится сталкиваться при проведении ПСР и АСДНР.
Тренажёры можно разработать для любого вида ЧС. Для завала, для ДТП, для химии, для отработки спасения с помощью альпинистского снаряжения.
Делается это для того чтобы спасатель отрабатывал навыки и успешно применял их в реальных ЧС. Ведь в реальных ситуациях каждая секунда дорога. И чтобы не тратить время на раздумья для принятия решения, спасатели отрабатывают технику и навыки на тренажёрах. Так же отрабатывается умения пользования оборудование, которое предназначено для ведения данных работ, умения применить его в той или иной ситуации. Отрабатывается техника безопасности при введении ПСР и АСДНР. Отрабатывается сплочённость команды и их взаимодействие. В общем, возможность отработки разных ситуаций на тренажёре и всё то, что было уже перечислено выше, всё это делает спасателя универсальным в своём деле.
Одним словом, при работах на реальной ЧС отделение спасателей имеет представления, как и с чем они сталкиваются, возможные сложности, возможные применения алгоритма, и ориентироваться в принятии решения существенно проще, благодаря отработки алгоритма действий на тренировках с помощью тренажёров. Спортсмены чтобы показать на соревнованиях хороший результат тоже тренируются на специально разработанных тренажёрах. Так и спасатели делают.
За 25 лет МЧС в РФ существенно прогрессировало и является одной из ведущих структур в этой области во всём мире. Это означает, что наши спасатели самые профессиональные и универсальные.
Применение тренажёров для улучшения всех навыков, которые нужны спасателю очень актуальное решение для их дальнейшей разработки всем структурам МЧС.
Целью исследования данной работы было «Разработка участка подготовки спасателей при проведении спасательных работ в техногенных завалах».
В результате проделанной работы было смоделировано 10 элементов тренажёра, которые суммарно представляют собой один большой тренажёр имитирующий техногенный завал. Элементы тренажёра максимально приближенны к ситуациям в реальном завале. Моделирование элементов тренажёра производилось на основе результатов сравнения техногенных тренажёров, которые находятся на полигонах структур МЧС других городов.
Анализируя результаты актуальности, так же было выявлено, что спасателям, безусловно, нужно всегда быть в профессиональной форме. Профессиональная форма включает в себя психологическую, физическую, медицинскую подготовку, теоретические знания и практические навыки. В городе Томск редко происходят, какие либо обрушения зданий и сооружений. Для того чтобы спасатели оставались всегда в форме, нужно тренироваться на специально разработанных тренажёрах, которые имитируют техногенный завал. Так же используя данный тренажёр, можно будет проводить соревнования от областного уровня до уровня Сибирского федерального округа.
Так же была определена оценка тренажёра при его внедрении и эксплуатации. Проанализировав все результаты при сравнении, актуальности, а так же на практичность и полезность тренажёра в его функционировании, уверен, что реализация его в будущем, будет фундаментом для подготовки специалистов, не только на территории города Томска, но и за его пределами! Таким образом, считаю, что цель полностью достигнута!
1. С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов, В.И. Сычев, В.О. Капканщиков, А.Ю. Виноградов, СМ. Кудинов, С.А. Ножевой, А.Ф. Неживой. Учебник спасателя. Под общей редакцией ЮЛ. Воробьева Издание второе переработанное и дополненное. Москва 2012 - 528с.
2. Реферат. Психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС 2013 http://dagdiplom.ru/catalog/7/3177/
3. Кузьмина Е.А, Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей и решений "Методы менеджмента качества" №1 2003 г.
4. Кузьмина Е.А, Кузьмин А.М. Функционально-стоимостный анализ. Экскурс в историю. "Методы менеджмента качества" №7 2002 г.
5. Основы функционально-стоимостного анализа: Учебное пособие / Под ред. М.Г. Карпунина и Б.И. Майданчика. - М.: Энергия, 1980. - 175 с.
6. Скворцов Ю.В. Организационно-экономические вопросы в дипломном проектировании: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 399 с.
7. Сущность методики FAST в области ФСА [Электронный ресурс] http://humeur.ru/page/sushhnost-metodiki-fast-v-oblasti-fsa.
8. Классификация опасных и вредных фактор ГОСТ 12.0.003-74* ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1999 г.)
9. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (ГОСТ 12.1.005-88).
10. СанПиН 2.2.4.548-96. «Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
11. СНиП II-12-77. «Строительные нормы и правила. Часть II. Нормы проектирования. Защита от шума».
12. ГОСТ 12.1.003-83. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности».