Введение
Глава 1 Теоретический аспект использования средств игротерапии по снижению тревожности у старших дошкольников
1.1Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста
1.2Тревожность дошкольников как психолого-педагогическая проблема
1.3Игротерапия как средство снижение тревожности у детей
старшего дошкольного возраста
Глава 2 Эмпирическое исследование тревожности и ее снижение посредством игротерапии у старших дошкольников
2.1Выявление уровня тревожности у старших дошкольников
2.2Коррекционная работа по снижению тревожности средствами игротерапии у старших дошкольников
2.3Определение эффективности коррекционных работы по снижению тревожности у старших дошкольников
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность. В современном обществе наблюдается тенденция увеличения численности детей с наличием эмоциональных нарушений, зачастую проявляющихся в тревожности. Учитывая, что система дошкольного образования в нашей стране в качестве одной из задач ставит «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», что отражено в ФГОС ДО [23], исследование средств снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста является актуальным.
Цель исследования: исследовать особенности использования средств игротерапии по снижению тревожности у старших дошкольников.
Объект исследования: коррекционная работа по снижению
тревожности у старших дошкольников.
Предмет исследования: игротерапия как средство снижения
тревожности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывалась на том, что средства
игротерапии способствуют снижению тревожности у старших дошкольников и включают игры, направленные на снижение напряженности и мышечных зажимов, на развитие уверенности в себе, повышение эмоционального тонуса и коммуникативных умений.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
-изучить отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по проблеме повышенной детской тревожности;
-оценить уровень тревожности у старших дошкольников;
-провести коррекционную работу по снижению тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии;
-оценить эффективность игровой терапии в снижении тревожности у детей.
Теоретико-методологической основу исследования составили работы отечественных исследователей по проблеме тревожности у детей дошкольного возраста: М.В. Астапова, В.А. Бакеева, А.И. Захарова,
Н.Е. Лысенко, Н.Д. Левитова, Н.В. Имедадзе, Е.И. Рогова, Е.В. Новикова, Б.И. Кочубей; и зарубежных авторов: З. Фрейда, Р. Кеттелла,
Ч.Д. Спилбергера, Ю.Н. Ханина, К. Роджерса, Р. Сирса [1, 3, 11].
Методы исследования:
-теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования);
-эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, психологопедагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования - в условиях работы типового ДОУ был разработан цикл игровой деятельности для снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные мероприятия по игротерапии были успешно апробированы в ДОУ. Результаты исследования позволяют рекомендовать данные мероприятия в практической деятельности ДОУ для снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста.
База исследования ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово. Количественный состав выборки составил 50 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка используемой литературы (в количестве 26 источников).
Процесс развития ребенка сопровождается рядом кризисных этапов, особенно это характерно в дошкольном возрасте. Одним из проявлений кризисного периода можно назвать состояние тревожности, которое ярко проявляется при наступлении кризиса в трехлетнем возрасте, связанное с отрывом ребенка от матери с началом посещения детского сада. Позднее (старший дошкольный возраст) тревожность у детей возникает по разным причинам: низкая самооценка, переход к новым видам деятельности (учебная, процесс подготовки к школе), страх потерять родителей.
Как правило, определить наличие тревожного состояния у ребенка можно по ряду признаков: беспокойное поведение, плохой сон, появление раздражительности, мышечного напряжения, внимание становится рассеянным, ребенок не эмоционален, снижается аппетит.
Прежде чем спланировать коррекционные действия и меры для ликвидации или сглаживания тревожного состояния у ребенка, психолог должен установить причины, по которым оно возникает.
При этом благодаря своей простоте и эффективности игровую терапию всё чаще применяют в целях коррекции эмоциональной составляющей психического состояния ребенка, обнаруженных у него поведенческих отклонений.
В большинстве случаев причинами появления тревожности у детей дошкольного периода развития служат проблемы в их семьях, взаимоотношения в семье. Объясняется такой факт просто - основная группа, в которой социализируется ребенок в данном возрасте - это семья.
Благодаря своей простоте и эффективности игровую терапию всё чаще применяют в целях коррекции эмоциональной составляющей психического состояния ребенка, обнаруженных у него поведенческих отклонений.
В данной работе нами было проведено эмпирическое исследование тревожности и ее снижению у старших дошкольников средствами игротерапии.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово.
В исследовании приняли участие 2 группы старших дошкольников, по 25 человек в каждой.
Учитывая цель, задачу и гипотезу, исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Основной задачей констатирующего эксперимента было оценить уровень тревожности у старших дошкольников.
Основной задачей формирующего эксперимента было провести коррекционную работу по снижению тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии.
Основной задачей контрольного эксперимента было оценить эффективность проведенной коррекционной работы по снижению тревожности у детей.
Исследование проводилось в несколько этапов:
-анализ психологической литературы и подбор диагностических методик;
-знакомство с коллективом испытуемых;
-проведение оценки уровня тревожности у детей в обеих группах;
-обработка результатов;
-проведение коррекционной работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии;
-повторная оценка уровня тревожности у детей в обеих группах;
-оценка эффективности опытно-экспериментальной работы.
Для диагностики уровня тревожности были выбраны следующие методики:
- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
-Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан;
-Опросник (тест) тревожности Филлипса.
По результатам первой диагностической методики был сделан вывод, что у детей был диагностирован достаточно высокий уровень тревожности: в КГ лишь у 8 % был отмечен низкий уровень тревожности, у 4 8% - средний и у 44 % - высокий. В ЭГ низкий уровень тревожности был отмечен у 12 % детей, средний - у 36 % и высокий - у 52 %.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что уровень тревожности у детей достаточно высокий.
По результатам второй диагностической методики можно сделать вывод, что в КГ - лишь у 4 % детей был диагностирован низкий уровень тревожности, средний - у 64 % и высокий - у 32 %.
В ЭГ низкий уровень тревожности был диагностирован - у 8 % детей, средний - у 40 % и высокий - у 52 %.
По результатам третьей диагностической методики был сделан вывод, что у детей также был диагностирован достаточно высокий уровень тревожности: в КГ - у 24 % был отмечен нормальный уровень тревожности, повышенный - у 52 % и высокий - у 24 %.
В ЭГ у 32% был отмечен нормальный уровень тревожности, повышенный - у 44 % и высокий - у 24%.
На основании полученных данных был сделан вывод, что уровень тревожности у старших дошкольников достаточно высокий и требует коррекционной работы, направленный на снижение тревожности.
Поскольку формирующий этап педагогического эксперимента проходил зимой, было принято решение проводить именно зимние русские народные подвижные игры.
В рамках педагогического эксперимента народные подвижные игры в рамках коррекционной работы по снижению тревожности проводились с детьми экспериментальной группы 2 раза в неделю.
После проведенной коррекционной работы, направленной на снижение тревожности у старших дошкольников средствами игротерапии, была проведена повторная оценка выявления тревожности.
По результатам теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена на контрольном этапе был сделан вывод, что в КГ - лишь у 8 % был отмечен низкий уровень тревожности, у 48 % - средний и у 44 % - высокий.
В ЭГ результаты были значительно улучшены: низкий уровень тревожности был отмечен - у 40 % детей, средний - у 52 % и высокий - у 8 %.
Полученные результаты по методике А.М. Прихожан на контрольном этапе позволили сделать вывод, что в КГ - у 4 % детей был диагностирован низкий уровень тревожности, средний - у 64 % и высокий - у 32 %.
В ЭГ результаты были значительно улучшены: низкий уровень тревожности был диагностирован у 52 % детей, средний - у 40 % и высокий - у 8 %.
По результатам методики Филипса был сделан вывод, что в КГ - у 24 % был отмечен нормальный уровень тревожности, повышенный - у 52 % и высокий - у 24 %.
В ЭГ результаты были значительно улучшены: у 64 % был отмечен нормальный уровень тревожности, повышенный - у 32 % и высокий - у 4 %.
На основании полученных данных был сделан вывод, что уровень тревожности у старших дошкольников в ЭГ был значительно снижен, что свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной работы.
1.Абакарова Э. Г. Игровая терапия как модифицированный психокоррекционный метод, направленный на восстановление механизмов конституциональной компенсации и адаптации // Сибирский педагогический журнал. 2019. №6. С. 313-318.
2.Астапов В. М. Тревожность у детей. М. : Пер Сэ, 2017. 160 c.
3.Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 2020. № 5. 218 с.
4.Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 2018. 800 с.
5.Давыдов В. В. Психологический словарь. М. : Просвещение, 2018. 353 с.
6.Ждакаева Е. И. Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений // Омский научный вестник. 2018. №6. С. 160-163.
7.Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2019. 448 с.
8.Ильин Е. П. Психология. СПб. : Питер, 2004. 560 с.
9.Костина Л. М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников // Вестник МГТУ. 2017. №2. С. 347-353.
10.Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 1 -14.
11.Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. М. : Знание, 2018. 80 c.
12.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 276 с.
13.Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. : Международная педагогическая академия, 2014. 368 с.
14.Немов Р. С. Психология. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
639 с.
15.Поливанова К. Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М. : Педагогика, 1989. 284 с...