Акционерное общество, как субъект предпринимательской деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Общая теоретике -правовая характеристика акционерных обществ как формы организации хозяйственной деятельности 6
1.1. Понятие акционерного общества как субъекта гражданско-правового
и административно-правового регулирования 6
1.2. История становления и современное состояние правового
регулирования деятельности акционерных обществ 14
Глава 2. Особенности управления акционерным обществом. Статус органов
управления 21
2.1. Система органов управления акционерным обществом. Модели
управления акционерными обществами 21
2.2. Компетенция и организация работы общих собраний акционеров .... 31
2.3. Компетенция и организация работы совета директоров
(наблюдательного совета) акционерного общества. 34
2.4. Компетенция исполнительных органов 40
Глава 3. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования
Акционерного Общества 45
3.1. Проблемы законодательства, регулирующего деятельность
акционерных обществ 45
3.2. Проблемы управления акционерным обществом в условиях пандемии 52
3.3. Особенности защиты прав акционеров 55
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 67
Глава 1. Общая теоретике -правовая характеристика акционерных обществ как формы организации хозяйственной деятельности 6
1.1. Понятие акционерного общества как субъекта гражданско-правового
и административно-правового регулирования 6
1.2. История становления и современное состояние правового
регулирования деятельности акционерных обществ 14
Глава 2. Особенности управления акционерным обществом. Статус органов
управления 21
2.1. Система органов управления акционерным обществом. Модели
управления акционерными обществами 21
2.2. Компетенция и организация работы общих собраний акционеров .... 31
2.3. Компетенция и организация работы совета директоров
(наблюдательного совета) акционерного общества. 34
2.4. Компетенция исполнительных органов 40
Глава 3. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования
Акционерного Общества 45
3.1. Проблемы законодательства, регулирующего деятельность
акционерных обществ 45
3.2. Проблемы управления акционерным обществом в условиях пандемии 52
3.3. Особенности защиты прав акционеров 55
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 67
Актуальность исследования. Акционерное общество является одной из наиболее распространенных форм хозяйствования, выполняет основные функции по отношению к аккумуляции капиталов. Для акционерных обществ со значительной долей государства применяются рычаги, которые позволяют обеспечить эффективное управление, устранение рисков, связанных с сохранностью активов, осуществлением крупных сделок и тому подобное.
Государственные акционерные компании государство основывает в лице уполномоченных органов на основе государственного имущества для выполнения публичных функций. Указанное предопределяет необходимость комплексного исследования гражданско-правового статуса государственных акционерных компаний как одного из видов юридических лиц публичного права.
Правовой статус таких юридических лиц в соответствии с нормой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливается Конституцией РФ и законом. Ученые всегда уделяли повышенное внимание вопросам правового режима государственной собственности, однако на современном этапе ее функционирования некоторые сравнительно новые явления пока недостаточно изучены.
Акционерное общество именно в первую очередь объединение капиталов, определенных долей, а не союз лиц, который производен уже от объединенного капитала. В этом состоит главное отличие акционерного общества от товариществ, и обществ с ограниченной ответственностью. Как мы выяснили, отличительной особенностью акционерного общества является то, что его уставной капитал делится на части, но это деление бесполезно, если невозможно реализовывать акции, и таким образом аккумулировать необходимые финансовые ресурсы.
Задачи работы:
- изучить понятие и порядок создания акционерного общества;
- рассмотреть историю развития акционерных обществ в России;
- исследовать виды акционерных обществ;
- провести соотношение интересов акционерного общества и акционера;
- рассмотреть отдельные проблемы деятельности акционерных обществ.
- проанализировать проблемы государственного регулирования акционерного общества в Российской Федерации;
- предложить пути совершенствования регулирования акционерного общества деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, деятельности и прекращения государственных акционерных компаний.
Предмет исследования - гражданско-правовой статус государственных акционерных компаний.
Целью исследования является совершенствование теоретических основ цивилистической концепции правового статуса и соответствующего правового регулирования деятельности государственных акционерных компаний, а также разработка предложений в законодательство, направленных на сбалансирование частных и публичных интересов в процессе деятельности таких юридических лиц публичного права.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучный диалектико-материалистический метод, а также частно -научные методы: системный, сравнительно -правовой, исторический, формально -логический, метод анализа теоретического и нормативно -правового материала.
Нормативно -правовая основа исследования включает в себя положения Конституции РФ [32], Федеральных законов и иного законодательства в сфере государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства.
Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные отечественной наукой, представленные научными трудами различных авторов по теме исследования.
Научная новизна исследования состоит в комплексном характере исследования особенностей такой организационно -правовой формы юридического лица, как акционерное общество с момента его создания, в процессе деятельности и до ликвидации.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Государственные акционерные компании государство основывает в лице уполномоченных органов на основе государственного имущества для выполнения публичных функций. Указанное предопределяет необходимость комплексного исследования гражданско-правового статуса государственных акционерных компаний как одного из видов юридических лиц публичного права.
Правовой статус таких юридических лиц в соответствии с нормой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливается Конституцией РФ и законом. Ученые всегда уделяли повышенное внимание вопросам правового режима государственной собственности, однако на современном этапе ее функционирования некоторые сравнительно новые явления пока недостаточно изучены.
Акционерное общество именно в первую очередь объединение капиталов, определенных долей, а не союз лиц, который производен уже от объединенного капитала. В этом состоит главное отличие акционерного общества от товариществ, и обществ с ограниченной ответственностью. Как мы выяснили, отличительной особенностью акционерного общества является то, что его уставной капитал делится на части, но это деление бесполезно, если невозможно реализовывать акции, и таким образом аккумулировать необходимые финансовые ресурсы.
Задачи работы:
- изучить понятие и порядок создания акционерного общества;
- рассмотреть историю развития акционерных обществ в России;
- исследовать виды акционерных обществ;
- провести соотношение интересов акционерного общества и акционера;
- рассмотреть отдельные проблемы деятельности акционерных обществ.
- проанализировать проблемы государственного регулирования акционерного общества в Российской Федерации;
- предложить пути совершенствования регулирования акционерного общества деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, деятельности и прекращения государственных акционерных компаний.
Предмет исследования - гражданско-правовой статус государственных акционерных компаний.
Целью исследования является совершенствование теоретических основ цивилистической концепции правового статуса и соответствующего правового регулирования деятельности государственных акционерных компаний, а также разработка предложений в законодательство, направленных на сбалансирование частных и публичных интересов в процессе деятельности таких юридических лиц публичного права.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучный диалектико-материалистический метод, а также частно -научные методы: системный, сравнительно -правовой, исторический, формально -логический, метод анализа теоретического и нормативно -правового материала.
Нормативно -правовая основа исследования включает в себя положения Конституции РФ [32], Федеральных законов и иного законодательства в сфере государственного регулирования инновационной деятельности субъектов предпринимательства.
Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные отечественной наукой, представленные научными трудами различных авторов по теме исследования.
Научная новизна исследования состоит в комплексном характере исследования особенностей такой организационно -правовой формы юридического лица, как акционерное общество с момента его создания, в процессе деятельности и до ликвидации.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Юридические лица публичного права составляют большую по объему группу субъектов, которые отличаются организационно -правовыми формами, сферами деятельности тому подобное. Отдельную группу юридических лиц публичного права составляют юридические лица публичного права - субъекты хозяйствования государственного сектора экономики, в частности государственные (национальные) акционерные компании, другие хозяйственные общества, доля государства в уставном капитале которых превышает 50 процентов или обеспечивает государству право решающего влияния.
Государственные акционерные компании создаются в распорядительном порядке на основе государственного имущества с целью обеспечения безопасности государства в стратегически важных отраслях экономики и находятся в институциональной зависимости от государства. Итак, согласно нормам действующего законодательства и практики Европейский суд по правам человека государственные акционерные компании являются юридическими лицами публичного права.
Государственные акционерные компании являются юридическими лицами публичного права не только через легальный условий. Они соответствуют доктринальным критериям юридических лиц публичного права, в частности создаются для достижения публичных целей, целей, функций и реализации публичных интересов.
Одной из особенностей государственных акционерных компаний среди других юридических лиц публичного права является то, что это - субъекты хозяйствования государственного сектора экономики, для которых законодательно предусмотрен ряд особенностей осуществления хозяйственной деятельности, а также особенности планирования и отчетности и тому подобное.
Государственные акционерные компании - субъекты, характеризующихся комплексностью правового статуса, и для выполнения функций и достижения целей их создание участвуют в правоотношениях, характерных и для общественного, и для частного права.
Категория «гражданско-правовой статус юридических лиц публичного права» состоит из следующих элементов: цель, функции и задачи; права и обязанности; гарантии реализации прав и обязанностей; комплексная правосубъектность; юридическая ответственность.
Государственные акционерные компании имеют отличные от других юридических лиц публичного права признаки гражданско-правового статуса: цель деятельности (кроме публичных функций) - получение прибыли; ответственность имеет не публично-правовой, а частноправовой характер; независимые от государства в сфере хозяйственной деятельности, однако находятся в институциональной зависимости по управления.
В заключении хотелось бы остановится на ответственности представителей государства и иных публично-правовых образований в акционерных и иных хозяйственных обществах.
В соответствии со ст. 71 Закона об АО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- во-первых, для эффективного управления акционерными обществами государству целесообразно разумно сочетать использование государственных представителей и независимых директоров;
- во-вторых, в настоящее время назрела необходимость пересмотра отдельных норм Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. №1214, прежде всего, в части размера процентов от совокупного объема сделок (на которые может непосредственно влиять представить государства) в течение года который установлен сейчас на уровне 10%, при торговых оборотах обществах с государственным участием в десятки миллиардов выходит значительная сумма, которая по сути может являться коррупционным интересом независимого директор а. Напомним, что существенной суммой в учете и отчетности считается
сумма превышающей 5% от итоговой суммы, исходя из этого аспекта необходимо снизить предельный лимит с 10% до 5%.
Кроме того, лицо, выдвигаемое Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимого директора, не должно:
- замещать должности государственной гражданской службы Российской Федерации или являться служащим Центрального банка РФ;
- являться непрерывно в течение последних пяти лет членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, в которое оно избирается;
- занимать должности в органах управления или являться работником другого акционерного общества, в котором любое из лиц, занимающих должности в органах управления общества, в которое лицо выдвигается в качестве независимого директора, является членом комитета при совете директоров по кадрам и вознаграждениям общества;
- являться одновременно независимым директором более чем в трех акционерных обществах.;
- в-третьих, следует подчеркнуть важность постоянного внутреннего и внешнего аудита компаний с государственным участием, отметить важную роль специальных органов государственного контроля, в том числе Счетной палаты РФ;
- в-четвертых, с нашей точки зрения, различный подход к ответственности представителей государства в советах директоров, выполняющих одни и те же функции, вряд ли будет способствовать повышению эффективности их деятельности.
В соответствии со ст. 71 Закона об АО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно;
- в-пятых, институт представителей государства и независимых директоров призван обеспечить соблюдение баланса воли государства и интересов общества при управлении государственными компаниями.
Государственные акционерные компании создаются в распорядительном порядке на основе государственного имущества с целью обеспечения безопасности государства в стратегически важных отраслях экономики и находятся в институциональной зависимости от государства. Итак, согласно нормам действующего законодательства и практики Европейский суд по правам человека государственные акционерные компании являются юридическими лицами публичного права.
Государственные акционерные компании являются юридическими лицами публичного права не только через легальный условий. Они соответствуют доктринальным критериям юридических лиц публичного права, в частности создаются для достижения публичных целей, целей, функций и реализации публичных интересов.
Одной из особенностей государственных акционерных компаний среди других юридических лиц публичного права является то, что это - субъекты хозяйствования государственного сектора экономики, для которых законодательно предусмотрен ряд особенностей осуществления хозяйственной деятельности, а также особенности планирования и отчетности и тому подобное.
Государственные акционерные компании - субъекты, характеризующихся комплексностью правового статуса, и для выполнения функций и достижения целей их создание участвуют в правоотношениях, характерных и для общественного, и для частного права.
Категория «гражданско-правовой статус юридических лиц публичного права» состоит из следующих элементов: цель, функции и задачи; права и обязанности; гарантии реализации прав и обязанностей; комплексная правосубъектность; юридическая ответственность.
Государственные акционерные компании имеют отличные от других юридических лиц публичного права признаки гражданско-правового статуса: цель деятельности (кроме публичных функций) - получение прибыли; ответственность имеет не публично-правовой, а частноправовой характер; независимые от государства в сфере хозяйственной деятельности, однако находятся в институциональной зависимости по управления.
В заключении хотелось бы остановится на ответственности представителей государства и иных публично-правовых образований в акционерных и иных хозяйственных обществах.
В соответствии со ст. 71 Закона об АО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- во-первых, для эффективного управления акционерными обществами государству целесообразно разумно сочетать использование государственных представителей и независимых директоров;
- во-вторых, в настоящее время назрела необходимость пересмотра отдельных норм Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. №1214, прежде всего, в части размера процентов от совокупного объема сделок (на которые может непосредственно влиять представить государства) в течение года который установлен сейчас на уровне 10%, при торговых оборотах обществах с государственным участием в десятки миллиардов выходит значительная сумма, которая по сути может являться коррупционным интересом независимого директор а. Напомним, что существенной суммой в учете и отчетности считается
сумма превышающей 5% от итоговой суммы, исходя из этого аспекта необходимо снизить предельный лимит с 10% до 5%.
Кроме того, лицо, выдвигаемое Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимого директора, не должно:
- замещать должности государственной гражданской службы Российской Федерации или являться служащим Центрального банка РФ;
- являться непрерывно в течение последних пяти лет членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, в которое оно избирается;
- занимать должности в органах управления или являться работником другого акционерного общества, в котором любое из лиц, занимающих должности в органах управления общества, в которое лицо выдвигается в качестве независимого директора, является членом комитета при совете директоров по кадрам и вознаграждениям общества;
- являться одновременно независимым директором более чем в трех акционерных обществах.;
- в-третьих, следует подчеркнуть важность постоянного внутреннего и внешнего аудита компаний с государственным участием, отметить важную роль специальных органов государственного контроля, в том числе Счетной палаты РФ;
- в-четвертых, с нашей точки зрения, различный подход к ответственности представителей государства в советах директоров, выполняющих одни и те же функции, вряд ли будет способствовать повышению эффективности их деятельности.
В соответствии со ст. 71 Закона об АО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно;
- в-пятых, институт представителей государства и независимых директоров призван обеспечить соблюдение баланса воли государства и интересов общества при управлении государственными компаниями.
Подобные работы
- КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО
КАК СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Правовые проблемы банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Акционерное общество, как субъект предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Реализация прав и обязанностей субъектами предпринимательской деятельности в налоговых правоотношениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности - гражданско-правовой анализ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Нормативно-правовые основы предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



