Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Пальцеграфия как средство развития у детей 5-6 лет
творческого воображения 20
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии 29
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения
у детей 5-6 лет 29
2.2 Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет
творческого воображения посредством пальцеграфии 44
2.3 Выявление динамики развития творческого воображения
у детей 5-6 лет 56
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 72
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 73
Приложение В Анкета для родителей «Как я развиваю творческое воображение своего ребенка?» 74
Приложение Г Перспективный план работы с детьми 75
Приложение Д Работы детей в технике «пальцеграфия» 76
Приложение Е Результаты контрольного этапа эксперимента 81
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что в современном обществе все чаще встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью теоретического осмысления и практического обоснования проблемы развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пальцеграфии.
Пальцеграфия - это метод рисования пальцами, который заключается в поочередном обмакивании пальцев в гуашевой краске. При рисовании в технике «Пальцеграфия» идет своеобразный массаж, который улучшает общее состояние организма. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методического сопровождения по проблеме развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством пальцеграфии. В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций существуют затруднения в вопросах методического обеспечения данного процесса.
Таким образом анализ научных исследований выявил следующие противоречия между:
- социальным заказом общества на реализацию функций, связанных с развитием творческого воображения личности, и существующими в дошкольных образовательных организациях традиционными подходами к решению данной проблемы;
- необходимостью развития у детей 5-6 лет творческого воображения в условиях разных видов деятельности и отсутствием соответствующих теоретических и практических разработок по использованию потенциала пальцеграфии для данного процесса.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы возможности пальцеграфии как средства развития у детей 5-6 лет творческого воображения?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет творческого воображения.
Предмет исследования: пальцеграфия как средство развития у детей 5-6 лет творческого воображения.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии будет возможно, если:
- включена в непрерывную образовательную деятельность поэтапная работа по развитию у детей 5-6 лет показателей творческого воображения;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда специальным оборудованием и материалами в микроцентре пальцеграфии «Творческая гостиная»;
- организован комплекс мероприятий с родителями, направленный на знакомство с приемами пальцеграфии, активизирующими развитие детского воображения.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Разработать диагностический инструментарий и выявить уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
3. Разработать и реализовать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии.
4. Определить динамику развития у детей 5-6 лет творческого воображения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- положения о творческом воображении детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- теоретические исследования проблемы развития творческого воображения и творческих способностей у дошкольников (И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, Т.В. Королёва);
- теории применения нетрадиционной техники «пальцеграфии» в
рисовании дошкольников (В.В. Гаврилова, Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казакова).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседы, эксперимент:
констатирующий, формирующий и контрольный.
3. Методы обработки результатов: количественный и качественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 189 «Спутник» г.о. Тольятти. В исследовании приняло участие 24 ребенка.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2019г. - апрель 2020г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно¬методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов.
Второй этап - экспериментальный (апрель 2020г. - январь 2021г.). Проведение диагностического работы, формирующего и контрольного этапов исследования. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь - май 2021г.). Теоретическое осмысление результатов исследовательской работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, определено и обосновано содержание работы по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении показателей и характеристике уровней развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в работе комплекс непрерывной образовательной деятельности по пальцеграфии может быть использован в работе педагогами и педагогами-психологами в процессе развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной работы с детьми старшего возраста по развитию творческого воображения посредством пальцеграфии.
Апробация и внедрение результатов исследования велись в течение всего исследования. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Результаты исследования докладывались на следующих конференциях:
- научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2020-2021 гг.),
- Всероссийская студенческая научно-практическая
междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество» (2020г.)
- отчетные конференции по практике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии осуществляется поэтапно в процессе непрерывной образовательной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть дополнена специальным оборудованием и материалами для рисования пальчиками и систематизирована в микроцентре.
2. Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет происходит при активном участии родителей в комплексе мероприятий, направленном на знакомство с приемами пальцеграфии, активизирующими развитие детского воображения.
Структура магистерской диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник). Работа проиллюстрирована 16 таблицами и 1 рисунком. Основной текст работы изложен на 71 странице.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры.
В заключении работы были подведены итоги и сформулированы основные выводы.
1. В процессе исследования выявлено, что проблема развития у детей 5¬6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии является актуальной в педагогической теории и практике общеобразовательных организаций, и требует дальнейшего теоретического исследования.
2. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения работы по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии. Уровень развития творческого воображения у детей старшей группы находится на среднем и низком уровне. Для большего развития творческого воображения необходимо создать специальные психолого-педагогические условия, а также обогатить предметно- пространственную среду центра художественно-эстетического направления атрибутами для нетрадиционных техник рисования. Полученные данные, несомненно, свидетельствуют о том, что необходимо проводить целенаправленную работу по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения.
3. В работе представлена диагностическая карта исследования развития у детей 5-6 лет творческого воображения. Выделены показатели, разработаны диагностические задания, уровни (низкий, средний, высокий) развития творческого воображения.
4. В ходе исследования определено и доказано, что развитие у детей 5-6 лет творческого воображения посредством пальцеграфии происходит успешно. Проведенная повторная диагностика детей на контрольном этапе эксперимента позволили выявить существенную положительную динамику. На формирующем этапе эксперимента, в течение четырех месяцев была спроектирована и проведена образовательная деятельность с детьми (художественно-творческие занятия), работа с родителями, организована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающие развитие творческого воображения у детей старшего возраста. Детям предлагались разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать.
Просматривая детские рисунки, можно заметить, что у многих детей изменился подход к выполнению задания, если раньше все боялись фантазировать, рисовали первое, что придет в голову, то после проведенной комплексной работы у многих обнаруживается творческий подход. Результаты контрольного этапа эксперимента позволяют увидеть, что уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет повысился, и находится теперь на среднем и высоком уровне в экспериментальной группе.
Исходя из этого можно считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, вынесенные на защиту положения правомерны
1. Брыкина Е. К., Зайцева В. В. Методика развития детского изобразительного творчества: учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2012. 496 с.
2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 2014. 358 с.
3. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2012. 389 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Эксмо-Пресс, 2004. 367 с.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва : Скрипторий, 2007. 71 с.
6. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. Волгоград : Учитель, 2010. 143 с.
7. Евдокимова М. М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию. М. : Школьная Пресса, 2014. 255 с.
8. Исаева Н. А. Проблема развития у детей 5-6 лет творческого воображения // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020.С. 133-137.
9. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва : Сфера, 2001. 512 с.
10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М. , 2012. 311 с.
11. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение, 2002. 192 с.
12. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. М. : Творческий Центр, 2005. 126 с.
13. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7лет. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 160 с.
14. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет Москва : Мозаика-Синтез, 2006. 190 с.
15. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. М., 2014. 142 с.
16. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973. 143 с.
17. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Сфера, 2009. 112 с.
18. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. : МГУ, 1979. 145 с.
19. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций и специалистов системы дополнительного художественного образования. Москва : Цветной мир, 2014. 207 с.
20. Лыкова И. А. Цветные ладошки: методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования. Издательский дом Цветной мир М., 2013. 134 с.
21. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду: учебно-методическое пособие Умелые ручки. Издательский дом Цветной мир М., 2010. 141 с.
22. Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта М., 2014. 239 с.
23. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока М., 1997. 136 с.
24. Репина Т. А. Развитие воображения / Психология детей дошкольного возраста. М., 2014. 342 с.
25. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / [под ред. Р. Г. Казакова и др.]. Москва: ТЦ Сфера, 2006. 126 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии; Питер 2009. 750 с. URL: http: //yanko .lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=o snovu_obzhey_psc. pdf (дата обращения 12.05.2020).
27. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом Литера, 2008. 32 с.
28. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2011. 168 с.
29. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2013. 240 с.
30. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Минск : Нар. совета, 1981. 288 с.
31. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Ярославль : Академия развития 2004. 96 с.
32. Фомина Л. Ю. Новые творческие технологии в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. 2016. № 11. С. 54-67.
33. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования: интегрированные занятия в ДОУ. Москва : ТЦ Сфера, 2011. 122 с.
34. Шинкарева Н. А., Григорьева О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни // Молодой ученый. 2014. №7. C. 572-573.
35. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. 2007. 384 с. URL:
https://www.koob.ru/elkonin_d_b/child_psy_e (дата обращения: 23.02.2020).
36. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985. 207 с.
37. Brenneman K. Assessment for Preschool Science Learning and Learning Environments. Rutgers University National Institute for Early Education Research, 2010. 137 p.
38. Gemelli R. J. Normal Child and Adolescent Development. Washington, DC: American Psychiatric Press, 1996. 187 p.
39. Kagan J. Classifications of the Child. In Handbook of Child Psychology: Vol. 1, 4th edition, ed. W. Kessen and P. H. Mussen. New York: Wiley. 1983. P. 45-61.
40. Piaget J. Play Dreams and Imitation in Childhood. New York: Norton. 1951. 285 р.
41. Ross V., Haith M. M., Miller S. A. Child Psychology: the Modern Science. New York: J. Wiley & Sons, 1992. 231 p.