Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у младших школьников бережного отношения к природе 9
1.1 Особенности процесса формирования бережного отношения к природе в младшем школьном возрасте 9
1.2 Условия формирования бережного отношения к природе у младших школьников 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию бережного отношения к природе у младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня сформированности бережного отношения к природе 27
2.2 Выявление и внедрение в образовательный процесс методов, направленных на формирование у младших школьников бережного отношения к природе 37
2.3 Анализ и обобщение результатов 43
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 60
Приложение Б Результаты контрольного этапа исследования 64
С каждым годом экологические трудности в мире становятся всё актуальнее. В современном обществе все чаще преобладает потребительское отношение населения земли к природе и её ресурсам, наблюдается общественное безразличие в вопросах решения экологических проблем. В настоящее время природа становится объектом технологической эксплуатации, понемногу утрачивая свой священный характер, связи между человеком и природой постепенно разрываются. В таких сложившихся современных условиях, появляется необходимость в совершенном новом миропонимании, в котором природа будет восприниматься человеком как уникальный целостный организм. Отношение к природе необходимо выстраивать с позиции сотрудничества. Однако же многие исследователи указывают на то, что лишь у 11 % взрослых людей, населяющих нашу планету, сформирован высокий уровень осознанного отношения к природе. Так откуда же берутся взрослые, не осознающие важность рационального использования природных ресурсов, не желающие заботиться о природе, не понимающие, что деятельность человека приводит к экологическим проблемам? «Все мы родом из детства» - писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей повести-сказке «Маленький принц». Очень глубокий смысл заложен в этом высказывании, ведь детство - это не только самый уютный и наполненный светлыми воспоминаниями, уголок души. В детстве закладывается самый прочный фундамент личности человека, именно на нем и строится вся дальнейшая жизнь и судьба человека.
Возрастной этап 7-10 лет, по определению специалистов в области психологии и педагогики, является наиболее подходящим для создания условий формирования у человека определенных психологических качеств и видов поведения (Л.С. Выготский, О.В. Запорожец). В следствие этого, формированию бережного отношения к природе именно в младшем школьном возрасте нужно уделять особое внимание. Обязательные элементы бережного отношения к природе - это экологические знания, умения, навыки в деятельности по охране природы и осознанное стремление к восстановлению и улучшению экологического поля окружающей природы.
В ФГОС начального общего образования интегрирована программа экологического образования и воспитания школьников, подразумевающая создание систематической работы по воспитанию бережного отношения к природе у младших школьников и предполагает поиск и разработку более действенных средств для формирования экологически грамотной личности, которая будет гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе.
В системе передового экологического образования детально исследуются воспитательные и обучающие технологии, позволяющие не только передать объективные знания о фактах и закономерностях окружающего мира, но и способствующие развитию субъектно-непрагматического отношения к природе, формированию у человека опыта экологической деятельности.
Такие исследователи как М.М. Иванова, Т.С. Волошина, П.Г. Марков, В.В. Николина, Л.Б. Симонова и др. разработали как теоретические аспекты, так и практические рекомендации по формированию бережного отношения к природе. В их трудах затронуты вопросы самой сути и структуры ценностного отношения к природе, представлены готовые модели, современные технологии, возможные условия и необходимые средства для формирования бережного отношения к природе.
Изучением условий формирования бережного отношения к природе в младшем школьном возрасте занимались такие ученые как И.Н. Гелетканич, М.М. Иванова, Л.Б. Симонова и др. В.А. Ясвиным, в том числе, разработана системная модель процесса становления субъективного отношения к природе у детей и подростков. Особое значение в данной модели придается формированию ценностного отношения личности детей к природе, подчеркивается, что именно ценностное отношение лежит в основе бережного отношения к природе.
Однако, несмотря на многолетние исследования по данной теме, по сей день продолжается поиск методов, которые обеспечат формирование не прагматичного взаимодействия человека с природой. Обнаружились существующие противоречия между:
• школьными программами начального общего образования по окружающему миру и отсутствием апробированных практических разработок моделей формирования бережного отношения к природе в младшем школьном возрасте;
• потребностью актуализации эмоционального и активного отношения к природе у младшего школьника и недостаточными возможностями удовлетворения этой потребности в ходе обучения;
• существующей потребностью социума в воспитании поколения с бережным отношением к природе и современным начальным образованием, недостаточно ориентированным на формирование у младших школьников экологического сознания и предоставляющим недостаточно возможностей для присвоения детьми ценности природы. Такая актуальность выявленной проблемы повлияла на выбор темы исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы «Формирование у младших школьников бережного отношения к природе».
Цель исследования - выявить и экспериментально доказать эффективность методов формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Предмет исследования - методы формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Гипотеза исследования - формирование бережного отношения к природе у младших школьников будет эффективнее, если:
• использовать в работе по формированию бережного отношения к природе у младших школьников такие методы, которые оказывают воздействие на эмоционально-волевую и деятельностную сферы ребенка;
• содержательная часть занятий будет организована с активным участием детей;
• у обучающихся будут формироваться умения проектировать и организовывать мероприятия по оказанию помощи объектам природы.
В соответствии с предметом, целью исследования и для проверки гипотезы, были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать особенности формирования бережного отношения к природе у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Выявить уровень сформированности бережного отношения к природе у младших школьников экспериментальным способом.
3. Выявить педагогические условия успешного формирования бережного отношения к природе у младших школьников и разработать экспериментальную программу с использованием методов и форм работы, способствующих формированию бережного отношения к природе.
4. Обобщить и проанализировать результаты проведенной работы и определить эффективность экспериментальной программы по отношению к формированию у младших школьников бережного отношения к природе.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования :
• теоретические методы - анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта по формированию бережного отношения детей к природе, его обобщение;
• эмпирические методы - анкетирование, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, анализ деятельности детей;
• методы количественного и качественного анализа при обработке результатов данных.
Новизна исследования: выявлены и внедрены в образовательный процесс методы, способствующие эффективному формированию у младших школьников бережного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании образовательного процесса путем внедрения эффективных педагогических методов в процесс обучения и воспитания младших школьников.
Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Кировска» - г. Кировск, Мурманской области. В исследовании приняли участие 42 обучающихся 3-х классов, где 3 «Г» класс являлся экспериментальной группой, а 3 «В» класс - контрольной группой.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у младших школьников бережного отношения к природе, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной. Многие исследователи занимались в прошлом и занимаются в современности проблемой формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, считая его наиболее подходящим для закладывания основ экологического сознания будущего поколения.
При изучении условий формирования бережного отношения у младших школьников к природе, выяснилось, что в работе с детьми необходимо использовать такие методы работы, которые способны влиять на их чувства и сознание, на эмоционально-волевую сферу, способствующие формированию ценностной экологической ориентации.
Анализ педагогической и методической литературы способствовал пониманию того, какие методы работы обеспечивают инициативность детей, разнообразие их практической и мыслительной деятельности. Они должны основываться на творческом характере обучения и воспитания в игровом действе, в использовании имеющихся знаний и опыта детей, вовлечении всех органов чувств, формировании групповых форм организации работы, деятельностном подходе, в использовании интерактивности и разнообразных форм коммуникации.
С целью формирования бережного отношения к природе у младших школьников, действия были разделены на три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В процессе проведения формирующего этапа, в соответствии с выявленными методами работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе, были проведены занятия с использованием активных методов обучения и воспитания - занятие-путешествие, ролевая игра, КТД, метод проектов. Также на различных этапах занятий использовались современные приемы: «Кубик Блума», «Шесть шляп мышления», «Мозговой штурм» и др. Предпочтение отдавалось организации групповым и коллективным формам работы.
В результате контрольной диагностики в экспериментальной группе высокий уровень сформированности бережного отношения к природе вырос на 22,5%, средний уровень снизился на 1%, а низкий уровень уменьшился на 21,5% по отношению к констатирующему этапу.
В контрольной группе динамики практически не произошло - высокий уровень увеличился на 3%, средний снизился на 0,5%, а низкий уменьшился на 3,5%.
Проведенное нами исследование, дает возможность сделать вывод, что эффективность формирования у младших школьников бережного отношения к природе повышается при условии формирования у младших школьников потребности в проявлении бережного отношения к окружающей среде через активную творческую, преобразующую деятельность и применении интерактивных методов, практических занятий с общественно -полезной деятельностью.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Байкова Л. А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Технология игровой деятельности: учебное пособие. Рязань: РГПУ, 1994. 112 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
3. Гин А. А. Бескровная Атака. Технологии проведения учебного мозгового штурма // Педагогика + ТРИЗ. Мн.: ПолиБиг, 1997. № 3. 64 с.
4. Горохов В.А., Чилингаров А.Н. Образование в области охраны окружающей среды: методическое пособие. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 40 с.
5. Гринева Е. А., Давлетшина Л. Х. Формирование экологической культуры младших школьников: учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2012. 110 с.
6. Гришина Л.А. Экологическая игра, как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе. М. : Просвещение, 2014. 255 с.
7. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2008. № 9. С. 88-93
8. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М.: ЦКФЛ, 2014. С. 35-48.
9. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
10. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания // Московский психолого-социальный институт. М. : 2009. 58 с.
11. Джиоева А.Р., Фардзинова А.Р. О формировании нравственно - этической ориентации личности в образовательном процессе школы // Синергия наук. 2018. №6. С. 116-119.
12. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. 112 с.
13. Захлебный И.А. Школа проблемы охраны природы. М.: Просвещение, 2011. 390 с.
14. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Отношение школьников к природе. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
15. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии : монография : Ч. 1; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Федеральный ин-т развития образования, 2011. 111 с.
...