Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения
1.1 Формирование общекультурной функциональной грамотности как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Условия формирования общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения
2.1 Диагностика уровня общекультурной функциональной грамотности младшего школьника 18
2.2 Содержание работы по формированию общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения 28
2.3 Анализ результатов исследования 34
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 49
Приложение Б Результаты контрольного этапа исследования 51
Актуальность определяется высокими требованиями общества к обучению и развитию личности младших школьников. Данное утверждение приведено в положениях ФГОС НОО, где подчеркивается значимость развития активной, нравственной и созидающей личности.
В разделе III п. 14 прямо указывается, что ООП НОО направлена на саморазвитие, самостоятельность и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их общекультурную функциональную грамотность. Во ФГОС сказано «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации... овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России».
Общество нуждается в образованных и культурных личностях, которые будут понимать, что такое культура, какое она имеет значение для всего мирового сообщества. Общекультурная функциональная грамотность - это основа образования, важно научить младших школьников знать и понимать все культурные сферы человеческой жизни.
Для младшего школьного возраста процесс формирования общекультурной функциональной грамотности особенно важен, так как именно в этот период закладывается базис будущей жизни. На формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника влияют особенности данного возраста. С одной стороны, современному младшему школьнику свойственны стремление к грамотности, а с другой стороны - неуверенность в себе, напряженность и тревожность, которая мешает формированию общекультурной функциональной грамотности.
Большое значение в формировании общекультурной функциональной грамотности младших школьников имеет урочная деятельность, а в частности, уроки литературного чтения, которые помогают учащимся раскрыть свои способности, оценить свои возможности, быть открытыми и готовыми ко всему новому и интересному.
Теоретической основой исследования являются: ведущие положения о развитии личности в деятельности и общении (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), исследования в области теории социального воспитания (В.И. Беляев, Л.В. Мардахаев, A.B. Мудрик), концептуальные идеи возрастной психологии и педагогики (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн), теоретические положения индивидуально - ориентированного подхода (В.А Сухомлинский, А.В. Мудрик), концептуальное описание процесса формирования мотивации достижения и формирования функциональной грамотности (Н.Г. Акушева, Е.Е. Алексеева, Т.С. Алхатова, Н.А. Баранец, Е.Ю. Варламова, Л.В. Ведерникова, И.А. Гришанова, Н.В. Жевакина, Н.В. Калинина, А. С. Комарова, А.С. Макаренко, Г.В. Трубникова, А.Р. Тугушева, Р.М. Шамионов, O.A. Яшнова).
Формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника является для педагогики одной из ключевых проблем современности. Теперь главной задачей школьного образования является развитие личности ученика.
Анализ литературы и приведенные выше умозаключения обусловили выбор темы исследования, которая актуальна на современном этапе обучения и воспитания обучающихся начальной школы.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы особенности формирования общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности уроков литературного чтения в формировании общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения.
Объектом исследования: процесс формирования общекультурной функциональной грамотности младшего школьника.
Предмет исследования: уроки литературного чтения как средство формирования общекультурной функциональной грамотности младшего школьника.
Гипотеза исследования: формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения будет происходить наиболее эффективно, если использовать следующие педагогические условия:
• применяются методы и приемы, направленные на формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения;
• используются такие формы работы: творческие игры, творческие пересказы, составление структурных схем;
Задачи исследования:
1) осуществить анализ проблемы формирования общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в психолого-педагогической литературе;
2) выявить уровень сформированности общекультурной функциональной грамотности младшего школьника;
3) разработать и реализовать систему формирования общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения.
4) выявить динамику сформированности общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения.
С целью решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Репьевская средняя школа Ульяновской области Новоспасского района. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «А» класса (25 человек) и обучающиеся З «Б» класса (25 человек). Общее количество обучающихся - 50 человек.
Новизна исследования состоит в том, что формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения проходило с использованием методов и приемов, направленных на формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения, формы работы: творческие игры, творческие пересказы, составление структурных схем;
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере формирования общекультурной функциональной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения.
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. В работе были использованы 34 источника используемой литературы, 2 приложения.
Проведенный анализ проблемы показал, что формирование общекультурной функциональной грамотности на сегодняшний день является важной задачей начальной школы. Общекультурная функциональная грамотность - это состояние, которое характеризуется умением самостоятельно учиться - найти, освоить и использовать новый опыт, знания и навыки.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования общекультурной функциональной грамотности.
Стоит отметить, что формирование общекультурной функциональной грамотности зависит от педагогического инструментария учителя: методов, приемов, средств обучения. Но, к сожалению, в настоящее время интерес детей к чтению угасает, отсюда и трудности в обучении и формировании общекультурной функциональной грамотности .
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня общекультурной функциональной грамотности у младших школьников. На формирующем этапе использовали различные педагогические приемы и технологии для формирования общекультурной функциональной грамотности. Благодаря активным групповым и коллективным работам, уровень чтения повысился. Ученики продемонстрировали высокие лексические знания, их уровень говорения вырос, ушли зажимы, ученики могут спокойно принимать участие в диалоге и общении. Ученики начала проявлять активный интерес к изучению культуры, стали много читать, задавать вопросы, что им прочитать дома. На уроках ученики стали активнее, задают вопросы, участвуют в диалоге, обсуждают книги, анализируют произведения. Ученики демонстрировали интерес не только к прочитанному, но также на уроках проходило обсуждение произведений, которые не входили в основную программу. Таким образом, можно заключить, что уроки литературного чтения имеют ресурс для формирования общекультурной функциональной грамотности, каждое классическое произведение обращено к вечным человеческим ценностям, составляющим нравственный стержень личности, что является основой общекультурной функциональной грамотности.
Для определения эффективности проведенной работы проводился контрольный эксперимент, который показал, что в ЭГ высокий уровень вырос на 8%, средний вырос на 4%, а низкий снизился на 12%. В КГ результаты не изменились. Проведенный анализ позволяет говорить, что уровень общекультурной функциональной грамотности вырос, проведенная работа оказалась эффективной. Благодаря проведенной работе у младших школьников повысился интерес не только к чтению, но также к изучению и анализу культурного наследия, которое отражено в художественных произведениях.
1. Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 49-51.
2. Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 10-15.
3. Алхатова Т. С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования // Наука и реальность. 2020. № 1. С. 64-66.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Питер, 2008. 398 с.
6. Богданец О. А. Характеристика понятия языковой функциональной грамотности младших школьников // Современная наука и образование: новые подходы и актуальные исследования : материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 127-133.
7. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. М. : Вентана-Граф. 2018. 286 с.
8. Варавина О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства // Педагогический поиск. 2020. № 3. С. 13-16.
9. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников//Методические основы языкового образования и литературного развития. М.: Высш. шк.,2003. С.78-90
10. Грамотны ли вы, или 5000 слов, которые помогут проверить это / Сост. В. А. Пушных, Н. Н. Шевченко. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. 86 с.
11. Гришина Г.И. Смысловое чтение, умение работать с текстом - как одно из приоритетных УУД, формируемых средствами предметов гуманитарного цикла // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы. 2014. С. 133-138.
12. Гречишкина О. И. Задания по функциональной грамотности // Информобразование. 2020. № 1. С. 96-99.
13. Дьякова Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. 2020. С. 250-255.
14. Джалалов С.С. Методы и приемы обучения смысловому чтению обучающихся в учебнике на ценностно-смысловой основе // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. No 2. С. 41-51.
15. Епишкина Е.Н. Педагогические условия формирования смысловой идентификации при чтении текста у учащихся начальных классов// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. No 102. С. 166-172.
...