Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы стратегического планирования транспортного предприятия 7
1.1 Понятия и определения стратегического планирования 7
1.2 Этапы разработки стратегического планирования 18
1.3 Методы разработки стратегического планирования 29
2 Анализ организации стратегического планирования в акционерном обществе «АВТОВАЗТРАНС» 40
2.1 Общая характеристика транспортной компании 40
2.2 Анализ рынка транспортных услуг 51
2.3 Анализ системы стратегического планирования транспортной компании 59
3. Совершенствование системы стратегического планирования в акционерном обществе «АВТОВАЗТРАНС» 69
3.1 Предложения по совершенствованию стратегического планирования транспортной компании 69
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 71
Заключение 74
Список использованных источников 80
Приложения 83
Долговременная результативная работа любой компании, её развитие и рост финансового положения на рынке ориентируются верными направлениями в стратегии, позволяющие наилучшим образом воплотить в жизнь потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.
Актуальность выбора темы бакалаврской работы ориентируется на то, что на сегодняшний день стратегия - это основной стержень в управлении компании, который должен гарантировать развитие компании, её устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности оказываемых услуг и производимой им продукции.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации компании обязаны не только акцентировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать длительную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за переменами, которые происходят снаружи.
В прошлом почти все компании имели возможность успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу и на внутренние проблемы, связанные с увеличением производительности использования ресурсов в текущей деятельности.
В данный момент задача рационального применения потенциала в текущей деятельности не снимается, но самым необходимым становится воплощение такого управления, которое гарантирует адаптацию компании к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение перемен в находящейся вокруг среде, возникновение новых запросов и изменение позиции потребителя, за ресурсы возрастает конкуренция, использование технологических приёмов разработки, возникновение новых неожиданных возможностей для бизнеса, которые открываются благодаря достижениям в науке и технике, изменение роли человеческих ресурсов, широкая доступность современных технологий, развитие информационных сетей, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует единая стратегия для всех предприятий, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.
Любая компания уникальна в своем роде, вследствие этого и процесс выработки стратегии для любой компании уникален, так как он зависит от позиции компании на рынке, динамики её развития и её потенциала, от поведения конкурентов, характеристик оказываемых услуг или производимого товара, культурной среды, состояния экономики, и еще многих других факторов.
В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые дают возможность говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Целью бакалаврской работы является разработка стратегии развития транспортной компании.
Объектом исследования является акционерное общество «АВТОВАЗТРАНС».
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1) Изучить сущность и виды стратегий развития предприятия.
2) Охарактеризовать предприятие как объект управления;
3) Сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия;
4) Выявить цели предприятия при выборе новой стратегии развития;
5) Разработать задачи для стратегического развития предприятия;
6) Рассчитать экономическую эффективность предложенных направлений по выбору стратегии развития предприятия.
Научная новизна заключается в том, что в данный момент внешняя среда изменяется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента по адаптации к новым реалиям уже недостаточно. Для того чтобы не только выжить, но и увеличить собственные конкурентоспособные позиции на рынке, нужно на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием - выработкой стратегии с помощью комплекса формализованных процедур.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что стратегия развития, предложенная в предоставленной работе, выведет предприятие на новый уровень развития, повысит конкурентоспособность по транспортным перевозкам, улучшит экономические показатели. Представленная разработка также может быть применена на аналогичных предприятиях.
Экономический эффект от предложенных мероприятий заключается в том, что при выполнении мероприятий, изложенных в предлагаемом проекте, можно с высокой степенью вероятности сделать прогноз об улучшении финансового состояния компании.
Логическая структура представленной выпускной квалификационной работы представлена следующим образом:
введение - в представленном пункте содержится оценка актуальности темы в современном мире, цели и задачи работы, объект и предмет выпускной квалификационной работы;
в первой главе излагается суть стратегического планирования на основе исследования теоретических работ отечественных и зарубежных авторов по направлению разработки стратегии развития в транспортной отрасли;
во второй главе выполняется анализ внутренней и внешней среды предприятия, экономический анализ, производится обоснование экономической значимости предлагаемых мероприятий в акционерном обществе «АВТОВАЗТРАНС»;
в третьей главе выполняется разработка проектного решения по направлению стратегического развития акционерного общества «АВТОВАЗИРАНС» и рассчитывается экономическая эффективность предложенных мероприятий;
в заключении изложены основные выводы по работе. Раскрыта связь изученной темы с более широкой проблемной областью, показывается место и роль предлагаемых мероприятий для акционерного общества «АВТОВАЗТРАНС».
Целью исследования данной бакалаврской работы являлся анализ стратегического планирования акционерного общества «АВТОВАЗТРАНС» и разработка мероприятий по его совершенствованию. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Стратегическое планирование - процесс определения стратегии предприятия путем установления миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ. Главная цель стратегического планирования - помочь предприятию достичь поставленных целей, а также занять желаемую конкурентную позицию за определенное время.
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению. Другими словами, стратегическое планирование предусматривает такое управление предприятием, которое позволяет достигать поставленных целей. Процесс стратегического планирования на предприятии состоит из нескольких этапов: определение миссии и целей предприятия; анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также его потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации; выбор стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения. Стратегическое планирование является фундаментом для остальных видов планирования на предприятии. Оно начинается с определения глобальных целей и миссии предприятия. Затем устанавливаются более конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде предприятия, его конкурентах, ситуации на рынке и обо всем остальном, что, так или иначе поможет повлиять на работу предприятия.
После проведения SWOT - анализа готовится подробный отчет о сильных и слабых сторонах предприятия, возможностях и угрозах, с которыми ему придется столкнуться. Далее выявленные недостатки в результате анализа, будут учтены при усовершенствовании стратегии развития компании.
Акционерное общество «АВТОВАЗТРАНС» является большим предприятием, насчитывающим в своём составе 816 человек.
Основная деятельность АО «АВТ», как транспортно - логистической организации, заключается в обеспечение централизованного исполнения заявок на перевозку автомобильным и железнодорожным транспортом различных грузов. Организационная структура АО «АВТ» построена по линейно-функциональному типу.
Генеральный директор осуществляет общее руководство; распоряжается ресурсами и принимает решения об их использовании; обеспечивает необходимое финансирование, безопасность организации и ее работников.
Проведённый анализ основных технико-экономических показателей деятельности свидетельствует о том, что по сравнению с 2016 г. в 2014 г. АО «АВТ» было более продуктивным.
В 2016 году по сравнению с 2014 годом на фоне снижения доходов снизились и расходы у предприятия.
Выручка АО «АВТ» в 2016 году составляет 860,6 млн. руб., что на 76,9 млн. руб. меньше показателя 2015 года, что составляет 7,6 %. А Выручка в 2015 году составила 937 млн. 494 тыс. руб., что на 105 млн. 158 тыс. руб. меньше показателя 2014 года, что составляет 10 %, понижение связано с рядом неблагоприятных обстоятельств, которые будут описаны ниже.
По итогам 2016 года получена прибыль от основной деятельности в размере 7 млн. 393 тыс. руб.
Рентабельность продаж в 2016 году составила 0,86%.
Чистая прибыль за 2016 год получена в сумме 5 млн. 051тыс. руб.
Два основных фактора, оказавших влияние на изменение объема выручки в 2016 году в сравнении с 2015 годом:
• рост тарифов на автомобильные и железнодорожные перевозки способствовало увеличению выручки на 39,4 млн. руб.;
• сокращение объемов перевозок (заявок на услуги транспорта) способствовало снижению выручки на 116,3 млн. руб.
Чистая прибыль снижается, причина - рыночная ситуация. Выручка падает из-за падения объемов услуг, так как основным заказчиком является ПАО «АВТОВАЗ». Она такова, что спрос на услуги предприятия ограничен, и расширение рынка в ближайшее время не прогнозируется.
Миссией АО «АВТ» является максимальное удовлетворение требований потребителя и повышение качества оказываемых услуг, рост экономической эффективности предприятия в целом и повышение благосостояния каждого работника.
Сильной стороной предприятия является, что АО «АВТ» - первая транспортная организация в России, которая получила в 2009 году международный сертификат соответствия требованиям качества ИСО 9001:2008 что подтверждает европейский уровень качества предоставляемых транспортных услуг. Наличие данного документа позволяет предприятию поддерживать высокое качество предлагаемых услуг.
Также у предприятия сильные стороны это:
• наличие собственного сервисного центра
• значительный опыт работы на рынке транспортных услуг
• высокий уровень качества и надежности перевозок
• квалифицированный персонал
• наличие постоянного заказчика услуг и стабильной панели субперевозчиков
• оперативное управление транспортными средствами за счет использования круглосуточного диспетчерского сопровождения
• оснащенность автотранспорта приборами спутниковой навигации
• информационное обеспечение
Основные слабые стороны акционерного общества «АВТОВАЗТРАНС» это:
• зависимость от одного контрагента;
• отсутствие достаточного количества транспорта, соответствующего современным требованиям экологического стандарта;
• высокий уровень износа автотранспорта;
• высокие накладные расходы.
Недостаточно поставить перед предприятием цель, необходимо разработать план по ее достижению. Проведенный SWOT - анализ позволил определить возможные пути достижения поставленной цели, однако, этого мало. Необходимо четко проработать все варианты и пути, просчитать их экономическую целесообразность. Для этого необходимо использовать преимущества стратегического планирования.
Проведенный в работе анализ показал, что в процессе стратегического планирования на предприятии АО «АВТ» по оказанию транспортных услуг имеются следующие недостатки:
1) Старение парка автомобилей
2) Зависимость от основного контрагента ПАО «АВТОВАЗ»
3) Недостаточно развитая маркетинговая политика общества в части привлечения сторонних клиентов с целью оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Устранение данных недостатков позволит повысить эффективность деятельности компании и улучшит её финансовые результаты.
Предлагаю следующие рекомендации для совершенствования стратегического планирования:
1) Ввести систему корректировки раз в год, так как стратегия транспортной компании АО «АВТ» разрабатывается раз в пять лет.
Основной смысл стратегии - указывать организации надежный курс развития в существующих условиях. Но стратегический курс может заслонить потенциальные опасности, ведь на пять лет вперёд все угрозы предугадать невозможно. Хотя направление и имеет огромное значение, но иногда лучше снизить скорость, замедлить ход, следить за тем, что происходит по сторонам, вглядываться вперед, чтобы в нужный момент изменить поведение, тем самым раз в год производить корректировку стратегии.
2) Обновление технического парка (чтобы увеличить долю на рынке и повысить безопасность работы).
Одним из основных факторов, влияющих на целесообразность обновления машинного парка, является интенсивность роста отказов грузовых автомобилей с увеличением их возраста. Для качественного и оперативного выполнения работ по контрактам компании необходимо иметь парк современной техники. Для этого нужно приступить к покупке новых и к замене неисправных машин.
3) Расширение географии перевозок (увеличение количества клиентов за пределами Самарской области).
Стремление к расширению географии перевозок неизменно связано с совершенствованием транспортного парка компании.
4) Увеличение доли доходов за счёт оказания ремонтных работ сторонним организациям.
Рассчитали затраты по трём мероприятиям, общая сумма которых составила 52 457 741 рубль.
Рассчитали планируемую выручку и себестоимость. Выручка составила 903 642 600 рублей. Себестоимость 799 712 550 рублей.
Рассчитали чистый доход за один год в результате реализации предложенных мероприятий, которая составила 51 472 309 рублей.
Рассчитали рентабельность затрат по трём мероприятиям, которая привела к увеличению рентабельности на 98%.
Рассчитали окупаемость затрат по трём предложенным мероприятиям. Учитывая, что чистый доход за один год в результате реализации предложенных мероприятий почти равен затратам на эти мероприятия, срок окупаемости затрат на их реализацию составит чуть более одного года, что доказывает экономическую целостность предложенных мероприятий.
На основании данных расчётов увеличения показателей рентабельностей после выполнения мероприятий задач стратегического плана можно сделать вывод, что предлагаемые цели достижимы и подлежат реализации.
Таким образом, можем сделать вывод, что достижение установленных целевых показателей АО «АВТ» в долгосрочной перспективе окажет непосредственно влияние на улучшение экономической ситуации в городе Тольятти и Самарской области в целом, а именно:
• дополнительные налоговые отчисления в бюджет города
• создание дополнительных рабочих мест на рынке труда
• положительное влияние на экологическую ситуацию (уменьшение выбросов в атмосферу).
Официальные документы
1. Государственная служба занятости Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Самара, сор. - 2009-2016.
Книга с одним автором
2. Гатина Л. И.Стратегическое планирование развития предприятия: учебно-методическое пособие / Гатина Л. И. - Издательство КНИТУ, 2013 • 144 с.
3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов.. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
4. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2013. - 240 с.
5. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: учебник / В.И. Шилков. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
6. Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с.
7. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская . - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2013. - 116 с.
8. Гайдаенко А.А. Логистика / А.А. Гайдаенко. - М.: КноРус, 2014. - 267 с.
9. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. • Н.Новг.: НИМБ, 2014. - 320 с.
10. Медведев, Д.Л. Эффективный Черчилль: методы, которые использовал самый известный премьер в мировой истории / Д.Медведев. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2013. - 574 с.
11. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент. Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело АНХ, 2013. - 488 с.
12. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 320 с.
13. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 с.
14. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2014. - 268 с.
15. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
...