Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №107121

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития памяти у младших школьников 7
1.1 Проблема развития памяти у младших школьников в научной литературе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 28
2.1 Исследование начального уровня развития памяти у младших школьников 28
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию памяти у младших школьников по внеурочной деятельности 55
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию памяти у младших школьников 63
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение А Списки участников исследования 92

Одна из важнейших психических функций и познавательных способностей человека - память. Особенное значение память имеет в процессах обучения, приобретения и накопления знаний, начиная с периода младшего школьного возраста.
В разное время исследователи обращались к изучению особенностей развития памяти, а также эффективности психологических и педагогических условий, способствующих запоминанию и воспроизведению информации. Этими вопросами занимались такие ученые, как: Г. Эббингауз [54], К. Левин [26], П. Жане [17], З. Фрейд [52], А.А. Смирнов [48, 49], И.М. Сеченов [47] и др.
Зарубежные исследователи в вопросах развития памяти делают акцент на психологическом механизме памяти. Г. Эббингауз, вывел ассоциативную теорию памяти, согласно которой «память понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости» [54]. Дальнейшие теории о памяти берут начало именно с этого учения. Например, гештальт-теория, одним из исследователей которой был К. Левин [26]. В данной теории за основу берется не ассоциация предметов и явлений, а гештальт - их изначальная, целостная организация. Еще одна распространенная теория - учение П. Жане о социальной психологии [17]. Она гласит, что социальная обусловленность всех процессов памяти зависит от практической деятельности человека.
К изучению человеческой памяти также приложил руку основоположник психоанализа З. Фрейд [52]. Фрейд имел свой взгляд на природу памяти, ее свойства, и процессы. Как врач, Фрейд имел обширный эмпирический опыт, взятый из жизни и работы. Особенное внимание он уделил забыванию. Фрейд считал, что забывание - это самопроизвольный процесс, который протекает в течение определенного времени.
Отечественные ученые делали упор на изучение связи памяти и мышления. В работе «Проблемы психологии памяти» А.А. Смирнов утверждает: «Память и ее процессы зависят от действительности индивида и так же сами выступают в качестве активной мнемической деятельности» [48]. Были и сторонники ассоциативной теории, например, И.М. Сеченов. Он дал научное обоснование принципа ассоциаций: «Воспроизведение одних влечет за собой воспроизводство и других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений» [47].
Постоянное совершенствование и изменение в связи со стандартами ФГОС учебных программ увеличивает необходимый объем информации при обучении учащихся. Полученную информацию они должны не только сохранять и понимать, но и уметь воспроизвести. В связи с этим возможно увеличение количества жалоб педагогов и родителей на плохую память учеников.
Плохая память у школьников приводит к снижению успеваемости, что, зачастую, ведет к недисциплинированности, агрессивности и другим эмоциональным и межличностным проблемам у детей. К проблеме формирования способности к запоминанию и воспроизведению информации обращался, например, Л.С. Выготский: «Память в этом возрасте становится мыслящей» [8]. Если ребенок плохо справляется с запоминанием, это влияет на его учебную деятельность, что, в свою очередь, влияет на отношение к учебе и школе.
Так как, по словам Л.С. Выготского, память становится думающей, а значит, идущей бок о бок с мышлением, на ней в дальнейшем развивается умение сохранять, структурировать, осмысливать и применять полученную информацию, поэтому так важно развивать память у учеников уже с начальной школы. Делать это можно на уроках, но гораздо легче во внеурочной деятельности, ведь там больше возможностей для использования различных методов и технологий.
В связи с этим представляется актуальной тема для исследования: «Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: внеурочная деятельность, направленная на развитие памяти младших школьников.
Цель исследования: обосновать и экспериментально доказать эффективность комплекса разработанных упражнений по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему развития памяти у младших школьников.
2. Определить уровень развития памяти у младших школьников.
3. Разработать и внедрить во внеурочную деятельность комплекс упражнений, направленный на развитие памяти у младших школьников.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Гипотеза исследования: процесс развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности будет происходить наиболее эффективно, если применять методики по развитию логической памяти, смысловой памяти, опосредованной памяти, произвольной памяти и оперативного вида зрительной и слуховой памяти.
Практическая значимость. Разработанный комплекс упражнений может использоваться в учебном процессе начальной школы во внеурочной деятельности. Внедрение результатов исследования проходило на базе ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учителя должны следить за тем, как развивается память у школьников, работать над ее улучшением, внедрять в учебную и внеурочную деятельность упражнения, тренирующие мышление, память.
При рассмотрении в научной психолого-педагогической литературе проблемы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности было выделено несколько компонентов уровня развития памяти: мышление, концентрация, устойчивость и переключаемость внимания, оперативная слуховая и зрительная память.
После изучения научной психолого-педагогической литературы в ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было проверить на констатирующем этапе уровень развития выявленных компонентов памяти, на формирующем этапе разработать комплекс упражнений для улучшения показателей развития данных компонентов, на контрольном этапе проверить эффективность примененного комплекса упражнений.
В ходе констатирующего эксперимента были применены диагностические методы для проверки уровня развития логической, смысловой, произвольной и опосредованной памяти, оперативной зрительной и оперативной слуховой памяти. Диагностические методики для выявления уровня развития логической памяти позволили выделить два вида памяти для исследования: логический и механический. При проведении методики «10 слов» А.Р. Лурии для определения уровня развития оперативной слуховой памяти была дополнительно проведена диагностика долговременной памяти и ее результаты показали, что уровень ее развития также нуждается в улучшении.
Для реализации формирующего эксперимента был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие выявленных ранее компонентов развития памяти. В процессе формирующего эксперимента было проведено 8 внеурочных занятий, в ходе которых был использован данный комплекс.
При осуществлении контрольного эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов повторного исследования у экспериментальной и контрольной групп, который показал, что разработанный комплекс упражнений по развитию памяти во внеурочной деятельности был эффективен и в компонентах уровня развития памяти у младших школьников в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика.
Цель и поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Абдулова Г. Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта.- М.: Малыш, 2019. 5 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 67 с.
3. Аткинсон Р. Управление кратковременной памятью // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 3-е изд. М.: Астрель, 2008.С. 379 - 382.
4. Бессонова Т.В., Логвинова Н.С. Игровые занятия для развития речи в домашних условиях// Инновационная наука. 2019. № 6. С. 158 - 161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi-v- domashnih-usloviyah (дата обращения 02.12.2019).
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника.- СПб: Питер, 2016. С. 78 - 80.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 634 с.
7. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. 231 с.
8. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 2017. 112 с.
9. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.142 с.
10. Герасимов И.Г., Яшин А. А.Ионно-молекулярная модель памяти. Ассоциативная и эмоциональная память и производство информации в системе памяти// Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. №4 (8). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ionno-
molekulyarnaya-model-pamyati-assotsiativnaya-i-emotsionalnaya-pamyat-i- proizvodstvo-informatsii-v-sisteme-pamyati (дата обращения: 17.11.2019).
11. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» /И. З. Гликман. - М.: Школа технологии, 2008. 126 с.
12. Головей Л. А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 318 с.
13. Гоник И.Л., Фетисов А. В. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. Методические указания. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. - 7 с.
14. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2014. 306 с.
15. Дубровина И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие- 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб: Питер, 2014. С. 296-298.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ