Введение 4
Глава 1. Теоретическое обобщение административно - правовой охраны интеллектуальных прав 6
1.1. Интеллектуальная собственность - объект административного права 6
1.2 Общая характеристика института административно-правовой охраны интеллектуальных прав 9
Глава 2. Субъекты административно-правовой охраны интеллектуальных прав 16
2.1. Система органов исполнительной власти, осуществляющих охрану интеллектуальных прав 16
2.2. Правовой статус Федеральной службы по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам 23
2.3. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность в сфере интеллектуальной собственности 31
Глава 3. Административная ответственность в сфере охраны интеллектуальных прав 41
3.1. Общая характеристика института административной ответственности в
сфере охраны интеллектуальных прав 41
3.2. Виды административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности 53
Заключение 60
Список используемой литературы 67
Интеллектуальная собственность (ИС) во все времена являясь основной продвижения человечества к светлому будущему своего развития. Только результаты интеллектуальной деятельности (РИД), например в качестве великих творений Микелианджела Буоннароти позволило человечеству увидеть всю красоту человеческого тела и мира в его художественных и графических полотнах - объектах авторского права. Его технические разработки были настолько прогрессивны, что их воплощение произошло через несколько веков 18-19 в., танк, подводная лодка, планирующее крыло и т.д. - объекты патентного прав. Но результаты интеллектуальной собственности это и объекты права нашедшее отражение в законодательствах всех стран мира еще со времен средневековья. В 14-15 в.в. выдача патента подтверждавшего исключительное /имущественное право на результаты авторского и патентного права. При этом во всех законодательствах стран и международных актах закреплен принцип свободы творчества, являющийся на сегодняшний момент одним из основополагающих принципов развития правовых основ государства и человечества в целом. Происходящие в последние десятилетия изменения в современной государственной научно - технической политике свидетельствует о понимании правительством РФ ведущей роли творческого человека создающего интеллектуальную собственность, которая в дальнейшем трансформируется в интеллектуальный капитал страны. Данное развитие гарантируется не только Конституцией и законодательство РФ, но и целым комплексом государственных мер которые направлены на создание конкурентоспособной экономики основанной на воспроизводимых знаниях и высоких технологий.
Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Использованием произведения, независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: 1) воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир; 8) сообщение по кабелю; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения .
Несмотря на все усилия принимаемых государственным аппаратом до нормализации, в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной собственности, в правовых рамках, далеко. Воровство и контрафакт процветают. Это плачевно сказывается и на сфере управления предприятиями а так же и на общее развитие экономики страны, в виде теневого бизнеса, уклонения от уплаты налогов и выплат авторских создателям-изобретателям РИД что в дальнейшем негативно скажется на интеллектуальной составляющей экономики страны. Существующая раздробленная по ведомствам административно - правовая система государственного управления ИС не позволяет снизить высокий уровень деликтности на рыке интеллектуальной собственности РФ.
Объект дипломной работы это совокупность регулятивных и охранительных правоотношений, опосредующих функционирование системы административно-правовой охраны интеллектуальных прав.
Структура работы и ее объем. Работа выполнена в необходимом объеме.
Структура работы обеспечена задачами и целями исследования. Работа включает в себя: введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Рассмотрев вопросы создания охраны и защиты РИД мы определили основные подходы к решению проблемы по созданию и повышению эффективности административно-правовой системы по защите в сфере интеллектуальной собственности:
1. Одним из проблемных аспектов судебной практики по делам о незаконном использовании товарного знака является использование института малозначительности при разрешении подобных административных дел. При этом проблема состоит не в самом институте малозначительности как таковом, а в принципах его использования в судебной и административной практике .
Согласно КоАП России при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом России не содержит ни самого понятия, ни признаков и критериев малозначительности.
Применение положений КоАП РФ и освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения должно быть взвешенным и отражать основные цели и принципы механизма административной ответственности. Факт наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям должен исключить применение положений данной КоАП РФ. При рассмотрении административных дел, связанных с незаконным использованием товарного знака, суды должны учитывать наличие угрозы общественным интересам, связанным с использованием интеллектуальных прав, а также способствовать недопущению в оборот контрафактной продукции, представляющей потенциальную опасность для рядовых потребителей.
В большинстве случаев судебные органы, признавая отсутствие оснований для освобождения лица от ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, обращают внимание на обстоятельства совершенного правонарушения и характеристику субъекта административной ответственности при назначении наказания в соответствии с положениями КоАП России.
По мнению специалистов, российский механизм правовой защиты исключительных прав правообладателя обладает сверхштрафным характером. Речь идет о возможности не просто взыскать с нарушителя стоимость контрафактной продукции, а взыскать ее в двойном размере, что закономерно делает невыгодным (некомфортным с имущественной точки зрения) незаконное ис-пользование товарного знака или другого объекта интеллектуальной собственности. Напомним, что привлечение к административной ответственности за не-законное использование товарного знака не препятствует правообладателю обратиться к нарушителю его исключительных прав и в порядке гражданско- правового производства. В то же время во всех случаях привлечения к юридической ответственности за нарушение исключительных прав на товарный знак или другое средство индивидуализации необходимо учитывать цели юридической ответственности как таковой с учетом ее отраслевой специфики. Целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения является прежде всего предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами (КоАП России). С учетом этого базовым основанием использования института малозначительности при рассмотрении административных дел о незаконном использовании товарного знака является соблюдение публичных интересов с учетом превентивной цели административного наказания как такового.
2. Проблема параллельного импорта в деятельности административных органов и представителей внешнеторгового бизнеса не теряет своей актуальности на протяжении последнего десятилетия. Первая волна озабоченности данной проблемой охватывает период 2008 - 2009 годов и связана с рядом решений высших судебных органов, обозначивших позицию в отношении разграничения административной и гражданской ответственности в области использования исключительных прав на товарный знак при введении товаров в гражданский оборот на территории РФ. В 2018 году наблюдается новый всплеск интереса к данному вопросу.
Он отразился в Конституционного Суда от 13 февраля 2018 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487, пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ, в котором Конституционный Суд РФ выразил свое отношение к параллельному импорту и запретил применение одинаковых санкций за параллельный импорт и реализацию контрафактной продукции. По мнению Конституционного Суда РФ, глобализация мировой торговли и введение экономических санкций в отношении нашей страны вновь сделали актуальной проблему исчерпания исключительных прав правообладателя в отношении товарного знака. Исчерпание в данном случае позиционируется в качестве правового ограничения легальной монополии на использование исключительного права на товарный знак.
Признавая национальный принцип исчерпания исключительных прав, за-крепленный в РФ, не противоречащим законодательству РФ, суд тем не менее не исключает возможность правообладателя недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать введение в оборот посредством ввоза на национальный рынок России товаров, обозначенных товарным знаком. Конституционный Суд РФ справедливо признал потенциальную опасность подобных действий в рамках санкционной политики, проводимой в отношении России в настоящий период.
Конституционно-правовое истолкование оспариваемых норм законов РФ заключается в возможности использования гражданско-правовых средств противодействия злоупотреблению правом в случаях недобросовестного поведения правообладателя товарного знака. Суд может отказать правообладателю в иске полностью или частично, если выполнение его требований может создать угрозу для конституционно значимых ценностей.
3. Неоднозначные правовые позиции вызывает использование в рассматриваемой категории дел результатов экспертной деятельности. Представляется закономерной специфика экспертных процедур при расследовании и рассмотрении административных дел о незаконном использовании товарного знака .
Она обусловлена особенностью товара, обозначенного средством индивидуализации, а также совокупностью категорий товаров, в отношении которых данное средство индивидуализации зарегистрировано.
Правоприменительная практика свидетельствует о фактах, когда в отношении одного и того же товара, являющегося предметом административного правонарушения, назначаются две экспертизы с различными выводами экспертов. При этом суды при установлении факта сходства до степени смешения обозначений, нанесенных на изъятый товар и его упаковку, и зарегистрированных в установленном порядке товарных знаков используют результаты одной из проведенных экспертиз (повторной), не обосновывая при этом, по каким причинам не принимаются выводы первой экспертизы . Однако вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом и без назначения экспертизы.
Судебная практика по рассматриваемой категории дел свидетельствует о наличии ситуаций, когда административным органом экспертиза не назначается. В этих случаях судами признается недоказанность события административного правонарушения.
4. Зачастую в судебных решениях по делам о незаконном использовании товарного знака отсутствуют положения, посвященные дальнейшей судьбе товаров, признанных судом контрафактными. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. В то же время в резолютивной части соответствующего решения суда вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений - КоАП России.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами. В судебных решениях в большинстве случаев такие товары признаются контрафактными и подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
5. На протяжении последних десятилетий судебная практика по делам о незаконном использовании товарных знаков свидетельствует о существовании проблемы разграничения компетенции различных административных органов, задействованных в системе защиты интеллектуальных прав. Наиболее наглядно она проявилась при административно-правовой защите исключительных прав на олимпийскую и паралимпийскую символику. Выделенная проблема обусловлена различным объемом полномочий по выявлению и пресечению правонарушений в области интеллектуальных прав целого ряда государственных органов. На практике часто возникают вопросы определения подведомственности отдельных административных дел в сфере интеллектуальной собственности определенным контролирующим органам, разграничения их полномочий, а также четкого установления пределов их компетенции в соответствующей сфере регулирования и контроля.
Так, по административным делам, инициированным антимонопольными органами, административный орган должен доказать факт извлечения незаконных преимуществ при использовании в предпринимательской деятельности со-ответствующего средства индивидуализации, а также причинения убытков или вреда деловой репутации законного правообладателя. Речь идет о правонарушениях, предусмотренных КоАП России. Данные правонарушения совершаются при осуществлении предпринимательской деятельности и имеют своей целью получение преимуществ, связанных с использованием объекта интеллектуальной собственности. Подобные преимущества связаны как с получением прямой экономической выгоды, так и с причинением убытков или нанесением вреда деловой репутации правообладателя либо с потенциальной угрозой такого причинения . По административным делам, возбуждаемым таможенными органами и связанным с незаконным использованием товарного знака или другого средства индивидуализации товаров, ключевым фактором возможности привлечения к административной ответственности является факт нахождения товара, обозначенного товарным знаком, под таможенным контролем и доказанность намерения ввести его в национальный оборот. При недоказанности данных обстоятельств суды отказывают административному органу в привлечении к ответственности за незаконное использование товарного знака или другого средства индивидуализации товаров.
Помимо рассмотренных выше отдельных аспектов судебной практики по делам о незаконном использовании товарного знака существуют и иные особенности, проблемные вопросы правоприменительной практики по данной категории дел. Так, в отдельных случаях возникает вопрос о том, какую функцию несет воспроизведение обозначения на товаре или его упаковке: информативную (обозначение указывает лишь на применимость товара) или индивидуализирующую . При этом лишь в последнем случае можно говорить о возможности нарушения исключительных прав на средство индивидуализации.
Подведем итоги. Современная правоприменительная практика административных и судебных органов в области административной защиты интеллектуальных прав связана с рядом проблемных аспектов. Они выражаются в использовании института малозначительности как оценочной категории в административном законодательстве; развитии трактовки проблемы параллельного импорта в рамках позиции высших судебных органов страны; неоднозначном использовании результатов экспертных процедур в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; необходимости определения юридической судьбы товаров, признанных судом контрафактными; специфике привлечения к административной ответственности за незаконное использование товарного знака различными контролирующими органами, обусловленной их компетенцией в сфере защиты интеллектуальных прав.
Обозначение этих и иных проблем, их обсуждение и выработка единых подходов к их решению призваны совершенствовать правоприменительную практику в области использования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и, как следствие, повысить ее эффективность в современных условиях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 . № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - 5 апреля. - № 67.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)// "Российская газета", N 233, 28.11.2001
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo .gov.ru, 09.01.2018
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019)// "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 13.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон РФ от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»// Российская газета от 7 февраля 2011 года
10. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201
11. Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности»// Российская газета, № 266, 30.12.2008
12. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144
13. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”// Российская газета. 2006. N 165
14. Федеральный от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Российская газета. 27.07.2006. N 162.
15. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»№ 127-ФЗ от 23 августа 1996 года (в ред. от 27 декабря 2009 года) // Собрание законодательства РФ, 1996, № 35, ст. 4137; 2009, № 52 (1 ч.),
16. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26 декабря 2008) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995, N 33, ст. 3349; 2008, N52(4. 1), ст. 6227.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12 .04. 2019)т «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
17. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
18. О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1406 (по сост. на 25 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 13.
19. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
20. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам: Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 № 4-ФКЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
21. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 303 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности". Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 376, http://www.pravo.gov.ru - 04.04.2019).
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926 (ред. от 29 мая 2006) «О подразделениях милиции общественной безопасности» (вместе с «Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета») // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. № 50. Ст. 4905; 2006. № 23. Ст. 2526.
23. Президента РФ от 24.05.2011 N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (ред. от 27.06.2012) // СПС "Гарант".
24. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 19.09.2011) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации") Утратил силу.
25. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12 .04. 2019)т «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945")// "Российская газета", N 43, 02.03.2011, "Собрание законодательства РФ", 07.03.2011, N 10, ст. 1334.
26. Указ Президента РФ от 12.02.1993 № 209 (ред. от 2 декабря 1998) «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993. № 7. Ст. 56.
27. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 2. Ст. 109.
28. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» "Собрание законодательства РФ", 30.11.2009, N 48, ст. 5836
29. Приказ МВД РФ от 02 июня 2005 № 444 (ред. от 26 января .2010) «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №3 1; РГ. 2010. 2 марта.
30. Приказ ФДС РФ от 11.02.1998 N 20 "О создании Научно-технического совета Федеральной дорожной службы России"
Специальная литература
31. Агамагомедова С.А. // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2014. N 3. С. 15 - 23; N 4. С. 18 - 26.
32. Агамагомедова С.А. Проблемы "параллельного импорта" в правоприменительной практике таможенных органов Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. N 3 (27). С. 25 - 35
33. Агамагомедова С.А. Институт малозначительности при рассмотрении дел об административных правонарушениях в виде незаконного использования товарного знака // Хозяйство и право. 2012. N 5 (424). С. 86 - 91
34. Агамагомедова С.А. Особенности производства экспертиз по административным делам о незаконном использовании товарного знака // Судебная экспертиза. Научно-практический журнал. 2010. N 2 (22). С. 33 - 42.
35. Амелин Р.В. Правовые отношения в сфере создания и использования государственных информационных систем // Административное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 32 - 49.Муравьев С. Статья: Конституция интеллектуальной собственности // ЭЖ-Юрист. 2006. № 37-49
36. Базилевич А.И. Формы защиты субъективных гражданских прав. Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 19
37. Викторов И.С. Административная ответственность юридических лиц // Законность. 2001. №6.
38. Ворожевич А. Деликт или неосновательное обогащение // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2018. N 10. С. 9 - 16
39. Зубарев С.М. Реализация Национальной технологической инициативы: о соотношении понятий "административные барьеры" и "правовые барьеры" // Административное право и процесс. 2018. N 10. С. 4 - 9.
40. Кархалев Д.Н. Компенсация за нарушение исключительного права // Современное право. 2019. N 4. С. 101 - 105.
41. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.
42. Кулаков Н.А. Контрольно-надзорная деятельность как направление административно-правовой охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2018. N 5. С. 17 - 23.
43. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 131.
44. Муравьев С. Статья: Конституция интеллектуальной собственности // ЭЖ-Юрист. 2006. № 37.
45. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987. С. 418.
46. О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2016 году. Аналитический доклад // Под редакцией доктора юридических наук Лопатина В.Н. Электронное издание. - М., РНИИИС, 2017. - 677 с.
47. Основные институты административно-деликтного права / Под общ. ред. А.П. Шергина. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. С. 20; Шергин А.П. Административно-деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и административный процесс: состояние и перспективы. М.: Юристь, 2004. С. 171
48. Писаревский Е.Л. Проблемы применения цифровых технологий при оказании государственных услуг в социальной сфере и пути их решения // Информационное право. 2018. N 3. С. 33 - 36.
49. Решение Экономического совета СНГ "О ходе реализации Соглашения о сотрудничестве по организации межгосударственного обмена ин-формацией и формированию национальных баз данных авторского права и смежных прав от 20 ноября 2009 года" (Вместе с "Информацией...")(Принято в г. Санкт-Петербурге 17.06.2015)
50. Скоков, Михаил Иванович. Административно-правовая охрана интеллектуальных прав : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 / Скоков Михаил Иванович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ].- Ро¬стов-на-Дону, 2011.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/698
51. Степаненко Ю.В. Конституционная свобода научного творчества сквозь призму административных барьеров // Административное право и процесс. 2018. N 12. С. 30 - 35.
52. Товарный знак. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
53. Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12.
54. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М.: ИНФРА —М., 1999. С. 118
55. Сайт РОСПАТЕНТА//https://rupto.ru/ru/about (дата обращения - 8.04.19)
56. Сайт Роспатент //https://rupto.ru/ru/about/common/rospatent-50
57. Сайт ФИПС// http://www1.fips.ru/about/vptb-otdelenie-
vserossiyskaya-patentno-tekhnicheskaya-biblioteka/osnovnye-svedeniya-o- vptb.php#1
Материалы юридической практики
58. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"// "Российская газета", N 96, 06.05.2019
59. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"// "Российская газета", N 95, 05.05.2007
60. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7- П// "Российская газета", N 107, 06.06.2001
61 Верховного Суда РФ от 16.01.2018 N 302-АД17-20397 по делу N А33- 781/2017. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс"
61. Конституционного Суда Российской Федерации "О Постановлении Конституционного Суда от 13.02.2018 N 8-П по делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487, пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ". Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
62. Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 N 19АП-5593/2018 по делу N А36-615/2018. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
63. Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 N 13АП-9885/2018 по делу N А56-116121/2017. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
64. Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 по делу N А56-30259/2017. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс"
65. Суда по интеллектуальным правам от 14.04.2015 N С01- 164/2015 по делу N А65-18749/2014. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".