Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений 9
1.1 Овладение дошкольниками 5-6 лет с общим недоразвитием
речи III уровня процессом словообразования в онтогенезе 9
1.2 Логические игры и упражнения как средства формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений 23
2.1 Изучение уровня сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений 36
2.3 Оценка динамики уровня сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей 56
Приложение Б Стимульный материал к диагностическому инструментарию 57
Приложение В Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 62
Приложение Г Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента
В настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается устойчивый рост общего недоразвития речи, при котором недостаточно сформированы основные компоненты речевой функциональной системы, в том числе словообразовательные операции. В психолингвистических исследованиях подчеркивается немаловажная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования.
Выдвинутые положения А.Н. Гвоздевым, С.Л. Рубинштейном, А.М. Шахнаровичем, Д.Б. Элькониным подчеркивают одним из самых важных значений для формирования всех компонентов речевой функциональной системы понимание особенностей формирования словообразования у дошкольников. Труды Т.Н. Дороновой, А.В. Захаровой, Ф.А. Сохина, Е.А. Стребелевой пополняют исследования других ученых работающих над вопросом формирования словообразовательного процесса у детей.
Л.В. Занков, рассматривал использование в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками разнообразных средств. Автор в своих трудах смог определить главное соотношение использования наглядных и словесных средств в процессе формирования детской речи. В исследованиях С.И. Бойко, И.А. Галкиной, Е.А. Ефимовой, И.В. Зотовой, отражены современные тенденции словообразования и словоизменения с помощью дидактического материала у детей дошкольного возраста. Исследованием формирования навыков словообразования у детей без общего недоразвития речи занимались такие исследователи как А.Н. Гвоздев, М. Кольцовой, Т.Н. Ушакова, К.И. Чуковский, В. Штерн. Исследователи Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева занимались вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Специалисту, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья с общим недоразвитием речи, важно не только достаточно хорошо знать законы словообразования, но и перспективы для их образования. Овладение грамматическим строем речи оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Это все обеспечивает ребенку достаточно грамотный переход к изучению языка в школе. В современной педагогике игра является неотъемлемой частью как воспитательного, так и образовательного процесса для дошкольника. Игра у детей дошкольного возраста выступает как средство формирования словообразовательных навыков. Логические игры и упражнения дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ, способствуя развитию словообразовательных навыков.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между социальным заказом общества на формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием логических игр и упражнений в этом процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: как использовать логические игры и упражнения в процессе формирования навыков словообразования у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования логических игр и упражнений в процессе формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений.
Гипотеза исследования: формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений возможно, если:
- определены этапы работы с учетом закономерностей развития данной функции речи в онтогенезе;
- разработан комплекс логических игр и упражнений в соответствии с этапами формирования навыков словообразования и включен в коррекционно-развивающий процесс.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений.
2. Выявить уровень сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психолого-педагогическая классификация речевых нарушений Р.Е. Левиной;
- психолого-педагогические принципы игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и общепедагогические Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского;
- использование методических разработок Р.И. Лалаевой, З.А. Репиной,
Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 189 «Спутник» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в количестве 24 человека.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность организации коррекционно-развивающей работы с включением логических игр и упражнений сцелью формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами определены диагностические методики для выявления уровня сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; дана качественная характеристика уровней сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость подобранный комплекс логических игр и упражнений с целью формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использован учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (30 наименований) и 5 приложениями. Для иллюстрации текста используется 2 таблицы, 20 рисунков. Основной текст работы представлен на 55 страницах.
Формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста является одной из важных педагогических проблем. От уровня их сформированности зависит состояние грамматического строя в частности и уровень развития речи в целом.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
В первой главе нами были раскрыты и проанализированы современные подходы по изучению вопроса формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Раскрыты основные этапы коррекционно-развивающей работы, основные методы и приемы формирования способов словообразования.
Определено значение логических игр и упражнений в данном процессе. Словообразование - это образование новых слов по определенным существующим моделям, поэтому использование логических игр и упражнений делают процесс коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня над словообразованием интересным и увлекательным, тем самым повышая результативность работы по данному направлению.
Вторая глава содержит описание всех этапов экспериментальной части исследования. В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня.
При разработке программы диагностики обследования мы опирались на работы О.Е. Грибовой, А.М. Кругловой, А.Ф. Рыбиной, нами были выделены критерии и показатели уровней сформированности навыков словообразования. В соответствии с показателями нами были подобраны диагностические задания авторов О.Н. Тверской, Е.Г. Кряжевских.
Согласно полученным результатам: детей с высоким уровень не выявлено, 25% детей имеют средний уровень и 75% детей показали низкий уровень сформированности навыков словообразования.
С целью формирования навыков словообразования на формирующем этапе эксперимента на основании работ Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой нами были определены 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
На каждый этап мы подобрали и апробировали логические игры и упражнения, основанные на следующих принципах: от простого к сложному; доступности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; гуманности; взаимосвязи речи и познавательных процессов.
По результатам контрольного эксперимента количество детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, имеющих низкий уровень сформированности навыков словообразования понизился на 75% в экспериментальной группе, средний уровень остался прежним 25% за счёт понижения низкого уровня и повышения высокого уровня, высокий уровень повысился на 75%.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений является актуальной и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Мы считаем, что формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логических игр и упражнений возможно, если: определены этапы работы с учетом закономерностей развития данной функции речи в онтогенезе; разработан комплекс логических игр и упражнений в соответствии с этапами формирования навыков словообразования и включен в коррекционно-развивающий процесс. По результатам проведенной работы можно сделать вывод о возможности организации предложенной нами работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков словообразования посредством логических игр и упражнений.
1. Акулова Е. Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте. М. : Изд-во РАО, 2003. 192 с.
2. Аладатова Е. В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги. Педагогика традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. Челябинск, январь 2017. С.24-29.
3. Багичева Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства // Филологический класс. 2004. № 11. С.32-43.
4. Безрукова О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М. : Каисса, 2008. 52 с.
5. Валявко С. М. Изучение смыслового восприятия логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками // Специальное образование. 2016. № 1.С.38-51.
6. Веснина О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2.1. С. 4-6.
7. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М. : Издательский дом образование плюс, 2009. 103 с.
8. Григорьева Ю. С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста. Екатеринбург : Издательский дом образование плюс, 2007. 21 с.
9. Гридина Т. А. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с ОНР как основа коррекционной работы. Екатеринбург : УрГПУ, 2016. 98 с.
10. Гущина Ю. Р. Применение аппаратного комплекса Пабло Систем в развитии моторных и словообразовательных возможностей детей дошкольного возраста. Современные проблемы науки и образования. Казань, 2017. URL : http://www.science-education.ru (дата обращения: 17.09.2021).
11. Журавлёва Ж. И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития. М. : Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 40 с.
12. Ибатова Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных). Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2013. 106 с.
13. Касаткина Е. И. Игра у дошкольника. М. : Альфа, 2010. 160 с.
14. Мазниченко А. С. Формирование способов освоения элементов словообразования на основе познавательных интересов дошкольников. М. : 2012. 204 с.
15. Маленьких Т. В. Развитие навыков словообразования у
дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через подбор однокоренных слов с использованием картинно-графических схем. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М. : 2009. URL:
https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 03.09.2021).
16. Медведева Е. Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. Вестник. М. : 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 03.09.2021).
17. Мигунова Е. В. Теория и методика развития речи детей. Великий Новгород : 2007. 151 с.
18. Миккоева Н. В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. СПб. : 2015. 324 с.
19. Михайлова О. А. Новообразования в детской речи как отражение грамматических закономерностей // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 104-107.
20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2011. 456 с.
21. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2011. 328 с.
22. Панова М. А. Сложные слова. Часть 2. Учебно-игровой комплект. 4 карточки-схемы, 27 больших цветных картинок, 27 маленьких цветных карточек. М. : ООО «ТЦ Сфера», 2013. 312 с.
23. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Просвещение, 2008. 318 с.
24. Пилипенко О. В. Особенности конструирования частей речи современными дошкольниками в процессе речевого творчества // Дошкольное воспитание. 2018. № 8. С. 82-86.
25. Репина З. А. Поле речевых чудес : учебное пособие по коррекции общ. недоразвития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Екатеринбург : Эксмо, 1996. 180 с.
26. Тенкачёва Т. Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников // Специальное образование. 2013. № 4. С. 66-71.
27. Тенкачёва Т. Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. 2014. № 1. С. 68-78.
28. Туманова Т. В. Особенности формирования
словообразовательных операций у дошкольников с ОНР. М. : 1997. 175 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Казань : 2017. URL: http://www.rg.ru/ (дата
обращения: 29.09.2021).
30. Филичева Т. Б. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Современные проблемы науки и образования. М. : 2014. URL: http //www.scince. education. (дата обращения: 17.09.2021).