Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дисциплина в государственном управлении

Работа №107082

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы и правовое регулирование дисциплины в государственном управлении 9
1.1 Понятие и сущность дисциплины в системе публичного управления: сравнительно-правовой анализ 9
1.2 Служебная дисциплина как основа государственного управления в РФ 24
1.3 Юридическая природа дисциплины в государственном управлении и особенности служебного распорядка 33
Глава 2 Организационные и социально-правовые особенности укрепления дисциплины в государственном управлении 39
2.1 Нравственные особенности соблюдения служебной дисциплины в системе государственного управления 39
2.2 Организационно-правовой механизм укрепления служебной дисциплины 47
Глава 3 Проблемы и особенности применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим 54
3.1 Правовое регулирование дисциплинарной ответственности и основания ее применения 54
3.2 Проблемы, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности в системе государственной службы 64
Заключение 75
Список используемой литературы и используемых источников 78

Актуальность исследования. Развитие страны по направлению к созданию истинно правового и социального российского государства (данная цель закреплена конституционно), а также повышение направлений регулирования и публичного управления всеми общественными сферами в рамках осуществления повседневной деятельности органов власти, повышение эффективности предоставления государственных услуг, реформирование государственной службы, совершенствование администрирования в деятельности органов власти невозможно без утверждения принципа неукоснительного соблюдения дисциплины государственными гражданскими служащими.
Основная роль в формировании современного типа государственного чиновника как высокоморальной личности принадлежит дисциплинарному ресурсу в органах власти и иных структур публичного управления в процессе их повседневной деятельности. Т.е., этических убеждений и реализации нравственных принципов в поведении, которые будут помогать созданию и развитию системы правового воспитания и формированию этических ценностных ориентаций государственного служащего, достижению высокого профессионализма и неукоснительного соблюдения дисциплины, ответственного отношения к выполняемым обязанностям.
Вопросы дисциплины государственного служащего при осуществлении публичного управления постоянно продолжают возникать. Данный факт свидетельствует о том, что научная и правоприменительная изучаемая территория еще до конца не исследована, существуют различные, частично конфликтующие, даже противоречивые точки зрения специалистов и ученых о задачах и целях дисциплинарной ответственности, основаниях и последствиях привлечения к ответственности. Терминология («дисциплина, государственные служащие, публичное управление, органы власти, правоохранительные органы») до сих пор неясна и лишена единства.
Кроме того, хотелось бы отметить небольшой объем комплексных теоретических исследований по рассматриваемой проблематике (при относительно устойчивой разработке в правовом плане), учитывающих современные законодательные акты о государственной службе, которые принимаются в рамках проводимой реформы государственной службы.
Следовательно, актуальность исследования избранной темы обусловлена необходимостью:
• теоретического анализа понятия дисциплины в государственном управлении и дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, их сущности, отличительных признаков, а также места и роли в обеспечении законности в государственной управленческой деятельности;
• решения вопроса о соотношении административно-правового и трудового правового аспектов в системе правового регулирования дисциплины в государственном управлении;
• повышения эффективности института обеспечения дисциплины и дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих;
• совершенствования нормативной базы в указанных направлениях.
Степень изученности проблемы. В числе представителей современной отечественной правовой науки, в трудах которых нашли свое отражение отдельные теоретические аспекты дисциплины в системе публичного управления можно назвать Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, М.Б. Добробабы, В.М. Манохина, Д.М. Овсянко, Н.Н. Шуваловой и др. Различные вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих были предметом диссертационных работ таких авторов, как Е.В. Климкина, А.В. Чуев, и др.
Наиболее интересными и актуальными видятся специальные исследования, например:
• В.А. Чистова видит назначение служебной дисциплины как специального фактора стимулирования правомерной деятельности государственных служащих [69, с. 83];
• С.Ю. Чимаров дает сравнительную характеристику относительно новым понятиям «дисциплины воина» и служебной дисциплины полицейского [68, с. 267];
• Э.В. Зауторова изучает психологические факторы, влияющие на нарушения в органах власти норм служебной дисциплины [16, с. 15];
• М.С. Шарифзода пишет о служебной дисциплине в органах ОВД как особой разновидности дисциплины государственных служащих [71, с. 212] и т.д.
Институт дисциплины в государственном управлении имел и до настоящего времени сохраняет особую значимость в силу того, что специфика служебных функций, выполняемых государственными служащими, предполагает наличие у них полномочий властного характера, реализация которых ведет к принятию решений, затрагивающих практически все важнейшие стороны социальной жизни человека, и к совершению действий, результатами которых могут быть особо тяжкие последствия.
Поддержание законности и дисциплины - одна из наиболее сложных задач, решение которой предусматривает реализацию целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. К числу рассматриваемых векторов исследования и развития относятся такие аспекты, как законодательное регулирование, повышение профессиональных навыков, формирование оценочных критериев и мотивационной системы, определение ответственности, обеспечение гласности для общественности и СМИ.
Объектом исследования являются общественные и служебные отношения по поводу обеспечения и реагирования на нарушения служебной дисциплины как важнейшего фактора достижения эффективности публичного управления.
Предметом ВКР являются нормы права, научные и правовые доктрины, закрепляющие институт дисциплины в государственном управлении.
Цель работы состоит в изучении особенностей, выявлении пробелов и недостатков регулирования и состояния института дисциплины в государственном управлении.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решения следующих задач:
• дать понятие и раскрыть сущность дисциплины в системе социального управления; изучить служебную дисциплину как основу государственного управления в РФ;
• показать юридическую природу дисциплины в государственном управлении и особенности служебного распорядка; исследовать организационно-правовой механизм укрепления служебной дисциплины;
• определить нравственные особенности соблюдения служебной дисциплины в системе государственного управления;
• изучить правовое регулирование дисциплинарной ответственности и основания ее применения;
• показать и рассмотреть проблемы, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности в системе государственной службы.
В процессе исследования применялись методы сравнительно-правового, формально-юридического, системного и статистического анализа.
В целом нормативная база в указанном направлении вполне сложилась. В частности, в данной сфере существуют следующие нормы:
• Конституции РФ [27]; Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции [26];
• Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996) [33];
• Модельного кодекса поведения для государственных служащих (Приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 № R(2000)10 о кодексах поведения для государственных служащих) (не вступил в силу) [35];
• Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [39];
• Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [41];
• Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [37], иных федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности государственных служащих РФ;
• юридически положения иных нормативных правовых актов РФ и судебных документов, например, Указа Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих» [52];
• иных нормативных правовых актов РФ, в частности, Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы;
• Приказа Судебного департамента от 26 апреля 2011 года № 79 «Об утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации», региональных актах.
Также нормативное регулирование дисциплины в государственном управлении базируется на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные автором теоретические выводы, практические рекомендации расширяют познание в науке и могут быть использованы для дальнейшей разработки предложений по реформированию института дисциплины в государственном управлении.
Новизна исследования обоснована отдельными современными изменениями законодательства РФ, направленными на борьбу с коррупцией в органах власти, привлечением материалов современной судебной практики и статистики по дисциплинарным правонарушениям (2019-2021 гг.), а также новизной постановки отдельных проблемных вопросов.
Структура работы предопределена целями исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников. Во введении определены актуальность, цели, задачи, методы исследования, выявлена изученность проблемы, указаны практическая и теоретическая значимость.
В первой главе дана общая характеристика основ и правового регулирования дисциплины в государственном управлении.
Во второй главе рассматриваются организационные и социально-правовые особенности укрепления дисциплины в государственном управлении.
В третьей главе уделено внимание вопросам применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим. В заключении подведены итоги работы и сделаны соответствующие решенным задачам выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внесение корректировок в действующие законодательные нормы, регламентирующие организацию и реализацию госслужбы - потребность, обуславливаемая, в первую очередь, формированием новых задач, требующих реформирования управленческой системы.
Среди существенных проблем, актуальных на сегодняшний день, следует выделить недостаточное развитие государственности РФ, наличие законодательных пробелов, необходимость повышения престижности госслужбы в глазах населения, а также криминализация отдельных лиц, занимающих должностные положения, следствием которой становится снижение эффективности работы властных органов и аппаратов.
Для повышения престижности госслужбы видится целесообразным более тщательный отбор кандидатов на работу в госаппарате, ориентированный на привлечение граждан, имеющих достаточный уровень образования и компетенций, прошедших профессиональную подготовку. Логично, что квалифицированный и добросовестный труд должен соразмерно оплачиваться, исключая мотивацию к участию в коррупционных схемах.
Каждый субъект, представляющий госаппарат, должен придерживаться принципов персональной ответственности, соблюдая морально-этические поведенческие стандарты, соразмерные его должностному статусу. Данная цель обуславливает внедрение этических кодексов, содержащих общие нравственные и моральные требования, систематизирующие их надлежащим образом, и позволяющие госслужащим принимать оптимальные решения при возникновении спорных вопросов и ситуаций, связанных с рабочей спецификой.
Эти требования, в том числе, выступают определенным критерием отбора, позволяющим оценить профпригодность кандидатов, и могут рассматриваться как инструмент для контроля нравственности госаппарата со стороны общественности.
Внедрение кодекса по этике для госслужащих должно способствовать укреплению властного авторитета, повышению доверия населения к основным институтам, и созданию единой основы, обеспечивающей согласованность реализуемых действий, направленных на повышение благосостояния общества в целом.
Еще один немаловажный аспект - оптимизация регламентов, в соответствии с которыми госслужащие могут быть привлечены к ответственности дисциплинарного характера. Любое должностное лицо априори обязано следовать принципам персональной ответственности, основанным на определенных, соразмерных статусу стандартах этики, морали и профессионализма.
Госслужащие, соответственно занимаемой ими должности, относятся одновременно и к категории общественных деятелей, чьи действия прямо или косвенно влияют на социально-экономические процессы, и к наемным работникам, управленцам и работодателям, а также выступают как частные субъекты.
Приоритетное назначение госслужащих - реализация собственных компетенций в рамках функционирования госоргана, который они представляют, с учетом должностных и функциональных задач и положений, закрепленных в рамках нормативно-правовых актов и регламентов. Обязательное условие для должностных лиц - доскональное знание собственного функционала и целей, стоящих перед аппаратом, в котором они состоят, понимание ключевых задач и методов их реализации, соблюдение процессуальных процедур, а также совершение любых действий исключительно в государственных и общественных интересах.
Уровень профессиональных компетенций, а также нравственные характеристики госслужащих, выступающих проводниками государственной политики, фактически определяет не только авторитет госаппарата, но и то, насколько эффективной будет реализация приоритетных целей и задач, формируемых на каждом из уровней, и напрямую влияющих на общественное положение дел.
Меры ответственности дисциплинарного характера, применяемые в отношении госслужащих, представляют собой одну из разновидностей негативной юридической ответственности, реализуемую в принудительной форме, и представляющую собой взыскание в отношении субъектов, допустивших проступки.
Ключевой дифференцирующий аспект в данном случае - сфера действия, которая определяется субъектной характеристикой, подразумевающей применение мер дисциплинарного характера, влекущих за собой неблагоприятные последствия, к специфической категории должностных лиц.
В целях оптимизации существующих норм законодательного регламентирования, видится целесообразным дополнение существующей системы, определяющей базовые принципы госслужбы, представленной в рамках ст. 4 регулирующего ФЗ, принципом, определяющим ответственность госслужащих за ненадлежащее исполнение возложенных на них ввиду статуса должностных обязанностей.
Разрешение проблематики, связанной с соотношением в рамках системы нормативного регулирования аспектов трудового и административного права, подразумевает необходимость формирования исчерпывающего законодательного свода, определяющего перечень дисциплинарных мер, которые могут быть применены исходя из отраслевой принадлежности.
Значимость влияния трудового законодательства в рамках данных правоотношений негативного характера, требующего преодоления, обуславливается в первую очередь внедрением контрактной системы, на фоне которой существенной остается роль административного усмотрения в тех случаях, когда речь идет о возможности наложения взыскания на лиц, допустивших дисциплинарный проступок.
Видится целесообразным расширение существующей системы, с последующим выделением двух категорий, к первой из которых должны быть отнесены базовые типы взысканий, дифференцированные исходя из типа проступка, а ко второй - дополнительные меры, допустимые к применению наравне с базовыми.
Рассматривая возможные векторы оптимизации существующей законодательной системы, регламентирующей порядок и меры привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности, стоит также отметить, что целесообразным решением, способствующим ее оптимизации, может стать вступление в силу нового федерального закона, регламентирующего данный вопрос, и регулирующего все сопутствующие аспекты, как материального, так и процессуального характера.


1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник / Г.В. Атаманчук. - 6-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2021. - 525 с.
2. Беляев А. Порядок прохождения государственной службы // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - № 10. - С. 33-34.
3. Благовестнова С.Д., Кузнецова И.В. Аттестация государственных гражданских служащих по государственному заказу: методическое пособие. - М.: Гос. ун-т - Высшая школа экономики; Ин-т управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, 2018. - 537 с.
4. Бочароева, Е.Ю. Об этических аспектах регулирования государственной службы в Великобритании и Канаде / Е.Ю. Бочароева // Государственное управление. - 2012. - № 3. - С. 1-4.
5. Воробьев, Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Н.И.Воробьев, В.А.Галкин, М.М.Мокеев, и др. - М.: Проспект, 2021. - 639 с.
6. Гнедкова, М. А. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти / М. А. Гнедкова // Фундаментальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам XXIII Международной научно-практической конференции, Анапа, 14 апреля 2020 года. - Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. - С. 54-58.
7. Гришковец, А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации / А.А. Гришковец. - М.: Дело и Сервис, 2020. - 382 с.
8. Дело № 2А - 2167/2020. Решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 мая 2020 г. // Архив Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://leninsky.alt.sudrf.ru/. (дата обращения: 19.12.21).
9. Дело № 2а-134/2020. Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 марта 2020 г. // Архив Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://oktabrsky.alt.sudrf.ru/. (дата обращения: 19.12.21).
10. Дело № 2а-232/2020. Решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 февраля 2020 г. // Архив Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://leninsky.alt.sudrf.ru/. (дата обращения: 19.12.21).
11. Демидов Г.И. О Кодексе этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих // Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - № 12.-С. 62-70.
12. Джихарь, Е. А. Актуальные вопросы по укреплению служебной дисциплины в органах внутренних дел РФ / Е. А. Джихарь, Н. Н. Оглоблин // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем : сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции : в 3 ч., Пенза, 25 мая 2017 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 150-153.
13. Добробаба, М.Б. Административно-правовой статус государственных служащих субъектов Российской Федерации/ М.Б. Добробаба. - Ростов н/Д, 2019. - 477 с.
14. Добробаба, М.Б. Дисциплинарная ответственность в служебно-деликтном праве: понятие и правовая природа / М.Б. Добробаба // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 6. - С. 689-697.
15. Жирохов, В.М. Обеспечение законности и дисциплины в механизме противодействия коррупции в сфере государственного управления / В.М. Жирохов // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования : сборник материалов межвузовской научно-практической конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей, Вологда, 26 апреля 2019 года. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. - С. 62-65.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ