Анализ пожарной опасности производственного объекта и расчет пожарного риска (на примере цеха № 27 Юргинского машиностроительного завода)
|
Введение 10
1 Обзор литературы 12
1.1 Понятие риска и его место в системе безопасности 12
1.2 Пожарные риски и их виды 13
1.3 Управление пожарными рисками 14
1.4 Анализ и оценка риска 15
1.5 Анализ пожарной опасности объекта 18
2 Объект и методы исследования 22
2.1 Характеристика железнодорожного цеха № 27 ООО «Юргинский 22 машиностроительный завод»
2.2 Цель и функции цеха 23
2.3 Подразделения цеха 24
2.4 Краткая характеристика административно-бытового корпуса 24
2.5 Краткая характеристика депо железнодорожного цеха 24
2.6 Режим работы и состав рабочего персонала железнодорожного 27 цеха № 27
2.7 Методика расчетов пожарного риска 27
3 Анализ пожарной опасности железнодорожного цеха № 27 28
ООО «Юргинского машиностроительного завода»
3.1 Оценка объекта защиты по пожарной безопасности 28
3.2 Анализ пожарной опасности объекта 30
3.3 Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций 31
3.4 Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на 32 людей для различных сценариев развития
3.4.1 Определение времени блокирования путей эвакуации для 32 сценария № 1
3.4.2 Определение расчетного времени эвакуации при пожаре 36
для сценария № 1
3.4.3 Определение времени блокирования путей эвакуации 38 опасными факторами пожара для сценария № 2
3.4.4 Определение расчетного времени эвакуации при пожаре 40 для сценария № 2
3.4.5 Определение времени блокирования эвакуационных путей 44 опасными факторами пожара для сценария № 3
3.4.6 Определение расчетного времени эвакуации при пожаре 46 для сценария № 3
3.4.7 Определение времени блокирования эвакуационных путей 48
опасными факторами пожара для сценария № 4
3.4.8 Определение расчетного времени эвакуации при пожаре 50 для сценария № 4
3.5 Расчет величин потенциального и индивидуального риска в 54 зданиях объекта
4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и 57
ресурсосбережение
4.1 Оценка прямого ущерба 57
4.1.1 Ущерб основных производственных фондов 58
4.2 Оценка косвенного ущерба 61
4.2.1 Средства на ликвидацию пожара 62
4.3 Затраты, связанные с восстановлением железнодорожного цеха 64
№ 27
4.4 Вывод по разделу финансовый менеджмент, 65 ресурсоэффективность и ресурсосбережение
5 Социальная ответственность 67
5.1 Описание рабочего места. Анализ вредных и опасных 67
производственных факторов
5.2 Анализ вредных факторов проектируемой производственной 67
среды
5.2.1 Освещение цеха 67
5.2.2 Микроклимат 71
5.2.3 Производственный шум и меры борьбы с ним 72
5.2.4 Производственная вибрация и мероприятия по борьбе с 73 ней
5.2.5 Загазованность и запыленность рабочей зоны 74
5.3 Анализ опасных факторов производственной среды 75
5.4 Охрана окружающей среды 75
5.5 Чрезвычайные ситуации на производстве 76
5.6 Заключение по разделу «Социальная ответственность» 76
Заключение 78
Список публикаций 80
Список используемых источников 82
1 Обзор литературы 12
1.1 Понятие риска и его место в системе безопасности 12
1.2 Пожарные риски и их виды 13
1.3 Управление пожарными рисками 14
1.4 Анализ и оценка риска 15
1.5 Анализ пожарной опасности объекта 18
2 Объект и методы исследования 22
2.1 Характеристика железнодорожного цеха № 27 ООО «Юргинский 22 машиностроительный завод»
2.2 Цель и функции цеха 23
2.3 Подразделения цеха 24
2.4 Краткая характеристика административно-бытового корпуса 24
2.5 Краткая характеристика депо железнодорожного цеха 24
2.6 Режим работы и состав рабочего персонала железнодорожного 27 цеха № 27
2.7 Методика расчетов пожарного риска 27
3 Анализ пожарной опасности железнодорожного цеха № 27 28
ООО «Юргинского машиностроительного завода»
3.1 Оценка объекта защиты по пожарной безопасности 28
3.2 Анализ пожарной опасности объекта 30
3.3 Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций 31
3.4 Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на 32 людей для различных сценариев развития
3.4.1 Определение времени блокирования путей эвакуации для 32 сценария № 1
3.4.2 Определение расчетного времени эвакуации при пожаре 36
для сценария № 1
3.4.3 Определение времени блокирования путей эвакуации 38 опасными факторами пожара для сценария № 2
3.4.4 Определение расчетного времени эвакуации при пожаре 40 для сценария № 2
3.4.5 Определение времени блокирования эвакуационных путей 44 опасными факторами пожара для сценария № 3
3.4.6 Определение расчетного времени эвакуации при пожаре 46 для сценария № 3
3.4.7 Определение времени блокирования эвакуационных путей 48
опасными факторами пожара для сценария № 4
3.4.8 Определение расчетного времени эвакуации при пожаре 50 для сценария № 4
3.5 Расчет величин потенциального и индивидуального риска в 54 зданиях объекта
4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и 57
ресурсосбережение
4.1 Оценка прямого ущерба 57
4.1.1 Ущерб основных производственных фондов 58
4.2 Оценка косвенного ущерба 61
4.2.1 Средства на ликвидацию пожара 62
4.3 Затраты, связанные с восстановлением железнодорожного цеха 64
№ 27
4.4 Вывод по разделу финансовый менеджмент, 65 ресурсоэффективность и ресурсосбережение
5 Социальная ответственность 67
5.1 Описание рабочего места. Анализ вредных и опасных 67
производственных факторов
5.2 Анализ вредных факторов проектируемой производственной 67
среды
5.2.1 Освещение цеха 67
5.2.2 Микроклимат 71
5.2.3 Производственный шум и меры борьбы с ним 72
5.2.4 Производственная вибрация и мероприятия по борьбе с 73 ней
5.2.5 Загазованность и запыленность рабочей зоны 74
5.3 Анализ опасных факторов производственной среды 75
5.4 Охрана окружающей среды 75
5.5 Чрезвычайные ситуации на производстве 76
5.6 Заключение по разделу «Социальная ответственность» 76
Заключение 78
Список публикаций 80
Список используемых источников 82
Развитие науки и техники в современном мире привело к созданию техносферы. Люди, используя новые технологии, упрощают свою жизнь, но процессы, протекающие в техносфере, постоянно контролировать не удается. В результате чего происходят пожары, которые представляют большую опасность для людей.
Наиболее достоверным подтверждением актуальности настоящей работы могут служить данные из официальной статистики Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обстановка с пожарами в 2014 году в Российской Федерации характеризовалась следующими основными показателями:
- зарегистрировано 153002 пожаров;
- при пожарах погибло 10253 человека;
- при пожарах получили травмы 11089 человек;
- прямой материальный ущерб причинен в размере 1872331 млн. рублей.
За последние 5 лет на промышленных предприятиях произошло
16519 пожаров. Распространение пожара на значительную часть производственных помещений приводит к большому материальному ущербу, гибели людей. Основными причинами является нарушение правил эксплуатации электрооборудования и электроприборов, нарушение техники безопасности, а также человеческий фактор [1].
Для оценки уровня безопасности человека на промышленных предприятиях используют понятие риска. Последствия Чернобыльской аварии послужили началу интенсивного развития исследований теории и проблем риска. Исследованиями теории риска занимались такие русские ученые, как В.А. Акимов, А.А. Быков, Н.Н. Брушлинский, Ю.Л. Воробьев, В.А. Владимиров, И.А. Болодьян, Ю.М. Глуховенко, Д.М. Гордиенко, Ю.И. Дешевых, С.В. Соколов, Ю.Н. Шебеко.
С развитием теории и проблем риска создаются нормативные и законодательные документы. Для обеспечения безопасности и обоснования нарушений по пожарной безопасности на предприятиях, необходимо проводить оценку пожарного риска. Оценка пожарного риска на предприятии производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Качественно проведенные расчеты величин пожарного риска могут быть включены в декларацию пожарной безопасности объекта защиты.
Целью выпускной квалификационной работы является определение уровня пожарной безопасности железнодорожного цеха № 27 ООО «Юргинский машиностроительный завод».
Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Выявить возможные причины возникновения и развития пожароопасных ситуаций, места их возникновения и факторы пожара, представляющих опасность для жизни и здоровья людей в местах их пребывания.
2. Определить основные расчетные величины пожарного риска.
3. Произвести сравнительную оценку результатов индивидуального риска, полученных при расчетах, с индивидуальным допустимым риском.
Результаты проведенных исследований позволят установить соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Помогут при обосновании выбора организационных, инженерно-технических мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников железнодорожного цеха № 27 ООО «Юргинский машиностроительный завод».
Наиболее достоверным подтверждением актуальности настоящей работы могут служить данные из официальной статистики Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обстановка с пожарами в 2014 году в Российской Федерации характеризовалась следующими основными показателями:
- зарегистрировано 153002 пожаров;
- при пожарах погибло 10253 человека;
- при пожарах получили травмы 11089 человек;
- прямой материальный ущерб причинен в размере 1872331 млн. рублей.
За последние 5 лет на промышленных предприятиях произошло
16519 пожаров. Распространение пожара на значительную часть производственных помещений приводит к большому материальному ущербу, гибели людей. Основными причинами является нарушение правил эксплуатации электрооборудования и электроприборов, нарушение техники безопасности, а также человеческий фактор [1].
Для оценки уровня безопасности человека на промышленных предприятиях используют понятие риска. Последствия Чернобыльской аварии послужили началу интенсивного развития исследований теории и проблем риска. Исследованиями теории риска занимались такие русские ученые, как В.А. Акимов, А.А. Быков, Н.Н. Брушлинский, Ю.Л. Воробьев, В.А. Владимиров, И.А. Болодьян, Ю.М. Глуховенко, Д.М. Гордиенко, Ю.И. Дешевых, С.В. Соколов, Ю.Н. Шебеко.
С развитием теории и проблем риска создаются нормативные и законодательные документы. Для обеспечения безопасности и обоснования нарушений по пожарной безопасности на предприятиях, необходимо проводить оценку пожарного риска. Оценка пожарного риска на предприятии производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Качественно проведенные расчеты величин пожарного риска могут быть включены в декларацию пожарной безопасности объекта защиты.
Целью выпускной квалификационной работы является определение уровня пожарной безопасности железнодорожного цеха № 27 ООО «Юргинский машиностроительный завод».
Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Выявить возможные причины возникновения и развития пожароопасных ситуаций, места их возникновения и факторы пожара, представляющих опасность для жизни и здоровья людей в местах их пребывания.
2. Определить основные расчетные величины пожарного риска.
3. Произвести сравнительную оценку результатов индивидуального риска, полученных при расчетах, с индивидуальным допустимым риском.
Результаты проведенных исследований позволят установить соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Помогут при обосновании выбора организационных, инженерно-технических мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников железнодорожного цеха № 27 ООО «Юргинский машиностроительный завод».
По результатам выполненной работы удалось достичь ранее поставленной цели.
Проведен анализ пожарной опасности железнодорожного цеха № 27 ООО «Юргинского машиностроительного завода».
При анализе пожарной опасности железнодорожного цеха № 27 были выявлены основные источники возгорания. Для расчета основных величин пожарного риска в результате исследований были спрогнозированы четыре возможных сценария развития пожара.
На основании проведенных расчетов установлено, что эвакуационные пути для всех сценариев развития пожара будут блокированы по потери видимости. Время блокирования эвакуационных путей составило: для первого этажа АБК - 3,06 минут, для второго и третьего этажа - 3,88 минут, для депо - 6,20 минут.
Расчетное время эвакуации административно-бытового корпуса и депо железнодорожного цеха находится в пределах от 1 до 1,05 минуты, что не превышает времени блокирования эвакуационных путей, следовательно, безопасность рабочего персонала обеспечена и составляет 0,999.
При расчете пожарного риска была проведена сравнительная оценка результатов индивидуального риска с индивидуальным допустимым риском. Было установлено, что пожарный риск для железнодорожного цеха превышает допустимое значение и составляет: для первого, второго и третьего этажей здания АБК - 1,15 -10 6, для депо железнодорожного цеха - 3,01-106.
С целью минимизации индивидуального пожарного риска необходимо провезти организационно-технические мероприятия. В качестве эффективного противопожарного мероприятия для снижения риска в железнодорожном цехе № 27 целесообразно установить автоматическую пожарную сигнализацию, при
установке которой индивидуальный пожарный риск не будет превышать предельно допустимого значения.
Для улучшения условий труда рабочих депо цеха № 27 следует предпринять меры по регулированию температурных режимов воздуха в помещении в разное время года. Для нормативного регулирования температурных показателей предложено разветвить вентиляционную систему и разработать специальные вентиляционные режимы.
Для доведения уровня освещенности до нормативного значения необходимо дополнительно установить светильники, доведя их общее количество до 24.
Для снижения степени негативного воздействия шума на персонал, необходима выдача и использование шумоизолирующих шлемов.
Был посчитан экономический ущерб, нанесенный цеху в случае возникновения пожара в депо железнодорожного цеха, который составил 2979599,7 руб.
Проведен анализ пожарной опасности железнодорожного цеха № 27 ООО «Юргинского машиностроительного завода».
При анализе пожарной опасности железнодорожного цеха № 27 были выявлены основные источники возгорания. Для расчета основных величин пожарного риска в результате исследований были спрогнозированы четыре возможных сценария развития пожара.
На основании проведенных расчетов установлено, что эвакуационные пути для всех сценариев развития пожара будут блокированы по потери видимости. Время блокирования эвакуационных путей составило: для первого этажа АБК - 3,06 минут, для второго и третьего этажа - 3,88 минут, для депо - 6,20 минут.
Расчетное время эвакуации административно-бытового корпуса и депо железнодорожного цеха находится в пределах от 1 до 1,05 минуты, что не превышает времени блокирования эвакуационных путей, следовательно, безопасность рабочего персонала обеспечена и составляет 0,999.
При расчете пожарного риска была проведена сравнительная оценка результатов индивидуального риска с индивидуальным допустимым риском. Было установлено, что пожарный риск для железнодорожного цеха превышает допустимое значение и составляет: для первого, второго и третьего этажей здания АБК - 1,15 -10 6, для депо железнодорожного цеха - 3,01-106.
С целью минимизации индивидуального пожарного риска необходимо провезти организационно-технические мероприятия. В качестве эффективного противопожарного мероприятия для снижения риска в железнодорожном цехе № 27 целесообразно установить автоматическую пожарную сигнализацию, при
установке которой индивидуальный пожарный риск не будет превышать предельно допустимого значения.
Для улучшения условий труда рабочих депо цеха № 27 следует предпринять меры по регулированию температурных режимов воздуха в помещении в разное время года. Для нормативного регулирования температурных показателей предложено разветвить вентиляционную систему и разработать специальные вентиляционные режимы.
Для доведения уровня освещенности до нормативного значения необходимо дополнительно установить светильники, доведя их общее количество до 24.
Для снижения степени негативного воздействия шума на персонал, необходима выдача и использование шумоизолирующих шлемов.
Был посчитан экономический ущерб, нанесенный цеху в случае возникновения пожара в депо железнодорожного цеха, который составил 2979599,7 руб.



