Введение 3
1 Теоретические аспекты государственной политики в сфере образования в условиях перехода к рыночным отношениям 8
1.1 Сущность государственной политики в сфере образования: цели, задачи, необходимость, актуальность 8
1.2 Механизмы регулирования государственной образовательной политики: нормативно-правовое, организационное, кадровое, финансовое обеспечение 13
2 Анализ системы управления образованием в г.о. Тольятти 25
2.1 Структура и направления деятельности по реализации образовательной политики в г.о. Тольятти 25
2.2 Оценка организации управления системой образования в г.о. Тольятти 29
3 Совершенствование управления сферой образования в условиях перехода к рыночным отношениям 51
3.1 Мероприятия по совершенствованию сферой образования в г.о. Тольятти 51
3.2 Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 66
Заключение 71
Список используемой литературы и используемых источников 76
Приложение А Организационная структура МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» 84
Актуальность темы. Утверждение России как конкурентоспособного государства с рыночной экономикой нуждается в развитии общества, основанного на знаниях, благодаря чему образование становится приоритетным направлением государственной политики. Проблемы этой сферы требуют адекватной модернизации образования и создание соответствующей системы управления ею. «К настоящему моменту в России накоплен опыт проведения масштабных реформ системы образования, направленных на приведение ее в соответствие с международными соглашениями и передовыми принципами организации образовательного процесса. Вместе с тем оценка достигнутых результатов показывает, что государство находится только в начале пути формирования эффективной и адекватной потребностям инновационного социально -экономического развития общества, системы образования. Столь же неоднозначными остаются и оценки эффективности полученных результатов реформирования в общественной и научной среде» [4].
Организационной основой государственной политики РФ в области образовании является Федеральная целевая программа «Развитие образования» [42]. В ней закреплены глобальные направления развития отечественного образования: распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей, воплощение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, разработка и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.
В то же время в современных условиях развитие образования перестает быть исключительно делом государства. Оно становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений, научно-педагогических работников, учителей, родителей, студентов, учеников, потенциальных работодателей, общественных объединений, то есть попадает в сферу публичного управления [23].
Актуальность исследования образовательной политики обусловлена не только необходимостью воплощения ее в нормативно -правовых актах об образовании, а также необходимостью объективного теоретического анализа роли органов управления образованием в реализации государственной политики в области образования, влияния внутренних и внешних факторов и процессом ее формирования и внедрения, взаимодействия органов местного самоуправления и городской системы образования.
Целью исследования является изучение правового регулирования и проблем социально значимых отраслей деятельности (образования) в условиях перехода к рыночным отношениям.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• определить сущность государственной политики в сфере образования: ее цели, задачи, необходимость, актуальность;
• охарактеризовать существующие механизмы реализации государственной образовательной политики: нормативно-правовое, организационное, кадровое, финансовое обеспечение;
• рассмотреть систему управления образованием на примере муниципального образования г.о. Тольятти;
• определить и охарактеризовать основные формы взаимодействия органов местного самоуправления и городской системы образования;
• рассмотреть вопросы реализации процесса социально - педагогического партнерства в образовательной сфере;
• выделить основные приоритеты российской политики реформирования системы образования и перспективы развития системы образования в городском округе.
Объектом исследования является система образования Российской Федерации.
Предметом исследования является реализация образовательной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.
Степень научной разработанности темы. Проблематика, связанная с модернизацией российской системы образования, получила развитие и широкую представленность в научной литературе преимущественно в последние годы, когда задача модернизационных изменений в образовании и вхождения России в европейское образовательное пространство встала вплотную. Эта проблема исследуется отечественными учеными, среди которых Г.С. Арефьева, И.И. Лукашука, К.Х. Момджяна, Ю.А. Муравьева, А.В. Назарчука, А.С. Панарина, В.Я. Пащенко, Ю.И. Семенова и другие.
Гипотеза исследования: для повышения эффективности системы образования в Российской Федерации необходима модель управления, основанная на обратной связи,
Теоретико-методическую основу исследования составили нормативно-правовые акты в области управления системой образования, а также научные труды таких ведущих ученых.
Базовыми для настоящего исследования явились также данные статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования: исследование проводилось на базе МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77».
Информационной базой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, статистические данные органов статистики, нормативные и методические материалы органов государственной власти и местного самоуправления, материалы научных конференций, различные научные публикации по исследуемой тематике, официальные интернет-сайты, фактические данные образовательных организаций и другие материалы.
Методическая основа исследования. Для решения поставленных задач использованы общенаучные методы: сравнительно-правовой - в процессе анализа основных нормативно-правовых актов системы образования и их влияния на формирование государственной политики в области образования; диалектический - при подготовке конкретных рекомендаций в сфере образования; статистических наблюдений - при выяснении динамических характеристик развития образования; анализа и синтеза - для исследования конкретных факторов, обусловливающих современное состояние городской системы образования; системного анализа количественной оценки предмета исследования.
Новизна исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по совершенствованию системы управления образованием.
На защиту выносятся следующие положения:
• дано авторское определение государственной политике в области образования, которая представляет собой систему целей, задач, принципов, программ и основных направлений деятельности органов управления образованием, обеспечивающих адекватное управленческое воздействие государственных институтов на сферу образования;
• систематизированы основные проблемы системы управления образованием на трех уровнях: федеральном, муниципальном и уровне муниципального бюджетного учреждения образования, предложены пути их решения;
• предложена усовершенствованная модель системы управления образованием в Российской Федерации.
Информационной базой исследования выступили учебная и научная литература, монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов Российской Федерации, материалы специальных периодических изданий, статистические данные Росстата.
Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы, формирующие нормативно-методическую базу управления системой образования и статистические данные.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании отдельных положений в области управления системой образования в Российской Федерации.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что разработанные теоретические положения, выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в практической деятельности органов управления в сфере образования; в научно-исследовательской и преподавательской работе при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по соответствующим вопросам государственного и муниципального управления образованием.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: отчетными документами МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» и данными статистики.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в анализе и исследовании эффективности управления системой образования г.о. Тольятти.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- "Экономика и социум" №1(92) 2022.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений.
В первом разделе исследования были рассмотрены теоретические аспекты совершенствования системы управления сферой образования на муниципальном уровне: понятие и содержание системы управления сферой образования, нормативно-правовое регулирование системы управления сферой образования, система управления сферой образования на муниципальном уровне.
Во втором разделе был проведен анализ системы управления сферой образования в городском округе Тольятти: предоставлена социально-экономическая характеристика муниципальной системы образования городского округа Тольятти, предоставлена оценка организации управления сферой образования в городском округе Тольятти.
Анализ системы управления сферой образования в городском округе Тольятти показал наличие следующих проблем:
• низкая творческая активность педагогов, не достаточное участие коллектива в конкурсах и фестивалях;
• недостаточный уровень психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
• недостаточное привлечение внебюджетных средств;
• отсутствие четкой системы взаимодействия с родителями учеников;
• есокращение суммы добровольных и целевых пожертвований;
• сокращение процентного отношения финансирования к сформированной учреждением смете;
• недостаток бюджетного финансирования для нормального функционирования образовательных учреждений, в частности МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» (приоритеты в финансировании направлены на заработную плату, начисления на оплату труда, коммунальные услуги и увеличение стоимости материальных запасов. В то же самое время объем финансирования сократился на статью «Транспортные услуги», «Услуги по содержанию имущества», «Стоимость основных средств», «Прочие расходы», «Прочие услуги», «Услуги связи», «Прочие выплаты»). Подобная оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определенного уровня финансирования образования;
• финансирование статьи расходов начислений на оплату труда (страховых взносов) представляет собой дополнительную «петлю» в движении бюджетных средств: денежные средства следуют из бюджета при помощи бюджетных учреждений обратно в бюджет, такую же ситуацию можно заметить и по статье прочих расходов (налог на имущество организаций, налог на землю);
• «нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования, на примере МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77», как правило, основывается на документах и материалах, которые разработаны для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных денежных средств;
• в законодательной базе, которая устанавливает процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, предоставляющий возможность с единых позиций решать появляющиеся частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием - целями, на достижение которых направляются бюджетные денежные средства;
• возможности маневрирования ресурсами МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» имеют ограниченный характер, непосредственно связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур» [12].
В третьем разделе работы предложены рекомендации по совершенствованию управления сферой образования на муниципальном уровне: мероприятия по совершенствованию управления сферой образования в городском округе Тольятти, а также рассчитана социально-экономическая эффективность от предлагаемых мероприятий.
Таким образом, для решения имеющихся проблем автор рекомендует следующие мероприятия:
• разработка муниципальной программы «Развитие сферы образования в городском округе Тольятти» с 2022-2025 гг., направленной на стимулирование педагогов на участие в конкурсах, семинарах, фестивалях, конференциях;
• организация клуба «Университет для родителей», в котором проводить следующие взаимодействия: дискуссия, деловые, ролевые игры, лекции, консультации, обсуждение и проигрывание ситуаций, анализ ситуаций, анализ видео- и аудиоматериала, тренинги, круглый стол, беседы;
• льготы для бюджетных учреждений, в том числе МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» при расчете сумм платежей в бюджет по налогу на имущество, по налогу на землю, по транспортному налогу;
• предоставление права МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно устанавливая их распределение по статьям экономической классификации. При этом финансирование также должно осуществляться одной строкой;
• развитие платной образовательной деятельности;
• увеличение суммы финансирования сметы при успешной сдачи экзаменов учащимися (больше 90 баллов за предмет), победе учащихся в олимпиаде, конкурсе научных работ на городском, международном и всероссийских уровнях;
• организация родительских собраний, дискуссий, групповых консультаций;
• разработка программы для инвесторов и благотворителей, согласно которой им будут предоставлены льготы от государства (возможно минимизация налоговых выплат);
• разработка единой системы критериев результативности финансирования;
• применение налоговых льгот для бюджетных учреждений, в том числе МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» при расчете сумм платежей в бюджет по налогу на имущество, по налогу на землю, по транспортному налогу;
• предоставление права МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно устанавливая их распределение по статьям экономической классификации. При этом финансирование также должно осуществляться одной строкой;
• отмена финансирования начислений на оплату труда (страховых взносов) и прямого перечисления этих средств со счета бюджета;
• разработка закона о минимальных социальных стандартах;
• формирование единой методологической основы вычисления минимальной бюджетной обеспеченности;
• разработка необходимых методических материалов по вычислению и обоснованию потребности в бюджетном финансировании;
• увеличение суммы финансирования сметы при успешной сдачи экзаменов учащимися (больше 90 баллов за предмет), победе учащихся в олимпиаде, конкурсе научных работ на городском, международном и всероссийских уровнях;
• организация летних и зимних оздоровительных лагерей;
• отказ от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, необходимо сделать основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования;
• сохранение за МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения;
• наделение руководителя МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» правом на установление порядка, сроков и целевого назначения расходования этого остатка, включая составление школой отдельной сметы расходования средств.
По мнению автора, наиболее важным источником совершенствования управления сферой образования на муниципальном уровне МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77» является развитие платной образовательной деятельности, которая регламентируется Федеральным законом «Об образовании», а также увеличение суммы финансирования сметы при успешной сдаче учащимися экзамена (за предмет более 90 баллов), при победе в олимпиаде или конкурсе научных работ.
Согласно проведенной оценке, увеличение чистой прибыли на 2023-2024 гг. составит 320 595,73 тыс. руб. Затраты составят 10 594,97 руб. (в месяц).
Таким образом, мероприятия поспособствуют увеличению финансирования МБОУ г.о. Тольятти «Гимназия №77», следовательно, имеют экономический эффект.
1. Аверин А.Н. Социальное партнерство в сфере труда [Текст] / А.Н. Аверин. Издательство: РАГС, 2018. - 117 с.
2. Акинфеева, Н.В. Государственно-общественное управление образовательными системами [Текст] / Н. В. Акинфеева, А. П. Владимирова. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2018. - 45 с.
3. Белик, А.М. Государственная политика в сфере образования // В сборнике: Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2018. - С. 246-251
4. Братановский, С.Н., Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования: монография / С. Н. Братановский, Д.Н. Ермаченко. Саратов, ЭБС IPRbooks, 2018. - 203 с.
5. Вербицкая, Л. Не может быть науки без образования, а образования - без науки / Л. Вербицкая, С. Антоненко // Родина. 2018. - № 3. - С. 16-17.
6. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие / С.В. Воробьева. М.: Academia, 2018. - 208 с
7. Вульфсон, Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже веко / Б.Л. Вульфсон. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2020. - 235 с.
8. Гаранжа, Н.В. Система социального партнерства в образовательной практике. В сборнике: Актуальные вопросы науки и практики в XXI в материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 2019. - С. 98-101.
9. Давлетшина, Л.Х. Система эффективного социального партнерства общеобразовательной школы / Л.Х. Давлетшина // Заметки ученого. 2018. - № 2 (8). - С. 28-30.
10. Дроздов, Н.А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия / Н.А. Дроздов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. - №4. - С. 68-73.
11. Есенгалиев, Р.А. Бенчмаркинг в сфере образования: понятие, тенденции развития / Р.А. Есенгалиев // Теория и практика современной науки. 2018. - № 1 (19). - С. 1191-1195.
12. Жукова, М.В. Современная государственная политика реформирования российской системы образования (политологический аспект): дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / М.В. Жукова. Ростов н/Д., 2018. - 191 с.
13. Задорина, М.А., Тесленко И.В. Реализация социального партнерства в профессиональном образовании в Самарской области // Фундаментальные исследования. 2018. - № 2-13. -С. 2895-2899.
14. Зинченко, Г.П. Социальное партнерство / Г.П. Зинченко, И.И. Рогов. М.: Дашков и К°, 2019. - 224 с.
15. Ибрагимов, М.Г. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / М.Г. Ибрагимов. Казань, 2018.- 25 с.
...