Введение 4
Глава 1.Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.1 Понятие читательского интереса в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Особенности развития читательского интереса у младших
школьников 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников 17
2.1 Диагностика сформированности читательского интереса у младших
школьников 17
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий по развитию
читательского интереса у младших школьников 30
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию читательского интереса у младших школьников 38
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Диагностические методики 55
Приложение Б Урок литературного чтения, 2 класс 63
Приложение В Программа работы кружка «Планета чтения» 69
В жизни каждого человека чтение занимает важную роль, оно является источником всех человеческих знаний и опыта на протяжении веков - именно это определяет актуальность исследуемой проблемы. В современном мире особенно важными становятся проблемы грамотности, образования, культуры, чтения, так как от этого зависит благополучие нации. Смысл читательского интереса заключается в восприятии читателем тех знаний и умений, которые он сам извлекает из прочтения книг, и применяя их для достижения каких-либо целей.
Чтение - это еще и основа для образования и жизни в современном мире. Но снижение уровня интереса к чтению происходит в следствии резкого падения значимости чтения с распространением компьютеров. Школьники все меньше уделяют время на чтение книг. Не читающий школьник, по данным исследований, менее знающий, менее осведомлённый, чем его сверстник, который читает больше. У мало читающих школьников словарный запас скуден, речь отличается невыразительностью, они испытывают затруднения при изучении школьных предметов гуманитарного цикла, при общении со сверстниками.
Актуальность темы исследования заключается еще и в том, что именно в период младшего школьного возраста закладываются главные читательские умения и навыки, прививается интерес к чтению. Однако проблема развития устойчивого читательского интереса у современных школьников младшего возраста пока далека от решения.
О роли книги в воспитании детей говорили известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [24], [38].
Важность развития читательского интереса у младших школьников рассмотрена в трудах О.И. Архиповой, А.Е. Бельковой, Е.А. Жестковой, Л.В. Ниталимовой, Н.Н. Светловской, И.И. Тихомировой [2], [4], [29], [39].
Методика развития читательского интереса исследована И.В. Агеевой, Е.С. Антоновой, Т.В. Володиной, Е.А. Жестковой, М.А. Зобниной, А.П. Кашкаровым, Д.Н. Коневой, Н.Г. Малаховой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, З.В. Тумовой [1], [13], [14], [40].
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития читательского интереса у младших школьников.
Цель исследования: выявить и реализовать педагогические условия развития читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие у младших школьников читательского интереса будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование уроков литературного чтения и внеурочной формы работы с учащимися, направленных на развитие читательского интереса;
- объединение процесса развития читательского интереса с развитием познавательного интереса;
- применение современных форм и методов развития читательского интереса.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия «читательский интерес» применительно к детям младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности развития читательского интереса у младших школьников.
3. Провести исследование развития читательского интереса детей младшего школьного возраста.
4. Создать и реализовать педагогические условия развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию читательского интереса у младших школьников.
Методы исследования: на теоретическом уровне мы применяли анализ психолого-педагогической литературы. На эмпирическом уровне использовали опросно-диагностический метод (анкетирование, изучение продуктов деятельности), педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МОУ Кузнецовской основной общеобразовательной школы (Александрово-Заводский район с. Кузнецово Забайкальский край) во 2 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные педагогические условия могут быть созданы практикующими учителями начальной школы в работе по развитию читательского интереса у младших школьников.
Структура работы: состоит их введения, двух глав, заключения и приложений. Общий объем составляет 54 страницы текста, 44 наименования литературы.
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволили сделать следующие выводы:
- читательский интерес является свойством личности, которое определено наличием у читателя мотивов, побуждающих его обратиться к книгам. Читательский интерес не дается ребенку с рождением, а имеет способность к развитию. Уровень развития читательского интереса зависит от положительного отношения ребенка к чтению, от направленности познавательного интереса к чтению, о того, насколько школьник заинтересован конкретным литературным жанром и книгами;
- особенности развития читательского интереса у младших школьников заключаются в том, что психофизиологическое развитие требует тщательного отбора форм, методов работы в данном направлении;
- задачу развития читательского интереса у младших школьников можно решить посредством продолжения классно-урочной работы на занятиях внеурочной деятельности, которая решает задачу развития читательского интереса другими формами и методами. Развитие читательского интереса необходимо проводить с развитием познавательного интереса у младших школьников.
Для проверки выдвинутой гипотезы проведено опытно-экспериментальное исследование развития читательского интереса у учащихся 2 классов МОУ Кузнецовской ООШ. Исследование проводилось в три этапа. Проанализировав полученные результаты на этапе констатирующего исследования, мы сделали следующий вывод: во 2 «А» классе МОУ Кузнецовской ООШ высокий уровень развития читательского интереса выявлен у 24% учащихся. Выявлено, что средний уровень развития читательского интереса имеют 36% школьников данного класса и 24% школьников имеют низкий уровень развития читательского интереса. Нами сделан вывод о необходимости создания педагогических условий по развитию читательского интереса, что было реализовано на следующем этапе опытно-экспериментальной работы.
На этапе формирующего исследования наряду с уроками использовалась внеурочная деятельность, построенная на основе разработанного комплекса занятий. Возможности внеурочной деятельности позволили реализовать комплекс занятий по развитию читательского и познавательного интереса. В процессе занятий применялись традиционные и инновационные формы и методы работы, направленные на развитие читательского интереса у младших школьников 2 класса.
После проведения формирующего этапа проведено контрольное исследование достигнутого уровня развития читательского интереса. Далее, основе анализа результатов констатирующего и контрольного исследования делаем вывод о том, что созданные педагогические условия способствовали развитию читательского интереса у младших школьников, работу следует проводить на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности, применять традиционные и инновационные формы и методы развития читательского интереса, а также развитие читательского и познавательного процесса должно происходить одновременно.
1. Агеева И.В. Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности // Молодой ученый. 2016. №8. С. 1-4.
2. Архипова О. И. Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных методических приемов на уроках литературного чтения / О. И. Архипова, Е. Ю. Мороз // Вестник научных конференций. 2017. № 4. С. 8-9.
3. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 12. С. 27-28.
4. Белькова А. Е. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1663-1666.
5. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению : Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2008. 59 с.
6. Виноградова Н.Д. Сборник программ внеурочной деятельности. -М. : Вента- Граф, 2011. 432 с.
7. Володина Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 133-135.
8. Гончаренко Н.И. Внеклассная работа в начальной школе. - СПб. : Питер, 2003. 164 с.
9. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии. - М. : Педагогика, 2016. 240 с.
10. Гузеева Н.И. Развитие критического мышления младших школьников // Вестник Донецкого пединститута. 2017. № 2. С. 67-70.
11. Дубинец Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. 2015. № 1.2. С. 13-16
12. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. № 3. С. 17-20.
13. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 133-132.
14. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. 2007. № 8. С. 35-43.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2011. 512 с.
16. Казаринова И.Н. Библиотерапия. Учебная программа. - М. : Межд. ин-т чтения им. А.А. Леонтьева, 2005. 30 с.
17. Кашкаров А.П. Личностный интерес ребенка // Вестник детской литературы. 2016. № 2 . С. 126-130.
18. Климова Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание : методика и практика. 2013. №7. С. 117-119.
19. Конева Д. Н. Новые техники приобщения школьников к чтению //
Библиотечное пространство новой современной школы: Альбом
экспериментальной деятельности. - М. : Центр «Школьная книга», 2010. С. 138-139.
20. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс / Сост. С.В. Кутявина. - 4-е изд., перераб. - М. : ВАКО, 2015. 80 с.
21. Кузьменкова Е. И. Воспитание будущего читателя. - М. : «Просвещение», 2005. 30 с.
22. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2005. 40 с.
23. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. 8-е изд. - М. : Ленард, 2014. 211 с.
24. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. - М. : Юрайт, 2016. 346 с.
25. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования // Начальная школа. 2000. № 9. С. 70-89.
26. Малахова Н.Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков. - М. : Школьная библиотека, 2015. 260 с.
27. Мотивация в структуре чтения / В.А.Бородина, С.М.Бородин // Чтение детей и подростков : мотивы и потребности : Сб. ст. и учеб. - метод. материалов. - СПб. : Лема, 2005. С. 39-45.
28. Налимова Т.А.Организация работы с дополнительными
источниками информации на уроках литературного чтения// Начальная Школа. 2016. № 8. С. 28-32.
29. Ниталимова Л.В. Развитие читательского интереса младших школьников. 2007. №1. С. 11-13.
30. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. - М. :
Просвещение, 1985. 756 с.
31. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших
школьников. - М. : АРКТИ, 1999. 160 с.
32. Примерные рабочие программы начального общего образования. Литературное чтение. - М. : Институт стратегического планирования, 2021. 120 с.
33. Рубинштейн С.А. Основы обшей психологии. - М. : АСТ, 2019. 580 с.
34. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению : Практическая методика : учеб.пособие. -М. : Издательский центр «Академия», 2001. 282 с.
35. Светловская Н. Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. 48с.
36. Стандарты второго поколения : Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2019. 189 с.
37. Стремок И.М. «Литературное чтение» в начальных классах: особенности изучения учебного предмета // Пачатковае навучанне:сям’я, дзщячы сад, школа, №4. 2008. С. 3-7.
38. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М. : Политическая литература, 1982. 270 с.
39. Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя / часть 2 : Растим читателя-творца / Кашкаров А. П. - Я и дочь. Читаем вместе. М. : РШБА, 2009. 125 с.
40. Тумова З.В. Формирование читательских интересов у младших школьников // Наука и современность. 2014. № 10. С. 125-131
41. Умнов Б.П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории // Пресса - читатель. 2009. № 6. С. 82-87
42. Чернышова С.А. Формирование читательской культуры
младших школьников на уроках внеклассного чтения // Молодой ученый. 2015. №22. С.75-77.
43. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М. : Просвещение, 2019. 215с.
44. Шифрина Д.В. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. С. 192-195