Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие и сущность национальной безопасности 7
1.1 Понятие и основные задачи обеспечения национальной безопасности России 7
1.2 Средства обеспечения национальной безопасности РФ 15
Глава 2 Правоохранительная деятельность в рамках обеспечения национальной безопасности 20
2.1 Понятие, виды и основные функции правоохранительных органов 20
2.2 Правоохранительная деятельность полиции: нормативные и организационные основы 35
2.3 Правовой статус и организация деятельности федеральной службы безопасности в системе обеспечения национальной безопасности РФ 44
Глава 3 Соотношение деятельности ФСБ и иных правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности РФ 55
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 64
Актуальность дипломной работы определяется сферой избранного направления исследования, теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правоохранительной деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации на различных исторических этапах, и обеспечения ею национальной безопасности страны в закрепленных за ней сферах.
Еще с давних времен понятие обеспечения безопасности является одной из важнейших целей существования личности, общества и государства. Российские специалисты выделяют фразу: «безопасность личная и имущественная является залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются». Понятие безопасность появилось одновременно с появлением человеческого общества. Такие философы как, Аристотель, Платон и Геродот в своих трудах часто поднимали проблему обеспечения безопасности, о контрактных государствах, их устройстве, функциях и задачах.
В современное время количество угроз безопасности для страны остается на высоком уровне. Проблемы угроз общественной безопасности выходят за границы государства и имеют общечеловеческую значимость во всем мире [3, с. 23]. Текущие проблемы в государстве, а именно несовершенство организационной системы страны, повышение уровня преступности, массовые нарушения правопорядка, положение экономики, отношения с другими странами создают опасность внутренней безопасности, в частности общественной безопасности. Повышение уровня общественной безопасности относится не к какому-то отдельному государству, а к всем странам одновременно. Так страны и государства на международном уровне ищут пути и способы, способствующие сокращению уровня угроз безопасности. Сплоченность умов специалистов различных наций и народов способствует более грамотному и быстрому пути повышения уровня безопасности в мире. Российская Федерация, согласно конституции, определяет высшей ценностью - права и свободы человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются наиболее важными в рамках правового регулирования общественной безопасности. Государство должно обеспечить и организовать так работу всех органов безопасности, чтобы они, имея все условия для работы могли обеспечить успешное выполнение поставленных задач, чтобы помимо основных задач и обязанностей, они могли наделяться дополнительными обязанностями, для разрешения ситуаций связанных, например, с авариями, природными катастрофами или стихийными бедствиями.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обеспечением национальной безопасности.
Предмет исследования - правоохранительная, полицейская деятельность и деятельность спецслужб по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Целью исследования является всестороннее исследование и выявление соотношения деятельности ФСБ и иных правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:
• определить понятие и основные задачи обеспечения национальной безопасности России;
• изучить средства обеспечения национальной безопасности России;
• рассмотреть понятие, виды и основные функции правоохранительных органов;
• проанализировать нормативные и организационные основы правоохранительной деятельности полиции;
• систематизировать и дать характеристику правовому статусу и организации деятельности федеральной службы безопасности в системе обеспечения национальной безопасности РФ;
• исследовать соотношение деятельности ФСБ и иных правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности РФ.
Проводя исследование общественной безопасности, применялись следующие методы научного познания: анализ, синтез, системный метод. В качестве специально правовых методов можно отнести сравнительно- правовой, формально-юридический. На сегодняшний день проведено достаточно много исследований посвященных вопросам обеспечения общественной безопасности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, а также списка используемых источников.
Понятие правопорядка определяется в теории государства и права как такое состояние общественных отношений, когда установленные в правовых нормах правила поведения неуклонно соблюдаются всеми физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Только при обеспечении правопорядка в обществе возможна полная реализация права. Таким образом, охрана правопорядка выступает сущностью правоохранительной деятельности.
Правоохранительные органы - это обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).
Правоохранительная деятельность - это деятельность, направленная на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами на основании закона и в порядке, им установленном, и, как правило, связана с применением мер государственно-правового принуждения.
Правовое регулирование правоохранительной деятельности осуществляется многочисленным комплексом правовых актов, начиная с Конституции Российской Федерации. Большое количество актов в данной сфере объясняется тем, что правоохранительную деятельность осуществляет широкий круг государственных органов и должностных лиц.
Как было установлено в исследовании, в нормах действующего законодательства официального понятия правоохранительных органов не закреплено. Однако теория выработала собственные подходы к пониманию данного термина. В частности, в работе было предложено считать правоохранительным органом учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.
К правоохранительным органам относятся суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции и нотариат.
Признаками правоохранительных органов являются:
• правовая регламентация его статуса и деятельности;
• стоящие перед ним задачи - защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;
• наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать поставленные задачи.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства достигается на основе разграничения полномочий органов власти в системе безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя различные органы, в том числе Федеральную службу безопасности.
Правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности образуют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности», другие законы и иные нормативные акты федеральных органов государственной власти.
Федеральная служба безопасности - единая централизованная система Федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Как правоохранительный орган Федеральная служба безопасности России осуществляет ряд важных функций, которые закреплены в ст.8 Федерального закона Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности» и именуются направлениями деятельности.
Деятельность Федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
• контрразведывательная деятельность;
• борьба с терроризмом;
• борьба с преступностью;
• разведывательная деятельность;
• пограничная деятельность;
• обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности Федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Таким образом, направления деятельности, предусмотренные ст.8 Федерального закона Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности», составляют основу деятельности Федеральной службы безопасности, определяющую Федеральную службу безопасности как вид правоохранительных органов.
Органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими правоохранительными органами - федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации.
Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам федеральной службы безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
Взаимодействие Федеральной службы безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается на основании международных договоров Российской Федерации.
Несомненно, что круг функций, возложенных на органы Федеральной службы безопасности России, очень широк, поэтому самостоятельно справиться с данными функциями в самых различных сферах Федеральной службы безопасности не в состоянии. Поэтому государство обязывает различные органы и структуры оказывать помощь Федеральной службе безопасности при осуществлении последними своих функций.
Немаловажно в связи со сказанным, что государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам федеральной службы безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей. В то же время закон не установил каких- либо правовых санкций в случае невыполнения этой обязанности, что является законодательным пробелом. В связи с изложенным в действующем законодательстве следует закрепить ответственность физических и юридических лиц за неоказание содействия органам Федеральной службы безопасности России в осуществлении возложенных на них обязанностей.
1. Батыршина З.Р., Шорохова А.А. Формирование кадрового резерва Государственной и муниципальной службы, Экономика и социум. 2019. № 4-1 - 664 с.
2. Бекетов О.И., Опарин В.Н. О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ // Полицейское право. 2015. № 1 - 49 с.
3. Белов С.В. Национальная безопасность. - М.: Юрайт, 2019. 672 с.
4. Быковский В.К. Понятие экономической безопасности государства: правовой аспект //Журнал Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономка право //Выпуск № 1 (6) / 2020. 20 с.
5. Галков В.А., Шумилин С.Ф. Правоохранительные органы.- Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2018.
6. Гончаренко Л.П. Куценко Е.С. Управление безопасностью. - М.: КноРус, 2018. 153 с.
7. Григонис Э.П. Правоохранительные органы. Курс лекций / Э.П. Григонис. - СПб.: Питер, 2019.
8. Джамбулатов, С.И. Рассмотрение прокуратурой обращений граждан как одно из средств защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: / С.И. Джамбулатов // Бизнес в законе. - 2018. - № 2.
9. Дронов Р.В. Перспективы развития деятельности ФСБ России в области нейтрализации коррупционной угрозы // Журнал Общество. среда. Развитие Выпуск № 2 / 2020
10. Епишин Е.Д. Правоохранительные органы в РФ.- СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена, 2018. 120 с.
11. Жидких, А.А. Новый уровень участия российской прокуратуры в правотворчестве / А.А. Жидких // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2019. - № 5.
12. Иванова С.И., Микаилов С.М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основные направления деятельности полиции //Журнал Юридическая наука и правоохранительная практика 2019 КиберЛенинка: https: //cyberleninka.rui
13. Кваша Ю. Ф., Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие в 2 т. - М.: ЧеРо Контур, 2019. 624 с.
14. Ковылин, Д.П. Правообеспечительная функция российской прокуратуры / Д.П. Ковылин // Информационная безопасность регионов - 2019. - № 1.
15. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
...