Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование деятельности прокуратуры Российской Федерации

Работа №106972

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

конституционное право

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. Понятие и природа органов прокуратуры в Российской Федерации: история и современность 9
1.1. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти 9
1.2. Система и структура органов прокуратуры 15
1.3. Принципы организации и деятельности, компетенция прокуратуры 21
Глава 2. Проблемы реализации функций прокуратуры 28
2.1. Основные функции прокуратуры 28
2.2. Общенадзорные функции прокуратуры 34
2.3. Обеспечение органами российской прокуратуры защиты прав и свобод человека 43
2.4. Уголовное преследование как одно из основных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации 47
Заключение 54
Список использованных источников 57

Актуальность исследования. Согласно Конституции РФ, в Российском государстве высшей ценностью являются человек, его права, свободы, признание и защита которых возложены на само государство, а равно на все его органы, организации и учреждения.
Одним из таких специализированных органов является прокуратура, призванная осуществлять надзор за исполнением законов, защитой и соблюдением прав и свобод личности, а также охраняемых законом интересов государства и общества.
Активные дискуссии о месте и роли прокуратуры в России, начавшись с 80-х годов прошлого столетия, продолжаются и по сей день. По-прежнему наблюдаются разногласия в главном вопросе, касающемся сущности прокуратуры и ее основных функциях. В связи с этим, продолжается поиск концептуальной модели функционирования российской прокуратуры. Стоит отметить, что при любых реформах общественного и государственного устройства потребность в деятельности органов прокуратуры остается на высоком уровне, что и определяет повышенную значимость и актуальность исследований их надзорной и иных функций.
О масштабах деятельности прокуратуры свидетельствуют и официальные статистические данные. Так, в процессе осуществления надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в 2015 году органами прокуратуры было выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона (в 2016 г. - 5 107 637, за январь-февраль 2017 г. - 693 920), незаконных правовых актов -409 915 (в 2016 г. - 407 887, за январь- февраль 2017 г. - 74 618), принесено протестов - 402 189 (в 2016 г. - 398 902, за январь-февраль 2017 г. - 72 668), по удовлетворенным протестам изменено и отменено незаконных правовых актов - 382 322 (в 2016 г. - 384 465, за январь-февраль 2017 г. - 42 587), направлено исков, заявлений в суд - 770 005 (в 2016 г. - 689 395, за январь-февраль 2017 г. - 92 369), удовлетворено исков и прекращено дел по добровольному удовлетворению требований прокурора - 713 998 (в 2016 г. - 637 773, за январь-февраль 2017 г. - 59 914), внесено представлений - 747 759 (в 2016 г. - 767 229, за январь-февраль 2017 г. - 115 148), к дисциплинарной ответственности привлечено лиц - 635 994 (в 2016 г. - 649 008, за январь-февраль 2017 г. - 58 979), по постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности - 301 864 (в 2016 г. - 278 937, за январь-февраль 2017 г. - 28 444), предостережено лиц о недопустимости нарушения закона - 100 697 (в 2016 г. - 92 359, за январь- февраль 2017 г. - 17 332), направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ - 28 847 (в 2016 г. - 27 257, за январь-февраль 2017 г. - 3 717), возбуждено уголовных дел - 24 951 (в 2016 г. - 23 292, за январь-февраль 2017 г. - 2 577) [1].
Степень разработанности темы исследования. Правовое регулирование деятельности прокуратуры явилось предметом научных исследований в работах таких авторов как: С. А. Авакьян, М. В. Баглай, С. Г. Бывальцева, А. Н. Ванькаев, И. В. Велиев, А. Ю. Гулягин, В. В. Гошуляк, Ю. С. Дибиров, А. Б. Елизаров, Е. И. Козлова, А. И. Казанник, О, Е. Кутафин, Н. В. Мельников, Ю. И. Скуратов, Б. А. Страшун, Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин, Ю. Л. Шульженко и других исследователей.
Цели и задачи исследования. Цель исследования заключена в комплексном анализе функций и правовых основ организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, выявлении их недостатков и возможных путей устранения последних.
Для достижения обозначенной цели, потребуется решение ряда задач:
• определить место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти;
• рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры;
• исследовать принципы организации и деятельности, компетенцию прокуратуры.
• охарактеризовать общенадзорные функции прокуратуры;
• проанализировать порядок обеспечения органами российской прокуратуры защиты прав и свобод человека;
• рассмотреть уголовное преследование в качестве одного из основных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы действующей Конституции РФ, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1т «О прокуратуре Российской Федерации», «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ, а также ряда других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов прокуратуры РФ.
Теоретическая основа работы составлена трудами таких авторов, как: Э. М. Абдуллаев,Г. С. Беляева, В. Г. Бессарабов, А. О. Бекетов, В. К. Бобров, Н. С. Бондарь, А. А. Джагарян, А. Ю. Винокуров, Т. Г. Воеводина, Т. Н. Воробьев, Ю. А. Воронин, А. В. Майоров, О. В. Воронин, О. Н. Грашичева, А. Ю. Гулягин, В. Б. Евдокимов, Т. А. Тухватуллин, Е. И. Ергашев, В. Стрельников, Н. В. Субанова, И. В. Ткачев, М. В. Ткаченко, В. Е. Чиркин, М. С. Шалумов, Н. Э. Шалумова, С. А. Шейфер, В. Ю. Шобухин, В. Б. Ястребов.
Методологической основой исследования послужили: всеобщий метод познания; общенаучные методы (логический, синтез, анализ дедукция, индукция); частно-научные методы (статистический, логико-формальный, системного анализа и другие).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Происходящие в нашей стране демократические преобразования, курс на строительство правового государства и провозглашение приоритета личности порождают предпосылки для повышения роли прокуратуры в качестве федерального централизованного надзорного органа в укреплении правопорядка и законности в государстве, охране конституционных прав и свобод граждан.
В настоящее время систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные (природоохранительные и транспортные) прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов и городов, иные территориальные, военные и другие специализированные прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры - это руководящие основополагающие идеи, начала, обусловленные закономерностью развития общественных отношений, которые воплощены в правовых положениях, составляющих основу функционирования прокуратуры РФ. Указанные принципы, среди прочего, можно подразделить на установленные Конституцией РФ, либо вытекающие из ее положений, и содержащиеся в других законах. Из анализа статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1, организация и деятельность органов прокуратуры основывается на основных принципах: гласности; единства и централизации; законности; независимости прокуроров от органов власти всех уровней и подчинения только закону; единоначалия.
Так прокуратура осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых следует отнести к прокурорскому надзору, а иные - к другим направлениям деятельности. Основными отраслями прокурорского надзора признаются:
• надзор за выполнением законов органами и организациями, а также за соответствием законодательству издаваемых ими нормативных актов;
• надзорная деятельность за соблюдением прав и свобод личности органами и организациями;
• надзор за соблюдением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание;
• надзор за выполнением законов судебными приставами;
• надзор за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, применяющих меры принудительного характера, администрациями мест содержания заключенных под стражу и задержанных.
Кроме прокурорского надзора законодательством предусмотрены и другие направления деятельности органов прокуратуры:
• осуществление уголовного преследования;
• координация деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступными посягательствами;
• возбуждение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
• участие при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
• внесение представлений на решения, определения, приговоры и постановления судов, противоречащие закону;
• участие в правотворческой деятельности.
При рассмотрении прокуратуры РФ как многофункционального органа, следует подчеркнуть, что анализ правоприменительной практики и действующего законодательства свидетельствует о том, что надзор за исполнением законодательства продолжает оставаться главной функцией прокуратуры РФ. Обладая чертами, свойственными всем функциям прокуратуры, надзор имеет такие свойства, благодаря которым он занимает особенное место среди них, так как является первичной деятельностью прокуратуры, направленной на выявление любого нарушения закона, вне зависимости от степени причиняемого для общества вреда; по задачам и целям надзор предшествует иным функциям; полномочия прокуроров при осуществлении других функций - логическое развитие его надзорных полномочий.
Надзорная деятельность прокуратуры в содержательном плане имеет комплексный, интегральный характер, определяемый системным единством юрисдикционных, административных и даже правотворческих начал. При многообразии теоретических конструкций прокурорского надзора невозможно не признать, что прокуратура - прежде всего правоприменительный орган, который призван в присущих ему формах, соответствующими средствами и методами обеспечивать, через принятие властных обязывающих актов и вовлечение в механизм государственного принуждения, исполнение Конституции РФ и законодательства, добиваясь укрепления режима правопорядка и законности, поддержания общественной безопасности по разным направлениям. Здесь нужно оговориться, что административная деятельность не сводится как таковая к реализации исполнительной власти, она охватывает все сферы отношений государственного управления, осуществляющегося органами различных ветвей власти и, более того, - в ряде случаев негосударственными организациями.
Надзорные функции прокуратурой исполняются в рамках определенного (приближенному к административному) регламента и организационных процедурных условий. При том специфика прокурорско - надзорной деятельности в том проявляется, что требования прокурора, связанные с ее осуществлением, не имеют абсолютного характера, а безусловность их исполнения реализуется посредством специальных процедур: путем вынесения прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении или путем обращения в судебные органы.


1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
3. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // «Российская газета», N 220, 20.11.2002.
4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // «Российская газета», N 137, 27.07.2002.
5. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 13.04.2017) // «Российская газета», N 49, 11.03.2015.
6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета», N 39, 18.02.1992.
8. Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // «Российская газета», N 139, 28.06.2016
9. Федеральный закон от 07.02.2011 N 4-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции»// «Парламентская газета», N 7, 11-17.02.2011.
10. Федеральный закон от 17.07.2009 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // «Российская газета», N 132, 21.07.2009.
11. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 1-2, 14-20.01.2011.
12. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «Парламентская газета», N 90, 31.12.2008.
13. Указ Президента РФ от 26.07.2005 N 877(ред. от 30.09.2013, с изм. от
14.12.2013) «Об оплате труда Генерального прокурора Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.08.2005, N 31, ст. 3205.
14. Постановление Правительства РФ от 30.07.2005 N 467(ред. от 24.12.2014) «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.08.2005, N 32, ст. 3312.
15. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 N 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации»// "Законность», N 8, 2016.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ