Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития рефлексивных умений в младшем школьном возрасте 6
1.1 Понятия о рефлексии и рефлексивных умениях в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Специфика развития рефлексивных умений у младших школьников 9
1.3 Условия развития рефлексивных умений у младших школьников 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию рефлексивных умений младших школьников 18
2.1 Диагностика уровня развития рефлексивных умений младших школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 18
2.2 Формирующий этап работы по развитию рефлексивных умений младших школьников 27
2.3 Анализ и обобщение результатов 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха 50
Приложение Б Методика рефлексивной самооценки учебной деятельности «Хороший ученик» 52
Приложение В Методика «Педсовет» Г.А. Цукерман 53
Приложение Г Тематический план на учебный год 55
Современная система образования в условиях ее модернизации ведущей тенденцией определяет ориентацию на психическое и личностное развитие ребенка. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования указывается, что процесс обучения должен быть направлен на развитие у младших школьников умения учиться и овладевать знаниями и умениями в форме учебной деятельности, при которой ученик является субъектом этой деятельности.
Развитие младшего школьника характеризуется проявлением у него таких психических новообразований и общеучебных умений, которые определяют успешность деятельности в целом.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития ребенка в период детства, что отражено в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов для всех уровней образования. Сегодня, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, главной задачей учителя является развитие у учащихся умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в состав которых входит рефлексия, которая является новообразованием младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каковы условия для развития рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: рефлексивные умения младших школьников.
Цель работы: определить и экспериментально проверить условия, способствующие развитию рефлексивных умений младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста будет протекать интенсивно при включении их во внеурочную деятельность, которая будет:
целенаправленно и автономно реализована во внеурочное время;
- строится по содержанию на художественно-образном материале;
- насыщена комплементарными выбранному содержанию методами и приемами для развития рефлексивных умений.
Исходя из цели и гипотезы работы, были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать проблему феномена рефлексивных умений в младшем школьном возрасте
- определить уровень развития рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста
- проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования: представленный материал может быть использован учителями начальной школы для развития рефлексивных умений у младших школьников.
Практическая база исследования: многопрофильный лицей №16, город Жигулевск.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
На современном этапе развития современного образования проблема развития рефлексивных умений у младших школьников приобретает все большую актуальность и является одной из важных в связи с целями начального общего образования, среди которых важнейшей задачей является развитие умения учиться, что прямо обозначено во ФГОС НОО.
Исходя из актуальности изучения этой проблемы, была проведена исследовательская работа, направленная на достижение цели: теоретически обосновать и апробировать на практике организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.
В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы. Первая задача заключалась в том, чтобы описать феномен рефлексии и особенности развития рефлексивных умений в младшем школьном возрасте. В психологии рефлексивные умения понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Рефлексивные умения представляют собой способность наблюдать за собой со стороны, «глазами постороннего». Рефлексивные умения подразумевают умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.
У детей младшего школьного возраста рефлексивные умения находится еще в процессе становления. Основой успешной реализации образовательного процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и внеурочная деятельность, формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия - это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.
Вторая задача заключалась в том, чтобы уточнить специфику развития рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста. Становление рефлексивных умений как личностного феномена ребенка младшего школьного возраста является одной из самых сложных научных проблем, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Между тем, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рефлексивные умения должны стать неотъемлемой частью практики обучения детей.
Третья задача заключалась в том, чтобы выявить и обосновать критерии и уровни, характеризующие развитие рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста, составить пакет диагностических методик, позволяющих наблюдать ее динамику.
Четвертая задача была сформулирована следующим образом - разработать и апробировать специальную программу для организации внеурочной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. В ходе опытно-экспериментальной работы был подобран диагностический инструментарий для исследования развития рефлексивных умений у младших школьников, определен исходный уровень его сформированности у учащихся четвертых классов.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были созданы организационно-педагогические условия для развития рефлексивных умений у младших школьников, а именно: создавалась атмосфера сотрудничества в процессе учебной деятельности, ученики побуждались к развернутому словесному объяснению всех выполняемых операций, происходило чередование индивидуальных и групповых форм работы в рамках урока, содержание учебного материала корректировалось в направлении развития рефлексивных умений. Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
2. Байбородова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования: учебное пособие; под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Золотаревой. Ярославл : Изд-во ЯГПУ, 2014. 416 с.
3. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения. М.:
Педагогика, 1987. 341 с.
4. Войтик, И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления: учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 2011. 144 с.
5. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. 348 с.
6. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения. Монография. М.: М111У, 2012. 210 с.
7. Воронцов А.Б. Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения. ФГОС. М.: Просвещение, 2013. 192 с.
8. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. М.: Соцэкгиз, 1931. 451 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934. 273 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Биомедгиз, 1951 421 с.
11. Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т.; под. ред. А.М. Матюшкина. М.: Сфера, 2012. 564 с.
12. Выготский, Л.С. Опыты теоретической рефлексии и монизм в психологии. М.: Амфора, 2011. 273 с.
13. Гезелл А. Педология раннего возраста. Л.: Лениздат, 1943. 328 с.
14. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии. 1992. № 3. c. 14-19.
15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 327c.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Изд-во МГУ, 1986. 238 с.
17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 2012. 544 с.
18. Епимахина Ю. В. Развитие личностной рефлексии как фактор формирования смысложизненных ориентаций в старшем школьном возрасте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 213 с.
19. Ждан А.Н. История психологии. М.: Гнозис, 1990. 347 с.
20. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968. 364 с.
21. Иванова В.А. Педагогика. [Электронный ресурс] Электронный
учебно-методический комплекс - URL:
http: //www.kgau.ru/distance/mf_01 /ped-asp/01_01.html
22. Ильенков Э. В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии. Диалектика - теория познания. М.: Политиздат, 1964. 433 с.
23. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика. М.: Юнити-Дана, 1974. 373 с.
24. Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. Искусство и коммунистический идеал. М: Дана, 1984. 224 с.
25. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Марс, 1991. 364 с.
26. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Психологический журнал. 2013. Т. 24. № 5. с. 45-57.
27. Карпов, А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2012. 304 с.
28. Карпов А.В. Системогенетические закономерности в развитии
метакогнитивных образований личности. Системогенез учебной и профессиональной деятельности: сборник научных трудов V
всероссийской научно-практической конференции, 23-24 ноября 2011 г., г. Ярославль / под ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. c. 15-23.
29. Кетько С.М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности. Челябинск: Филиал Московского педагогического университета, 2015. 232 с.
30. Кокарева З.А. Контроль за формированием у младших школьников умения принимать и удерживать учебную задачу. Начальное образование. 2013. №3. с. 5-8.
31. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 2012. 400 с.
32. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Тверь: Терра, 2000. 462 с.
33. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. 374 с.
34. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М: Педагогика, 1972. 384 с.
35. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Воля, 1983. 652 с.
36. Липатникова И.Г. Рефлексивный подход к обучению математике учащихся начальной и основной школы в контексте развивающего обучения E.: Калан, 2005. 395 с.
37. Мамардашвили М.К. Символ и сознание. М.: Гнозис, 1997. 384 с.
38. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2014. 352 с.
39. Михайлов Ф. Т. Креативность воображения. Вестник развивающего обучения. 2000. № 7. с. 45 -56.
40. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 460 с.
41. Новлянская З.Н. Учение и творчество. М.: ИГ-СОЦИН, 2010. 112 с.
42. Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления. Преподавание математики. - СПб: Питер, 1960. 412 с.
43. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. Вопросы психологии. 1965. № 6. с. 34 - 55.
44. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. 199 с.
45. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся: учебно-методическое пособие; под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. Ярославль.: Канцлер, 2014. 168 с.
46. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. М.: Когито-Центр, 2010. 304 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2015. 720 с.
48. Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. М.: Канон
РООИ, 2014. 352 с.
49. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Педагогика, 1998. 438 с.
50. Слободчиков В.И. Психология человека; Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 2015. 384 с.
51. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Академия, 2015. 175 с.
52. Трубайчук Л.В. Развивающий урок: поиски, инновации, перспективы. Начальная школа плюс до и после. — 2009. — N 11. — С. 29-
32.
53. Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы. Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 65-69.
54. Филоненко А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста. Молодой ученый. - 2014. -№8. - С. 892-894.
55. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
56. Цукерман Г.А. Как учителю построить интерпсихическое действие с первоклассниками. Вопросы психологии. - 2009. - №4 - С. 33¬49.
57. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? Вопросы образования. - 2010. - №1 - С. 42-89.
58. Цукерман Г.А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе). М.: Сфера, 2012. 217 с.
59. Чернявская А.П. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии: учебное пособие; под. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 311 с.
60. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. М.: Верес, 1995. 341 с.
61. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении. М., 2000. 451 с.
62. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. Часть IV. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Амфора, 2015. 800 с.
63. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2012. 224 с.
64. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2013. 224 с.
65. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Просвещение, 1991. 385 с.
66. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во МГУ, 1962. 458 с.
67. Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний; под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1966. 328 с.
68. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков; под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М.: Педагогика, 1967. 372 с.
69. Юдин В.В. Два подхода к формированию метапредметных и личностных результатов, востребованных ФГОС. Ярославский педагогический вестник. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - № 1. - С. 38-43.
70. Якиманская И.С. Воспитание сенсорной культуры труда. М.: Просвещение, 1969. 455 с.
71. Якиманская И.С. Индивидуально-психологические различия в оперировании пространственными отношениями у школьников. Вопросы психологии. - 1976. - №3. - С. 34 - 67.
72. Якиманская И.С. Образное мышление и его место в обучении. Советская педагогика. - 1968. - №2. -С. 23 - 45.
73. Якиманская И.С. Основные принципы развивающего обучения. Среднее специальное образование. - 1976. - №1. - С. 34 - 67.
74. Якиманская И.С. Педагогическая психология и творчество. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М.: Академия, 2012. - С. 12 - 34.
75. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Радуга, 1979. 412 с.