ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 8
1.1. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной
власти 8
1.2. Система и структура органов прокуратуры 15
1.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры 21
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ
ПРОКУРАТУРЫ 33
2.1. Основные функции прокуратуры 33
2.2. Общенадзорные функции прокуратуры 40
2.3. Обеспечение органами российской прокуратуры защиты прав и
свобод человека 52
2.4. Уголовное преследование как одно из основных направлений
деятельности прокуратуры Российской Федерации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации» заключается в том, что, несмотря на то, что прокуратура является одним из важнейших институтов общества и государства, который оперативно и своевременно реагирует на нарушения закона, по сей день многие вопросы законодательного регулирования, связанные с ее деятельностью остаются неразрешенными.
Во-первых, на уровне Конституции Российской Федерации не решен вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов, а также не урегулированы концептуальные начала ее деятельности. При этом нельзя признать исчерпывающими принципы организации и деятельности прокуратуры, изложенные в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» , которые по большей части специализируется на принципах централизованности и законности.
Во-вторых, несмотря на то, что прокуратура является конституционным органом, осуществляющий надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на всей территории Российской Федерации, ее правовой статус регулируется федеральным законом.
Таким образом, вопрос о роли и значении прокуратуры как государственного института сохраняет чрезвычайную актуальность.
В связи с изложенным, цель настоящей выпускной квалификационной работы - определить место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти, посредством проведения теоретико-правового анализа правового статуса прокуратуры Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Поставленная цель требует решения ряда задач:
1) определение места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти;
2) анализ системы и структуры органов прокуратуры;
3) выявление принципов организации и деятельности прокуратуры;
4) исследование основных функций прокуратуры;
5) выявление особенностей общенадзорных функций прокуратуры;
6) исследование обеспечения органами российской прокуратуры защиты прав и свобод человека;
7) исследование уголовного преследования как одного из основных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации
Объектом исследований является прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов государства.
Предметом исследования является нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие органов прокуратуры с государственными органами.
При написании выпускной квалификационной работы автор изучал и анализировал труды ученых, занимающихся исследованиями правового статуса прокуратуры, в частности: И.А. Антонова, В.А. Горленко, В.И. Баскова, Д.М. Беровой, С.Г. Буянского, В.П. Векшина, А.Ю. Винокурова, О.В. Воронина, А.Х. Казариной, Н.А. Колоколова, Б.В. Коробейникова, Р.Б. Осокина, В.П. Рябцева, В.Б. Ястребова и др.
Нормативной основой выпускной квалификационной работы являются - Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» , другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры.
Структура выпускной квалификационной работы предопределена поставленными целью и задачами исследования и включает - введение, две главы, заключение и список используемых источников.
Проведенный в настоящей выпускной квалификационной работе анализ конституционно-правовых основ организации и деятельности прокуратуры, позволяет сделать следующие выводы.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему федеральных государственных органов, одну из ключевых в государственно-правовом механизме обеспечения единства и укрепления законности.
Введенные конституционной поправкой изменения механизма назначения на должности и освобождения от должностей прокуроров направлены на усиление или укрепление роли прокуроров, повышение их конституционно-правового статуса.
Среди основных современных принципов организации и деятельности прокуратуры можно обозначить принципы законности, гласности, независимости, единоначалия, централизации и единства.
Функции прокуратуры представляют собой совокупность действий прокурора или сотрудника прокуратуры, предусмотренных законодательством и направленных на обеспечение исполнения законов и подзаконных нормативных актов, а также иных целей.
Прокуроры являются активными участниками правотворческой деятельности государства. В работе особое внимание было обращено на то, что прокуратурой Самарской области эффективно используются разные формы участия в правотворчестве, в частности, изучение проектов нормативных актов законодательных и исполнительных органов области, направление в органы государственной власти информационных писем и предложений о дополнении планов правотворческой деятельности, принятии нормативных правовых актов в развитие федерального законодательства.
Отрасль прокурорского надзора за исполнением законов является наиболее объемной, охватывающей огромное количество нормативных актов, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности. Число обособленных сфер общего надзора достигает 60.
При рассмотрении общенадзорных функций прокуратуры было обращено внимание на то, что одной серьезной проблемой для правоприменителей стала обязанность уведомлять руководителя либо уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) о начале проведения проверки. Однако, порой нужно действовать без промедления, а намеренное уклонение руководителя организации от получения уведомления влечет опасность причинения существенного вреда интересам личности, общества и государства. Стоит отметить, что законодателем подобные обстоятельства были учтены при формулировании ст. 6 Закона о прокуратуре, посвященной установлению сроков предоставления информации по запросам прокурора, однако представляется целесообразным и ст. 21 Закона о прокуратуре дополнить положением, позволяющим прокурору проводить проверку в экстренных ситуациях без соответствующего уведомления руководителя проверяемого лица.
Возникает вопрос об источнике информации, являющемся основанием для применения ст. 25.1 Закона о прокуратуре, согласно которой в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор (его заместитель) направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушений закона.
Сказанное позволяет говорить о необходимости приведения п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре в соответствие как со ст. 25.1 этого же законодательного акта, так и с ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ. В этой связи представляется целесообразным слова «нарушении законов» в первом предложении п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре, а также слова «о фактах нарушения закона» в абзаце втором п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре заменить словами «готовящихся, совершаемых и совершенных нарушениях закона».
В выпускной квалификационной работе была рассмотрена практика общего надзора за исполнение федерального законодательства прокурорами Самарской области, что позволило сделать вывод о том, что надзор прокуратурой Самарской области за исполнением органами местного самоуправления федерального законодательства остается действенным механизмом защиты прав граждан, предпринимательского сообщества, интересов муниципальных образований.
Рассматривая обеспечение органами российской прокуратуры защиты прав и свобод человека и гражданина, было отмечено, что обеспечение органами прокуратуры правового положения личности состоит из охраны прав и свобод человека и гражданина, которая осуществляется посредством предупреждения возможного нарушения правового положения личности путем наблюдения за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Защита нарушенных прав и свобод происходит с помощью реагирования прокурора на такие нарушения с целью восстановления прежнего правомерного состояния.
Особое внимание было обращено на надзор за исполнением законов в сфере защиты прав инвалидов. В целом проведенный анализ состояния законности и практики прокурорского надзора свидетельствует о многочисленных нарушениях прав инвалидов в различных сферах их жизнедеятельности, а рост количества обращений граждан о нарушении социальных прав свидетельствует о недостаточном внимании органов прокуратуры к проведению проверок в данной сфере.
Проведенный анализ уголовного преследования как одного из основных направлений деятельности прокуратуры позволил сделать вывод о необходимости уделить внимание на повышение эффективности прокурорского надзора на стадии предварительного расследования как одного из ведущих направлений деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. От него непосредственно зависят защита прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, укрепление законности и правопорядка в обществе, эффективность борьбы с преступностью.
Кроме того, в целях профилактики следственных ошибок необходимо четко определить задачи и функции прокуратуры в уголовном процессе, перечень полномочий прокурора, с помощью которых он может эффективно решать эти задачи и реализовывать свои функции, что будет способствовать повышению эффективности выявления и устранения ошибок, допускаемых в процессе предварительного расследования.
Таким образом, прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему федеральных государственных органов, одну из ключевых в государственно-правовом механизме обеспечения единства и укрепления законности. Положение прокуратуры в системе государственной власти определяется наличием полномочий по реализации функции надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми субъектами правоприменения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 . № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) // СЗ РФ. 2001. № 52. (Ч. 1). Ст. 4921.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2018) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
5. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
6. Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
8. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» /// СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
9. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220-8235.
10. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // СЗ РФ 2010. № 10. Ст. 1084.
11. Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2017 г. № 172 «О некоторых
вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Законность. 2017. № 7.
12. Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 11.05.2016 г. (ред. от 26.12.2018 г.) «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2016. № 8.
13. Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 . № 211 (ред. от 18.07.2018) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» // Законность. 2011. № 11.
14. Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 г. № 450 (ред. от 11.12.2018) «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
15. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 г. № 400 (ред. от 13.03.2018) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность 2010. № 4.
16. Приказ Генпрокуратуры РФ от 03.01.1996 г. № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
17. Устав Самарской области от 18.12.2006 г. № 179-ГД (принят Самарской Губернской Думой 05.12.2006) (ред. от 28.02.2019) // Волжская коммуна. 2006. 20 декабря. № 237 (25790).
18.Закон СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратил силу).
19. Указ Президента РФ от 18.04.1996 г № 567 (ред. от 07.12.2016) «О
координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958. (утратил силу).
20. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических
Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратила силу).
21. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических
Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратила силу).
22. Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 г. «Об утверждении Положения о
прокурорском надзоре в СССР» [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс. (утратил силу).
23. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 г. «Положение о прокурорском надзоре» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратил силу).
24. Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 г. «Положение о прокуратуре Союза ССР» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратил силу).
25. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 г. «О суде» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратил сил).
26. Указ от 02.04.1731 г. «Об определении прокуроров в юстиц-коллегию и в
губернии, и о сочинении им инструкции для порядочного отправления дел по их должности» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://рустрана.рф/article.php?nid=16616 (Дата обращения: 30.04.2019 г.).
(утратил силу).
27. Алиев Х.О., Заидова М.У. Общий надзор как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры // Евразийский юридической журнал. 2015 № 9 (88). С. 214-219.
28. Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, «тенденции к сокращению» // Российский следователь. 2008. № 20. С. 44-48.
29. Афанасьев Д.В. Прокуратура России: история и современность // Ростовский научный журнал. 2017. № 1. С. 140-144.
30. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА: М., 2009. 690 с.
31. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. Городец: М., 2007. 426 с.
32. Борохова Н.Е. Еще раз к вопросу о расширении полномочий прокурора в досудебном производстве по уголовным делам // Проблемы права. 2018. № 5 (69). С. 74-76.
33. Буланова Н.В. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. М., 2015. 412 с.
34. Векшин В.П. Конституционно-правовой статус прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. № 1 (45). С. 3-8.
35. Винокуров А.Ю. К вопросу о допустимости рассмотрения органами прокуратуры анонимных сообщений // Административное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 94-98.
36. Воронин О.В. О правообеспечительной и правозащитной деятельности отечественной прокуратуры // Уголовная юстиция. 2015. № 1 (5). С. 88-94.
37. Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской
деятельности. Томск: Изд-во НТЛ, 2013. 220 с.
38. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Основные направления деятельности на современном этапе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://genproc.gov.ru/about/ (Дата обращения: 25.04.2019 г.).
39. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства: Учеб.: В 2 т. Т. 2. Новосибирск: Наука, 2016. 844 с.
40.Зеленецкий В.С. Функциональная структура прокурорской деятельности. Харьков, 1978. 220 с.
41. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). - М.: Проспект, 2018. - 240 с.
42. Указ Петра I от 27.04.1722 г. «О должности Генерал-прокурора» // История государства и права России в документах и материалах. С древнейших времен по 1930 г. / Автор сост. И.Н. Кузнецов. Минск: Амалфея, 2005. С. 181-184.
43. Информация о состоянии законности в региональном нормотворчестве и мерах по совершенствованию работы по изданию нормативных правовых актов от 14.10.2018 г. [Электронный ресурс] // http://samproc.ru (дата обращения: 15.05.2019 г.).
44. Камышов В.Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 18.