Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста

Работа №106867

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1.Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе
1.1Понятие читательского интереса в психолого-педагогической
литературе
1.2Особенности развития читательского интереса у младших
школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников
2.1Диагностика сформированности читательского интереса у младших
школьников
2.2Разработка и реализация комплекса занятий по развитию
читательского интереса у младших школьников
2.3Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию читательского интереса у младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Диагностические методики
Приложение Б Урок литературного чтения, 2 класс
Приложение В Программа работы кружка «Планета чтения»

В жизни каждого человека чтение занимает важную роль, оно является источником всех человеческих знаний и опыта на протяжении веков - именно это определяет актуальность исследуемой проблемы. В современном мире особенно важными становятся проблемы грамотности, образования, культуры, чтения, так как от этого зависит благополучие нации. Смысл читательского интереса заключается в восприятии читателем тех знаний и умений, которые он сам извлекает из прочтения книг, и применяя их для достижения каких-либо целей.
Чтение - это еще и основа для образования и жизни в современном мире. Но снижение уровня интереса к чтению происходит в следствии резкого падения значимости чтения с распространением компьютеров. Школьники все меньше уделяют время на чтение книг. Не читающий школьник, по данным исследований, менее знающий, менее осведомлённый, чем его сверстник, который читает больше. У мало читающих школьников словарный запас скуден, речь отличается невыразительностью, они испытывают затруднения при изучении школьных предметов гуманитарного цикла, при общении со сверстниками.
Актуальность темы исследования заключается еще и в том, что именно в период младшего школьного возраста закладываются главные читательские умения и навыки, прививается интерес к чтению. Однако проблема развития устойчивого читательского интереса у современных школьников младшего возраста пока далека от решения.
О роли книги в воспитании детей говорили известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [24], [38].
Важность развития читательского интереса у младших школьников рассмотрена в трудах О.И. Архиповой, А.Е. Бельковой, Е.А. Жестковой, Л.В. Ниталимовой, Н.Н. Светловской, И.И. Тихомировой [2], [4], [29], [39].
Методика развития читательского интереса исследована И.В. Агеевой, Е.С. Антоновой, Т.В. Володиной, Е.А. Жестковой, М.А. Зобниной, А.П.
Кашкаровым, Д.Н. Коневой, Н.Г. Малаховой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, З.В. Тумовой [1], [13], [14], [40].
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
читательского интереса у младших школьников.
Цель исследования: выявить и реализовать педагогические условия развития читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие у младших школьников
читательского интереса будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
-использование уроков литературного чтения и внеурочной формы работы с учащимися, направленных на развитие читательского интереса;
-объединение процесса развития читательского интереса с развитием познавательного интереса;
-применение современных форм и методов развития читательского интереса.
Задачи исследования:
1.Уточнить сущность понятия «читательский интерес» применительно к детям младшего школьного возраста.
2.Выявить особенности развития читательского интереса у младших школьников.
3.Провести исследование развития читательского интереса детей младшего школьного возраста.
4.Создать и реализовать педагогические условия развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
5.Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию читательского интереса у младших школьников.
Методы исследования: на теоретическом уровне мы применяли анализ психолого-педагогической литературы. На эмпирическом уровне использовали опросно-диагностический метод (анкетирование, изучение продуктов деятельности), педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проводилось на базе МОУ Кузнецовской основной общеобразовательной школы (Александрово-Заводский район с. Кузнецово Забайкальский край) во 2 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные педагогические условия могут быть созданы практикующими учителями начальной школы в работе по развитию читательского интереса у младших школьников.
Структура работы: состоит их введения, двух глав, заключения и приложений. Общий объем составляет 54 страницы текста, 44 наименования литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ психо лого-педагогической и методической литературы позволили сделать следующие выводы:
-читательский интерес является свойством личности, которое определено наличием у читателя мотивов, побуждающих его обратиться к книгам. Читательский интерес не дается ребенку с рождением, а имеет способность к развитию. Уровень развития читательского интереса зависит от положительного отношения ребенка к чтению, от направленности познавательного интереса к чтению, о того, насколько школьник заинтересован конкретным литературным жанром и книгами;
-особенности развития читательского интереса у младших школьников заключаются в том, что психофизиологическое развитие требует тщательного отбора форм, методов работы в данном направлении;
-задачу развития читательского интереса у младших школьников можно решить посредством продолжения классно-урочной работы на занятиях внеурочной деятельности, которая решает задачу развития читательского интереса другими формами и методами. Развитие читательского интереса необходимо проводить с развитием познавательного интереса у младших школьников.
Для проверки выдвинутой гипотезы проведено опытноэкспериментальное исследование развития читательского интереса у учащихся 2 классов МОУ Кузнецовской ООШ. Исследование проводилось в три этапа. Проанализировав полученные результаты на этапе
констатирующего исследования, мы сделали следующий вывод: во 2 «А» классе МОУ Кузнецовской ООШ высокий уровень развития читательского интереса выявлен у 24% учащихся. Выявлено, что средний уровень развития читательского интереса имеют 36% школьников данного класса и 24% школьников имеют низкий уровень развития читательского интереса. Нами сделан вывод о необходимости создания педагогических условий по развитию читательского интереса, что было реализовано на следующем этапе опытно-экспериментальной работы.
На этапе формирующего исследования наряду с уроками использовалась внеурочная деятельность, построенная на основе разработанного комплекса занятий. Возможности внеурочной деятельности позволили реализовать комплекс занятий по развитию читательского и познавательного интереса. В процессе занятий применялись традиционные и инновационные формы и методы работы, направленные на развитие читательского интереса у младших школьников 2 класса.
После проведения формирующего этапа проведено контрольное исследование достигнутого уровня развития читательского интереса. Далее, основе анализа результатов констатирующего и контрольного исследования делаем вывод о том, что созданные педагогические условия способствовали развитию читательского интереса у младших школьников, работу следует проводить на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности, применять традиционные и инновационные формы и методы развития читательского интереса, а также развитие читательского и познавательного процесса должно происходить одновременно.


1.Агеева И.В. Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности // Молодой ученый. 2016. №8. С. 1-4.
2.Архипова О. И. Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных методических приемов на уроках литературного чтения / О. И. Архипова, Е. Ю. Мороз // Вестник научных конференций. 2017. № 4. С. 8-9.
3.Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 12. С. 27-28.
4.Белькова А. Е. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1663-1666.
5.Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению : Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2008. 59 с.
6.Виноградова Н.Д. Сборник программ внеурочной деятельности. -М. : Вента- Граф, 2011. 432 с.
7.Володина Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 133-135.
8.Гончаренко Н.И. Внеклассная работа в начальной школе. - СПб. : Питер, 2003. 164 с.
9.Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии. - М. : Педагогика, 2016. 240 с.
10.Гузеева Н.И. Развитие критического мышления младших школьников // Вестник Донецкого пединститута. 2017. № 2. С. 67-70.
11.Дубинец Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. 2015. № 1.2. С. 13-16
12.Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. № 3. С. 17-20.
13.Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 133-132.
14.Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. 2007. № 8. С. 35-43.
15.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2011. 512 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ