Введение
Глава 1.Теоретические основы развития читательского интереса у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе
1.1Понятие читательского интереса в психолого-педагогической
литературе
1.2Особенности развития читательского интереса у младших
школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию читательского интереса у младших школьников
2.1Диагностика сформированности читательского интереса у младших
школьников
2.2Разработка и реализация комплекса занятий по развитию
читательского интереса у младших школьников
2.3Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию читательского интереса у младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Диагностические методики
Приложение Б Урок литературного чтения, 2 класс
Приложение В Программа работы кружка «Планета чтения»
В жизни каждого человека чтение занимает важную роль, оно является источником всех человеческих знаний и опыта на протяжении веков - именно это определяет актуальность исследуемой проблемы. В современном мире особенно важными становятся проблемы грамотности, образования, культуры, чтения, так как от этого зависит благополучие нации. Смысл читательского интереса заключается в восприятии читателем тех знаний и умений, которые он сам извлекает из прочтения книг, и применяя их для достижения каких-либо целей.
Чтение - это еще и основа для образования и жизни в современном мире. Но снижение уровня интереса к чтению происходит в следствии резкого падения значимости чтения с распространением компьютеров. Школьники все меньше уделяют время на чтение книг. Не читающий школьник, по данным исследований, менее знающий, менее осведомлённый, чем его сверстник, который читает больше. У мало читающих школьников словарный запас скуден, речь отличается невыразительностью, они испытывают затруднения при изучении школьных предметов гуманитарного цикла, при общении со сверстниками.
Актуальность темы исследования заключается еще и в том, что именно в период младшего школьного возраста закладываются главные читательские умения и навыки, прививается интерес к чтению. Однако проблема развития устойчивого читательского интереса у современных школьников младшего возраста пока далека от решения.
О роли книги в воспитании детей говорили известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [24], [38].
Важность развития читательского интереса у младших школьников рассмотрена в трудах О.И. Архиповой, А.Е. Бельковой, Е.А. Жестковой, Л.В. Ниталимовой, Н.Н. Светловской, И.И. Тихомировой [2], [4], [29], [39].
Методика развития читательского интереса исследована И.В. Агеевой, Е.С. Антоновой, Т.В. Володиной, Е.А. Жестковой, М.А. Зобниной, А.П.
Кашкаровым, Д.Н. Коневой, Н.Г. Малаховой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, З.В. Тумовой [1], [13], [14], [40].
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
читательского интереса у младших школьников.
Цель исследования: выявить и реализовать педагогические условия развития читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие у младших школьников
читательского интереса будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
-использование уроков литературного чтения и внеурочной формы работы с учащимися, направленных на развитие читательского интереса;
-объединение процесса развития читательского интереса с развитием познавательного интереса;
-применение современных форм и методов развития читательского интереса.
Задачи исследования:
1.Уточнить сущность понятия «читательский интерес» применительно к детям младшего школьного возраста.
2.Выявить особенности развития читательского интереса у младших школьников.
3.Провести исследование развития читательского интереса детей младшего школьного возраста.
4.Создать и реализовать педагогические условия развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
5.Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию читательского интереса у младших школьников.
Методы исследования: на теоретическом уровне мы применяли анализ психолого-педагогической литературы. На эмпирическом уровне использовали опросно-диагностический метод (анкетирование, изучение продуктов деятельности), педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проводилось на базе МОУ Кузнецовской основной общеобразовательной школы (Александрово-Заводский район с. Кузнецово Забайкальский край) во 2 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные педагогические условия могут быть созданы практикующими учителями начальной школы в работе по развитию читательского интереса у младших школьников.
Структура работы: состоит их введения, двух глав, заключения и приложений. Общий объем составляет 54 страницы текста, 44 наименования литературы.
Теоретический анализ психо лого-педагогической и методической литературы позволили сделать следующие выводы:
-читательский интерес является свойством личности, которое определено наличием у читателя мотивов, побуждающих его обратиться к книгам. Читательский интерес не дается ребенку с рождением, а имеет способность к развитию. Уровень развития читательского интереса зависит от положительного отношения ребенка к чтению, от направленности познавательного интереса к чтению, о того, насколько школьник заинтересован конкретным литературным жанром и книгами;
-особенности развития читательского интереса у младших школьников заключаются в том, что психофизиологическое развитие требует тщательного отбора форм, методов работы в данном направлении;
-задачу развития читательского интереса у младших школьников можно решить посредством продолжения классно-урочной работы на занятиях внеурочной деятельности, которая решает задачу развития читательского интереса другими формами и методами. Развитие читательского интереса необходимо проводить с развитием познавательного интереса у младших школьников.
Для проверки выдвинутой гипотезы проведено опытноэкспериментальное исследование развития читательского интереса у учащихся 2 классов МОУ Кузнецовской ООШ. Исследование проводилось в три этапа. Проанализировав полученные результаты на этапе
констатирующего исследования, мы сделали следующий вывод: во 2 «А» классе МОУ Кузнецовской ООШ высокий уровень развития читательского интереса выявлен у 24% учащихся. Выявлено, что средний уровень развития читательского интереса имеют 36% школьников данного класса и 24% школьников имеют низкий уровень развития читательского интереса. Нами сделан вывод о необходимости создания педагогических условий по развитию читательского интереса, что было реализовано на следующем этапе опытно-экспериментальной работы.
На этапе формирующего исследования наряду с уроками использовалась внеурочная деятельность, построенная на основе разработанного комплекса занятий. Возможности внеурочной деятельности позволили реализовать комплекс занятий по развитию читательского и познавательного интереса. В процессе занятий применялись традиционные и инновационные формы и методы работы, направленные на развитие читательского интереса у младших школьников 2 класса.
После проведения формирующего этапа проведено контрольное исследование достигнутого уровня развития читательского интереса. Далее, основе анализа результатов констатирующего и контрольного исследования делаем вывод о том, что созданные педагогические условия способствовали развитию читательского интереса у младших школьников, работу следует проводить на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности, применять традиционные и инновационные формы и методы развития читательского интереса, а также развитие читательского и познавательного процесса должно происходить одновременно.
1.Агеева И.В. Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности // Молодой ученый. 2016. №8. С. 1-4.
2.Архипова О. И. Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных методических приемов на уроках литературного чтения / О. И. Архипова, Е. Ю. Мороз // Вестник научных конференций. 2017. № 4. С. 8-9.
3.Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 12. С. 27-28.
4.Белькова А. Е. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1663-1666.
5.Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению : Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2008. 59 с.
6.Виноградова Н.Д. Сборник программ внеурочной деятельности. -М. : Вента- Граф, 2011. 432 с.
7.Володина Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 133-135.
8.Гончаренко Н.И. Внеклассная работа в начальной школе. - СПб. : Питер, 2003. 164 с.
9.Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии. - М. : Педагогика, 2016. 240 с.
10.Гузеева Н.И. Развитие критического мышления младших школьников // Вестник Донецкого пединститута. 2017. № 2. С. 67-70.
11.Дубинец Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. 2015. № 1.2. С. 13-16
12.Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. № 3. С. 17-20.
13.Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 133-132.
14.Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. 2007. № 8. С. 35-43.
15.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2011. 512 с...