Система и виды экологических преступлений
|
Введение 4
Глава 1 Общетеоретические аспекты экологических преступлений в законодательстве РФ и зарубежных стран 7
1.1 История развития уголовной ответственности за экологические
преступления в России 7
1.2 Уголовная ответственность за экологические преступления в зарубежных
странах 20
1.3 Понятие экологических преступлений и их содержание. Классификация
экологических преступлений 28
Глава 2 Состав преступлений в сфере экологической безопасности 34
2.1 Юридическая характеристика объективных признаков состава
экологических преступлений 34
2.2 Юридическая характеристика субъективных признаков состава
экологических преступлений 46
Глава 3 Проблемные вопросы применения уголовной ответственности за экологические преступления 51
3.1 Вопросы разграничения экологических преступлений от смежных
составов преступлений и административных правонарушений 51
3.2 Вопросы совершенствования уголовного законодательства об охране
природы 55
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 66
Глава 1 Общетеоретические аспекты экологических преступлений в законодательстве РФ и зарубежных стран 7
1.1 История развития уголовной ответственности за экологические
преступления в России 7
1.2 Уголовная ответственность за экологические преступления в зарубежных
странах 20
1.3 Понятие экологических преступлений и их содержание. Классификация
экологических преступлений 28
Глава 2 Состав преступлений в сфере экологической безопасности 34
2.1 Юридическая характеристика объективных признаков состава
экологических преступлений 34
2.2 Юридическая характеристика субъективных признаков состава
экологических преступлений 46
Глава 3 Проблемные вопросы применения уголовной ответственности за экологические преступления 51
3.1 Вопросы разграничения экологических преступлений от смежных
составов преступлений и административных правонарушений 51
3.2 Вопросы совершенствования уголовного законодательства об охране
природы 55
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 66
Актуальность исследования. На сегодняшний день в современном мире наиболее важной и актуальной проблемой, которая стоит перед всем человечеством, считается охрана окружающей природной среды. Влияние человека и его деятельности в разных областях на природную среду до такой степени возросло и продолжает стремительными темпами увеличиваться, что мировое сообщество в качестве важной составляющей международной (всеобщей) и национальной безопасности любой страны отводит место экологической безопасности [16]. Не считается исключением в этом плане и Российская Федерация.
По информации, опубликованной Министерством Внутренних дел Российской Федерации, количество экологических преступлений, предусмотренных ст. ст. 246-262 УК РФ, в каждом году с 2009 по 2018 составило:
- 2010 - 46607 зарегистрированных преступлений (24248 раскрытых преступлений);
- 2011 - 39155 (20567);
- 2012 - 28151 (14695);
- 2013 - 27583 (14103);
- 2014 - 24728 (13399);
- 2015 - 25566 (13414);
- 2016 - 24856 (13655);
- 2017 - 23688 (11910);
- 2018 - 24379 (12013) [38].
Исходя из указанных данных, можно сделать вывод о значительном снижении количества преступлений с 2010 года. Однако, как мы видим, практика по снижению количества совершаемых преступлений, начиная с 2015 года, вошла в период стагнации.
Конституция Российской Федерации [22] закрепляет в статье 42 право любого гражданина России на благоприятную окружающую природную среду, на получение надёжной информации о состоянии окружающей природной среды, а также на компенсацию ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим преступлением. От своевременности применения мер государственного принуждения к лицам, совершающим экологические преступления, зависит не только состояние здоровья нации, но и разумное применение природных ресурсов и природных комплексов. Все вышесказанное подтверждает актуальность проведенного исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения действующего уголовного законодательства об уголовной ответственности за экологические преступления разработать предложения по усовершенствованию законодательства в данной сфере.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы:
- проанализировать историю развития уголовной ответственности за экологические преступления в России;
- изучить уголовную ответственность за экологические преступления в зарубежных странах;
- рассмотреть понятие экологических преступлений и их содержание;
- изучить классификацию экологических преступлений;
- проанализировать юридическую характеристику объективных и субъективных признаков состава экологических преступлений;
- изучить проблемы разграничения экологических преступлений от смежных составов преступлений и административных правонарушений;
- проанализировать проблемы совершенствования уголовного законодательства об охране природы.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с реализацией уголовной ответственности за экологические преступления.
Предмет исследования - нормы актуального российского законодательства, регулирующего уголовную ответственность за экологические преступления.
Теоретической основой исследования послужили труды российских юристов. Нормативной основой исследования стали следующие нормативно- правовые акты: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ряд федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты окружающей природной среды. Эмпирической базой выступили: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» и иные акты правоприменительной практики.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, статистический и основные общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение).
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении перспектив совершенствования уголовного законодательства в данной области путем создания конкретных рекомендаций по решению проблем в сфере уголовного законодательства об охране природы. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных в ходе исследования результатов в деятельности правоохранительных органов для разработки мероприятий по совершенствованию мер противодействия экологической преступности.
Структура исследования. Проведенное исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
По информации, опубликованной Министерством Внутренних дел Российской Федерации, количество экологических преступлений, предусмотренных ст. ст. 246-262 УК РФ, в каждом году с 2009 по 2018 составило:
- 2010 - 46607 зарегистрированных преступлений (24248 раскрытых преступлений);
- 2011 - 39155 (20567);
- 2012 - 28151 (14695);
- 2013 - 27583 (14103);
- 2014 - 24728 (13399);
- 2015 - 25566 (13414);
- 2016 - 24856 (13655);
- 2017 - 23688 (11910);
- 2018 - 24379 (12013) [38].
Исходя из указанных данных, можно сделать вывод о значительном снижении количества преступлений с 2010 года. Однако, как мы видим, практика по снижению количества совершаемых преступлений, начиная с 2015 года, вошла в период стагнации.
Конституция Российской Федерации [22] закрепляет в статье 42 право любого гражданина России на благоприятную окружающую природную среду, на получение надёжной информации о состоянии окружающей природной среды, а также на компенсацию ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим преступлением. От своевременности применения мер государственного принуждения к лицам, совершающим экологические преступления, зависит не только состояние здоровья нации, но и разумное применение природных ресурсов и природных комплексов. Все вышесказанное подтверждает актуальность проведенного исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения действующего уголовного законодательства об уголовной ответственности за экологические преступления разработать предложения по усовершенствованию законодательства в данной сфере.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы:
- проанализировать историю развития уголовной ответственности за экологические преступления в России;
- изучить уголовную ответственность за экологические преступления в зарубежных странах;
- рассмотреть понятие экологических преступлений и их содержание;
- изучить классификацию экологических преступлений;
- проанализировать юридическую характеристику объективных и субъективных признаков состава экологических преступлений;
- изучить проблемы разграничения экологических преступлений от смежных составов преступлений и административных правонарушений;
- проанализировать проблемы совершенствования уголовного законодательства об охране природы.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с реализацией уголовной ответственности за экологические преступления.
Предмет исследования - нормы актуального российского законодательства, регулирующего уголовную ответственность за экологические преступления.
Теоретической основой исследования послужили труды российских юристов. Нормативной основой исследования стали следующие нормативно- правовые акты: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ряд федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты окружающей природной среды. Эмпирической базой выступили: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» и иные акты правоприменительной практики.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, статистический и основные общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение).
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении перспектив совершенствования уголовного законодательства в данной области путем создания конкретных рекомендаций по решению проблем в сфере уголовного законодательства об охране природы. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных в ходе исследования результатов в деятельности правоохранительных органов для разработки мероприятий по совершенствованию мер противодействия экологической преступности.
Структура исследования. Проведенное исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
На начальном этапе формирования системы права все нормативно- правовые акты носили комбинированный характер и включали нормы из разных отраслей права, что вызвано отсутствием сформированной законодательной техники.
Также эти акты, ярким примером которых является «Русская Правда», были весьма казуистичны - включали конкретные ситуации, которые считались недопустимыми и требовали регуляции.
Поэтому нельзя говорить о том, что в период до XX века не существовало законодательное регулирование уголовной ответственности за экологические преступления, существовали первичные квазинормы, которые сформировали основу для возникновения экологического регулирования в будущем.
В этот достаточно длительный период времени происходит зарождение права как такового, тем не менее, используя современные способы толкования права, можно выделить нормы уголовно-правового характера, направленные, в той или иной мере, на охрану природы.
На протяжении многих веков природа и её ресурсы представляли практически исключительную экономическую ценность и защищались как частная, общественная или государственная собственность. Только в последние двадцать лет оформилась устойчивая тенденция защиты природы как общечеловеческой ценности, как уникального явления, позволяющего людям существовать, а не только как ресурса.
Однако в отношении действенности законодательства об ответственности за экологические преступления есть существенные сомнения, которые отмечаются и учеными, и практиками.
Несмотря на наличие большого пула норм, на практике они реализуются редко. В индустриальных городах, к которым относится и Тольятти, в течение последних 20-30 лет стоит проблема загрязненности воздуха (что подтверждается данными независимых лабораторий), загрязнённости воды и почвы. Изменить ситуацию все еще не получается. В связи с этим очевидна необходимость изменения законодательства в сфере экологической безопасности.
Проанализировав зарубежное законодательство, регламентирующее уголовную ответственность за экологические преступления, можно сделать вывод о наличии ряда особенностей, которые, на наш взгляд, следует перенять.
Во-первых, более строгое и действенное в отношении нарушителей законодательство. Во-вторых, увеличение денежные штрафов с тем условием, что оплата штрафа будет выходить организации дороже, чем осуществление легитимных изменений (установки очистных сооружений, законного захоронения отходов). А также более строгий экологический контроль и уголовную ответственность юридических лиц. Помимо этого, необходимы комплексные изменения, так как неэффективность экологического законодательства во многом связана с коррупцией.
Несмотря на то, что УК РФ содержит в своем составе главу 26 «Экологические преступления», он не дает расшифровки, что подразумевается под экологическим преступлением. Хотя для понимания сути явления необходимо знать, что именно оно означает, какие элементы в него входят и каким критериям оно отвечает.
Таким образом, сложно оценить, какой смысл законодатель вкладывал в термин «экологические преступления» и какой вектор развития экологических правоотношений он считает приоритетным.
Вместе с тем кажется наиболее логичным объяснение «экологического преступления» через призму экологической безопасности в её широком смысле, как такое состояние окружающей природной среды и её компонентов, которое не представляет опасности для человека и природных комплексов, такое состояние природы, при котором все живое может жить и развиваться без негативного влияния техногенной среды.
Таким образом, экологическое преступление можно охарактеризовать как запрещенное законом под угрозой наказания общественно-опасное деяние, посягающее на экологическую безопасность.
Можно сказать, что за исключением некоторых нюансов, ученые подразделяют экологические преступления в зависимости от непосредственного объекта посягательства, будь то отношения по обеспечению экологической безопасности в целом или отношения по обеспечению отдельного аспекта экологической безопасности (например, экологическая безопасность вод или атмосферного воздуха).
При этом почти все ученые соглашаются, что экологические преступления не могут находиться в иных главах УК РФ, кроме как в главе 26, в связи с тем, что объектом посягательства иных преступлений выступают иные же интересы.
Экологические преступления, в большинстве своем, сконструированы как материальные. Научные деятели неоднократно указывали на проблемы реализации уголовной ответственности, которые связаны с этим. К примеру, выражает собой особую сложность квалификация оконченного преступления.
Полагается, что одним из перспективных направлений совершенствования уголовного законодательства в сфере уголовной ответственности за совершение экологических преступлений является расширение перечня составов проставления в опасность, которые бы считались оконченными именно в момент возникновения опасности, а не возникновения последствий данного рода деяний.
Субъективными признаками преступления принято называть совокупность сущностных характеристик, отражающих личность преступника и его отношения к совершенному им деянию.
Субъективная сторона экологических преступлений имеет решающее значение при квалификации преступления в связи с тем, что правовой статус субъекта деяния непосредственно влияет на его квалификацию как преступного.
Что касается субъективной стороны, то её основным признаком, необходимым для квалификации преступления, является вина в форме умысла или неосторожности, тогда как мотив и цель совершения преступления редко влияет на квалификацию.
Одним из сложнейших вопросов квалификации преступлений является вопрос разграничения смежных составов. Экологические преступления необходимо отграничивать от смежных экологических преступлений, а также от экологических правонарушений. Отграничить экологическое преступление от иных преступлений обычно не слишком сложно, тогда как отграничение экологических преступлений от правонарушений составляет существенную проблему.
Для разграничения смежных составов преступлений и административных правонарушений необходимо четко уяснять суть совершенных деяний и рассматривать её, применительно к признакам составов соответствующих преступлений и правонарушений.
Эффективность законодательства об административной и уголовной ответственности за экологические преступления не настолько высока, чтобы гарантировать благоприятную экологическую обстановку во всех регионах России. До сих пор многие регионы страдают от деятельности заводов и предприятий.
Примером может служить предприятие «Норильский никель» города Норильск, где концентрация формальдегида в атмосферном воздухе превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в 120 раз, серы диоксида в 36 раз, азота диоксида в 28 раз.
Средняя продолжительность жизни у мужчин в Норильске составляет 45 лет, немногим больше у женщин. Самые распространенные заболевания — бронхиальная астма и онкологические заболевания. Также отмечается высокая рождаемость малышей с психологическим и физическими отклонениями.
Присутствуют проблемы и в Тольятти, в частности по данным швейцарской организации IQAir Тольятти занял 5 место в ТОП-10 самых загрязненных городов России.
Для улучшения состояния окружающей среды и гарантирования права граждан на благоприятную окружающую среду, видится необходимым закрепить формальные составы экологических преступлений, то есть считать преступление завершенным с момента совершения общественно опасного деяния, не дожидаясь общественно опасных последствий.
Для нормализации ситуации необходима разработка актуальных нововведений в российское законодательство. Мы предлагаем следующие изменения, которые благотворно повлияют на защиту окружающей среды.
Ввести в круг субъектов преступлений юридические лица для расширения возможностей международного сотрудничества в области уголовной ответственности за экологические преступления.
Сформулировать составы экологических преступлений как формальные, исключив необходимость наступления вредных последствий.
Улучшить качество экологического мониторинга для своевременного выявления экологических преступлений и установления причинно-следственной связи между преступным деянием и общественно-опасным последствием.
Ужесточить уголовную ответственность за экологические преступления. Ввести обязательную двойную ответственность за нарушения экологического права - наказывать в административном порядке организации и в уголовном - конкретных лиц, виновных в нарушении.
Нельзя не согласиться, что совершенствование правового регулирования экологических отношений предполагает существенную модернизацию как государственного экологического управления, так и основных природоохранных инструментов:
- экологического нормирования,
- экологического надзора и контроля,
- экологической экспертизы,
- платы за негативное воздействие на окружающую среду и других.
Без этого невозможны качественное оздоровление окружающей среды и успешное развитие страны в будущем. Тогда как с каждым годом изменения в окружающей среде предотвратить становится все сложнее, что связано с индустриальным прогрессом. Поэтому необходимо срочно изменить законодательство, чтобы эффективно защищать природу, пока это еще возможно сделать.
Таким образом, можно отметить, что цель исследования достигнута: нами выдвинут ряд предложений по изменению законодательства, регулирующего уголовную ответственность за экологические преступления, которые могут способствовать улучшению экологической обстановки в стране и полноценной защите прав и законных интересов граждан в области экологии.
Также эти акты, ярким примером которых является «Русская Правда», были весьма казуистичны - включали конкретные ситуации, которые считались недопустимыми и требовали регуляции.
Поэтому нельзя говорить о том, что в период до XX века не существовало законодательное регулирование уголовной ответственности за экологические преступления, существовали первичные квазинормы, которые сформировали основу для возникновения экологического регулирования в будущем.
В этот достаточно длительный период времени происходит зарождение права как такового, тем не менее, используя современные способы толкования права, можно выделить нормы уголовно-правового характера, направленные, в той или иной мере, на охрану природы.
На протяжении многих веков природа и её ресурсы представляли практически исключительную экономическую ценность и защищались как частная, общественная или государственная собственность. Только в последние двадцать лет оформилась устойчивая тенденция защиты природы как общечеловеческой ценности, как уникального явления, позволяющего людям существовать, а не только как ресурса.
Однако в отношении действенности законодательства об ответственности за экологические преступления есть существенные сомнения, которые отмечаются и учеными, и практиками.
Несмотря на наличие большого пула норм, на практике они реализуются редко. В индустриальных городах, к которым относится и Тольятти, в течение последних 20-30 лет стоит проблема загрязненности воздуха (что подтверждается данными независимых лабораторий), загрязнённости воды и почвы. Изменить ситуацию все еще не получается. В связи с этим очевидна необходимость изменения законодательства в сфере экологической безопасности.
Проанализировав зарубежное законодательство, регламентирующее уголовную ответственность за экологические преступления, можно сделать вывод о наличии ряда особенностей, которые, на наш взгляд, следует перенять.
Во-первых, более строгое и действенное в отношении нарушителей законодательство. Во-вторых, увеличение денежные штрафов с тем условием, что оплата штрафа будет выходить организации дороже, чем осуществление легитимных изменений (установки очистных сооружений, законного захоронения отходов). А также более строгий экологический контроль и уголовную ответственность юридических лиц. Помимо этого, необходимы комплексные изменения, так как неэффективность экологического законодательства во многом связана с коррупцией.
Несмотря на то, что УК РФ содержит в своем составе главу 26 «Экологические преступления», он не дает расшифровки, что подразумевается под экологическим преступлением. Хотя для понимания сути явления необходимо знать, что именно оно означает, какие элементы в него входят и каким критериям оно отвечает.
Таким образом, сложно оценить, какой смысл законодатель вкладывал в термин «экологические преступления» и какой вектор развития экологических правоотношений он считает приоритетным.
Вместе с тем кажется наиболее логичным объяснение «экологического преступления» через призму экологической безопасности в её широком смысле, как такое состояние окружающей природной среды и её компонентов, которое не представляет опасности для человека и природных комплексов, такое состояние природы, при котором все живое может жить и развиваться без негативного влияния техногенной среды.
Таким образом, экологическое преступление можно охарактеризовать как запрещенное законом под угрозой наказания общественно-опасное деяние, посягающее на экологическую безопасность.
Можно сказать, что за исключением некоторых нюансов, ученые подразделяют экологические преступления в зависимости от непосредственного объекта посягательства, будь то отношения по обеспечению экологической безопасности в целом или отношения по обеспечению отдельного аспекта экологической безопасности (например, экологическая безопасность вод или атмосферного воздуха).
При этом почти все ученые соглашаются, что экологические преступления не могут находиться в иных главах УК РФ, кроме как в главе 26, в связи с тем, что объектом посягательства иных преступлений выступают иные же интересы.
Экологические преступления, в большинстве своем, сконструированы как материальные. Научные деятели неоднократно указывали на проблемы реализации уголовной ответственности, которые связаны с этим. К примеру, выражает собой особую сложность квалификация оконченного преступления.
Полагается, что одним из перспективных направлений совершенствования уголовного законодательства в сфере уголовной ответственности за совершение экологических преступлений является расширение перечня составов проставления в опасность, которые бы считались оконченными именно в момент возникновения опасности, а не возникновения последствий данного рода деяний.
Субъективными признаками преступления принято называть совокупность сущностных характеристик, отражающих личность преступника и его отношения к совершенному им деянию.
Субъективная сторона экологических преступлений имеет решающее значение при квалификации преступления в связи с тем, что правовой статус субъекта деяния непосредственно влияет на его квалификацию как преступного.
Что касается субъективной стороны, то её основным признаком, необходимым для квалификации преступления, является вина в форме умысла или неосторожности, тогда как мотив и цель совершения преступления редко влияет на квалификацию.
Одним из сложнейших вопросов квалификации преступлений является вопрос разграничения смежных составов. Экологические преступления необходимо отграничивать от смежных экологических преступлений, а также от экологических правонарушений. Отграничить экологическое преступление от иных преступлений обычно не слишком сложно, тогда как отграничение экологических преступлений от правонарушений составляет существенную проблему.
Для разграничения смежных составов преступлений и административных правонарушений необходимо четко уяснять суть совершенных деяний и рассматривать её, применительно к признакам составов соответствующих преступлений и правонарушений.
Эффективность законодательства об административной и уголовной ответственности за экологические преступления не настолько высока, чтобы гарантировать благоприятную экологическую обстановку во всех регионах России. До сих пор многие регионы страдают от деятельности заводов и предприятий.
Примером может служить предприятие «Норильский никель» города Норильск, где концентрация формальдегида в атмосферном воздухе превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в 120 раз, серы диоксида в 36 раз, азота диоксида в 28 раз.
Средняя продолжительность жизни у мужчин в Норильске составляет 45 лет, немногим больше у женщин. Самые распространенные заболевания — бронхиальная астма и онкологические заболевания. Также отмечается высокая рождаемость малышей с психологическим и физическими отклонениями.
Присутствуют проблемы и в Тольятти, в частности по данным швейцарской организации IQAir Тольятти занял 5 место в ТОП-10 самых загрязненных городов России.
Для улучшения состояния окружающей среды и гарантирования права граждан на благоприятную окружающую среду, видится необходимым закрепить формальные составы экологических преступлений, то есть считать преступление завершенным с момента совершения общественно опасного деяния, не дожидаясь общественно опасных последствий.
Для нормализации ситуации необходима разработка актуальных нововведений в российское законодательство. Мы предлагаем следующие изменения, которые благотворно повлияют на защиту окружающей среды.
Ввести в круг субъектов преступлений юридические лица для расширения возможностей международного сотрудничества в области уголовной ответственности за экологические преступления.
Сформулировать составы экологических преступлений как формальные, исключив необходимость наступления вредных последствий.
Улучшить качество экологического мониторинга для своевременного выявления экологических преступлений и установления причинно-следственной связи между преступным деянием и общественно-опасным последствием.
Ужесточить уголовную ответственность за экологические преступления. Ввести обязательную двойную ответственность за нарушения экологического права - наказывать в административном порядке организации и в уголовном - конкретных лиц, виновных в нарушении.
Нельзя не согласиться, что совершенствование правового регулирования экологических отношений предполагает существенную модернизацию как государственного экологического управления, так и основных природоохранных инструментов:
- экологического нормирования,
- экологического надзора и контроля,
- экологической экспертизы,
- платы за негативное воздействие на окружающую среду и других.
Без этого невозможны качественное оздоровление окружающей среды и успешное развитие страны в будущем. Тогда как с каждым годом изменения в окружающей среде предотвратить становится все сложнее, что связано с индустриальным прогрессом. Поэтому необходимо срочно изменить законодательство, чтобы эффективно защищать природу, пока это еще возможно сделать.
Таким образом, можно отметить, что цель исследования достигнута: нами выдвинут ряд предложений по изменению законодательства, регулирующего уголовную ответственность за экологические преступления, которые могут способствовать улучшению экологической обстановки в стране и полноценной защите прав и законных интересов граждан в области экологии.
Подобные работы
- Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией экологических преступлений
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы расследования экологических преступлений
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Экологическая преступность и ее предупреждение
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 6990 р. Год сдачи: 2015 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Экологическая преступность и ее предупреждение
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7990 р. Год сдачи: 2015 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (методологические аспекты)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Экологические преступления в уголовном праве РФ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 5708 р. Год сдачи: 2018



