Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Плоскостопие: профилактика и коррекция 8
1.1. Анатомо-физиологические особенности детской стопы 8
1.2. Клинические особенности возникновения плоскостопия 11
1.3. Методы исследования сводов стопы 16
1.4. Роль физиопроцедур в профилактике и коррекции плоскостопия 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
В последнее время отмечается рост нарушений опорно-двигательной системы детей, во многом определяющейся особенностями современного образа жизни. Неполноценно развитые связки и мышцы стоп приводят к сниженной активности детей, а в дальнейшем, и к плоскостопию.
Физическая активность дошкольников напрямую обусловливает правильное формирование сводов стопы. Стопа активно развивается, растёт и интенсивно формируется в возрасте от 4 до 7 лет.
Воздействия неблагоприятных факторов могут привести к возникновению определенных функциональных отклонений. В дошкольном возрасте мышцы и связки человека наиболее пластичны, что позволяет исправить или приостановить плоскостопие в развитии, путем укрепления мышц и связок стопы [1].
Гораздо легче предупредить плоскостопие, нежели лечить его. Являясь «фундаментом» нашего тела, стопа выполняет роль опоры, из-за чего, любое отклонение в формировании, когда утрачивается амортизирующая роль стопы, может отразиться на осанке.
Профилактика плоскостопия должна начинаться с первого года жизни человека [2].
По мнению А.С. Витензона, Л.Н. Самсонова [8], «...здоровая стопа имеет, с точки зрения биомеханики ходьбы, функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому, от её состояния зависят плавность, легкость передвижений и экономичность энергозатрат».
Плоскостопие - это деформация стопы, которая заключается в уменьшении высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Возможность стопы нормально функционировать, в связи с изменением ее формы, заметно снижается. У человека возникают боли в стопе, голени, затрудняется бег, отмечается ухудшение координации движений, все чаще может встречаться детский остеохондроз [7].
Согласно данным исследований Васичкина В.И. [5], «...плоскостопие является широко распространенной патологией и выявляется у 10% детей и 16,4% - взрослых; статические плоскостопия и плоско-вальгусные деформации стоп у детей в 4-6-летнем возрасте встречаются, соответственно, в 28 и 48 случаях на 1000 обследованных, а в возрасте от 7 до 18 лет количество их возрастает от 100 до 152 и от 149 до 194 случаев на 1000 обследованных».
Таким образом, плоскостопие является широко распространенной патологией, которая значительно влияет на качество жизни и здоровье детей, а при отсутствии необходимого лечения, и взрослых.
Именно это делает тему нашего исследования актуальной. Согласно учению Заблудовской Е.Д. [17], «.в тоже время, успешная профилактика и коррекция плоскостопия у дошкольников возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. При правильном проведении реабилитационных мероприятий плоскостопие в детском возрасте может быть исправлено».
Применение лечебной физической культуры, развивающей мышцы стопы и голени, является основным методом коррекции плоскостопия. Для повышения эффективности этого процесса используются различные виды массажа, физиотерапии, закаливания.
В связи с этим поиск и разработка эффективных реабилитационных методик с использованием нетрадиционных средств в целях коррекции начальных проявлений плоскостопия у детей дошкольного возраста, является актуальным.
Гипотеза исследования состоит в том, что комплекс средств ЛФК, массажа и занятия танцами, направленные на формирование свода стопы и профилактику плоскостопия, позволит предупредить его развитие у дошкольников с начальными проявлениями плоскостопия.
Объект исследования - процесс формирования свода стопы у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплексная методика, разработанная на базе средств массажа, ЛФК и занятий танцами в целях правильного формирования свода стопы и профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработка и исследование эффективности комплексного влияния средств ЛФК, массажа, танцевальных упражнений на формирование свода стопы у детей дошкольного возраста с начальными проявлениями плоскостопия.
Задачи исследования:
1 Оценить состояние свода стопы у дошкольников, принимающих участие в исследовании, на начало педагогического эксперимента.
2 Разработать комплексную методику с использованием средств ЛФК, массажа и танцевальных упражнений, направленных на укрепление свода стопы у дошкольников с начальными проявлениями плоскостопия.
3 Определить эффективность применения экспериментальной методики, направленной на формирование свода стопы и профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.
При подготовке и проведении исследования нами использовались следующие методы исследования:
1. анализ научно-методической литературы;
2. плантография;
3. определение подометрического индекса по Фридлянду;
4. исследование функционального состояния мышц стопы;
5. контрольное тестирование;
6. педагогический эксперимент.
7. методы математической статистики.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования специально разработанного комплекса ЛФК, техники массажа и танцевальных упражнений для правильного формирования стопы и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.
1. Изучение и анализ теоретических и практических основ по коррекции плоскостопия у дошкольниц позволили обосновать и применить на практике массаж, ЛФК и танцы, направленные на развитие и формирование свода стопы.
2. Разработана методика применения массажа, ЛФК и танцев для формирования свода стопы у дошкольниц.
3. При внедрении экспериментального комплекса, разработанного на базе средств ЛФК, массажа и танцев, отмечено заметное улучшение клинического состояния нижних конечностей у дошкольниц. Снизилась частота встречаемости быстрой утомляемости ног (на 50%, р<0,05), частота встречаемости болей в стопах в покое (на 30%), частота встречаемости болей в стопах при физической нагрузке (на 30%, р<0,05). Полностью исчезли боли в голенях при физической нагрузке и судороги ног.
4. В ходе применения экспериментального комплекса, разработанного нами с использованием средств массажа, ЛФК и танцев для коррекции плоскостопия, были получены результаты, свидетельствующие об улучшении состояния стопы именно в экспериментальной группе.
Получено достоверное улучшение индекса свода стопы по методу Чижина в конце эксперимента, по сравнению с его началом (р<0,001) и в сравнении с контрольной группой (р<0,05).
Улучшение индекса Фридланда было достоверно выше (р<0,05), в сравнении с началом эксперимента. Происходило и достоверное (р<0,05) увеличение динамической силы мышц стопы и голени, а также и достоверное (р<0,001) увеличение статической выносливости мышц стопы и голени, в сравнении с началом эксперимента.
5. В результате тренировочных воздействий по предлагаемой методике наблюдался значительный и статистически достоверный (р<0,001) прирост в экспериментальной группе развития скоростно-силовых качеств, по сравнению с результатами контрольной группы.
6. Достоверное (р<0,05) улучшение координационных способностей у девочек экспериментальной группы, по сравнению с участницами контрольной группы свидетельствует о целесообразности применения массажа, ЛФК и танцев для развития вышеперечисленных качеств.
7. Разработанный нами комплекс физической реабилитации оказывают лучшее влияние, чем применение повторных заданий на формирование свода стопы, развитие скоростно-силовых качеств и координационных способностей нижних конечностей у дошкольниц 5-6 лет.
С целью повышения эффективности профилактической работы с детьми, имеющими плоскостопие, а также повышения интереса к занятиям лечебной физкультуры необходимо использовать следующие подвижные игры:
- «Ловкие ноги»
- «Барабан»
- «Кто быстрее спрячет простынку»
- «Великан и карлик»
- «Лошадка»
- «Донеси платочек»
- «Пройди - не ошибись»
- «Футболисты»
- «Резвый мешочек»
Для повышения интереса к массажным процедурам, можно использовать музыкотерапию, сказкотерапию, для особо неусидчивых, хорошо подходит просмотр мультфильмов.