Исследование и проектирование системы комплексной безопасности образовательных учреждений на примере учебно-лабораторного корпуса архитектурно-строительного института ФГБОУ ВО "ТГУ"
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 8
1.1 Описание объекта исследования 8
1.2 Конструктивные характеристики здания АСИ. Инженерное оборудование 15
1.3 Система управления комплексной безопасностью в ТГУ и АСИ 17
1.4 Анализ системы управления охраной труда 19
1.5 Обеспечение безопасности при проведении лабораторных работ 26
1.6 Анализ системы обеспечения пожарной безопасности 28
1.7 Анализ системы управления экологической безопасностью 31
1.8 Анализ функционирования системы ГО и ЧС 33
2 ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 37
2.1. Исследование систем управления безопасностью образовательных учреждений 37
2.2. Статистический анализ безопасности образовательных учреждений 43
3 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТГУ И АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ИНСТИТУТА 49
3.1 Выбор методологии проектирования системы комплексной безопасности 49
3.2 Проектирование системы комплексной безопасности ТГУ 55
3.2.1 Разработка политики комплексной безопасности 55
3.2.2 Организация системы комплексной безопасности 56
3.2.3 Планирование, разработка и применение системы управления комплексной безопасностью 58
3.2.4 Оценка системы управления комплексной безопасностью 60
3.2.5 Непрерывное совершенствование системы управления комплексной безопасностью 63
3.3 Совершенствование подсистемы пожарной безопасности учебно- лабораторного корпуса АСИ ТГУ 63
3.3.1 Анализ исходных данных 64
3.3.2 Выбор способа пожаротушения и огнетушащего вещества 65
3.3.3 Выбор типа установки 68
3.3.4 Расчет или обоснование основных конструктивных параметров установки пожаротушения 69
3.3.5 Экономическое обоснование проектного варианта АУПТ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
Актуальность темы исследования. Безопасность - это важнейшее условие жизнедеятельности людей, в том числе особого внимания заслуживает ее обеспечение в образовательных учреждениях. Актуальность обеспечения и повышения уровня безопасности учреждений в образовательной сфере обусловлена как возрастным составом и количеством обучающихся, так и реальными статистическими фактами чрезвычайных ситуаций в указанных учреждениях. Эта важнейшая комплексная задача руководства и персонала учебных заведений любого уровня затрагивает такие аспекты, как производственная, пожарная, экологическая безопасность и безопасность в ЧС. Она может быть решена путем анализа возможных опасностей и рисков в образовательном учреждении и разработкой необходимого комплекса мероприятий и инженерно-технических решений для снижения их уровня, который можно назвать системой комплексной безопасности образовательных учреждений.
Цель и задачи. Целью диссертационного исследования является проектирование системы комплексной безопасности образовательных учреждений на примере учебно-лабораторного корпуса архитектурно-строительного института ФГБОУ ВО "ТГУ".
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ системы управления комплексной безопасностью в Тольяттинском государственно университете (ТГУ) и архитектурно-строительном институте (АСИ).
2. Выполнить анализ обеспечения в ТГУ и АСИ производственной, пожарной, экологической безопасности и безопасности в ЧС
3. Исследовать проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений
4. Выполнить статистический анализ безопасности образовательных учреждений
5. Выбрать методологию проектирования системы комплексной безопасности
6. Разработать систему комплексной безопасности ТГУ и АСИ
Объект исследования - система управления комплексной безопасностью образовательных учреждений.
Теоретическая и методологическая база исследования включает в себя
• федеральные законы и нормативные документы РФ в области охраны труда, пожарной и экологической безопасности и безопасности в ЧС, в том числе систему стандартов безопасности труда и стандарты серий ИСО 1400, ИСО 31000;
• результаты теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных авторов в области обеспечения различных аспектов безопасности образовательных учреждений,
• методологию риск-менеджмента, системного и процессного подхода в управлении.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработке теоретических положений для проектирования системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений, в том числе:
1. Разработана модель комплексной безопасностью образовательных учреждений.
2. Разработана модель системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений
3. Разработана политика комплексной безопасности образовательных учреждений
4. Рассмотрена организация системы комплексной безопасности образовательных учреждений
5. Выполнена оценка системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений
6. Определены пути непрерывного совершенствования системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений
Теоретическая и практическая значимость. На основе выполненных исследований обоснована методология проектирования и разработаны основные положения системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений, применение которых может быть реализовано практически на примере Тольяттинского государственного университета и архитектурно-строительного института.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ системы управления комплексной безопасностью в Тольяттинском государственном университете (ТГУ) и архитектурно-строительном институте (АСИ).
2. Анализ обеспечения в ТГУ и АСИ производственной, пожарной, экологической безопасности и безопасности в ЧС
3. Исследование проблем обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений
4. Статистический анализ безопасности образовательных учреждений
5. Обоснование методологии проектирования системы комплексной безопасности
6. Разработанная система комплексной безопасности ТГУ и АСИ
Степень достоверности и апробация результатов. Результаты и исследования настоящей работы приняты к рассмотрению и возможному использованию в Тольяттинском государственном университете.
Список работ, опубликованных автором по теме диссертации:
1. Рашоян И.И. Расчет, проектирование и повышение надежности систем обеспечения безопасности [Электронный ресурс] : электрон. учеб.- метод. пособие для студентов оч. формы обучения. ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Управление пром. и экол. безопасностью". - ТГУ. - Толь-ятти : ТГУ, 2017. - 228 с. - Библиогр.: с. 222. - Прил.: с. 223-228. - ISBN 978-5-8259-1142-7
2. Рашоян И.И., Аюков А.С. Особенности обеспечения пожарной безопасности технологических процессов с точки зрения управления персоналом // Символ науки.- 2017. - №03-2. - С. 114-116 Символ науки.- 2017. - №03-2. - С. 114-116
3. Рашоян И.И., Бруннер Т.А. Анализ частоты пожаров в зданиях различного функционального назначения // Проблемы управления рисками в техносфере. 2017. №4. С. 26-30
4. Рашоян И.И. Оценка эффективности автоматических установок пожаротушения при их проектировании // Пожарная и аварийная безопасность : сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, посвященной Году гражданской обороны, Иваново, 29-30 ноября 2017 г. - Иваново : ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. - С. 155-157
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка используемых источников и приложения. Основная часть исследования изложена на 91 страницах, текст иллюстрирован 11 таблицами, 13 рисунками.
Результатом выполненного исследования стала разработка системы комплексной безопасности образовательных учреждений на примере учебно- лабораторного корпуса архитектурно-строительного института ФГБОУ ВО "ТГУ".
Поставленные задачи исследования также выполнены:
1. Выполнен анализ системы управления комплексной безопасностью в Тольяттинском государственно университете (ТГУ) и архитектурно-строительном институте (АСИ).
2. Выполнен анализ обеспечения в ТГУ и АСИ производственной, пожарной, экологической безопасности и безопасности в ЧС
3. Исследованы проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений
4. Выполнен статистический анализ безопасности образовательных учреждений
5. Выбрана методология проектирования системы комплексной безопасности
6. Разработана система комплексной безопасности ТГУ и АСИ
Научная новизна исследования связана с обоснованием и разработкой теоретических положений для проектирования системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений, в том числе:
1. Разработана модель комплексной безопасностью образовательных учреждений.
2. Разработана модель системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений
3. Разработана политика комплексной безопасности образовательных учреждений
4. Рассмотрена организация системы комплексной безопасности образовательных учреждений
5. Выполнена оценка системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений
6. Определены пути непрерывного совершенствования системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений .
Кроме того, разработаны рекомендации по установке автоматической установки пожаротушения тонкораспыленной водой в одной из лабораторий, в которой имеется пожароопасное оборудование.
На основе выполненных исследований обоснована методология проектирования и разработаны основные положения системы управления комплексной безопасностью образовательных учреждений, применение которых может быть реализовано практически на примере Тольяттинского государственного университета и архитектурно-строительного института.
1 Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12125268 (дата обращения: 29.05.2018)
2 Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации [Электронный ресурс] : Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (ред. от 12.02.2014). URL:
http://docs.cntd.ru/document/901758673 (дата обращения: 29.05.2018)
3 Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [Электронный ресурс] : Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (ред. от 30.11.2016). ). URL: http://docs.cntd.ru/document/901850788 (дата обращения: 29.05.2018)
4 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс]: ГОСТ 12.0.004-2015. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200136072 (дата обращения: 29.05.2018)
5 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах. [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.1.002-84. URL: http://docs.cntd.ru/document/5200271 (дата обращения: 29.05.2018)
6 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.1.003-83. (ред. от 01.12.1988). URL: http://docs.cntd.ru/document/5200291 (дата обращения: 29.05.2018)
7 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.1.005-88. (ред. от 20.06.2000). URL: http://docs.cntd.ru/document/1200003608 (дата обращения: 29.05.2018)
8 Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты [Электронный ресурс] : ГОСТ Р 12.1.019-2009. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200080203 (дата обращения: 29.05.2018)
9 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.2.003-91. URL: http://docs.cntd.ru/document/901702428 (дата обращения: 29.05.2018)
10 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.2.061-81. URL: http://docs.cntd.ru/document/5200228 (дата обращения: 30.05.2018)
11 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Установки, генераторы и нагреватели индукционные для электротермии, установки и генераторы ультразвуковые. Требования безопасности [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.2.007.10-87. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200000275 (дата обращения: 29.05.2018)
12 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования безопасности [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.2.033-78 URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200005187 (дата обращения: 30.05.2018)
13 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.2.032-78. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200003913 (дата обращения: 30.05.2018)
14 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [Электронный ресурс] : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (ред. от 21.06.2016) (вместе с "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003). URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498 (дата обращения: 30.05.2018)
15 Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда [Электронный ресурс] : Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 06.02.2018). URL: http: //ivo. garant.ru/#/document/12191202 (дата обращения: 30.05.2018).
...