ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИНФОРМАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 11
1.1 Требования действующих документов для проектирования и эксплуатации зданий образовательных учреждений 11
1.2 Причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях 18
1.3 Особенности функционирования современного учебного заведения с точки зрения пожарной безопасности 23
1.3.1 Экономические аспекты в оценке эффективности пожарной безопасности образовательных учреждений 26
1.3.2 Административный фактор при оценке эффективности систем пожаробезопасности в зданиях школ 27
1.3.3 Интеграционный фактор в оценке пожаробезопасности учебных учреждений 28
1.4 Причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях, пожарная профилактика в образовательных учреждениях 29
2 АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГБОУ СОШ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» ПОСЕЛКА ВАРЛАМОВО СЫЗРАНСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 37
2.1 Характеристика здания ГБОУ СОШ «Центр образования» п. Варламово 37
2.2 Анализ обеспечения пожарной безопасности в здании ГБОУ СОШ «Центр образования» п. Варламово 51
3 РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 54
3.1 Мероприятия по предотвращению пожаров и профилактике пожарной безопасности в школе 54
3.2 Разработка организационно-технических решений в области пожарной безопасности образовательных учреждений 57
3.3 Технические устройства, обеспечивающие повышение пожарной безопасности в учреждениях образования 59
3.3.1 «Предотвращающие пожар и ликвидирующие пожар системы и пригодные для дыхания огнегасящие составы с пониженным содержанием кислорода для занимаемых людьми помещений» 59
3.3.2 Устройство адресной пожарной сигнализации 66
3.3.3 Система пожарной защиты в помещениях различного типа 69
3.3.4 Система пожарно-охранной сигнализации 76
3.3.5 Датчик пожарной сигнализации 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Для обеспечения пожарной безопасности в учреждениях образовательного значения в условиях городской среды в настоящее время уделяется большое внимание. Это объясняется фактором внезапности возникновения пожара или загорания в здании с массовым пребыванием людей в течение учебного процесса, если рассматривать общеобразовательные учреждения. В последние годы в городах Российской Федерации наблюдается рост резонансных пожаров, которые ярко освещаются в средствах массовой информации.
Согласно статистике по Российской Федерации вследствие 164 тысяч пожаров, происходящих за год, 12,5 тысяч человек погибают и 12 тысяч человек оказываются травмированными вследствие действия пожара [1].
Также наблюдается рост числа пожаров по сравнению с данной обстановкой прошлых лет. Не секрет, что расширение любой целостной системы вносит свои поправки и усложняет обеспечение безопасности. Несмотря на современные изобретения технических устройств, выполняющих основную функцию и имеющих высокие эргономичные показатели, фактор обеспечения безопасности в настоящее время по различным причинам требует доработок, внесений изменений и реорганизации в действующей профилактической системе.
Актуальность темы исследования.
Вследствие значительного роста пожаров появляется необходимость повышения ответственности руководителей объектов по функции осуществления мер ПБ, а также обучению и пропаганды мерам пожарной безопасности детям.
В современном мире школа - звено, формирующее становление личности. Школа является автономным объектом регулирования образовательного процесса. Здесь отмечается множество трудностей и проблем при функционировании образовательных учреждений между педагогическим коллективом и детьми. Хороший коллектив учителей, достаточное финансирование - недостаточно на сегодняшний день, появляется направление деятельности по обеспечению безопасного образовательного пространства.
Поскольку образовательные учреждения входят в список социально-значимых учреждений, есть необходимость в разработке мероприятий по обеспечению безопасности. Также школы автоматически являются зданиями с массовым пребыванием людей, что значительно повышает риск возникновения чрезвычайной ситуации и невозможности быстрой ликвидации данной ситуации.
Вышеуказанные обстоятельства обоснованы тем фактом, что при обнаружении загорания или пожара в школе, необходимы действия по немедленной эвакуации людей (детей) из здания. Как показывает практика, в образовательных учреждениях часто происходят загорания по причине неосторожного обращения с огнем или детской шалости. Также в список основных причин входит и короткое замыкание электрооборудования, отягчающим фактором которого является позднее обнаружение или позднее сообщение.
Поэтому по прибытии к месту пожарное подразделение не только оперативно выполняет действия по тушению пожара, но и сталкивается со стеснёнными условиями в рамках временных показателей. Естественно, это накладывает отрицательный эффект на успех эвакуации с территории школы.
Большое количество деревянных материалов и конструкций способствует быстрому распространению имеющегося загорания, а загроможденные эвакуационные пути и выходы - фактор нарушения расчетного времени эвакуации. На окнах первого этажа школ часто стоят металлические решетки, нарушающие беспрепятственный выход в случае пожара [2].
Действия сотрудников образовательного учреждения должны быть четкими и слаженными на практике, в экстремальной ситуации. Здесь необходима регулярная практическая отработка навыков с привлечением пожарно-спасательных подразделений. В Самарской области функционирует 1550 образовательных учреждений, среди которых 702 - школы.
Проблемы, требующие решения в обеспечении пожарной безопасности школ являются неисправность систем автоматики (сигнализации/обнаружения пожара), отсутствие технических систем передачи на пульт центральной пожарной связи, потребность в обучении ответственных за пожарную безопасность.
Приоритетным направлением практической деятельности директора и администрации школы является обеспечение безопасности учебного процесса. Но ситуация усложняется сложным выполнением, поскольку это требует финансовых вложений, а также данных материально-технической базы.
Если обратиться к практической стороне вопросы, опираясь на данные статистических наблюдений, то для РФ характерна динамика роста количества пожаров в учреждениях социально-значимого значения. Это объясняется широким комплексом развития различных форм собственности, уклонением от норм пожарной безопасности и человеческой халатностью.
Возникновение пожара в школе - резонансные случаи загораний с наличие отрицательных факторов и вторичных признаков, представляющих особую опасность для населения, а также для интересов общества.
Горение данных материалов сопровождается обильным выделением отравляющих веществ и способствует быстрому распространению пожара в пределах помещений школьного здания.
В 2008 году в правительстве Российской Федерации поднимался вопрос о состоянии пожарной безопасности образовательных учреждений и повышении уровня этой безопасности. Ситуация усугубляется тем, что пожары в зданиях школ носят мгновенный характер. Вследствие того, что загорания на территории школ происходят редко, правилами пожарной безопасности пренебрегают [1,3].
Но последние случаи в социально-значимых учреждениях носят массовую гибель и травмирование людей, создавая общественный резонанс в обществе с показательными описаниями в средствах массовой информации. Цель и задачи исследования:
Целью исследования является разработка эффективных мероприятий по пожаробезопасности учебных заведений (на примере школ Самарской области).
Задачи исследования
информативно-аналитический обзор действующих нормативно-правовых актов в сфере обеспечения пожарной безопасности;
описание статистических данных о пожарах и загораниях в зданиях школ;
выявление основных причин возникновения загораний в учебных учреждениях и способы предотвращения;
описание направления исследования;
эффективные методы обеспечения пожарной безопасности;
предложения по устройству технических средств на рассматриваемом объекте.
Объект исследования государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Центр образования» поселка Варламово Сызранского района Самарской области.
Теоретическая и методологическая база исследования.
Действующие федеральные законы и постановления правительства РФ, приказы МЧС РФ, ГОСТы и санитарные нормы и правила, научные публикации в периодических научно-технических изданиях, технические описания патентов на изобретения по способам и техническим устройствам в области пожарной безопасности, научные монографии и учебные пособия в области пожарной безопасности и пожаротушения.
Научная новизна исследования
Исследованы особенности обеспечения пожарной безопасности в зданиях образовательных учреждений на примере действующего государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Центр образования» поселка Варламово Сызранского района Самарской области.
Выявлены недостатки и особенности проектирования эффективных систем противопожарной защиты, применительно к зданиям общеобразовательных учреждений.
Определены основные направления совершенствования технических средств обеспечения пожарной безопасности в зданиях школ.
Рассмотрены основные нормы пожарной безопасности при проектировании зданий образовательных учреждений.
Разработана система мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в школе.
Выявлены основные причины возникновения и пути направления исследования.
Определены проблематичные вопросы в обеспечении пожарной безопасности.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что на основе информационного анализа рассмотрены основные нормы пожарной безопасности при проектировании зданий образовательных учреждений;
изучены и описаны аспекты пожарной безопасности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Центр образования» поселка Варламово Сызранского района Самарской области;
выявлены особенности функционирования образовательных учреждений;
разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в школе;
определены проблематичные вопросы в обеспечении пожарной безопасности.
Положения, выносимые на защиту
Результаты проведенного анализа действующей нормативно- технической документации в области ПБ применительно к строительным зданиям образовательных учреждений.
Результаты анализа объемно-планировочных решений, применимых к типичным и строительным зданиям школ;
Результаты проведенного анализа процесса функционирования образовательных учреждений в отношении обеспечения пожарной безопасности и их эксплуатации в разработке эффективных технических решений в области обеспечения требований пожарной безопасности применительно к строительным зданиям.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников. Основная часть исследования изложена на 90 страницах, текст иллюстрирован 15 рисунками, 2 таблицами, приведено 43 используемых источника.
В данном диссертационном исследования были разработаны эффективные мероприятия по пожаробезопасности учебных заведений (на примере школ Самарской области). В ходе исследования был проведен информативно-аналитический обзор действующих нормативно-правовых актов в сфере обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, описаны статистические данные о пожарах и загораниях в зданиях школ, а также выявлены основные причины возникновения загораний в учебных учреждениях и способы предотвращения. Были предложены эффективные методы обеспечения пожарной безопасности и предложены по устройству технических средств на рассматриваемом объекте.
Исследованы особенности обеспечения пожарной безопасности в зданиях образовательных учреждений на примере действующего государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Центр образования» поселка Варламово Сызранского района Самарской области.
Выявлены недостатки и особенности проектирования эффективных систем противопожарной защиты, применительно к зданиям общеобразовательных учреждений.
Определены основные направления совершенствования технических средств обеспечения пожарной безопасности в зданиях школ.
Рассмотрены основные нормы пожарной безопасности при проектировании зданий образовательных учреждений.
Разработана система мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в школе.
Выявлены основные причины возникновения и пути направления исследования.
Определены проблематичные вопросы в обеспечении пожарной безопасности.
Кроме того, рассмотрены к применению предотвращающие пожар и ликвидирующие пожар системы и пригодные для дыхания огнегасящие составы с пониженным содержанием кислорода для занимаемых людьми помещений, система пожарной защиты в помещениях различного типа и устройство адресной пожарной сигнализации.
В целях обеспечения пожарной безопасности в школе в 2017/18 учебном году проведены следующие мероприятия:
1. В школе разработаны и утверждены следующие документы по пожарной безопасности:
а) планы, инструкции:
б) приказы: «Об противопожарных мероприятиях и назначении должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в 2017-2018 учебном году» № 3 от 01 сентября 2017 г.;
Также утверждены новые инструкции
2. Обновлены планы эвакуации на этажах детей и персонала школы (по две схемы на этаже у выходов на лестницу)
3. Ежедневно проверялись эвакуационные выходы
Металлические решётки эвакуационных выходов отремонтированы и приведены в соответствие с требованиями пожарного регламента (открываются наружу)
4. Соответственно графику проверялась стационарная система пожарной сигнализации.
5. Постоянно проводилась проверка наличия и исправность средств пожаротушения.
Регулярно ведется журнал проверки работоспособности огнетушителей.
В ноябре 2016 г. приобретено - 30 новых огнетушителей ОП -5. На недостающие по плану, огнетушители подана заявка.
6. Вывешены правила и указатели наличия средств пожаротушения (огнетушителями) на каждом этаже здания школы и кабинетах, где имеются огнетушители.
7. Проведены учебные эвакуации детей и персонала (сентябрь, декабрь, март, май) на случай возникновения пожара.
8. Перед проведением массовых мероприятий, комиссией школы и антитеррористической группой, проводилась проверка противопожарного состояния школы и соответствие требованиям безопасности с составлением акта (по плану привлекалась кинологическая служба МВД)
9. Проведена учёба сотрудников школы - « Противопожарный инструктаж»
10. Проведён инструктаж всех сотрудников и детей по мерам пожарной безопасности
11. С вновь прибывшими сотрудниками проведён вводный инструктаж по ППБ
12. На первом и втором этаже имеется стенд по правилам пожарной безопасности
13. Проведен инструктаж учителей и учащихся по вопросам противопожарной безопасности, из числа старшеклассников созданы невоенизированные противопожарные звенья и проведены инструктаж, и занятия по правилам неотложных мер при возникновении очага возгорания
14. В сентябре подготовлены все имеющиеся в наличии огнетушители.
Для обеспечения пожарной безопасности в здании образовательного учреждения ГБОУ СОШ «Центр образования» поселка Варламово Сызранского района Самарской области предлагаются следующие организационные мероприятия:
1. Ежегодная разработка приказа о противопожарном режиме директором школы.
2. Разработка приказа об утверждении состава противопожарной дружины.
3. Внесение изменений в инструкции по пожарной безопасности, поскольку.
4. Обновление плана действий персонала при возникновении пожара.
5. Доработка инструкции по своевременной эвакуации людей из здания школы.
6. Составление актов о проведенных тренировках по эвакуации людей из здания.
7. Разработка годового плана противопожарных мероприятий.
8. Составление акта проверки пожарных гидрантов на территории школы (каждые полгода).
9. Составление актов проверок на огнезащитную обработку наружных металлических лестниц.
10. Составление иллюстративного материала по пожарной безопасности (плакаты, таблички, краткие инструкции).
11. Комплектование внутренних пожарных кранов с качественной проверкой их составных элементов (пожарных рукавов, стволов).
12. Проверка указателей на пожарных гидрантах, в зимнее время очистка их от снега.
13. Качественная проверка огнетушителей, их перезарядка.
14. Техническое обслуживание системы оповещения людей о пожаре.
15. Содержание эвакуационных выходов в исправном состоянии. Выходные двери лестничных клеток должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы устройствами самозакрывания.
16. Содержать чердачные и подвальные помещения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
17. Обновлять знаки пожарной безопасности и стрелки эвакуационных путей.
18. Оборудовать места дежурных работников (телефон, фонари, ключи- дубликаты от всех помещений, средства индивидуальной защиты, средства первичного пожаротушения).
1. СП 1.13130.2009. Учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления (класс Ф 4) URL:
http: //docs.cntd.ru/document/1200071143
2. Акимов, В.А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах : учеб. пособие. [Текст] / В.В. Акимов, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев / М. : Деловой экспресс, 2004. 360 с.
3. Горина, Л.Н. Обеспечение безопасных условий труда на производстве. - Учеб. пособие [Текст] - Тольятти: ТолПИ, 2000. - 68 с.
4. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. — М.: МИОО, 2006. — 248 с. [URL]:
https://profilib.net/chtenie/55251/sergey-petrov-obespechenie-bezopasnosti- obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-42 .php
5. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938): URL:
https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=9498748540953795098934 195&cacheid=53974839FACE0BB8C4732F92FE2F58E0&mode=splus&base=RZ R&n=102829&dst=100460&rnd=AB8216E29597397EDDDA800AD7B25178#02 5483718141342093/
6. Баюнов Юрий Степанович Методическое пособие по обеспечению пожарной безопасности организаций. СПб: ООО "Кварта", 2007-100 с. ISBN 5-85871-193-6 - URL: http: //litcey .ru/pravo/5626/index. html/
7. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221356&fl d=134&dst=100232,0&rnd=0.8365875768301623#0601482688955675/
8. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 30.12.2017) «О противопожарном режиме» (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 129263/9e9e8b2b6fb74360b 36380fb235f2b0732711d64/
9. Мешалкин Е.А., Шевченко П.М. Библиотека инженера по охране труда, Первичные средства тушения пожаров: пособие для инженера по охране труда - М., 2006 URL: http://pavl-
shkola.edusite.ru/DswMedia/uchebposobiepopb .pdf/
10. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 78699/9cfe900c22a36f8e130 1e0b10a0fdd9729d9d33c/
11. Приказ Минкультуры РФ от 12.01.2009 N 3 "Об утверждении Специальных правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2009 N 13882) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 87525/2088dd23839e22b127 24ca70bbe3b57d1028a723/
12. ГОСТ 12.2.061-2013 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам. [Текст] Дата введения 1982-07-01
13. ГОСТ 12.3.002-14 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. [Текст] Дата введения 01.07.76
14. ГОСТ 12.4.011-2012 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация. [Текст] введён в действие 01.07.1990г.
15. ГОСТ 12.4.012-2013 ССБТ. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования. [Текст] Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 января 1983 г. № 490 срок введения установлен с 01.01.84.
...