Формирование у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 10
1.1. Понятие «культуры взаимодействия» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 10
1.2. Специфика организации и особенности взаимодействия в детском коллективе 18
1.3 Педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимодействия в детском коллективе 32
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 41
2.1. Выявление уровня сформированности культуры взаимодействия младших школьников 41
2.2 Содержание, формы и методы поэтапного формирования и развития культуры взаимодействия в детском коллективе 50
2.3. Динамика сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе 59
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 10
1.1. Понятие «культуры взаимодействия» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 10
1.2. Специфика организации и особенности взаимодействия в детском коллективе 18
1.3 Педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимодействия в детском коллективе 32
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 41
2.1. Выявление уровня сформированности культуры взаимодействия младших школьников 41
2.2 Содержание, формы и методы поэтапного формирования и развития культуры взаимодействия в детском коллективе 50
2.3. Динамика сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе 59
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования определена переменами окружающей действительности. Эти перемены привели к необходимости создания благоприятного и комфортного микроклимата в детском коллективе. Это же послужило толчком к возникновению новых ценностей, новых целей образования, стремлений и направлений совершенствования системы преподавания, так же обозначены новые требования к уровням воспитанности и образованности младших школьников.
На сегодняшний день перед педагогом стоит острая проблема формирования у школьников определенных личностных качеств. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту на первом плане сейчас находится формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Особую роль играют личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие умения соотносить поступки с этическими принципами, принятие моральных норм и умение выделять нравственный аспект своего поведения.
Успешность социализации личности напрямую связана с уровнем культуры взаимодействия в системе межличностных отношений.
Этой основной идее соответствует возрастающая роль детских коллективов в сегодняшней действительности. Это актуализирует проблему формирования культуры взаимодействия, а также определяет важность глубокого изучения сущности коллектива младших школьников и выявления специфики его развития как воспитывающей среды. Общаясь одноклассниками, ученик испытывает разнообразные эмоции, влияющие и формирующие поведение. Для благоприятного развития ребенка необходимо получать удовлетворение от общения и взаимодействия с коллективом. Без позитивного настроя и взаимного уважения внутри группы ни один из членов коллектива не сможет получить наслаждения и удовлетворения.
В настоящее время достаточно актуальна тема изучения коллектива. Каждый человек существует и развивается в цепочке взаимоотношений с окружающей его действительностью. Упомянутая цепочка является разносторонней. Одной из важнейших сторон являются отношения человека к человеку.
Несмотря на многочисленность трудов по проблемам группового и коллективного взаимодействия педагогами не принята единая концепция и терминология изучения культуры взаимодействия у младших школьников в детском коллективе.
Сущность формирования культуры взаимодействия у младших школьников понимается в цепочке существующих противопоставлений. Эти противопоставления «с одной стороны, показывают общие проблемы и недостатки повышения качественного воспитания культуры взаимодействия, с другой - делают акцент на необходимость направленного воздействия на деятельность детского коллектива.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: поиск условий, которые способствуют формированию культуры взаимодействия в детском коллективе.»
На сегодняшний день имеется несколько направлений изучения культуры взаимодействия. В работах В.И. Вачкова, Е.В. Коротаевой, В.Ф. Рябчикова, Л.Е. Федотовой главную роль играет межличностное взаимодействие. Выделяется сущность и роль взаимодействия в пространстве личности. «Это является основанием для рассмотрения взаимодействия как междисциплинарного феномена, в нем постоянно меняется тактика и стратегия выстраивания позитивных взаимодействий.
Изменение тактики построения взаимоотношений объясняют поиск различных планов развития взаимодействия» на всех ступенях системы образования.
Основные подходы к осуществлению взаимодействия в педагогическом процессе находят своё отражение в работах Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Г.А. Цукерман. По мнению исследователей, существенно важным является то, что для процесса развития личности необходимо создавать почву взаимодействия. Любое воспитание, будь то в семье или школе, преследует временные цели, связанные с потребностями общества, при этом важно развивать через воспитывающие ситуации, совместный поиск истины, разнообразную совместную деятельность.
Все выше упомянутое подводит к мысли о том, что руководитель детского коллектива организует позитивное взаимодействие целенаправленно. «Позитивное взаимодействие способствует предупреждению конфликтов и ситуаций отчужденности в сотрудничестве. Существует педагогическая стратегия, в основе которой лежит индивидуализация, дифференциация и реализация способностей личности. Это позволяет расширять контакты межличностного взаимодействия, с учетом этапов развития детского коллектива.
Объект исследования: процесс формирования культуры взаимодействия участников детского коллектива.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования культуры взаимодействия в детском коллективе во внеурочной деятельности.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс формирования у» младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе будет эффективным, если:
1) разработана модель формирования культуры взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) содержательный компонент разработанной модели представляет собой программу внеурочной деятельности;
3) огранизационно-методический комплекс разработанной модели включает в себя проектную деятельность.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью уточнения содержания понятия «культура взаимодействия»;
2) выявить уровни сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе;
3) создать программу внеурочной деятельности, способствующую формированию культуры взаимодействия участников детского коллектива;
4) доказать эффективность педагогических условий формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
Теоретическую основу исследования составляют ведущие положения психологии и педагогики:
• теория взаимодействия, диалога в формировании культуры взаимодействия в процессе общения (В.С. Библер, Е.В. Коротаева, В.В. Рябчиков, Е.Л. Федотова и др.);
• идеи о культуре взаимодействия как новообразовании в ходе развития коллектива (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др.);
• учения теории коллектива, групповой деятельности как условия развития личности (А.Г. Ковалев, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы методы теоретического и эмпирического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование; методы устного и письменно опроса; социометрия, наблюдение.
Этапы исследования. Диссертация резюмирует результаты исследования, которое проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа.
На первом этапе (2016 год) - опытно-поисковом - исследовалась социологическая, психолого-педагогическая литература по теме исследования; уточнялся аппарат исследования (предмет, гипотеза, этапы, задачи и направление исследования); были организованы констатирующие экспериментальные срезы; результаты срезов были использованы в дальнейшей работе.
На втором этапе (2017 год) - теоретико-проектировочном - велось теоретическое обоснование, внедрение в деятельность учащихся ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска разработанной нами программы внеурочной деятельности «От идей к проекту».
На третьем этапе (2018 год) - экспериментально-обобщающем - была организована экспериментальная работа; оценены результаты формирующего этапа эксперимента, уточнены положения, выносимые на защиту; сформулированы выводы и заключение; определены перспективы дальнейшего развития проблемы исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева г. Жигулевска.
Новизна исследования состоит в том, что:
- разработана модель формирования культуры взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности;
- предложен и обоснован иной подход в вопросе формирования межличностных отношений как сложного процесса основанного на культуре взаимодействия, обеспечивающего сведение увлечений индивида и коллектива; становление каждого из членов детского коллектива с упрочнением собственной позиции по отношению к окружающим, и к деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущностно-содержательная характеристика и специфика культуры взаимодействия в детском коллективе, определены формы и методы организации внеурочной воспитательной деятельности по формированию у младших школьников культуры взаимодействия.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается объяснением исходных теоретических положений, использованием группы методов, согласно цели и задачам исследования, результатам опытно-экспериментальной работы в условиях педагогического процесса в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы внеурочной деятельности «От идей к проекту», способствующей формированию у младших школьников культуры взаимодействия. Данная программа может быть использована классными руководителями учащихся начальных классов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Культура взаимодействия в детском коллективе представляет собой связь субъектов деятельности, приводящей к изменению способов установления контакта, продолжению отношений доверительного характера, открытию индивидуальных потенциалов и достижению положительных итогов совместных действий.
2. Включенная в модель программа внеурочной деятельности «От идей к проекту» представляет инновационное использование средств деятельности учащихся. Разработанная нами программа включает в себя средства проектной деятельности младших школьников, совместную работу в парах и малых группах. Данные формы работы способствуют формированию знаний учащихся, креативных и коммуникативных качеств, которые обусловлены важностью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающей среды («принимать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе»).
3. Формирование культуры взаимодействия - это направленный воспитательный процесс изменяющихся взаимоотношений. Данный процесс связан с изменением идеи сотрудничества на различных ступенях развития группы, а также, с изменением ценностного отношения к культуре совместной деятельности. Основным принципом общения становится открытость и сотрудничество.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась на базе ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска. Результаты исследования докладывались на заседаниях методического и педагогического советов ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска.
По проблеме исследования опубликовано 4 статьи.
Цель и задачи исследования способствовали установлению следующей структуре диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
На сегодняшний день перед педагогом стоит острая проблема формирования у школьников определенных личностных качеств. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту на первом плане сейчас находится формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Особую роль играют личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие умения соотносить поступки с этическими принципами, принятие моральных норм и умение выделять нравственный аспект своего поведения.
Успешность социализации личности напрямую связана с уровнем культуры взаимодействия в системе межличностных отношений.
Этой основной идее соответствует возрастающая роль детских коллективов в сегодняшней действительности. Это актуализирует проблему формирования культуры взаимодействия, а также определяет важность глубокого изучения сущности коллектива младших школьников и выявления специфики его развития как воспитывающей среды. Общаясь одноклассниками, ученик испытывает разнообразные эмоции, влияющие и формирующие поведение. Для благоприятного развития ребенка необходимо получать удовлетворение от общения и взаимодействия с коллективом. Без позитивного настроя и взаимного уважения внутри группы ни один из членов коллектива не сможет получить наслаждения и удовлетворения.
В настоящее время достаточно актуальна тема изучения коллектива. Каждый человек существует и развивается в цепочке взаимоотношений с окружающей его действительностью. Упомянутая цепочка является разносторонней. Одной из важнейших сторон являются отношения человека к человеку.
Несмотря на многочисленность трудов по проблемам группового и коллективного взаимодействия педагогами не принята единая концепция и терминология изучения культуры взаимодействия у младших школьников в детском коллективе.
Сущность формирования культуры взаимодействия у младших школьников понимается в цепочке существующих противопоставлений. Эти противопоставления «с одной стороны, показывают общие проблемы и недостатки повышения качественного воспитания культуры взаимодействия, с другой - делают акцент на необходимость направленного воздействия на деятельность детского коллектива.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: поиск условий, которые способствуют формированию культуры взаимодействия в детском коллективе.»
На сегодняшний день имеется несколько направлений изучения культуры взаимодействия. В работах В.И. Вачкова, Е.В. Коротаевой, В.Ф. Рябчикова, Л.Е. Федотовой главную роль играет межличностное взаимодействие. Выделяется сущность и роль взаимодействия в пространстве личности. «Это является основанием для рассмотрения взаимодействия как междисциплинарного феномена, в нем постоянно меняется тактика и стратегия выстраивания позитивных взаимодействий.
Изменение тактики построения взаимоотношений объясняют поиск различных планов развития взаимодействия» на всех ступенях системы образования.
Основные подходы к осуществлению взаимодействия в педагогическом процессе находят своё отражение в работах Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Г.А. Цукерман. По мнению исследователей, существенно важным является то, что для процесса развития личности необходимо создавать почву взаимодействия. Любое воспитание, будь то в семье или школе, преследует временные цели, связанные с потребностями общества, при этом важно развивать через воспитывающие ситуации, совместный поиск истины, разнообразную совместную деятельность.
Все выше упомянутое подводит к мысли о том, что руководитель детского коллектива организует позитивное взаимодействие целенаправленно. «Позитивное взаимодействие способствует предупреждению конфликтов и ситуаций отчужденности в сотрудничестве. Существует педагогическая стратегия, в основе которой лежит индивидуализация, дифференциация и реализация способностей личности. Это позволяет расширять контакты межличностного взаимодействия, с учетом этапов развития детского коллектива.
Объект исследования: процесс формирования культуры взаимодействия участников детского коллектива.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования культуры взаимодействия в детском коллективе во внеурочной деятельности.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс формирования у» младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе будет эффективным, если:
1) разработана модель формирования культуры взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) содержательный компонент разработанной модели представляет собой программу внеурочной деятельности;
3) огранизационно-методический комплекс разработанной модели включает в себя проектную деятельность.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью уточнения содержания понятия «культура взаимодействия»;
2) выявить уровни сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе;
3) создать программу внеурочной деятельности, способствующую формированию культуры взаимодействия участников детского коллектива;
4) доказать эффективность педагогических условий формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
Теоретическую основу исследования составляют ведущие положения психологии и педагогики:
• теория взаимодействия, диалога в формировании культуры взаимодействия в процессе общения (В.С. Библер, Е.В. Коротаева, В.В. Рябчиков, Е.Л. Федотова и др.);
• идеи о культуре взаимодействия как новообразовании в ходе развития коллектива (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др.);
• учения теории коллектива, групповой деятельности как условия развития личности (А.Г. Ковалев, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы методы теоретического и эмпирического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование; методы устного и письменно опроса; социометрия, наблюдение.
Этапы исследования. Диссертация резюмирует результаты исследования, которое проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа.
На первом этапе (2016 год) - опытно-поисковом - исследовалась социологическая, психолого-педагогическая литература по теме исследования; уточнялся аппарат исследования (предмет, гипотеза, этапы, задачи и направление исследования); были организованы констатирующие экспериментальные срезы; результаты срезов были использованы в дальнейшей работе.
На втором этапе (2017 год) - теоретико-проектировочном - велось теоретическое обоснование, внедрение в деятельность учащихся ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска разработанной нами программы внеурочной деятельности «От идей к проекту».
На третьем этапе (2018 год) - экспериментально-обобщающем - была организована экспериментальная работа; оценены результаты формирующего этапа эксперимента, уточнены положения, выносимые на защиту; сформулированы выводы и заключение; определены перспективы дальнейшего развития проблемы исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева г. Жигулевска.
Новизна исследования состоит в том, что:
- разработана модель формирования культуры взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности;
- предложен и обоснован иной подход в вопросе формирования межличностных отношений как сложного процесса основанного на культуре взаимодействия, обеспечивающего сведение увлечений индивида и коллектива; становление каждого из членов детского коллектива с упрочнением собственной позиции по отношению к окружающим, и к деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущностно-содержательная характеристика и специфика культуры взаимодействия в детском коллективе, определены формы и методы организации внеурочной воспитательной деятельности по формированию у младших школьников культуры взаимодействия.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается объяснением исходных теоретических положений, использованием группы методов, согласно цели и задачам исследования, результатам опытно-экспериментальной работы в условиях педагогического процесса в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы внеурочной деятельности «От идей к проекту», способствующей формированию у младших школьников культуры взаимодействия. Данная программа может быть использована классными руководителями учащихся начальных классов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Культура взаимодействия в детском коллективе представляет собой связь субъектов деятельности, приводящей к изменению способов установления контакта, продолжению отношений доверительного характера, открытию индивидуальных потенциалов и достижению положительных итогов совместных действий.
2. Включенная в модель программа внеурочной деятельности «От идей к проекту» представляет инновационное использование средств деятельности учащихся. Разработанная нами программа включает в себя средства проектной деятельности младших школьников, совместную работу в парах и малых группах. Данные формы работы способствуют формированию знаний учащихся, креативных и коммуникативных качеств, которые обусловлены важностью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающей среды («принимать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе»).
3. Формирование культуры взаимодействия - это направленный воспитательный процесс изменяющихся взаимоотношений. Данный процесс связан с изменением идеи сотрудничества на различных ступенях развития группы, а также, с изменением ценностного отношения к культуре совместной деятельности. Основным принципом общения становится открытость и сотрудничество.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась на базе ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска. Результаты исследования докладывались на заседаниях методического и педагогического советов ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска.
По проблеме исследования опубликовано 4 статьи.
Цель и задачи исследования способствовали установлению следующей структуре диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, определяются выводы, формулируются перспективы дальнейшего рассмотрения проблемы исследования.
Проведенное исследование способствовало выявлению сущностных характеристик взаимодействия, культуры взаимодействия, культуры взаимодействия в детском коллективе. Анализ литературных источников позволил установить, что взаимодействие в детском коллективе представляет собой систему контактов, способствующих и взаимопониманию, и соучастию в деятельности, что позволяет рационально выстраивать логику усвоения ценности культуры взаимодействия.
Обосновано, что оптимальность формирования культуры взаимодействия в детском коллективе напрямую зависит от умения устанавливать контакты, основываясь на диалоге, открытости, сотрудничества. Такие основы способствуют расширению межличностных контактов, повышению культуру взаимодействия и снижению негативных явлений, таких как: дискомфорт межличностных отношений и отчуждение.
На основании теоретического создана теоретическая модель формирования культуры взаимодействия участников детского коллектива, включающей следующие компоненты: целевой, организационно-деятельностный, оценочно-результативный.
Для практической апробации эффективности теоретической модели был организован и проведен педагогический эксперимент на базе ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева г. Жигулевска.
Проведенный эксперимент полностью подтвердил гипотезу нашего исследования и позволил сделать следующие выводы:
• младший школьный возраст - наиболее ответственный период. Здесь происходит первоначальное становление личности школьника. В общении ребенка наблюдаются довольно сложные взаимоотношения, наибольшим образом воздействующие на формирование его личности;
• взаимодействие в детском коллективе - это процесс и результат налаживания контактов, связей, отношений, проявление активности, приводящих к созданию системы отношений через признание ценности общих интересов и целей деятельности;
• культура взаимодействия представляет собой совокупность взаимообусловленных контактов в окружении личности, которые основаны на сумме имеющихся знаний по этике, умениях сопоставлять интересы личности с интересами окружающих людей, действовать в команде, совершать адекватные поступки в интересах общего дела.
В нашем исследовании показано, каким образом внеурочная деятельность способна повысить уровень сформированности у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
На констатирующем этапе эксперимента при помощи диагностических методик был определен уровень сформированности у младших школьников культуры взаимодействия контрольной и экспериментальной групп.
В диссертации охарактеризованы уровни сформированности культуры взаимодействия младших школьников. Для формирования высокого уровня нами была разработана теоретическая модель формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе
По результатам исследования сформированность у младших школьников культуры взаимодействия в ЭГ высокие показатели выросли на 17%, средний уровень поднялся на 9%, а низкий уровень снизился на 26%.
Дополнительная совместная деятельность является эффективным фактором формирования у младших школьников культуры взаимодействия и внутригрупповых взаимоотношений. В нашем исследовании мы рассмотрели структуру, закономерности функционирования и развития детского коллектива в отношении каждого ученика. Большое внимание было уделено исследованиям отношений и предпочтений в классе, а также и развитию личности каждого школьника.
Подводя итоги, можно отметить, что формирование коллектива возможно только лишь при особенном отношении к общей внеурочной деятельности. Все это находит отражение в психологическом климате коллектива. Взаимодействие детей в классе является ведущим психологическим фактором развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют главную роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
Таким образом, разработанная нами модель способна результативно развивать культуру взаимодействия коллектива младших школьников. Каждый из учащихся оказывается включенным в процесс. Данный процесс учитывает возрастные особенности личности и формирует у него коммуникативные умения, которые необходимы для современного школьника.
Данное исследование подтвердило гипотезу нашего исследования. Цель исследования можно считать достигнутой.
Проведенное исследование способствовало выявлению сущностных характеристик взаимодействия, культуры взаимодействия, культуры взаимодействия в детском коллективе. Анализ литературных источников позволил установить, что взаимодействие в детском коллективе представляет собой систему контактов, способствующих и взаимопониманию, и соучастию в деятельности, что позволяет рационально выстраивать логику усвоения ценности культуры взаимодействия.
Обосновано, что оптимальность формирования культуры взаимодействия в детском коллективе напрямую зависит от умения устанавливать контакты, основываясь на диалоге, открытости, сотрудничества. Такие основы способствуют расширению межличностных контактов, повышению культуру взаимодействия и снижению негативных явлений, таких как: дискомфорт межличностных отношений и отчуждение.
На основании теоретического создана теоретическая модель формирования культуры взаимодействия участников детского коллектива, включающей следующие компоненты: целевой, организационно-деятельностный, оценочно-результативный.
Для практической апробации эффективности теоретической модели был организован и проведен педагогический эксперимент на базе ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева г. Жигулевска.
Проведенный эксперимент полностью подтвердил гипотезу нашего исследования и позволил сделать следующие выводы:
• младший школьный возраст - наиболее ответственный период. Здесь происходит первоначальное становление личности школьника. В общении ребенка наблюдаются довольно сложные взаимоотношения, наибольшим образом воздействующие на формирование его личности;
• взаимодействие в детском коллективе - это процесс и результат налаживания контактов, связей, отношений, проявление активности, приводящих к созданию системы отношений через признание ценности общих интересов и целей деятельности;
• культура взаимодействия представляет собой совокупность взаимообусловленных контактов в окружении личности, которые основаны на сумме имеющихся знаний по этике, умениях сопоставлять интересы личности с интересами окружающих людей, действовать в команде, совершать адекватные поступки в интересах общего дела.
В нашем исследовании показано, каким образом внеурочная деятельность способна повысить уровень сформированности у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
На констатирующем этапе эксперимента при помощи диагностических методик был определен уровень сформированности у младших школьников культуры взаимодействия контрольной и экспериментальной групп.
В диссертации охарактеризованы уровни сформированности культуры взаимодействия младших школьников. Для формирования высокого уровня нами была разработана теоретическая модель формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе
По результатам исследования сформированность у младших школьников культуры взаимодействия в ЭГ высокие показатели выросли на 17%, средний уровень поднялся на 9%, а низкий уровень снизился на 26%.
Дополнительная совместная деятельность является эффективным фактором формирования у младших школьников культуры взаимодействия и внутригрупповых взаимоотношений. В нашем исследовании мы рассмотрели структуру, закономерности функционирования и развития детского коллектива в отношении каждого ученика. Большое внимание было уделено исследованиям отношений и предпочтений в классе, а также и развитию личности каждого школьника.
Подводя итоги, можно отметить, что формирование коллектива возможно только лишь при особенном отношении к общей внеурочной деятельности. Все это находит отражение в психологическом климате коллектива. Взаимодействие детей в классе является ведущим психологическим фактором развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют главную роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
Таким образом, разработанная нами модель способна результативно развивать культуру взаимодействия коллектива младших школьников. Каждый из учащихся оказывается включенным в процесс. Данный процесс учитывает возрастные особенности личности и формирует у него коммуникативные умения, которые необходимы для современного школьника.
Данное исследование подтвердило гипотезу нашего исследования. Цель исследования можно считать достигнутой.
Подобные работы
- Формирование у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОВЗ ПРИ ВНЕДРЕНИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2016 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования направленности личности младшего школьника
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021





