ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 10
1.1. Понятие «культуры взаимодействия» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 10
1.2. Специфика организации и особенности взаимодействия в детском коллективе 18
1.3 Педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимодействия в детском коллективе 32
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 41
2.1. Выявление уровня сформированности культуры взаимодействия младших школьников 41
2.2 Содержание, формы и методы поэтапного формирования и развития культуры взаимодействия в детском коллективе 50
2.3. Динамика сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе 59
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования определена переменами окружающей действительности. Эти перемены привели к необходимости создания благоприятного и комфортного микроклимата в детском коллективе. Это же послужило толчком к возникновению новых ценностей, новых целей образования, стремлений и направлений совершенствования системы преподавания, так же обозначены новые требования к уровням воспитанности и образованности младших школьников.
На сегодняшний день перед педагогом стоит острая проблема формирования у школьников определенных личностных качеств. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту на первом плане сейчас находится формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Особую роль играют личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие умения соотносить поступки с этическими принципами, принятие моральных норм и умение выделять нравственный аспект своего поведения.
Успешность социализации личности напрямую связана с уровнем культуры взаимодействия в системе межличностных отношений.
Этой основной идее соответствует возрастающая роль детских коллективов в сегодняшней действительности. Это актуализирует проблему формирования культуры взаимодействия, а также определяет важность глубокого изучения сущности коллектива младших школьников и выявления специфики его развития как воспитывающей среды. Общаясь одноклассниками, ученик испытывает разнообразные эмоции, влияющие и формирующие поведение. Для благоприятного развития ребенка необходимо получать удовлетворение от общения и взаимодействия с коллективом. Без позитивного настроя и взаимного уважения внутри группы ни один из членов коллектива не сможет получить наслаждения и удовлетворения.
В настоящее время достаточно актуальна тема изучения коллектива. Каждый человек существует и развивается в цепочке взаимоотношений с окружающей его действительностью. Упомянутая цепочка является разносторонней. Одной из важнейших сторон являются отношения человека к человеку.
Несмотря на многочисленность трудов по проблемам группового и коллективного взаимодействия педагогами не принята единая концепция и терминология изучения культуры взаимодействия у младших школьников в детском коллективе.
Сущность формирования культуры взаимодействия у младших школьников понимается в цепочке существующих противопоставлений. Эти противопоставления «с одной стороны, показывают общие проблемы и недостатки повышения качественного воспитания культуры взаимодействия, с другой - делают акцент на необходимость направленного воздействия на деятельность детского коллектива.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: поиск условий, которые способствуют формированию культуры взаимодействия в детском коллективе.»
На сегодняшний день имеется несколько направлений изучения культуры взаимодействия. В работах В.И. Вачкова, Е.В. Коротаевой, В.Ф. Рябчикова, Л.Е. Федотовой главную роль играет межличностное взаимодействие. Выделяется сущность и роль взаимодействия в пространстве личности. «Это является основанием для рассмотрения взаимодействия как междисциплинарного феномена, в нем постоянно меняется тактика и стратегия выстраивания позитивных взаимодействий.
Изменение тактики построения взаимоотношений объясняют поиск различных планов развития взаимодействия» на всех ступенях системы образования.
Основные подходы к осуществлению взаимодействия в педагогическом процессе находят своё отражение в работах Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Г.А. Цукерман. По мнению исследователей, существенно важным является то, что для процесса развития личности необходимо создавать почву взаимодействия. Любое воспитание, будь то в семье или школе, преследует временные цели, связанные с потребностями общества, при этом важно развивать через воспитывающие ситуации, совместный поиск истины, разнообразную совместную деятельность.
Все выше упомянутое подводит к мысли о том, что руководитель детского коллектива организует позитивное взаимодействие целенаправленно. «Позитивное взаимодействие способствует предупреждению конфликтов и ситуаций отчужденности в сотрудничестве. Существует педагогическая стратегия, в основе которой лежит индивидуализация, дифференциация и реализация способностей личности. Это позволяет расширять контакты межличностного взаимодействия, с учетом этапов развития детского коллектива.
Объект исследования: процесс формирования культуры взаимодействия участников детского коллектива.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования культуры взаимодействия в детском коллективе во внеурочной деятельности.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс формирования у» младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе будет эффективным, если:
1) разработана модель формирования культуры взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) содержательный компонент разработанной модели представляет собой программу внеурочной деятельности;
3) огранизационно-методический комплекс разработанной модели включает в себя проектную деятельность.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью уточнения содержания понятия «культура взаимодействия»;
2) выявить уровни сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе;
3) создать программу внеурочной деятельности, способствующую формированию культуры взаимодействия участников детского коллектива;
4) доказать эффективность педагогических условий формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
Теоретическую основу исследования составляют ведущие положения психологии и педагогики:
• теория взаимодействия, диалога в формировании культуры взаимодействия в процессе общения (В.С. Библер, Е.В. Коротаева, В.В. Рябчиков, Е.Л. Федотова и др.);
• идеи о культуре взаимодействия как новообразовании в ходе развития коллектива (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др.);
• учения теории коллектива, групповой деятельности как условия развития личности (А.Г. Ковалев, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы методы теоретического и эмпирического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование; методы устного и письменно опроса; социометрия, наблюдение.
Этапы исследования. Диссертация резюмирует результаты исследования, которое проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа.
На первом этапе (2016 год) - опытно-поисковом - исследовалась социологическая, психолого-педагогическая литература по теме исследования; уточнялся аппарат исследования (предмет, гипотеза, этапы, задачи и направление исследования); были организованы констатирующие экспериментальные срезы; результаты срезов были использованы в дальнейшей работе.
На втором этапе (2017 год) - теоретико-проектировочном - велось теоретическое обоснование, внедрение в деятельность учащихся ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска разработанной нами программы внеурочной деятельности «От идей к проекту».
На третьем этапе (2018 год) - экспериментально-обобщающем - была организована экспериментальная работа; оценены результаты формирующего этапа эксперимента, уточнены положения, выносимые на защиту; сформулированы выводы и заключение; определены перспективы дальнейшего развития проблемы исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева г. Жигулевска.
Новизна исследования состоит в том, что:
- разработана модель формирования культуры взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности;
- предложен и обоснован иной подход в вопросе формирования межличностных отношений как сложного процесса основанного на культуре взаимодействия, обеспечивающего сведение увлечений индивида и коллектива; становление каждого из членов детского коллектива с упрочнением собственной позиции по отношению к окружающим, и к деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущностно-содержательная характеристика и специфика культуры взаимодействия в детском коллективе, определены формы и методы организации внеурочной воспитательной деятельности по формированию у младших школьников культуры взаимодействия.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается объяснением исходных теоретических положений, использованием группы методов, согласно цели и задачам исследования, результатам опытно-экспериментальной работы в условиях педагогического процесса в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы внеурочной деятельности «От идей к проекту», способствующей формированию у младших школьников культуры взаимодействия. Данная программа может быть использована классными руководителями учащихся начальных классов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Культура взаимодействия в детском коллективе представляет собой связь субъектов деятельности, приводящей к изменению способов установления контакта, продолжению отношений доверительного характера, открытию индивидуальных потенциалов и достижению положительных итогов совместных действий.
2. Включенная в модель программа внеурочной деятельности «От идей к проекту» представляет инновационное использование средств деятельности учащихся. Разработанная нами программа включает в себя средства проектной деятельности младших школьников, совместную работу в парах и малых группах. Данные формы работы способствуют формированию знаний учащихся, креативных и коммуникативных качеств, которые обусловлены важностью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающей среды («принимать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе»).
3. Формирование культуры взаимодействия - это направленный воспитательный процесс изменяющихся взаимоотношений. Данный процесс связан с изменением идеи сотрудничества на различных ступенях развития группы, а также, с изменением ценностного отношения к культуре совместной деятельности. Основным принципом общения становится открытость и сотрудничество.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась на базе ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска. Результаты исследования докладывались на заседаниях методического и педагогического советов ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева Г. Жигулевска.
По проблеме исследования опубликовано 4 статьи.
Цель и задачи исследования способствовали установлению следующей структуре диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, определяются выводы, формулируются перспективы дальнейшего рассмотрения проблемы исследования.
Проведенное исследование способствовало выявлению сущностных характеристик взаимодействия, культуры взаимодействия, культуры взаимодействия в детском коллективе. Анализ литературных источников позволил установить, что взаимодействие в детском коллективе представляет собой систему контактов, способствующих и взаимопониманию, и соучастию в деятельности, что позволяет рационально выстраивать логику усвоения ценности культуры взаимодействия.
Обосновано, что оптимальность формирования культуры взаимодействия в детском коллективе напрямую зависит от умения устанавливать контакты, основываясь на диалоге, открытости, сотрудничества. Такие основы способствуют расширению межличностных контактов, повышению культуру взаимодействия и снижению негативных явлений, таких как: дискомфорт межличностных отношений и отчуждение.
На основании теоретического создана теоретическая модель формирования культуры взаимодействия участников детского коллектива, включающей следующие компоненты: целевой, организационно-деятельностный, оценочно-результативный.
Для практической апробации эффективности теоретической модели был организован и проведен педагогический эксперимент на базе ГБОУ СОШ №7 имени Героя Советского Союза Ф.И. Ткачева г. Жигулевска.
Проведенный эксперимент полностью подтвердил гипотезу нашего исследования и позволил сделать следующие выводы:
• младший школьный возраст - наиболее ответственный период. Здесь происходит первоначальное становление личности школьника. В общении ребенка наблюдаются довольно сложные взаимоотношения, наибольшим образом воздействующие на формирование его личности;
• взаимодействие в детском коллективе - это процесс и результат налаживания контактов, связей, отношений, проявление активности, приводящих к созданию системы отношений через признание ценности общих интересов и целей деятельности;
• культура взаимодействия представляет собой совокупность взаимообусловленных контактов в окружении личности, которые основаны на сумме имеющихся знаний по этике, умениях сопоставлять интересы личности с интересами окружающих людей, действовать в команде, совершать адекватные поступки в интересах общего дела.
В нашем исследовании показано, каким образом внеурочная деятельность способна повысить уровень сформированности у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе.
На констатирующем этапе эксперимента при помощи диагностических методик был определен уровень сформированности у младших школьников культуры взаимодействия контрольной и экспериментальной групп.
В диссертации охарактеризованы уровни сформированности культуры взаимодействия младших школьников. Для формирования высокого уровня нами была разработана теоретическая модель формирования у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе
По результатам исследования сформированность у младших школьников культуры взаимодействия в ЭГ высокие показатели выросли на 17%, средний уровень поднялся на 9%, а низкий уровень снизился на 26%.
Дополнительная совместная деятельность является эффективным фактором формирования у младших школьников культуры взаимодействия и внутригрупповых взаимоотношений. В нашем исследовании мы рассмотрели структуру, закономерности функционирования и развития детского коллектива в отношении каждого ученика. Большое внимание было уделено исследованиям отношений и предпочтений в классе, а также и развитию личности каждого школьника.
Подводя итоги, можно отметить, что формирование коллектива возможно только лишь при особенном отношении к общей внеурочной деятельности. Все это находит отражение в психологическом климате коллектива. Взаимодействие детей в классе является ведущим психологическим фактором развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют главную роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
Таким образом, разработанная нами модель способна результативно развивать культуру взаимодействия коллектива младших школьников. Каждый из учащихся оказывается включенным в процесс. Данный процесс учитывает возрастные особенности личности и формирует у него коммуникативные умения, которые необходимы для современного школьника.
Данное исследование подтвердило гипотезу нашего исследования. Цель исследования можно считать достигнутой.
1. Аминов Н. А., Янковская М. Б. Методическое руководство по измерению социально-психологического климата образовательных учреждений. М. : Московский государственный психолого-педагогический институт, 1999. 108 с.
2. Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия // Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома. М. : Аспект Пресс, 2001. С. 107-110.
3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. М. : Наука, 2003. 224 с.
4. Арамова П. И. Выбор младшего школьника в ходе групповой воспитывающей деятельности // Начальная школа. 2015. №5. С. 22.
5. Ахметжанова Г. В., Руденко И. В., Груздова И. В. Бакалаврская работа по педагогике : учеб.-метод. Пособие. Тольятти : ТГУ, 2011. 63 с.
6. Батырева С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младшего школьника // Начальная школа. 2015. № 11. С. 32.
7. Белобородов Н. В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. М. : АРКТИ, 2007. 104 с.
8. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. СПб. : Питер, 2003. 272 с.
9. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения / сост. С.В. Низова, Е.Л. Харчевнокова. Владимир: ВИПКРО, 2012. 32 с.
10. Воронов В. В. Педагогика школы: новый стандарт. Учебное пособие для студентов-педагогов и учителей. М. : Педагогическое общество России, 2012.
11. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. 4-е изд. М. : Академия, 2000. 288 с.
12. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М. : МАСС, 2002. 157 с.
13. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2014. 223 с.
14. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М. : МГУ, 2000. 128 с.
15. Дуброва М. В. Начальная школа: анализ современного состояния и проблемы // Начальная школа. 2013. № 8. С. 3.
...