Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Физическая культура и спорт как социальные феномены здорового образа жизни горожан (на примере г. о. Тольятти)

Работа №106800

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению физической культуры и
спорта как феноменов здорового образа жизни горожан 8
1.1. Физическая культура и спорт в структуре современного здорового
образа жизни горожан 8
1.2. Методологические принципы анализа физической культуры и спорта в
социологии 17
Глава 2. Эмпирический опыт исследования отношения людей к
спортивной и физкультурной деятельности 26
2.1. Сравнительный анализ отношения жителей города Тольятти к
спортивной и физкультурной деятельности при помощи анкетирования 26
2.2. Социологический анализ экспертных интервью о физической культуре и спорте как социальных феноменов здорового образа жизни горожан Тольятти 35
Заключение 43
Список используемой литературы и источников 46
Приложение

Актуальность темы исследования. Физическая культура и спорт - важные социальные феномены, давно вызвавшие интерес социологов- практиков многих стран. Россия в развитии данной области знаний отстает от других стран, в связи с тем, что существует мнение о том, что заниматься исследованиями спорта могут лишь спортивные науки. Спорт в наше время получает огромное внимание со стороны государственных и общественных организаций, СМИ, частных лиц. Физическая культура и спорт помогают людям укреплять и сохранять здоровье. В феномене спорта есть что-то парадоксальное. С одной стороны, все больше людей начинают заниматься физкультурой и спортом, спорт уже давно повседневно обсуждается в новостях, с связи с чем можно предположить, что спорт - это необходимая составная часть нынешней жизни; с иной стороны, спорту по той же причине можно дать характеристику феномена, который имеет отношение совершенно ко всем этапам и культурам. В нынешнее время на всех людей оказывается сильнейшее культурное давление, которое вынуждает нас вести спортивный образ жизни и «играть» в какие-либо спортивные игры.
Социология физической культуры и спорта находится в двух областях: спортивной и социологической. В связи с этим, изучая социологию физической культуры и спорта, у ученых возникает ряд проблем.
Для самореализации индивида в любой области деятельности существует условие - здоровье. Плохое здоровье может перекрыть путь к какой-либо человеческой деятельности. Проблема формирования здорового образа жизни, повышения качества и уровня здоровья на данном этапе развития в России должна получить комплексное системное решение на самом высоком уровне.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что все стороны человеческой жизни, в конце концов, обуславливаются уровнем здоровья. Он включает как «вещную» структуру (физическое состояние здоровья), так и духовно-практическую сущность развертывания креативных дарований индивида (психическое состояние здоровья), его целостного многостороннего развития (социальный аспект здоровья). Уровень и качество жизни индивида напрямую зависят от уровня и качества его здоровья.
Степень научной разработанности темы. В России проблема здоровья людей и ее взаимосвязь с занятиями физической культурой и спортом входит в приоритетные задачи общественного и социального развития.
Изучали здоровый образ жизни И. С. Краснов, Ю. В. Валентик, A. В. Мартыненко, В. А. Полесский, В. А. Понамарчук, В. И. Столяров, О. А. Мильштейн, В. К. Бальеевич, П. А. Виноградов, Н. Д. Граевская.
Взаимосвязь здоровья индивида и здорового образа жизни с физической культурой и спортом была отражена в научных исследованиях В. М. Выдрина, Н. И. Пономарева, Л. И. Лубышевой, В. К. Бальеевича, В. И. Столярова.
Вопросом проблематики социологического исследования физической культуры и спорта занимались такие ученые, как М. А. Арвисто, В. А. Артемов, П. А. Виноградов, К. Вайс, В. М. Выдрин, В. И. Жолдак, А. Ингрэм, З. Кравчик, Дж. С. Кеньон, Т. И. Кукушкин, Н. В. Коротаева, П. Ф. Лесгафт, Дж. У. Лой, Г. Люшен, О. А. Мильштейн, Н. И. Пономарев, К. Пэйдж, Н. А. Семашко,
B. И. Столяров, Дж. Таламини, Е. В. Утишева, К. Хаммерих, К. Хайнеманн, Н. Хардт, В. И. Чеботкевич, М. А. Якобсон.
Предметом исследования выступает - физическая культура и спорт как социальные феномены здорового образа жизни горожан (на примере г.о. Тольятти).
Объектом исследования выступает - социологическая характеристика физической культуры и спорта как социальных явлений в структуре современного здорового образа жизни горожан.
Цель бакалаврской работы - изучение физической культуры и спорта как социальных феноменов в контексте здорового образа жизни горожан.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть физическую культуру и спорт в структуре современного здорового образа жизни горожан;
2. Раскрыть методологические принципы анализа физической культуры и спорта в социологии;
3. Проанализировать отношение жителей города к спортивной и физкультурной деятельности;
4. Проинтерпретировать экспертные интервью о физической культуре и спорте как социальных феноменов здорового образа жизни горожан Тольятти.
Теоретико-методологическая база исследования. Данная работа опирается на ряд подходов:
1. Феноменологический подход (П. Бергер, Г. Гарфинкель, Т. Лукман, А. Сикурел, Э. Тириакьян, А. Шюц и другие) позволяет нам изучить отношение людей к спорту в повседневности.
2. Аксиологический (ценностный) подход (А. Б. Гофман, Н. И. Лапин, М. Рокич, В. А. Ядов) дает возможность изучить спорт как ценность для индивида.
3. Физкультурно-деятельностный подход рассматривает проблемы формирования спортивной культуры личности в контексте раскрытия сущности и содержания понятия спорта как вида человеческой физкультурной деятельности.
4. Концепция объектной области социологии физической культуры и спорта В. И. Столярова включает в себя три относительно самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой объекта: соматическую (физическую) культуру, физкультурную деятельность и спорт [30].
5. Социо-культурологическая парадигма наполняет сущность физической деятельности новым пониманием современных исследований в физическом образовании.
Эмпирическая база исследования: Анкетный опрос N=200
респондентов, экспертное стандартизированное интервью N=7 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырёх параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении хочется отметить, что физическая культура и спорт занимают важную роль в жизни человека. Занятия физической культурой и спортом укрепляют силу воли, дисциплинирует людей. Занятия физкультурой необходимы каждому человеку в любом возрасте. Дети и подростки благодаря спорту гармонично развиваются, у взрослых же повышается работоспособность и укрепляется здоровье, а пожилым людям физкультура поможет замедлить негативные изменения.
Мы провели анкетирование и интервью, в ходе которых изучались отношения жителей города к физкультурной и спортивной деятельности и мнения экспертов о физической культуре и спорте как феноменах здорового образа жизни в г. Тольятти. По результатам анкетирования мы можем сказать, что респонденты знают, что такое здоровый образ жизни, но придерживаются его лишь половина, больше половины опрошенных не знакомы с концепцией здорового образа жизни в России и Самарской области. Чаще респонденты занимаются физической культурой и спортом для хорошей физической формы, совершенствования фигуры и для того, чтобы быть здоровым. Большинство респондентов оценивают условия для занятий физической культурой и спортом как удовлетворительные. Более проблематичными респонденты считают возможности для спортивной карьеры и организацию соревнований. Физическая культура и спорт - это развитие общества и условия для спортивной деятельности должны быть на высоком уровне. Можно отметить, что взгляды на условия для спортивной деятельности у девушек и юношей практически одинаковые, однако девушки дают условиям оценку чуть ниже, чем юноши. Юноши более позитивно оценивают развитие спорта в городе.
Гипотезы исследования, выдвигаемые в начале, подтвердились практически все, кроме одной. Девушки действительно менее удовлетворены условиями для занятий физической культурой и спортом. Также юноши позитивнее оценивают возможности для спортивной карьеры. Также респонденты действительно не знают о концепции ЗОЖ в России/Самарской области. Физическая культура и спорт действительно оказывают оздоровительное воздействие на человека. Не подтвердилась лишь гипотеза о том, что девушки больше ведут здоровый образ жизни, чем юноши.
Главной задачей в рамках нашего исследования было сравнение взглядов девушек и юношей на отношение жителей города Тольятти к спортивной и физкультурной деятельности. Мы увидели, что взгляды девушек и юношей практически совпадают. Различия в ответах несомненно есть, но они незначительны.
Исходя из результатов экспертного интервью, мы видим, что физическая культура и спорт оказывают оздоровительное воздействие на людей при грамотном подходе к занятиям. Физическая культура и спорт играют важную роль в здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни помогает людям сохранять и укреплять свое здоровье. Концепция ЗОЖ нужна для привлечения людей к здоровому образу жизни, знание о такой концепции несомненно поможет человеку разобраться в том, что же такое ЗОЖ и как его вести. Также кроме концепции ЗОЖ можно использовать различные мероприятия, которые могут привлечь людей к здоровому образу жизни.
В заключении хотелось бы сказать, что спорт и физическая культура помогает людям оставаться более здоровыми, сильными физически и духовно, а также дает нам энергию и делает нас счастливыми. Заниматься спортом и физкультурой важно и нужно, ведь это повлияет на будущее поколение.
Для привлечения людей к спорту и физкультуре необходимо создать надлежащие условия для спортивных занятий. Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.



1. Акчурин, Б. Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дисс... на соиск. учен. степени док. филос. наук. Уфа. - 2005. - 315 с.
2. Бальеевич В. К. Физическая культура для всех и каждого // М: Физкультура и спорт, 1988-2007.
3. Бальеевич В. К., Кузьменко Г. А. Методика развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности // М. Советский спорт. - 2010.
4. Власова Ж. Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2009. -№1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-v-formirovanii- zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 12.09.2018 г.).
5. Власова, Ж. Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1. - С. 58-62.
6. Засимова Л. С., Колосницына М. Г. Формирование здорового образа
жизни у российской молодежи: возможности и ограничения государственной политики (по материалам выборочных исследований) // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. - №4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-rossiyskoy- molodezhi-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-gosudarstvennoy-politiki-po-materialam (дата обращения: 14.12.2018 г.).
7. Иванова Т. Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // КНЖ. - 2017. - №2 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsioekologicheskiy-potentsial-fizicheskoy-kultury- i-sporta-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka (дата обращения: 13.12.2018 г.).
8. Иванова Т. Н. Спорт как социальный феномен в условиях современного пространства г. о. Тольятти // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры IV Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. под ред. В.Ф. Балашовой и Т.А. Хорошевой. 2015. - С. 96 - 105.
9. Иванова Т. Н. Физическая культура и спорт в жизни современного человека как феномен повседневности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 38. - С. 8 - 13. - URL: http://e- koncept.ru/2016/56799.htm. (дата обращения: 13.12.2018 г.).
10. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. Советское
здравоохранение, 1984. - № 11. - С. 8-11.
11. Концепция здорового образа жизни и профилактики заболеваний в
Саратовской области до 2025 года - URL:
http://docs.cntd.ru/document/933020046 (дата обращения: 23.09.2018 г.)
12. Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года - URL: http://www.medprofural.ru (дата обращения: 23.09.2018 г.)
13. Кравченко, А. И. Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга. - 2010. - С. 124.
14. Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2. - С. 61 - 63.
15. Кузнецов, П. К. Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 152. - 165 с.
16. Лубышева Л. И. Концепция физического воспитания: методология развития и технологии реализации изд-во ФК. - 1996.
17. Малинин, А. М., Аронов Г. З. Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы // Проблемы современной экономики. - 2012. - №3. - 235 с.
18. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. М.: Медицина. - 1988.
19. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт; СпортАкадемПрес. - 2011. - 312 с.
20. Михайлова Т. А., Студеникина Е. С. Проблемы спорта и физической
культуры в российских социологических исследованиях: история и
перспективы развития // Южно-российский журнал социальных наук. - 2017. - №4. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problemy-sporta-i-fizicheskoy-kultury- v-rossiyskih-sotsiologicheskih-issledovaniyah-istoriya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 09.12.2018 г.).
21. Мосс М., Общества, обмен, личность. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы. - 1996. - С. 242-263.
22. Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни на 2015-2020 гг.» - URL: http:ZZwww.admin.tomsk.ru/pgsZ8f0 (дата обращения: 23.09.2018 г.)
23. Об утверждении государственной программы Самарской области
«Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014 - 2021 годы (с изменениями на 1 февраля 201 года) - URL:
http:ZZdocs.cntd.ruZdocumentZ464008534 (дата обращения: 23.09.2018 г.)
24. Областная целевая программа «Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Самарской области» на 2013-2015 годы. (дата обращения: 23.09.2018 г.)
25. Областная целевая программа «Формирование здорового образа жизни у
населения Самарской области» на 2010-2012 годы - URL:
http:ZZdocs.cntd.ruZdocumentZ945026774 (дата обращения: 23.09.2018 г.)
26. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта. (введение в
проблематику и новая концепция). Научно-методическое пособие для институтов и академий физической культуры. - М.: Гуманитарный Центр
«СпАрт» РГАФК. - 2002. - 346 с.
27. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть II. Предмет, значение и история развития социологии физической культуры и спорта: Уч. пособие. - М.: РАО, РГАФК. А. - 1999.
28. Туманян Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование Изд-во Академия. - 2008.
29. Федорова, Е. А., Обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта /Федорова, Е. А. // Полезная книжка. - Хабаровск, 2013. - 228 с.
30. Царёв Е. А., Крылова И. Б. Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 29-32. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9679/ (дата обращения: 09.12.2018 г.).
31. Человек и общество (Культурология) Словарь-справочник. Ростов/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 554 с.
32. Щербина, В. А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007. - 319 с.
33. Loy J. W. Sport and social systems: A guide to the analysis, problems and literature / J.W. Loy, B. D. McPherson, G. S. Kehyon - California: AddisonWesley publ. Co., 1978.
34. Choutka M. Divactvi - nedilna soucast sportu / M. Choutka // Teorie a praxe telesne wychovy. - 1974. - № 11. - S. 668-671.
35. Yiannakis A., Greendorfer S. L. (Eds). Applied Sociology of Sport, Champaign, Illinois: Human Kinetics Books, 1992. P.5


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ