Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Основные понятия коммуникативных умений младших школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности посредством игры 18
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников 18
2.2 Разработка и внедрение комплекса внеурочных мероприятий (игр), направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников 26
2.3 Анализ результатов исследования 32
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение А Адаптированный опросник «Определение коммуникативных умений младших школьников» В. В. Синявского и В. А. Федорошина 44
Приложение Б Задания по методике Г. А. Цукерман «Кто прав?» 45
Приложение В Карточки для ролевой игры «Сходное или различное» 46
Актуальность. Несмотря на то, что проблема формирования коммуникативных умений младших школьников освещена в научной литературе, она все равно остается актуальной. Современные дети больше знают и умеют, у них изменяется отношение к окружающему миру, меняется система ценностей, чем у их сверстников двадцать лет назад.
Также данная проблема актуальна тем, что у младших школьников происходит интенсивное формирование личности. Дальнейшая учебная деятельность школьника зависит от того, насколько легко ребенок будет общаться с окружающими людьми, налаживать контакт. В данный период ребенок учится брать на себя ответственность за свои действия и поступки, устанавливает отношения с окружающими людьми и организовывает свое общение.
В младшем школьном возрасте у ребенка формируется умение организовывать свою деятельность, он осознает ценность сотрудничества и общения, также устанавливаются правила и нормы общения, которым школьник будет следовать в зависимости от обстоятельств.
Также ФГОС НОО по окончании обучения в младших классах ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения и способности.
Проблема общения в отечественной психологии рассматривалась Л. И. Божович, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и другими.
Также особенности общения детей младшего школьного возраста освещены в работах Г. М. Андреевой, А. В. Мудрик, Е. Е. Кравцовой, И. А. Зимней.
На уроках педагог создает возможность развития и формирования коммуникативных умений школьников, но за пределами класса ученик может столкнуться с проблемами в общении, например, во внеурочной деятельности.
Таким образом, можно выявить проблему: какие формы и методы способствуют формированию коммуникативных умений во внеурочной деятельности?
Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных умений младших школьников и отсутствием комплекса игровых мероприятий во внеурочной деятельности по их формированию.
Основным видом деятельности младших школьников является учение, но общение часто связано с игрой. Именно в игровой деятельности ребенок может проявить свои личностные качества, навыки и умения. Играя, дети самоутверждаются, развивается их настойчивость и стремление к успеху. Благодаря игре, формируется личность ребенка, в том числе и его коммуникативные качества. Роль игры в развитии личности ребенка в своих работах рассматривали И. И. Фришман, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие.
Целью дипломной работы является изучение формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности посредством игр.
Объект: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предмет: формирование коммуникативных умений младших школьников посредством игровой деятельности.
Гипотеза: формирование коммуникативных умений младших школьников будет проходить наиболее эффективно, если:
• выявить уровень коммуникативных умений;
• разработать и внедрить комплекс внеурочных мероприятий;
• учитывать потребности младших школьников в игровой деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
2. Раскрыть возможности игры, как средства формирования коммуникативных умений младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений учащихся.
4. Разработать и внедрить комплекс игр, направленных на формирование коммуникативных умений школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ научной педагогической и методической литературы, синтез, обобщение), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования: МБОУ ООШ №13 АГО.
Практическая значимость: результаты данного исследования и разработанные мероприятия по формированию коммуникативных умений младших школьников могут быть использованы в работе других учреждений и специалистов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Проблема формирования коммуникативных умений младших школьников - актуальна в современном обществе. На процесс социализации детей большое влияние оказывает уровень сформированности коммуникативных умений.
Дети младшего школьного возраста очень общительны, они копируют поведение взрослых, сотрудничают со сверстниками, у них устанавливаются правила и нормы общения. Именно этот возраст является самым благоприятным для формирования коммуникативных умений.
Коммуникативные умения - это умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, способность к речевому общению и социализации личности. Это умение слушать и слышать собеседника, оформлять свои мысли, умение донести свою точку зрения.
Основным видом деятельности младших школьников является учение, но общение часто связано с игрой.
Игра - доступный для детей вид деятельности, с помощью которого получают знания и впечатления из окружающего мира. Именно в игре проявляются особенности воображения и мышления ученика, его активность и эмоциональность.
В процессе игры школьники реализуют свои способности, навыки и знания, учатся социальному взаимодействию, происходит интеллектуальное развитие ребенка и личностный рост. В играх общение становится целенаправленным, дети осознанно взаимодействуют друг с другом.
В ходе проведения исследования мы выяснили, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников низкий. Нами был разработан комплекс мероприятий - внеурочных занятий, с помощью которых мы планировали повысить уровень сформированности коммуникативных умений.
Разработанный комплекс включал в себя ролевые, дидактические и творческие игры, так как именно игровая деятельность является эффективным средством формирования коммуникативных умений.
Во время проведения игр дети взаимодействовали друг с другом, прислушивались к мнению друг друга, приходили к общему решению, учились высказывать свои мысли.
Именно игра является эффективным средством активизации вербальной коммуникации, которая оказывает влияние на формирование коммуникативных умений.
После проведения внеурочных занятий и повторного анализирования результатов исследований мы увидели, что уровень сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе повысился, это означает, что использование игр во внеурочной деятельности способствует эффективному формированию коммуникативных умений младших школьников. Наша гипотеза была доказана.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 32 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
3. Андросова М. И., Николаева М. С. Развитие навыков сотрудничества у учащихся младших классов. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 26. С. 75-77.
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Академия, 2011. 125 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Академия, 2007. 234 с.
6. Багян А. А., Татаринцева Е. А. Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста. Молодой ученый, 2020. №4 (294). С. 272-274.
7. Батырева С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников: Воспитание и обучение. Начальная школа, 2015. № 11.
8. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. М.: Флинта, 2016. 176 c.
9. Болотина Л. Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 2008. 252 с.
10. Братчикова Ю. В., Волошина Н. С. Развитие у младших школьников навыков взаимодействия со сверстниками. В сборнике: Всероссийская весенняя психологическая сессия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2017. С. 41-46.
11. Брусенцова О. Л., Туйбаева Е. И. Показатели оценки коммуникативных УУД взаимодействия младших школьников и их результативность. Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. №1-6. С. 116-117.
12. Ведешкина Е. А., Парванян Р. Г., Рамазанова Э. А. Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности. Международный студенческий научный вестник, 2015. №5-4. С. 565-565.
13. Вершинина Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников. Молодой ученый, 2015. №20.1 (100.1). С. 10-12.
14. Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. М.: Педагогика, 2015. 95 с.
15. Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие; 7-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 348 с.
...