Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы социально-психологической адаптации к обучению в школе 7
1.1 Психолого-педагогические проблемы социально-психологической адаптации к обучению в начальной школе 7
1.2 Социально-психологические условия организации адаптации к обучению в начальной школе 19
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по социально - психологической адаптации к обучению в начальной школе 26
2.1 Диагностика социально - психологической адаптации младших школьников 26
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента: разработка и реализация программы социально-психологической адаптации 40
2.3 Проверка динамики социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе на контрольном этапе эксперимента 49
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Приложение А. Сводные данные исследования 63
Приложение Б. Показатели благоприятной адаптации 66
Приложение В. Мероприятия с родителями 67
Приложение Г. Мероприятия с педагогами 68
Приложение Д. Мероприятия для первоклассников 70
Актуальность темы обусловлена тем, что воспитание и образование подрастающего поколения является одной из ключевых задач в современном обществе. Между тем, в школьном образовании сегодня наблюдается немало проблем, решение которых во многом видится в реализации нового ФГОС начального образования. Современная концепция развития образования подчеркивает, что адекватное применение современных образовательных технологий - прямой путь к решению большинства проблем, в т.ч. адаптации первоклассника при поступлении в школу, переходу от дошкольного обучения к младшему школьному периоду [22].
Возникающие проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией - это комплексные проблемы, которые должны решаться путём взаимодействия учреждения образования и семьи ребёнка. От того, насколько успешно пройдёт адаптация в первые годы обучения, будет во многом зависеть успех всего дальнейшего образовательного процесса. Дезадаптированные первоклассники часто проявляют болезненное отношение к окружающим, к критике в свой адрес. Это способствует тому, что в ребёнке нарастает внутренний конфликт, что мгновенно оказывает негативное воздействие на мотивацию познавательной деятельности и активности.
Школьный стресс для первоклассников является предметом для исследования во многих работах. Так, по проблеме психологической подготовки детей к обучению в школе особый интерес представляют работы М.Р. Битяновой, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.И. Коротаевой, В.А. Кручинина, М.И. Матюшичевой и других. Вопросами, связанными с проблемой адаптации к школьному обучению, занимались Э.М. Александровская, Н.Ф, Виноградова, Г.Н. Жулина, Е.Г. Изотова, О.Ю. Камакина, А.А. Лысенко, Н.В. Савик, Р.М. Эхаева. Кроме того, непосредственно технологии социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе рассматривали Д.Ю. Булаев, Е.М. Костерина, Т.В. Красникова, Е.В. Леонова, Д.С. Лыгденова, Т.С. Семенова, Н.А. Степанова, О.В. Хухлаева, Г.Р. Чукмаева.
В виду вышеизложенного становится ясно, что тема проблемы социально-психологической адаптации к обучению в начальной школе является в современной педагогике довольно острой. Тем самым подтверждается актуальность выбранной темы.
Цель исследования - выявить и доказать наиболее эффективные социально-психологические условия адаптации младшего школьника к обучению в школе.
Объект исследования - процесс обучения младшего школьника в школе.
Предмет исследования - условия социально-психологической адаптации младшего школьника к обучению в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс социально-психологической адаптации младшего школьника будет происходить наиболее эффективно, если соблюдать следующие условия:
• сформированы благоприятные социально-психологические возможности (учебная среда и окружение) для формирования адекватной, здоровой самооценки младшего школьника;
• налажен эффективный механизм взаимодействия с семьей младшего школьника на основе комплексности, регулярности встреч с родителями;
• организована своевременная консультационная работа с педагогическим составом по оказанию всесторонней помощи первоклассникам и их семье по вопросам социально - психологической адаптации к обучению в начальной школе и процессу обучения в целом.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого - педагогической литературы по теме социально-психологической адаптации младшего школьника к обучению в школе.
2. Выявить уровень социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.
3. Разработать и реализовать содержание условий социально-психологической адаптации младших школьников.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты, доказать эффективность разработанных условий по социально-психологической адаптации младшего школьника к обучению в школе.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
2.Эмпирические: наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап).
Новизна исследования: структурированы и обобщены педагогические условия формирования благоприятного уровня социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, подобранный комплекс педагогических условий, направленный на положительное прохождение социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе, может быть использован педагогами начальной школы в образовательно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №187 Красногвардейского района г. Санкт - Петербурга. Выборка включала участие обучающихся контрольной группы в количестве 26 человек (7-8 лет) и экспериментальной группы, в количестве 26 человек, 26 родителей обучающихся экспериментальной группы, классного руководителя.
Структура работы включает введение, основную часть из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе бакалаврской работы были рассмотрены понятие адаптации, социально - психологические проблемы адаптации, связанные с обучением. Также в этой главе определяются социально-психологические условия организации адаптации к обучению в начальной школе.
Школьная адаптация является одним из самых серьёзных вопросов современной педагогики. Изменяя саму суть деятельности, осуществляя переход от игровой к учебной деятельности, ребёнок испытывает определённый стресс. В то же время не только ребёнок адаптируется к условиям школы, но и школа адаптируется к потребностям детей.
Начинает формироваться новый уровень самооценки, возникает критическое мышление к самому себе. В начальной школе самооценка несколько снижается, и это нормальный этап развития человека. Оценки для младшего школьника - это внешняя оценка его собственных знаний, умений и навыков со стороны окружающих людей. Школа с первых дней ставит для ребёнка новые цели и задачи, которые не связаны с тем опытом, который он получал ранее в дошкольном учреждении. Обучение в школе требует мобилизации и активизации физических и интеллектуальных сил ребёнка: новый коллектив, личность педагога, изменение режима трудового дня и отдыха, непривычно длительное ограничение физической активности.
Если адаптация к условиям обучения в начальной школе происходит неблагоприятно, то такой школьник проявляет эмоциональную раздражительность, излишнюю впечатлительность, может вступать в конфликты, проявлять неадекватное поведение и агрессивность. Всё это приводит к тому, что школьная адаптация становится серьёзной проблемой для педагогической практики. В результате школьной дезадаптации у первоклассников снижается учебная мотивация, они не могут наладить взаимоотношения со сверстниками, в дальнейшем у них могут формироваться девиантные формы поведения.
В возрасте 6-7 лет ребёнок изменяет свою социальную роль, к которой он должен привыкнуть, и принять её. Теперь он не дошкольник, а настоящий ученик. У ребёнка в первом классе резко меняется вид деятельности: с игровой на учебную. Для снижения негативных последствий такого резкого перехода в начальной школе, педагоги часто применяют игровые виды деятельности, которые включаются в ход занятия. Социально-психологическая адаптация подразумевает и адаптацию к новому коллективу, построению коммуникации с окружающими. Эффективно выстроенные коммуникативные связи помогают быстрее адаптироваться ребенку к обучению в школе и позволяют определить позицию , которую он занимает в классе. Следует учитывать и тот факт, что с поступлением в школу принципиально изменяется и двигательная активность: ее резкое ограничение может негативно отражаться на физическом и эмоционально-психическом развитии человека. В связи с этим следует активизировать вид активности на перемене (целенаправленно), в ходе проведения физкультминуток и на уроках физической культуры. В начальной школе обязательно должны быть созданы условия, позволяющие пройти социально-психологическую адаптацию для младшего школьника на успешном уровне.
Во второй главе проводится опытно - экспериментальная работа по социально - психологической адаптации к обучению в начальной школе, описываются результаты трех этапов эксперимента.
Гипотеза исследования, согласно которой процесс социально-психологической адаптации младшего школьника будет происходить наиболее эффективно, если соблюдать следующие условия: сформированы благоприятные возможности для формирования адекватной, здоровой самооценки младшего школьника; налажен эффективный механизм взаимодействия с семьей младшего школьника; организована своевременная подготовка педагогического состава в области оказания всесторонней помощи для первоклассников и их семей по адаптации к обучению в школе, находит подтверждение в полной мере.
Для достижения цели опытно-экспериментальной работы были достигнуты задачи:
• проведена первичная диагностика уровня социальной адаптации первоклассников к условиям обучения в школе (констатирующий этап). Общий эмоциональный фон учащихся 1 «Б» класса положительный. У большинства детей хорошее настроение, положительные эмоции в отношении посещения школы и занятий, что говорит об отсутствии нарушения адаптационного процесса. Большая часть класса не переутомляется, но явно имеются дети с признаками дезадаптации. В процессе исследования выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 5 школьников (16,7%), а с негативным отношением к школе, то есть со школьной дезадаптацией - 4 человека (13,3%);
• по итогам результатов первичной диагностики разработана программа, направленная на устранение негативных моментов в адаптации первоклассников, проведен формирующий эксперимент (формирующий этап). Данная программа включала в себя мероприятия по трем направлениям: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми (учащимися). Отдельно были проведены родительские собрания, педагогические семинары и консилиумы. Для самих первоклассников были запланированы и проведены игры и упражнения, основной целью которых было познание самого себя и принятие новой роли - школьника, а также повышение уровня коммуникативных навыков и взаимодействия с одноклассниками, в школьном коллективе;
• проведена повторная диагностика уровня социальной адаптации первоклассников к условиям обучения в школе после прохождения мероприятий согласно разработанной Программе (контрольный этап).
Проведенная коррекционная работа способствовала адаптации детей к условиям школы, что нашло свое отражение в стабилизации общего эмоционального фона учащихся, выражающегося в хорошем настроении, положительных эмоциях в отношении посещения школы и занятий. По результатам исследования, общий уровень тревожности в классе снизился, эмоциональное состояние детей стабилизировалось. У большинства учащихся выявлен положительный эмоциональный фон, а также благоприятная обстановка в семье.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель опытно - экспериментального исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 2008. 153 с.
2. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М.: Педагогический поиск, 1997. 256 с.
3. Булаев Д. Ю., Сахарова Т. Н. Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 190-195.
4. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 2012. 289 с.
5. Виноградова Н. Ф. Актуальные проблемы современного начального образования // Начальная школа. 2017. № 9. С. 3-9.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина / Акад.пед.наук. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
7. Жулина Г. Н., Кулешова Н. В. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению // Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2015. С. 208-213.
8. Изотова Е. Г. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 428-431.
9. Изотова Е. Г. Особенности конфликтов и эмоционального климата в начальной школе // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции [18 декабря 2019 г.] / под науч.ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 127-132.
10. Изотова Е. Г. Школьная адаптация как фактор успешности обучения в начальных классах // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». Ч.1. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 140-144.
11. Камакина О. Ю. Особенности социально-психологической адаптации младших школьников на ступени основного общего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 77-82.
12. Камакина О. Ю., Соловьева М. А. Влияние психологической готовности детей младшего школьного возраста на успешность адаптации к школьному обучению // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей шестой всероссийской интернет - конференции. Ярославль, 2016. С. 90-93.
13. Коротаева А. И., Кузьмин М. Ю. Особенности социально-психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью // Педагогический имидж. 2020. № 4 (49). С. 729-742.
14. Костерина Е. М. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. С. 247 - 248.
15. Красникова Т. В. Технология психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 126-129.
...