Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет умение регулировать эмоциональное состояние средствами изобразительной деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования у детей 6-7 лет умение регулировать эмоциональное состояние 8
1.2 Возможности изобразительной деятельности в формировании у детей 6-7 лет умение регулировать эмоциональные состояния 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональное состояние средствами изобразительной деятельности 27
2.1 Диагностическое исследование начального уровня сформированности у детей 6-7 лет умение регулировать эмоциональное состояние 27
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет умений регулировать эмоционального состояния 35
2.3 Выявление изменений в сформированности у детей 6-7 лет умений регулировать эмоциональное состояние 41
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Протокол констатирующего эксперимента 50
Приложение В Протокол контрольного эксперимента 51
Вопрос регуляции эмоционального состояния является одной из сложных проблем в педагогике.
Изобразительная деятельность признается благотворным воздействием на ребенка при формировании у него стабильного эмоционального состояния.
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте заключается в освоении социальных форм выражения эмоций, изменении роли эмоций в деятельности ребенка, развитии высших чувств - эстетических, интеллектуальных и моральных, способности к сопереживанию. В дошкольном возрасте начинают развиваться способности к пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении в виде эмоциональных состояний при решении мыслительных задач, способности к различению и выражению эмоций.
Творческое самовыражение предоставляет ребенку неограниченны возможности для познания и утверждения собственного «Я», что помогает стабилизировать все внутренние механизмы психики.
И.Н. Андреева описывает эмоциональную саморегуляцию как способность воспринимать жизнь эмоционально, однако гибко и в рамках социальных норм, контролировать и регулировать внутреннее состояние и реакции; способность не поддаваться негативным эмоциям, оставаться спокойным и разумным в любой ситуации, даже если у окружающих наблюдается потеря контроля, страх, паника.
Изобразительная деятельность позволяет ребенку выразить себя, воплотить свои эмоции, страхи и сомнения. В момент творческого процесса это происходит на бессознательном уровне. Стоит отметить, что, творческая деятельность является хорошим способом социальной адаптации, что наиболее значимо в детстве.
Практическая значимость регулирования эмоционального состояния средствами изобразительной деятельности состоит в простоте и эффективности данного метода, основанного на творческой игре ребенка.
Создавая условия для занятий детей изобразительной деятельностью, можно сформировать у них устойчивый интерес к этому виду деятельности.
Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и недостаточностью включения изобразительной деятельности в этот процесс.
Выявленное противоречие и необходимость его решения позволяют обозначить проблему исследования: как организовать формирование у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональное состояние в изобразительной деятельности?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональное состояние средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования умения у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональное состояние.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональное состояние средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональное состояние средствами изобразительной деятельности возможно, если:
• определены оптимальные средства изобразительной деятельности для каждого ребенка,
• обеспечено освоение детьми способов регуляции эмоционального состояния средствами изобразительной деятельности,
• созданы условия в предметно-пространственной среде для применения способов саморегуляции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональное состояние и определить возможности изобразительной деятельности в формировании у детей 6-7 лет умение регулировать эмоциональные состояния;
2. Провести диагностическое исследование начального уровня сформированности у детей 6-7 лет умение регулировать эмоциональное состояние;
3. Охарактеризовать содержание и организацию работы по формированию у детей 6-7 лет умений регулировать эмоционального состояния посредством изобразительной деятельности;
4. Выявить изменения в сформированности у детей 6-7 лет умений регулировать эмоциональное состояние.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования эмоциональной сферы дошкольника (И.Н. Андреева, А.А. Ошкина, О.П. Степанова, И.Г. Цыганова;
• исследования механизма и коррекции эмоциональной саморегуляции (А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова);
• исследования о потенциальных возможностях и процессе использования изобразительной деятельности в регуляции эмоциональных состояний дошкольника (Дж. Гилфорд, Е.И. Захарова, К. Изард, М.И. Лисина, К. Мерер, А.А. Ошкина, С.Л. Рубинштейн, К. Саарни, Н.В. Соловьева, Л.Л. Терстоун, Э. Торндайк, М.А. Холодная, А.М. Щетинина, П.М. Якобсон).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: автономная некоммерческая организация «Сибирский инновационный образовательный центр «Горизонты» г. Тюмень. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования: заключается в обосновании возможности формирования у детей 6-7 лет умений регулировать эмоциональное состояние средствами изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определено и описано содержание и организация процесса формирования у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональные состояния средствами изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что средствами изобразительной деятельности по формированию у детей 6-7 лет эмоциональных состояний могут быть использованы в образовательном процессе образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 наименований), 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 7 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 49 страницах.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема эмоциональной регуляции у детей 6-7 лет актуальна в настоящее время.
Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет умений эмоциональной регуляции показало, что 60% детей имеют средний уровень эмоциональной регуляции, 16% детей имеют низкий уровень эмоциональной регуляции.
Это говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности представлений о способах эмоциональной регуляции развит на среднем или низком уровне, по таким показателям, как представление о внешних проявлениях эмоций у человека и причинах их возникновения, понимание необходимости эмоциональной регуляции и способы конструктивного взаимодействия с окружающими, умение регулировать собственное эмоциональное состояние, умение выстраивать свое поведение в зависимости от эмоционального состояния партнера.
Формирование представлений о средствах эмоциональной регуляции у детей в возрасте 6-7 лет средствами изобразительной деятельности возможно если:
• определены оптимальные средства изобразительной деятельности для каждого ребенка,
• обеспечено освоение детьми способов регуляции эмоционального состояния средствами изобразительной деятельности,
• созданы условия в предметно-пространственной среде для применения способов саморегуляции.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность содержания и организации работы по формированию способов эмоциональной регуляции у детей в возрасте 6-7 лет после ее проведения.
После формирующего этапа в основной группе количество детей со средним уровнем представлений об эмоциональной регуляции увеличилось (71,11%) по всем показателям, количество детей с низким уровнем регуляции уменьшилось (8,33%).
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенной нами вида деятельности, которая способствует освоению способов эмоциональной регуляции у детей в возрасте 6-7 лет.
В работе решены поставленные задачи: охарактеризованы психолого-педагогические особенности формирования у детей 6-7 лет умения регулировать эмоциональное состояние и определены возможности изобразительной деятельности в данном процессе; проведено диагностическое исследование начального уровня сформированности у детей 6-7 лет умение регулировать эмоциональное состояние; охарактеризовано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет умений регулировать эмоционального состояния средствами изобразительной деятельности. Цель достигнута.
1. Андреева И. Н. Психотехники саморегуляции эмоциональных состояний. М. : КноРус, 2017. 397 с.
2. Гилфорд Дж. П. Природа человеческого интеллекта. Нью-Йорк : Мак Гроу-Хилл, 1967. 115 с.
3. Захарова Е. А. Игровая педагогика // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, издательство МГОУ (Москва). № 3. 6-23 с.
4. Изард К. Теория дифференциальных эмоций // Эмоции человека. М., 1980. 52-71 с.
5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Тарту, 1973. 37-42 с.
6. Мерер К. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в. педагогическую культуру. Ростов н/Д., 1995. 47-61 с.
7. Ошкина А. А., Цыганкова И. Г. Педагогические условия развития эмоциональной саморегуляции в старшем дошкольном возрасте М. : Просвещение, 2016. 285 с.
8. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема. // Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. 1. Ростов н/Д., 1999. 127-136 с.
9. Саарни К. Понятие эмоциональной компетентности. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
10. Соловьева Н. В. Психология художественного восприятия. Москва: Политическая литература, 1982. с.270
11. Терстоун Л. Л. Первичные умственные способности. Чикаго: научн-исслед. ассоциация, 1963. 118 с.
12. Торндайк Э. Образовательная психология // Educational psychology. v. 1-2 (1913). 118-119 с.
13. Холодная А. М. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
14. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. :Сфера, 2010. 55 с.
15. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М. : Искусство, 1964. 78 с.
...