Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации
1.1Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации
1.2Особенности организации работы педагогов по психолого-
педагогическому сопровождению адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации
Глава 2 Экспериментальное исследование организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации
2.1Изучение уровня адаптации детей 3-4 лет к условиям
дошкольной образовательной организации
2.2Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной
образовательной организации
2.3Выявление динамики уровня адаптации детей 3-4 лет к
условиям дошкольной образовательной организации
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей 3-4 лет, участвующих в экспериментальной работе
В современном обществе социально-политические и социально-экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста, поступающие в группы дошкольных образовательных организаций. Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного учреждения. Это подтверждается в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в котором отмечается право каждого человека на образование, создание условий для развития и социальной адаптации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) одной из основных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Эта задача в условиях современной дошкольной образовательной организации является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильной организации работы по адаптации у детей младшего дошкольного возраста могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в дошкольной образовательной организации и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации на современном этапе является актуальной.
Проблемы социальной адаптации и социализации личности представлены в работах Л.С. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, Л.Н. Кагана, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и другими. В социальной педагогике проблема адаптации подрастающего поколения рассматривается в работах Е.Н. Приступы, Г.Ф. Кумариной, Д.А. Обухова, А.В. Мудрика и др.
В психолого-педагогических исследованиях А.Я. Варга, В.В. Столина, А.С. Спиваковской особо подчеркивается роль семьи в адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Семья является главным инструментом социализации ребенка, поскольку именно родители - главные социальные партнеры ребенка, которые обеспечивают его готовность к взаимодействию в социальной среде и адаптацию в ней. В связи с этим организация психолого-педагогического сопровождения по адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации должна проводиться в тесном взаимодействии с родителями.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Это противоречия между:
-социальным заказом общества в социально-активных детях и, в тоже время, ухудшением организации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
-одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования об «охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» и осложнением адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Поиск путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно-обоснованных подходов к взаимодействию педагогов с родителями в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования: каковы особенности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации?
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы по организации психологопедагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс адаптации детей 3-4 лет при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - мы предположили, что специально организованное психолого-педагогическое сопровождение способствует адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации, если:
-создать атмосферу в группе, которая благоприятно и эмоциональноположительно влияет на поведенческие реакции детей;
-использовать сюжетные игры, способствующие более комфортной и легкой адаптации детей 3-4 лет;
-организовать взаимодействие с родителями (законными представителями), направленное на формирование у них педагогической компетентности по данному вопросу.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1)изучить проблему психолого-педагогического сопровождения адаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию;
2)изучить уровень адаптации детей 3-4 лет при поступлении в дошкольную образовательную организацию;
3)разработать содержание и организовать психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации;
4)выявить динамику уровня адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой исследования являются:
-концепции психолого-педагогического сопровождения (Т.И. Чиркова, Р.М. Битянова);
-теоретические положения об адаптации как процессе привыкания и приспособления человека к условиям жизни (Ж. Пиаже, А.И. Захаров, О.А. Андриенко и другие ученые);
-теоретические положения о сущности и особенности адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации (Р.В. Танкова- Ямпольская, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров и другие ученые);
-теоретические подходы к организации периода адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации (Н.Д. Ватутина, Е. Шмидт-Кольмер, Е.О. Севостьянова и другие ученые).
Исследование предлагает комплексное использование таких методов, как:
-теоретический анализ и изучение психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных;
-методы сбора эмпирических данных: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), прямое и косвенное наблюдение, анкетирование родителей;
-методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы апробировать содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Новизна исследования заключается в разработке качественной характеристики уровней адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ МО г. Нягань Д/с № 11 «Ёлочка». В эксперименте приняли участие 14 детей 3-4 лет второй младшей группы и 14 родителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, во-первых, позволяют определить содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации; во-вторых, делают возможным эмпирически подтвердить, что специально организованное психолого-педагогическое сопровождение способствует адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации; в-третьих, могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 источников), 1 приложения. Работа иллюстрирована 5 рисунками и 8 таблицами.
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: теоретически обосновано и экспериментально апробировано содержание работы по организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
В своей работе мы рассматриваем адаптацию как приспособление организма к новой среде, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в ДОО.
Разработка единых требований к поведению ребенка, координация взаимодействия родителей с ребенком в домашних условиях и педагогов с ребенком в условиях ДОО - является важнейшим условием, способствующим адаптации детей 3-4 лет к изменениям в их образе жизни. Недостаточная подготовка к условиям ДОО влечет за собой многочисленные медицинские и психологические трудности: дети начинают часто болеть, плакать целыми днями, у них проявляются невротические реакции, психосоматические проявления, ухудшаются сон и аппетит.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации понимается, как сложный процесс взаимодействия педагогов и родителей, направленный на успешность адаптации, проявляющейся в поведенческих реакциях детей и в продолжительности адаптационного периода.
В результате констатирующего исследования было установлено, что у большинства детей 3-4 лет выявлен средний и низкий уровень адаптации к условиям дошкольной образовательной организации и необходима организация специального психолого-педагогического сопровождения их адаптации с учетом их индивидуальных особенностей и с привлечением родителей.
Мы предположили, что специально организованное психологопедагогическое сопровождение способствует адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации, если:
-создать атмосферу в группе, которая благоприятно и эмоциональноположительно влияет на поведенческие реакции детей;
-использовать сюжетные игры, способствующие более комфортной и легкой адаптации детей 3-4 лет;
-организовать взаимодействие с родителями (законными представителями), направленное на формирование у них педагогической компетентности по данному вопросу.
На этапе формирующего эксперимента была проведена экспериментальная работа по организации специального психологопедагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет с учетом их индивидуальных особенностей и с привлечением родителей.
Работа с детьми в рамках специально организованного психологопедагогического сопровождения, способствующего адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации включала в себя формирование у детей положительного эмоционального состояния, желания ходить в детский сад, навыков общения.
С целью познакомить детей с детским садом, мы играли с ними в сюжетные игры. Сюжеты игр были разнообразными: приезд детей в сад и отъезд их матери/отца; свободная игра детей; конфликты; мероприятия; гигиена и питание; сон; прогулка; возвращение родителей.
Также в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации мы организовали взаимодействие с родителями (законными представителями), направленное на формирование у них педагогической компетентности по вопросам адаптации детей 3-4 лет к условиям ДОО.
Взаимодействие с родителями было организовано по следующим направлениям:
-информационно-просветительская работа с родителями, которая включала в себя групповые и индивидуальные консультации, раскрывающие особенности адаптации детей 3-4 лет к ДОО;
-оптимизация взаимоотношений родителей и детей для успешной адаптации;
-подготовка ребенка к посещению ДОО через совместную деятельность с родителями в новой социальной среде для ребенка, идентификация ребенка с опытом близкого взрослого, что способствует менее травматичной разлуке с ним, чаще всего с матерью, постепенному вступлению в общество и более легкой адаптации к новым условиям жизни в ДОО.
Проведенная работа по организации специального психологопедагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет с учетом их индивидуальных особенностей и с привлечением родителей оказалась успешной, о чем свидетельствуют следующие количественные данные, полученные на этапе контрольного эксперимента:
-показатель низкого уровня адаптации снизился на 14,3%;
-показатель среднего уровня адаптации снизился на 14,2%;
-показатель высокого уровня адаптации увеличился на 28,5%.
Было отмечено, что эмоциональное состояние нормализовалось у большинства детей, улучшился сон и аппетит, дети научились устанавливать адекватные социальные контакты со взрослыми и сверстниками.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1.Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н. В. Соколовская. Волгоград : Учитель, 2008. 188 с.
2.Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО : практическое пособие. Воронеж : «Учитель», 2006. 236 с.
3.Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль : Академия, 2001. 295 с.
4.Глебов В. Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации // Дошкольное воспитание. 2013. № 11. С. 116-120.
5.Гризик Т. И., Бабаева Т. И. Участники адаптационного периода :
ребёнок - родители - педагоги // Дошкольное воспитание. 2010. № 9.
С. 57-61.
6.Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОО. М. : ТЦ Сфера, 2005. 25 с.
7.Долгова В. И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY/SO CIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES: Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08 - August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V. London, 2013. С. 33-34.
8.Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Крыжановская Н. В.
Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании : монография. М. : Издательство Перо, 2015. 192 с.
9.Долгова В. И., Попова Е. В. Инновационные психологопедагогические технологии в работе с дошкольниками : монография. М. : Издательство Перо, 2015. 208 с.
10.Доронова Т. А., Голубева Л. Г. Адаптация ребенка к ДОО: новые подходы // Обруч : образование, ребенок, ученик. 2006. № 5. С. 32-34.
11.Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 12-15.
12.Евстратова Е. А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. СПб. : Союз, 2003. 276 с.
13.Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М. : Проспект, 2010. 560 с.
14.Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду : возрастные особенности, адаптация, сценарии дня. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 192 с.
15.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОО и семьи. М. : Просвещение, 2007. 79 с...