Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие выносливости у школьников с использованием туристско-рекреационных походов в Самарском регионе

Работа №106734

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретико-аналитические аспекты развития выносливости у школьников с использованием туристско-рекрационных походов в самарском регионе 7
1.1 Особенности развития выносливости 7
1.2 Возрастные особенности школьников среднего школьного возраста 15
1.3 Понятие и особенности организации туристских походов 21
1.4 Общая характеристика туристско-рекреационных ресурсов в
Самарском регионе 32
Глава 2 Методы и организация исследования 43
2.1 Задачи исследования 43
2.2 Методы исследования 43
2.3 Организация исследования 46
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 48
3.1 Разработка программы туристско-рекреационного похода в
Самарском регионе 48
3.2 Оценка влияния комплекса СФП на показатели выносливости у
школьников 52
Заключение 59
Список используемой литературы 61


Самарская область обладает хорошими природно-климатическими условиями, привлекательными для деловых туристов, уникальными туристко-рекреационными ресурсами, расположенными на ее территории. В процессе жизнедеятельности каждого человека особое место занимает уровень его физического развития. Ведь, чем лучше сформированы двигательные навыки и физические качества, тем значительнее будет работоспособность. Прежде всего, следует уяснить, что же такое физические качества. Под данным термином следует понимать качественный аспект двигательных потенциалов человека и его единичных действий. Необходимо, на протяжении всей жизни, вовремя и разнонаправленно развивать свой физический уровень, который обуславливается как физическими, так и психическими факторами, в частности ступенями прогресса волевых качеств [7, 23].
Выносливость - важнейший атрибут человеческого организма, она включает в себя множество функций, а также объединяет ряд процессов, протекающих на каждом уровне: от клетки до целого. Однако анализ научных исследований последнего десятилетия показал, что в большинстве случаев центральная роль показателей выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам, обеспечивающим энергетический обмен, сердечно-сосудистой и дыхательной системам, центральной нервной системе [5,7].
Согласно теории физического воспитания, выносливость - это способ поддержания необходимой формы, необходимой для физической активности, и способ сопротивления утомлению, что непосредственно связано с жизненным процессом. Отсюда следует, что выносливость проявляется в двух основных формах: ускоренном снижении работоспособности при наступлении утомления и ее необходимости поддерживать на достаточно высоком уровне в течение продолжительной работы до появления первых признаков утомления [5,7,8].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные школьники ведут пассивный образ жизни, что сказывается на их физическом развитии, при этом наблюдается гиподинамия и низкий жизненный тонус. Все это приводит к низкой обучаемости и работоспособности, затруднениям в выполнении физических упражнений (даже на уровне школьных спортивных нормативов) и, как следствие, низкой жизненной выносливости.
Для школьников, решивших заниматься спортивным туризмом, открывается широкий спектр возможностей физического развития и физической подготовки, таких как умение грамотно распределять силу при выполнении разнообразных физических упражнений (в том числе специальных) и технических приемов[27, 28].
Физическая активность играет очень важную роль в развитии выносливости. Она включается в тренировочный процесс. Тренировка на выносливость входит в общую физическую подготовку во всех видах спорта. Качество также важно для здоровья. Так сложилось, что все занятия физкультурой ограничиваются тренировкой на выносливость, так как это помогает бороться с гиподинамией, является хорошей профилактикой перегрузок нервной системы в быту, помогает предотвратить многие заболевания [23, 24].
Правильное решение задачи движения по маршруту, иногда даже на грани выживания, определяет наличие у спортсмена-туриста особой выносливости. Но она не может развиваться без общей выносливости - неотъемлемой части общего развития любого спортсмена. Особое значение для жизнедеятельности человека, особенно физической активности, имеет физическая выносливость [2,6,10].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие выносливости у школьников 10-12 лет.
Предмет исследования - комплекс специальной физической подготовки (СФП), направленный на развитие выносливости у школьников с использованием туристско-рекреационных походов.
Цель исследования - изучение влияния комплекса СФП при туристско-рекреационных походах на показатели выносливости школьников среднего звена.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- выявить исходный уровень выносливости у школьников с использованием туристско-рекреационных походов в Самарском регионе;
- разработать комплекс специальной физической подготовки (СФП) для туристско-рекреационного похода в Самарском регионе;
- оценить влияние комплекса СФП на развитие выносливости у школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение комплекса СФП при туристско-рекреационных походах будет способствовать развитию выносливости у школьников.
Теоретическая база исследования. Проблемой развития выносливости, возрастных периодов развития занимались исследователи: Добрынин И.В., Матвеев Л.П., Васильков А.А., Гришина Ю.И., Курамшин Ю.Ф. и другие [6, 9, 21, 23, 26]. Важной составляющей работы было исследование влияния рекреационного туризма в спорте, о чем рассказывают Белоусов А.В., Иванова Н.В., Зуева О.В., Немытов Д.Н., Федотов Ю.Н. [3, 12, 15, 24, 34].
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения могут быть использованы в процессе проведения работы по развитию выносливости у учащихся среднего школьного возраста.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы из 35 источников. Общий объем работы: 64 страницы, в том числе таблиц - 12, рисунков - 1.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, выносливость это - способность противостоять во время выполнения мышечной задачи естественному физическому утомлению. Главных критериев тут два: время, в течение которого осуществляется заданная мышечная работа и постоянство верного выполнения заданных действий.
Выносливость относится к двигательным способностям человека. Двигательные способности - это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности, обеспечивать эффективность ее воплощения в жизнь.
На развитие двигательных способностей оказывают влияние три режима двигательной активности. Двигательные способности развиваются на протяжении трех этапов. Для них характерна неравномерность и гетерохронность. А также физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков.
Отличительной особенностью среднего школьного возраста является то, что в этот период происходит половое созревание организма и увеличивается скорость роста костей, так что большая нагрузка на организм в целом на занятиях для учащихся нежелательна. Средний школьный возраст - это период постоянного совершенствования двигательных навыков и прекрасная возможность для развития спортивных качеств.
Определенные координационные навыки, сила и скоростно-силовые навыки улучшаются довольно высокими темпами у детей среднего школьного возраста; скоростные навыки и выносливость увеличиваются умеренно.
Занятия спортом положительно влияют на формирование характера и физическое состояние человека. Туристский поход имеет не только функцию укрепления здоровья и формирования культуры досуга людей, но и дает знания о стране или государстве, через которые проходит маршрут.
Самарская область имеет значительные преимущества в развитии внутреннего и въездного туризма. Но для эффективного развития туризма в Самаре и области необходимо тщательно изучить и рационально использовать имеющиеся туристские ресурсы.
В процессе исследования был разработан 8-х-дневный туристско- рекреационный поход для школьников в Самарском регионе. Маршрут похода следующий: г. Тольятти - Яблоневый Овраг - Молодецкий курган - с. Жигули - с. Б. Рязань - ст. Услада. В данном походе учащимся предусмотрено пройти активным способом передвижения 74,8 км. В походе принимали участие 10 учащихся среднего школьного возраста и 2 сопровождающих педагога.



1. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. - Москва: Инфра- М, 2018. - 80 с.
2. Белоусов А.В. Основы спортивного туризма [Текст]: учебно-
методическое пособие / А.В. Белоусов. Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2009. - 136 с.
3. Билич Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека:
практическое пособие/ Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - Москва: Эксмо, 2016. - 320 с.
4. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - Москва: Академия, 2002. - 240 с.
5. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. /А.А. Васильков: Учебник - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381с.
6. Ганопольский В. И. Организация и подготовка спортивного туристского похода [Текст]: учебное пособие / В. И. Ганопольский. М.: ЦРИБ «Турист», 2006. - 321 с.
7. Добрынин И.М. Основы развития физических качеств: учеб. пособие / И.М. Добрынин, М.С. Бородулина. - Екатеринбург: УРФУ, 2012. -
321 с.
8. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 512 с.
9. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - Москва, 2001. - 444 с.
10. Зуева О.В. Краеведение и туризм Самарской области: учебное пособие / сост. О.В. Зуева. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. - 76 с.
11. Зуева О.В. Экологический туризм в Самарской области : монография. - Москва, 2009. - 270 с.
12. Зуева О.В.Туристские ресурсы и инфраструктура Самарской области: учебное пособие / О.В. Зуева, Е.А. Сурайкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 96 с.
13. Иванова Н.В. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебное
пособие для бакалавров / Н.В. Иванова. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2015. - 256 с.
14. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.
15. Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для учреждений высшего образования / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2016. - 304 с.
16. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно¬оздоровительного туризма: учеб. Пособие / Ю.С. Константинов; Рос. Межд. Академия туризма. - М.: Советский спорт, 2009. - 392 с.
17. Кошеваров А.В. Пешеходный туризм [Текст]: учебное пособие / А. В. Кошеваров, Е. А. Чудакова. Рязань: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2010. - 147 с.
18. Кузнецов В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - Москва: Издательство ЦН ЭНАС, 2003. - 197 с.
19. Курамшин Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
20. Маслов А.Г. Способы автономного выживания человека в природе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
21. Матвеев Л.П. Воспитание выносливости/Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 2001, ил. - гл. 7 - 246 с.
22. Немытов Д.Н. Основы спортивно-оздоровительного туризма и спортивного ориентирования / Д.Н. Немытов, А.Н. Илькин // Основы спортивно-оздоровительного туризма и спортивного ориентирования: Учебно-методическое пособие. Ульяновск : УлГПУ, 2013. - 164 с.
23. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. - Москва: Департамент физической культуры и спорта города Москвы, 2009. - 112 с.
24. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие/ Ю.И. Гришина. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 249 с.
25. Покровский В.М. Физиология человека / В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько. - Издательство Медицина, 2014. - 656 с.
26. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. средних и высших учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
27. Смирнов В.М. Физическое воспитание и спорт: учеб. для студ. средних и высших учебных заведений / В.М. Смирнов.- Москва: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2009. - 412 с.
28. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э.Я. Степаненкова. - Москва: Академия, 2006. - 368 с.
29. Техника безопасности пеших и водных походов: метод. указания для студ. фак. физ. культуры / Авт.-сост. В.В. Крицкий. - Мозырь : МГПУ, 2005. - 64 с.
30. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 406 с.
31. Туристский терминологический словарь: справочно¬
методическое пособие / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальников. - М. : Советский спорт, 1999. - 240 с.
32. Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - М. : Советский спорт, 2002. - 364 с.
33. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Москва: Академия, 2019. - 494 с.
34. Холодов Ж.К. Теоретико-практические основы развития физических качеств / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студентов ВУЗ. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - гл. 7 - 168 с.
35. Шимова О.С. Устойчивый туризм : учеб. метод. пособие /О.С. Шимова. - Минск: РИПО, 2014. - 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ