Орнаментальная стилизация как средство обучения декоративной композиции учащихся возраста 10-14 лет образовательной школы или дополнительного образования
Введение 4
Глава 1 Стилизация как художественное средство в изобразительном искусстве 9
1.1 Понятие, особенности и виды стилизации в изобразительном искусстве 9
1.2 Особенности композиции орнамента в различных культурах 18
Глава 2 Методические рекомендации создания декоративного орнамента на основе стилизации природных форм 29
2.1 Стилизация природных форм на уроках изобразительного искусства 29
2.2 Рекомендации к организации учебного процесса по выполнению
декоративной композиции орнамента с использованием приемов стилизации 41
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 53
Приложение А Ботаническая иллюстрация из книги Kohler’sMedizinal-Pflanzen. 57 Приложение Б Примеры статичной и динамичной композиции 58
Приложение В Примеры древнеегипетского орнамента 59
Приложение Г Орнамент Древней Греции 62
Приложение Д Древнегреческий меандр 3
Приложение Е Поэтапное выполнение растительных зарисовок 4
Приложение Ж Растительные зарисовки к заданию 5
Приложение И Поэтапное выполнение биологической зарисовки растения 8
Приложение К Биологическая зарисовка растения 11
Приложение Л Примеры фактур 14
Приложение М Выполнение задания по поиску силуэта растения 3
Приложение Н Выполнение задания по наполнению природной формы
орнаментом 4
Приложение П Декоративные композиции
Современное образование - это безграничное пространство для проявления творческих способностей ребенка. В широком смысле на сегодняшний день понятие «образование» включает в себя не только обучение, но и воспитание целостной и гармоничной личности, которая ставит перед собой цели и имеет определенный творческие способности для решения той или иной задачи. Целью образования является обучить ученика профессиональным умениям, навыкам и способностям, а также воспитать в нем духовно - эстетические качества, любовь к природе и бережного отношения к окружающему нас миру.
Таким образом, одним из основных ориентиров является акцент на развитие индивидуальности каждого отдельного ученика и проявления особого творческого характера в каждой работе. Способствует развитию индивидуальности и творческих способностей учеников современная школа, в которой учащийся развивается и проходит обучение с помощью специальных методик, разработанных на основе трансформации природных мотивов в декоративный орнамент. Личность, воспитанная по данным методикам, способна благодаря своей художественно-творческой деятельности сохранять и передавать в своих творческих работах новые ценности современного окружающего нас мира.
Стоит отметить, что стилизация - это один из творческих методов, который позволяет учащемуся развить воображение, фантазию и объемно-пространственное мышление с помощью использования форм и различных способов формообразования. Способ стилизации позволяет также развивать такие важные качества личности, как способность к восприятию окружающей действительности, развить логику, установить связь с природой и ее индивидуальными образами, позволяет увидеть новизну привычных для нас предметов (цветы, листья, ветви, деревья). Все вышеперечисленное способствует развитию воображения и фантазии.
Стилизация, как творческий метод, зародилась множество веков назад. Это один из самых первых творческих методов, который используется в современных условиях. Преднамеренное упрощение или усложнение предмета помогает художнику подчеркнуть особенности формы того или иного растения при этом можно отходить в значительной степени от натуры (изменять цвет, форму, общие черты, колорит и настроение).
На сегодняшний день проявления стилизация очень многогранны и разнообразны. Данный способ может использоваться как в сфере искусства, так и во многих других сферах. Наиболее актуальной является проблема обучения школьников среднего возраста мыслить образами, добавлять в свои работы индивидуальность особого характера. Также проблемой становится установление у детей связи с природой и окружающим нас миром. В век технологического прогресса дети становятся, зависимы телевизоры, компьютерной техники, мобильных устройств и интернета и перестают замечать вокруг красоту и гармонию природы.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся установить связь с природой, ее образами, научить использованию метода стилизации, дать представление о различных вариантах использования творческих методов формообразования и развить фантазию ребенка. Достижение результатов зависит от успешного творческого взаимодействия педагога с учеником во время групповой и индивидуальной работы. Успех во многом зависит от взаимопонимания и доверия между учеником и учителем. Со стороны педагога важным является вселить веру учащимся в себя и свои силы, особенно это касается первых самостоятельных творческих шагов в направлении орнамента и стилизации. Ученик должен раскрепоститься, раскрыть свой особый
На данный момент существуют определенные методики и задания, которые позволяют развить творческие способности в изобразительной деятельности с использованием стилизации природных форм и создания декоративного орнамента, а также сформируют у детей творческий вкус, развить понимание собственной индивидуальности в рисунках, формирование исполнительской аккуратности в декоративной деятельности.
На занятиях по изучению стилизации как средства развития индивидуального видения и создания творческой работы теория и практика неразрывно связаны между собой. Важно грамотно объяснить учащимся какая конкретная задача стоит перед ними во время обучения. Ученик должен понимать какая цель стоит перед ним и в чем конкретно ему помогут в будущем данные знания. При выполнении заданий необходимо соблюдать законы композиции для грамотного построения орнамента и стилизации объекта. В основе каждого задания предусмотрена идея и индивидуальный образ, который ученик закладывает в свой проект или творческое задание.
В состав учебной программы входит:
- изучение основных понятий стилизации и формообразования флоры;
- история орнамента и орнаментальных стилей;
- изучение природной формы и строения растений во время пленэрной практики;
- поиск декоративной формы у растений;
- изучений понятий «декоративность», основные моменты построения творческих орнаментальных композиций.
Орнамент является одним из самых древних видов искусства. Различные виды орнамента украшают не предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, но широко применяется в архитектуре. Сфера применения орнамента, как вида искусства, невероятно обширна, что в 6
дальнейшем позволит ученикам попробовать себя в разных родах деятельности и найти свое призвание, не ограничиваясь одной профессией.
Цель - разработка методики, направленной на формирование творческих способностей детей в изобразительной деятельности средствами художественной стилизации в орнаменте.
Объект исследования - процесс учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях по изобразительной трансформации природных мотивов методом стилизации.
Предмет исследования - стилизация, как формирования творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Задачи:
- выявить эффективные методы и приемы формирования навыков стилизации природных форм в декоративном орнаменте;
- разработать учебно-методическое пособие, которое включает в себя методическую систему творческих заданий по преобразованию природных форм в орнамент средствами стилизации, развивающее творческие способности учащихся.
Основной информационной базой для данной работы являлись труды широко известных педагогов и психологов: В.П. Беспалько, М.В. Богуславского, В.А. Бордовского, С.Г. Вершловского, П.С. Гуревича, В.В. Давыдова, В.А. Козырева и Н.Л. Шубина, И.А. Колесникова, В.А. Сластёнина, В.В. Краевского, Е.В. Бережнова, М.М. Рубинштейна, B. В.Серикова.
Образование в сфере искусства авторов В.С. Кузина, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, В.И. Романина, Н.С. Боголюбова. Труды авторов в области изобразительного искусства Н.П. Бесчастнова, Л.М. Буткевича, К.Т. Даглдияна, C. В. Астраханцева и Г.М. Логвиненко.
Научная новизна исследования:
- разработке методики преподавания декоративного орнамента в школе;
- разработан комплекс учебно-методических заданий и рекомендаций, способствующий развитию творческих способностей, обучающихся методом стилизации и преобразования природных форм в декоративный орнамент;
- апробирована методика организации и преподавания стилизации природных форм в декоративном орнаменте.
Теоретическая значимость исследования:
- разработан методический комплекс развития творческих способностей учащихся средствами метода стилизации природных форм в орнаменте.
Практическая значимость исследования:
- разработана методика, наглядно-дидактический материал, учебные задания, которые можно использовать на практику в общеобразовательной школе и в дополнительном образовании в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Структура бакалаврской работы.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы и используемых источников и приложений.
На основании всего вышесказанного, можно утверждать, что успешно была разработана методика, направленная на изучение методов формирования творческих способностей в изобразительной деятельности средствами художественной стилизации в орнаменте, исследован процесс учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях по изобразительной трансформации природных мотивов методом стилизации.
Были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, особенности и виды стилизации в изобразительном искусстве;
- изучить методы стилизации природных форм в декоративный орнамент;
- изучить актуальную литературу, которая отражает проблеме развития творческих способностей у учащихся;
- изучить особенности композиции орнамента в различных культурах;
- разработать эскизы методических заданий и поэтапно их изобразить.
Также было продемонстрированы методики стилизации природной формы в декоративный орнамент, разработан комплекс учебно-методических заданий и рекомендаций, который способствует развитию творческих способностей учеников путем стилизации и преобразования природных форм в декоративный орнамент и продемонстрированы методики обучения стилизации природных форм в декоративном орнаменте.
Данные методические рекомендации и учебно-творческие задания, будут использованы в практике общеобразовательной школы и в системе дополнительного образовании в изучении дисциплин изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
2. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Наука, 1987. - 184 с.
3. Бадян В. Е. Основы композиции [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / В. Е. Бадян, В. И. Денисенко. - Москва : Акад. Проект : Трикста, 2017. - 175 с., [48] цв. ил. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-2506-6.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
5. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - т.16. - № 5 - С. 49-58.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
7. Глазова М. В. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / М. В. Глазова, В. С. Денисов. - Москва :Когито-Центр, 2012. - 220 с. : ил. - ISBN 978-5-89353-362-0.
8. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.: Мир, 1992. с. 436.
9. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. — М..: Русский язык, 1976. — С. 712.
10. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих по специальности 030800 «Изобразительное искусство / Г.М. Логвиненко. - М. :Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 144 с. : ил. - (Изобразительное искусство). ISBN 5-691-01055-7.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2002. - 368 с.
12. Ермаков Г.И. Пленэр [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Г. И. Ермаков. - Москва : МПГУ, 2013. - 182 с. - ISBN 978-5-7042-2428-0.
13. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический проспект, 2003. - 304 с.
14. История Древнего Египта: — Общ. ред., вступит, статья и коммент. д. филос. н. А. Л. Вассоевича. — СПб.: «Летний Сад» — Журнал «Нева», 2000.
- 560 с, илл.
15. История Древней Греции: Том 1/ Э. Курциус. - Мн.: Харвест, 2002.
- 496 с. [10] л.: ил.: ил. - (Классическая мысль). ISBN 985-13-116-2.
16. История Древней Греции: Учеб./Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, И 90 В.И. Кузищин Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 399 с: ил., картыТЗВН 5-06-003676¬6.
17. Композиция : теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. - Изд. 2-е. - Ростов н.Д. : Феникс, 2005. - 79, [4] с. : ил. - (Школа изобразительных искусств) ISBN 5-2222-07410-2.
18. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Электронный ресурс] / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. - 3-е изд., испр. и доп. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- 319 с.: ил. - ISBN 978-5-9963-1022-7.
19. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
20. Липинская Я., Марциняк М. Мифология древнего Египта. «Искусство». 1983. 221 с.
21. Матвеева Т.В. Стилизация как прием художественного образного
мышления будущих дизайнеров.- Орел.: Успехи современного
естествознания, 2004. - 5 с.
22. Меерович М. Технология творческого мышления [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Меерович, Л. Шрагина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Альпина Паблишер, 2017. - 505 с. - ISBN 978-5-9614-5452-9.
23. Нечаев Н. Н., Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы [Текст] / Н.Н. Нечаев // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 325.
24. Ожиганова Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Г. В. Ожиганова. - М., 1999. - 240 с.
25. Плешивцев А. А. Технический рисунок и основы композиции [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов 1-го курса заоч. отделения бакалавриата / А. А. Плешивцев. - Москва : МГСУ : Ай Пи Эр Медиа : ЭБС АСВ, 2015. - 162 с. : ил. - (Архитектура). - ISBN 978-5-7264-1036-4.
26. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - Т. 1 - 476 с.
27. Пономарёв Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарёв.
- М.: Наука, 1976. - 303 с.
28. Пономарёв, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарёв.
- М.: Наука, 1976. - 303 с.
29. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: АСТ: [и др.], 2006. - 479 с.
30. Ростовцев Н. Н., Игнатьев С. Е., Шорохов Е. В. Рисунок. Живопись.
Композиция. Хрестоматия: учебное пособие для студентов ХГФ
пединститутов. М. : Просвещение, 1989. 207 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Изд-во «Питер», 2001. - 720 с.
32. Саяпина Е.И. Развитие образного мышления у студентов художественнографических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Краснодар, 2002 181 с. РГБ ОД, 61:03-13/505-4.
33. Современный словарь по педагогике [Текст] / Составитель: Рапацевич Е.С. - М.: Современное слово, 2001. - 928 с.
34. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: краткий словарь художественных терминов. Учебник 5-8кл. В 4 ч. - Обнинск.: Титул,1996. -Ч.4. 1996 - 80с.
35. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой СПб., 2008. 296 с.
36. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2х т. - Т.1 / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
37. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму : учебное пособие / М. С. Якушева ; МГХПУ им. С. Г. Строганова. М. - : МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2009 - 240 с. : илл.
38. Шадриков В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994. - 315 с.
39. Щебланова Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: дисс... дра психол. наук : 19.00.01 / Е.И. Щебланова. - М., 2006. - 311 с.
40. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.
41. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись.
Композиция. Хрестоматия: учебное пособие для студентов ХГФ
пединститутов. М. : Просвещение, 1989. 207 с.