Орнаментальная стилизация как средство обучения декоративной композиции учащихся возраста 10-14 лет образовательной школы или дополнительного образования
|
Введение 4
Глава 1 Стилизация как художественное средство в изобразительном искусстве 9
1.1 Понятие, особенности и виды стилизации в изобразительном искусстве 9
1.2 Особенности композиции орнамента в различных культурах 18
Глава 2 Методические рекомендации создания декоративного орнамента на основе стилизации природных форм 29
2.1 Стилизация природных форм на уроках изобразительного искусства 29
2.2 Рекомендации к организации учебного процесса по выполнению
декоративной композиции орнамента с использованием приемов стилизации 41
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 53
Приложение А Ботаническая иллюстрация из книги Kohler’sMedizinal-Pflanzen. 57 Приложение Б Примеры статичной и динамичной композиции 58
Приложение В Примеры древнеегипетского орнамента 59
Приложение Г Орнамент Древней Греции 62
Приложение Д Древнегреческий меандр 3
Приложение Е Поэтапное выполнение растительных зарисовок 4
Приложение Ж Растительные зарисовки к заданию 5
Приложение И Поэтапное выполнение биологической зарисовки растения 8
Приложение К Биологическая зарисовка растения 11
Приложение Л Примеры фактур 14
Приложение М Выполнение задания по поиску силуэта растения 3
Приложение Н Выполнение задания по наполнению природной формы
орнаментом 4
Приложение П Декоративные композиции
Глава 1 Стилизация как художественное средство в изобразительном искусстве 9
1.1 Понятие, особенности и виды стилизации в изобразительном искусстве 9
1.2 Особенности композиции орнамента в различных культурах 18
Глава 2 Методические рекомендации создания декоративного орнамента на основе стилизации природных форм 29
2.1 Стилизация природных форм на уроках изобразительного искусства 29
2.2 Рекомендации к организации учебного процесса по выполнению
декоративной композиции орнамента с использованием приемов стилизации 41
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 53
Приложение А Ботаническая иллюстрация из книги Kohler’sMedizinal-Pflanzen. 57 Приложение Б Примеры статичной и динамичной композиции 58
Приложение В Примеры древнеегипетского орнамента 59
Приложение Г Орнамент Древней Греции 62
Приложение Д Древнегреческий меандр 3
Приложение Е Поэтапное выполнение растительных зарисовок 4
Приложение Ж Растительные зарисовки к заданию 5
Приложение И Поэтапное выполнение биологической зарисовки растения 8
Приложение К Биологическая зарисовка растения 11
Приложение Л Примеры фактур 14
Приложение М Выполнение задания по поиску силуэта растения 3
Приложение Н Выполнение задания по наполнению природной формы
орнаментом 4
Приложение П Декоративные композиции
Современное образование - это безграничное пространство для проявления творческих способностей ребенка. В широком смысле на сегодняшний день понятие «образование» включает в себя не только обучение, но и воспитание целостной и гармоничной личности, которая ставит перед собой цели и имеет определенный творческие способности для решения той или иной задачи. Целью образования является обучить ученика профессиональным умениям, навыкам и способностям, а также воспитать в нем духовно - эстетические качества, любовь к природе и бережного отношения к окружающему нас миру.
Таким образом, одним из основных ориентиров является акцент на развитие индивидуальности каждого отдельного ученика и проявления особого творческого характера в каждой работе. Способствует развитию индивидуальности и творческих способностей учеников современная школа, в которой учащийся развивается и проходит обучение с помощью специальных методик, разработанных на основе трансформации природных мотивов в декоративный орнамент. Личность, воспитанная по данным методикам, способна благодаря своей художественно-творческой деятельности сохранять и передавать в своих творческих работах новые ценности современного окружающего нас мира.
Стоит отметить, что стилизация - это один из творческих методов, который позволяет учащемуся развить воображение, фантазию и объемно-пространственное мышление с помощью использования форм и различных способов формообразования. Способ стилизации позволяет также развивать такие важные качества личности, как способность к восприятию окружающей действительности, развить логику, установить связь с природой и ее индивидуальными образами, позволяет увидеть новизну привычных для нас предметов (цветы, листья, ветви, деревья). Все вышеперечисленное способствует развитию воображения и фантазии.
Стилизация, как творческий метод, зародилась множество веков назад. Это один из самых первых творческих методов, который используется в современных условиях. Преднамеренное упрощение или усложнение предмета помогает художнику подчеркнуть особенности формы того или иного растения при этом можно отходить в значительной степени от натуры (изменять цвет, форму, общие черты, колорит и настроение).
На сегодняшний день проявления стилизация очень многогранны и разнообразны. Данный способ может использоваться как в сфере искусства, так и во многих других сферах. Наиболее актуальной является проблема обучения школьников среднего возраста мыслить образами, добавлять в свои работы индивидуальность особого характера. Также проблемой становится установление у детей связи с природой и окружающим нас миром. В век технологического прогресса дети становятся, зависимы телевизоры, компьютерной техники, мобильных устройств и интернета и перестают замечать вокруг красоту и гармонию природы.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся установить связь с природой, ее образами, научить использованию метода стилизации, дать представление о различных вариантах использования творческих методов формообразования и развить фантазию ребенка. Достижение результатов зависит от успешного творческого взаимодействия педагога с учеником во время групповой и индивидуальной работы. Успех во многом зависит от взаимопонимания и доверия между учеником и учителем. Со стороны педагога важным является вселить веру учащимся в себя и свои силы, особенно это касается первых самостоятельных творческих шагов в направлении орнамента и стилизации. Ученик должен раскрепоститься, раскрыть свой особый
На данный момент существуют определенные методики и задания, которые позволяют развить творческие способности в изобразительной деятельности с использованием стилизации природных форм и создания декоративного орнамента, а также сформируют у детей творческий вкус, развить понимание собственной индивидуальности в рисунках, формирование исполнительской аккуратности в декоративной деятельности.
На занятиях по изучению стилизации как средства развития индивидуального видения и создания творческой работы теория и практика неразрывно связаны между собой. Важно грамотно объяснить учащимся какая конкретная задача стоит перед ними во время обучения. Ученик должен понимать какая цель стоит перед ним и в чем конкретно ему помогут в будущем данные знания. При выполнении заданий необходимо соблюдать законы композиции для грамотного построения орнамента и стилизации объекта. В основе каждого задания предусмотрена идея и индивидуальный образ, который ученик закладывает в свой проект или творческое задание.
В состав учебной программы входит:
- изучение основных понятий стилизации и формообразования флоры;
- история орнамента и орнаментальных стилей;
- изучение природной формы и строения растений во время пленэрной практики;
- поиск декоративной формы у растений;
- изучений понятий «декоративность», основные моменты построения творческих орнаментальных композиций.
Орнамент является одним из самых древних видов искусства. Различные виды орнамента украшают не предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, но широко применяется в архитектуре. Сфера применения орнамента, как вида искусства, невероятно обширна, что в 6
дальнейшем позволит ученикам попробовать себя в разных родах деятельности и найти свое призвание, не ограничиваясь одной профессией.
Цель - разработка методики, направленной на формирование творческих способностей детей в изобразительной деятельности средствами художественной стилизации в орнаменте.
Объект исследования - процесс учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях по изобразительной трансформации природных мотивов методом стилизации.
Предмет исследования - стилизация, как формирования творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Задачи:
- выявить эффективные методы и приемы формирования навыков стилизации природных форм в декоративном орнаменте;
- разработать учебно-методическое пособие, которое включает в себя методическую систему творческих заданий по преобразованию природных форм в орнамент средствами стилизации, развивающее творческие способности учащихся.
Основной информационной базой для данной работы являлись труды широко известных педагогов и психологов: В.П. Беспалько, М.В. Богуславского, В.А. Бордовского, С.Г. Вершловского, П.С. Гуревича, В.В. Давыдова, В.А. Козырева и Н.Л. Шубина, И.А. Колесникова, В.А. Сластёнина, В.В. Краевского, Е.В. Бережнова, М.М. Рубинштейна, B. В.Серикова.
Образование в сфере искусства авторов В.С. Кузина, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, В.И. Романина, Н.С. Боголюбова. Труды авторов в области изобразительного искусства Н.П. Бесчастнова, Л.М. Буткевича, К.Т. Даглдияна, C. В. Астраханцева и Г.М. Логвиненко.
Научная новизна исследования:
- разработке методики преподавания декоративного орнамента в школе;
- разработан комплекс учебно-методических заданий и рекомендаций, способствующий развитию творческих способностей, обучающихся методом стилизации и преобразования природных форм в декоративный орнамент;
- апробирована методика организации и преподавания стилизации природных форм в декоративном орнаменте.
Теоретическая значимость исследования:
- разработан методический комплекс развития творческих способностей учащихся средствами метода стилизации природных форм в орнаменте.
Практическая значимость исследования:
- разработана методика, наглядно-дидактический материал, учебные задания, которые можно использовать на практику в общеобразовательной школе и в дополнительном образовании в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Структура бакалаврской работы.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы и используемых источников и приложений.
Таким образом, одним из основных ориентиров является акцент на развитие индивидуальности каждого отдельного ученика и проявления особого творческого характера в каждой работе. Способствует развитию индивидуальности и творческих способностей учеников современная школа, в которой учащийся развивается и проходит обучение с помощью специальных методик, разработанных на основе трансформации природных мотивов в декоративный орнамент. Личность, воспитанная по данным методикам, способна благодаря своей художественно-творческой деятельности сохранять и передавать в своих творческих работах новые ценности современного окружающего нас мира.
Стоит отметить, что стилизация - это один из творческих методов, который позволяет учащемуся развить воображение, фантазию и объемно-пространственное мышление с помощью использования форм и различных способов формообразования. Способ стилизации позволяет также развивать такие важные качества личности, как способность к восприятию окружающей действительности, развить логику, установить связь с природой и ее индивидуальными образами, позволяет увидеть новизну привычных для нас предметов (цветы, листья, ветви, деревья). Все вышеперечисленное способствует развитию воображения и фантазии.
Стилизация, как творческий метод, зародилась множество веков назад. Это один из самых первых творческих методов, который используется в современных условиях. Преднамеренное упрощение или усложнение предмета помогает художнику подчеркнуть особенности формы того или иного растения при этом можно отходить в значительной степени от натуры (изменять цвет, форму, общие черты, колорит и настроение).
На сегодняшний день проявления стилизация очень многогранны и разнообразны. Данный способ может использоваться как в сфере искусства, так и во многих других сферах. Наиболее актуальной является проблема обучения школьников среднего возраста мыслить образами, добавлять в свои работы индивидуальность особого характера. Также проблемой становится установление у детей связи с природой и окружающим нас миром. В век технологического прогресса дети становятся, зависимы телевизоры, компьютерной техники, мобильных устройств и интернета и перестают замечать вокруг красоту и гармонию природы.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся установить связь с природой, ее образами, научить использованию метода стилизации, дать представление о различных вариантах использования творческих методов формообразования и развить фантазию ребенка. Достижение результатов зависит от успешного творческого взаимодействия педагога с учеником во время групповой и индивидуальной работы. Успех во многом зависит от взаимопонимания и доверия между учеником и учителем. Со стороны педагога важным является вселить веру учащимся в себя и свои силы, особенно это касается первых самостоятельных творческих шагов в направлении орнамента и стилизации. Ученик должен раскрепоститься, раскрыть свой особый
На данный момент существуют определенные методики и задания, которые позволяют развить творческие способности в изобразительной деятельности с использованием стилизации природных форм и создания декоративного орнамента, а также сформируют у детей творческий вкус, развить понимание собственной индивидуальности в рисунках, формирование исполнительской аккуратности в декоративной деятельности.
На занятиях по изучению стилизации как средства развития индивидуального видения и создания творческой работы теория и практика неразрывно связаны между собой. Важно грамотно объяснить учащимся какая конкретная задача стоит перед ними во время обучения. Ученик должен понимать какая цель стоит перед ним и в чем конкретно ему помогут в будущем данные знания. При выполнении заданий необходимо соблюдать законы композиции для грамотного построения орнамента и стилизации объекта. В основе каждого задания предусмотрена идея и индивидуальный образ, который ученик закладывает в свой проект или творческое задание.
В состав учебной программы входит:
- изучение основных понятий стилизации и формообразования флоры;
- история орнамента и орнаментальных стилей;
- изучение природной формы и строения растений во время пленэрной практики;
- поиск декоративной формы у растений;
- изучений понятий «декоративность», основные моменты построения творческих орнаментальных композиций.
Орнамент является одним из самых древних видов искусства. Различные виды орнамента украшают не предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, но широко применяется в архитектуре. Сфера применения орнамента, как вида искусства, невероятно обширна, что в 6
дальнейшем позволит ученикам попробовать себя в разных родах деятельности и найти свое призвание, не ограничиваясь одной профессией.
Цель - разработка методики, направленной на формирование творческих способностей детей в изобразительной деятельности средствами художественной стилизации в орнаменте.
Объект исследования - процесс учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях по изобразительной трансформации природных мотивов методом стилизации.
Предмет исследования - стилизация, как формирования творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Задачи:
- выявить эффективные методы и приемы формирования навыков стилизации природных форм в декоративном орнаменте;
- разработать учебно-методическое пособие, которое включает в себя методическую систему творческих заданий по преобразованию природных форм в орнамент средствами стилизации, развивающее творческие способности учащихся.
Основной информационной базой для данной работы являлись труды широко известных педагогов и психологов: В.П. Беспалько, М.В. Богуславского, В.А. Бордовского, С.Г. Вершловского, П.С. Гуревича, В.В. Давыдова, В.А. Козырева и Н.Л. Шубина, И.А. Колесникова, В.А. Сластёнина, В.В. Краевского, Е.В. Бережнова, М.М. Рубинштейна, B. В.Серикова.
Образование в сфере искусства авторов В.С. Кузина, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, В.И. Романина, Н.С. Боголюбова. Труды авторов в области изобразительного искусства Н.П. Бесчастнова, Л.М. Буткевича, К.Т. Даглдияна, C. В. Астраханцева и Г.М. Логвиненко.
Научная новизна исследования:
- разработке методики преподавания декоративного орнамента в школе;
- разработан комплекс учебно-методических заданий и рекомендаций, способствующий развитию творческих способностей, обучающихся методом стилизации и преобразования природных форм в декоративный орнамент;
- апробирована методика организации и преподавания стилизации природных форм в декоративном орнаменте.
Теоретическая значимость исследования:
- разработан методический комплекс развития творческих способностей учащихся средствами метода стилизации природных форм в орнаменте.
Практическая значимость исследования:
- разработана методика, наглядно-дидактический материал, учебные задания, которые можно использовать на практику в общеобразовательной школе и в дополнительном образовании в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Структура бакалаврской работы.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы и используемых источников и приложений.
На основании всего вышесказанного, можно утверждать, что успешно была разработана методика, направленная на изучение методов формирования творческих способностей в изобразительной деятельности средствами художественной стилизации в орнаменте, исследован процесс учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях по изобразительной трансформации природных мотивов методом стилизации.
Были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, особенности и виды стилизации в изобразительном искусстве;
- изучить методы стилизации природных форм в декоративный орнамент;
- изучить актуальную литературу, которая отражает проблеме развития творческих способностей у учащихся;
- изучить особенности композиции орнамента в различных культурах;
- разработать эскизы методических заданий и поэтапно их изобразить.
Также было продемонстрированы методики стилизации природной формы в декоративный орнамент, разработан комплекс учебно-методических заданий и рекомендаций, который способствует развитию творческих способностей учеников путем стилизации и преобразования природных форм в декоративный орнамент и продемонстрированы методики обучения стилизации природных форм в декоративном орнаменте.
Данные методические рекомендации и учебно-творческие задания, будут использованы в практике общеобразовательной школы и в системе дополнительного образовании в изучении дисциплин изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, особенности и виды стилизации в изобразительном искусстве;
- изучить методы стилизации природных форм в декоративный орнамент;
- изучить актуальную литературу, которая отражает проблеме развития творческих способностей у учащихся;
- изучить особенности композиции орнамента в различных культурах;
- разработать эскизы методических заданий и поэтапно их изобразить.
Также было продемонстрированы методики стилизации природной формы в декоративный орнамент, разработан комплекс учебно-методических заданий и рекомендаций, который способствует развитию творческих способностей учеников путем стилизации и преобразования природных форм в декоративный орнамент и продемонстрированы методики обучения стилизации природных форм в декоративном орнаменте.
Данные методические рекомендации и учебно-творческие задания, будут использованы в практике общеобразовательной школы и в системе дополнительного образовании в изучении дисциплин изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ ЛИНОГРАВЮРА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



