Введение 6
1 Теоретические основы управления муниципальным предприятием .... 11
(детским дошкольным образовательным учреждением) 11
1.1 Проблемы управления системой дошкольного образования 11
1.2 Особенности муниципального управления в сфере дошкольного
образования 20
1.3 Научно-правовые основы деятельности бюджетных учреждений
сферы дошкольного образования 24
2 Анализ деятельности муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения д/с № 22 г. Верхний Тагил 28
2.1 Общая характеристика Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения д/с №22г. Верхний Тагил 28
2.2 Анализ системы управления Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения д/с №22 32
2.3 Анализ организационно-экономических показателей деятельности
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №22 38
3 Разработка мероприятий совершенствования системы управления в дошкольном образовательном учреждении 43
3.1 Предложения по привлечению дополнительных источников
финансирования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения 43
3.2 Мероприятия, направленные на совершенствование
информационного обеспечения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения 52
3.3 Мероприятия, направленные на совершенствование управления Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №22 56
Заключение 63
Библиографический список 68
Приложения 72
Детское дошкольное именно образовательное учреждение - самое первое и в наибольшей степени ответственное звено в системе дошкольного образования.
Актуальность этой темы заключается в том, что ребенок, обладающий, высокой пластичностью функций мозга и психики имеет потенциальные возможности развития, реализация которых непосредственно зависит от воспитания и обучения, а так же от влияния окружающих взрослых.
Задачи управления дошкольными образовательными учреждениями остаются актуальными в связи с осуществлением направлений Приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования.
Анализ научной литературы и современных исследований показывает, что вопросы муниципальной политики в сфере управления дошкольными образовательными учреждениями в настоящее время находятся на стадии разработки.
Когда в России происходит переоценка всей системы общественных отношений, происходят социально-экономические изменения, значительные изменения происходят и в системе дошкольного образования.
Развитие системы дошкольного образования и изменение обусловлено тем, насколько оперативно происходит управление всеми звеньями, а самое главное, как вводится в практику детских дошкольных образовательных учреждений новых научно-педагогические достижения в сфере управления.
Современные психологи очень часто обращают внимание родителей, а так же педагогов дошкольных учреждений на важность проблемы развития, обучения и воспитания детей с самого рождения. Именно в раннем возрасте должны ставиться воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
Зарубежные и отечественные ученые отмечают, что дети дошкольного возраста обладают особой чувствительностью к речевому развитию, к умственному, физическому и эстетическому развитию, а также к патриотическому и другим областям развития личности. Немаловажно создать условия именно в первые годы жизни для физического, эстетического, умственного и нравственного развития детей. В период адаптации к дошкольному образовательному учреждению большую роль в воспитании хорошо развитых детей имеет правильная организация жизни. Период адаптации для ребенка трудный этап, тем более в это время формируется нервная система ребенка. Необходимо обеспечить в этот период одинаковые воспитательные приемы, которые используются в семье и дошкольном образовательном учреждении. Уравновешенное и спокойное настроение у детей - это одна из главных правил полноценного развития. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
У детей, которые занимаются с раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях по образовательным программам, формируется эстетические восприятие, осваивают нормы и правила поведения, становятся все более решительными и независимыми от взрослых, пополняется их социальный опыт, формируется индивидуальное представление о себе, начинают оценивать себя, свои действия и свои внешние качества. В процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении у детей появляется главное новообразование - понимание своего социального «Я». С раннего возраста дети учатся организованности, получают задания от педагога и учатся выполнять его и это приводит к перебарыванию застенчивости и непоявлению комплексов.
Воспитательно-образовательная программа, по которой работает каждое дошкольное образовательное учреждение, учит самоорганизованности, возникают предпосылки к организации деятельности, своей учебы и работы. Дети в дошкольном образовательном учреждении не только получают начальное образование и воспитание, они еще учатся работать в коллективе.
Вся система внутри садовского управления должна быть направлена на итоговый результат. Управление предполагает мотивационно - целевую направленность руководителей дошкольного образовательного учреждения, педагогический анализ, планирование организации, новые подходы к информационному обеспечению, контроль и регулирование своей деятельности.
Ключевое место занимает руководитель дошкольного учреждения, который несет большую ответственность за образовательное учреждение, за педагогов и воспитанников, а так же за решения, которые принимаются и за их итоговый результат. Прежде всего, для того, чтобы мы поняли, как руководитель образовательного учреждения решает трудные задачи, мы должны изучить работу детского дошкольного образовательного учреждения и работу руководителя.
Руководитель, чтобы добиться нужных результатов, должен создать атмосферу доверия, уважения и, конечно же, успеха для педагогического коллектива. В ДОУ должна быть система профессионального сотрудничества - это корпоративный стиль управления, который принимает во внимание качества каждого воспитателя, его подход к своей деятельности.
Немаловажную роль в развитии дошкольного учреждения должна осуществлять внутренняя культура. Внутренняя культура оказывает содействие в развитии высокопрофессиональных качеств и навыков, формирует психолого-педагогический комфорт всем принимающим участие в воспитательно-образовательном процессе.
В наше время руководитель обязан управлять качеством образовательного процесса: быть специалистом в области регулирования деятельностью образовательного учреждения, прогнозировать постановку целей и следить за результатом образования детей.
Значимость моей выпускной квалификационной работы представляется в анализе управления образовательного учреждения на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - управление муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением.
Объект исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 г. Верхний Тагил.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании повышения качества деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения и анализе функционирования.
Для результата нашей цели нужно разрешить задачи:
1. Проследить проблемы управления дошкольного образования в и
исследовать состояние дошкольного образования.
2. Познакомится с особенностями документального управления.
3. Провести оценку структуры образования
4. Проанализировать деятельность муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 города Верхнего Тагила.
5. Провести оценку структуры образования.
6. Разработать мероприятия совершенствования системы управления в детском дошкольном образовательном учреждении.
Методы исследования - анализ служебной документации учреждения, наблюдение за работой персонал, метод экспертных оценок (беседа с специалистами), анализ литературных источников, системный подход, метод социологических исследований и др.
Информационная база исследования - метод социологического исследования, литературные источники, беседы с сотрудниками, должностные инструкции.
В сфере дошкольного образования проблемы управления были представлены в трудах Н.С. Яковлева (1987), А.В. Луначарского (издание 1976), Н.К. Крупской (1984), М.Г. Захарова (1971), В.Г. Афанасьева (1973, 1984) А.В. Петровского (1987), Е.С. Кузьминой (1974), В.А. Караковского (1984, 1987), Е.Е. Вендрова (1969).
В исследованиях Л.Г. Борисовой (1991), В.М. Петровичева (1994 ) и В.Я. Нечаевой (1992) были раскрыты социальные аспекты управления образованием. Отечественные ученые T.B. Поздняк (1994, 1996), Т.И. Шамова (1992), Р.Х. Шакуров (1990), Е.А. Ямбург (1996) совместно с зарубежными учеными Хоффманом (1997), В. Вебером (1990) рассматривают вопросы содержания управленческой деятельности и уточнения функций и управления образовательными системами с позиции принципов его организации. В трудах Л.И. Третьякова (1991), В.И. Подобеда (1988), А.И. Деменева (1997), Л.М. Андрюхиной (1996), Л.Н. Суворова (1984), Л.Я. Олиференко (1997), Ю.В. Громыко (1992, 1993) анализируются изменения управления региональными системами образования. Разные аспекты управления муниципальным образованием презентованы в работах В.П. Васина (1997), Н.Д. Малахова (1997) и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения и библиографического списка литературы. Во введении обозначена актуальность исследования, поставлена цель и задачи, сформулированы объект и предмет исследования. Теоретические основы управления муниципальным предприятием рассмотрены в первой главе выпускной квалификационной работы. Во второй главе работы выполнено исследование деятельности муниципального дошкольного учреждения детский сад № 22 г. Верхний Тагил. В третьей главе работы предложены мероприятия направленные на совершенствование системы управления в дошкольном образовательном учреждении. В заключении сделаны обобщающие выводы.
В современном российском обществе особенно значимыми проблемами становятся проблемы, связанные с нормативно- правовым регулированием деятельности, потому что регулярно происходят социальные, политические и экономические изменения. Российское образование, а точнее дошкольное образование, является одной из важных областей деятельности, которая нуждается в постоянном урегулировании. В России идет непрерывное развитие и изменение нормативно-правовой и законодательной базы в ходе социально-экономического преобразования. Российская система образования обязана правильно отвечать на регулярные обновления законов Российской Федерации. В соответствии с Законом «Об образовании» в пункте 6 статья 2 учитывается самостоятельная деятельность дошкольного образовательного учреждения, реализация воспитательно-образовательного процесса, установление организационной структуры управления, ведение кадровой, научной, хозяйственной и финансовой политики. Дошкольное образовательное учреждение имеет право независимо формировать для своей деятельности правовую базу, создавать локальные акты и устанавливать их количество в зависимости от статуса учреждения. Главную роль в организации управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения играет руководитель. Успешность его зависит от профессионализма, от умения обеспечивать организационно - правовую деятельность, от знания нормативно-правовых основ дошкольного образования, от его знаний по психологии управления, менеджмента, экономики, маркетинга.
В первой главе рассмотрены проблемы управления системой дошкольного образования, выявлены особенности муниципального управления в сфере дошкольного образования, проанализирована деятельность бюджетных учреждений, а также установлены основные источники финансирования бюджетных образовательных учреждений. Подготовка дошкольников к школьной жизни и поддержка ребенка в благополучном вступлении в сегодняшний мир отношений с людьми - это главная задача дошкольного образовательного учреждения .
Во второй главе проанализирована деятельность Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22. Были сделаны с выводы:
-муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение является юридическим лицом;
-непосредственную организацию и координацию деятельности осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Верхний Тагил»;
-учредителем и собственником имущества дошкольного образовательного учреждения является городской округ Верхний Тагил;
-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение имеет самостоятельный баланс, муниципальное задание, план финансово - хозяйственной деятельности, лицевые счета в финансовом отделе администрации городского округа Верхний Тагил, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, является истцом и ответчиком в суде ;
-дошкольное образовательное учреждение имеет печать, штамп, бланки и другие необходимые реквизиты юридического лица ;
- Медицинское обслуживание детей в МБДОУ обеспечивает ГБУЗ СО «Городская больница города Верхний Тагил»;
-Участниками образовательного процесса являются дети, родители (законные представители) и педагогические работники;
-в управлении дошкольного образовательного учреждения принимают участие Учредитель (Городской округ Верхний Тагил) и Муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Верхний Тагил»;
-формами самоуправления Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения являются Совет трудового коллектива, Совет педагогов, Родительский комитет. Деятельность органов самоуправления регламентируется настоящим Уставом и соответствующими локальными актами;
-непосредственное управление дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий; самое главное направление работы руководителя дошкольным образовательным учреждением - это привлечение дополнительных источников финансирования. Поэтому он должен обладать высоким уровнем компетентности и профессионализма, уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть находчивым, обаятельным, убедительным.
-финансовое обеспечение осуществляется из бюджета городского округа Верхний Тагил;
-муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению предоставлено право осуществлять, приносящую доходы дополнительную образовательную деятельность, которая приносит доход в местный бюджет и на лицевой счет образовательного учреждения.
В третьей главе разработаны мероприятия совершенствования системы управления в дошкольном образовательном учреждении.
Экономия энергоснабжающих ресурсов за счет установки измерительных приборов, заменить неэффективные ламы на энергосберегающие, установить автоматизированный тепловой пункт, установление периодичности профилактического обслуживания средств вычислительной техники и оборудования - реализация предложенных мероприятий приведет к значительной экономии выделенных бюджетных средств.
Хороший источник привлечения дополнительных средств это платные услуги. Одним из предлагаемых видов платных образовательных услуг группа по присмотру и уходу за детьми «Дополнительный час». Группа работает после закрытия детского сада в течение часа и предусмотрена для родителей, которые не успевают забирать детей в связи с определенным графиком работы.
Платные образовательные услуги могут усовершенствовать финансовую деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Предложены разные виды платных дополнительных образовательных услуг и проведены финансовое планирование от платных дополнительных образовательных услуг и определили насколько прибыльны в образовательном учреждении. Проведенные расчеты доказывают, что вследствие введения дополнительных платных услуг улучшится финансовое состояние Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Введение добровольных пожертвований родителями тоже послужит улучшению финансовой стороны учреждения.
Предложены мероприятия, направленные на совершенствование информационного обеспечения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день, как один из главных ресурсов является информация о муниципальном бюджетном образовательном учреждении. Информационно-аналитическая деятельность считается одним из ключевых инструментов управления дошкольным образовательным учреждением. Распределение информации на группы.
Для систематизации информационного обеспечения можно разделить информацию и документацию на блоки: нормативно правовая база управления, организационные документы, работа с кадрами, научно - методическая документация, воспитание и образование, взаимодействие детского сада с семьей, общественностью, материально- техническое обеспечение.
Разработка и создание собственного сайта дошкольного образовательного учреждения - это еще один подход в совершенствовании документооборота, доступность и открытость информации.
С целью стимулирования работников наиболее высококачественно выполнять свои должностные обязанности назначить им выплаты стимулирующего характера. В работе предлагается система критериев для распределения выплат стимулирующего характера.
Подводя итоги выше изложенного, можно сказать, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение не должно стоять на месте, постоянно должно развиваться. Поэтому оно должно всегда находить и искать что- то новое, внедрять свои инновации в работу, работать в инновационном режиме, реализовывать экспериментальную работу. Педагогам дошкольного образовательного учреждения нужно применять новые технологии в работе с детьми, регулярно самообразовываться и совершенствоваться. Для повышения результатов педагогов необходимо стимулировать за счет надбавок и доплат к заработной плате, а также обеспечить их программным содержанием, методическими пособиями и литературой. Обновлять предметно - развивающую среду следует в соответствии с современными требованиями за счет добровольных пожертвований родителями, спонсоров и бюджетного финансирования. Для получения ожидаемого результата, руководитель дошкольного образовательного учреждения должен использовать все способы улучшения управления деятельности.
1. Воробьева С.В. Нормативно- правовое обеспечение государственно общественного управления образованием в Российской Федерации/ основы управления образовательными системами/ С.В. Воробьева. - М.: Изд.центр «Академия»,2008.208с.
2. Волобуева Л.М. Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении. Практическое пособие/ Волобуева Л.М. - М.: Айрис-Пресс, 2009. 180с.
3. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении/ Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 272с.
4. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. Педсоветы, семинары, методические объединения/ Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 256с.
5. Женило М. Ю. Детский сад от А до Я. Книга руководителя, воспитателя, психолога ДОУ/ Женило М. Ю.- М.: 2010 г. 416 с.
6. Женило М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Книга современного руководителя/ Женило М. Ю.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 480 с.
7. Каралашвили Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ/ Каралашвили Е.А. - М: Сфера, 2007. С.84-114
8. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть 2. Практическое пособие/ Колодяжная Т.П. - М.: ЦГЛ, 2011. 290с.
9. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ / Л.И Фалюшина Л.И. - М.: АРКТИ, 2010. 280 с.
10. Хабибуллина Р.Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения/ Хабибуллина Р.Ш. - М.: Детство-Пресс, 2012. 189с.
11. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей/ Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. - М.: Владос, 2012. 360с.
12. Копылова Н.А. Нормативно-правовые основы деятельности
дошкольного образовательного учреждения: Методическое пособие/
Копылова Н.А., Микляева Н.В. - М.: Айрис-Дидактика, 2010. 64с.
13. Маневцова Л.М. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении/ Маневцова Л.М., Бабак С.А. - М.: Академия, 2011. 115с.
14. Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам/ Третьяков П.И., Белая К.Ю - М.: Сфера, 2011. 240 с.
15. Маханева М.Д. Перспективная модель организации деятельности дошкольного учреждения. Учебное пособие для вузов / Маханева М.Д. Князева О.Л. - М.: Юрист, 2012. 164 с.
16. Езопова С.А. Лицензирование дошкольных образовательных учреждений/ Езопова С.А., Полякова М.Н., Таратухина М.С. - М.: Центр педагогического образования, 2013. 64с.
17. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Медиа, 2010. 423с.
18. Соловей С.А. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях/ Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. - М.: Педагогическое общество России, 2012. 80 с.
19. Аттестация руководителей и педагогических работников
дошкольных образовательных учреждений/ Т.С. Комарова [и др.].- М.: АРКТИ, 2012. - 128 с.
20. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. и др.: Защита прав и достоинства ребенка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников/ Доронова Т.Н. [и др.]. - М.: 2009 г. - 245 с.
21. Базовые локальные акты дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов и материалов./ Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Зуйков М.Б., Ладога Т.С. - М.: АРКТИ, 2011. - 240с.
22. Конституция Российской Федерации. - М. Айрис-Пресс, 1993 г.
23. Гражданский кодекс РФ (часть первая, вторая, третья и четвертая). - М.Эксмо-Пресс., 2016г.
24. Российская Федерация. Трудовой кодекс от 12 сентября 2010 г.// ГроссМедиа, РОСБУХ - 2010. 192 с.
25. Палиева Н.А. Педагогические основы муниципального управления развитием дошкольного образования: автореф.дис. .. .канд.пед.наук: защищена 31.03.2000: утверждена 01.06.2000/Н.А.Палиева.-Ставрополь: Изд-во РГБ ОД, 2000.28с.
26. Баязитов С.Б. Управление развитием трехуровневой системы муниципального образования крупного города: автореф.дис.. канд.пед.наук: защищена 15.12.2000: утверждена 30.03.2001/ С.Б. Баязитов Уфа: Изд-во РГБ ОД, 2001.21с.
27. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения // Образование и наука. 2011. №27. С.163
28. Поздняк Л.В., Волобуева Л.М. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2011. № 5. с. 43-46.
29. Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко // Педагогика. 2011. №2. 28 с.
30. СанПиН 2.4.1.2660 - 10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - Введ. 2010-07-22. - М.:Изд-во Сфера,2016.96с.
31. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении". [Электронный ресурс]. http://legalacts.ru/doc/postanovlenie- pravitelstva-rf-ot-12092008-n-666/ (дата обращения: 29.05.2016).
32. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. [Электронный ресурс]. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.05.2016).
33. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-
ФЗ (ред. От 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ.в силу с 04.07.2016) [Электронный ресурс].
http://kirovskiy.rk.gov.ru/file/federaljniy zakon ot 31071998 145 fz.pdf / (дата
обращения: 17.05.2016).
34. Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы
развития образования" от 17.09.2013 №51-ФЗ [Электронный ресурс].
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_26881/ (дата обращения:
24.05.2016).
35. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 22 "кораблик", г. Верхний Тагил, 2013 г. [Электронный ресурс]. http://korablik22.ucoz.ru/ld/0/12 - -.doc/ (дата обращения: 04.05.2016).