Уровневая дифференциация при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НЕРАВЕНСТВАМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
§1. Понятие уровневой дифференциации, основные цели и задачи
уровневой дифференциации 7
§2. Методы, формы, средства уровневой дифференциации 10
§3. Содержание теоретического и задачного материала по теме «Неравенства» в различных учебниках алгебры для старшей школы 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕРАВЕНСТВАМ В
СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
§4. Методические рекомендации применения уровневой
дифференциации при обучении неравенствам 18
§5. Задачи ЕГЭ по теме исследования 21
§6. Элективный курс по теме «Тригонометрические неравенства» для учащихся математического профиля 39
§7. Педагогический эксперимент и его результаты 55
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НЕРАВЕНСТВАМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
§1. Понятие уровневой дифференциации, основные цели и задачи
уровневой дифференциации 7
§2. Методы, формы, средства уровневой дифференциации 10
§3. Содержание теоретического и задачного материала по теме «Неравенства» в различных учебниках алгебры для старшей школы 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕРАВЕНСТВАМ В
СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
§4. Методические рекомендации применения уровневой
дифференциации при обучении неравенствам 18
§5. Задачи ЕГЭ по теме исследования 21
§6. Элективный курс по теме «Тригонометрические неравенства» для учащихся математического профиля 39
§7. Педагогический эксперимент и его результаты 55
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В курсе школьной алгебры тема «Неравенства» занимает важное место, неравенства активно используются для решения различных задач во многих разделах математики. Данная тема содержит разнообразный теоретический материал, множество задач и различные способы их решения [20].
В обучении алгебре уровневая дифференциация имеет особое значение, потому что алгебра объективно является одной из самых сложных дисциплин школы и вызывает затруднения у многих школьников. Но в то же время имеется немалое число учащихся с ярко выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в способностях учащихся требует особого подхода к подготовке материала урока.
Неравенства в старших классах позволяют использовать все преимущества уровневой дифференциации обучения, обеспечивая каждому ученику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом его индивидуальных особенностей.
Присутствие задач по теме «Неравенства» в едином государственном экзамене и необходимость качественной подготовки учащихся к данному экзамену также подтверждает актуальность данной темы.
Противоречия между обучением по стандартной программе и необходимостью внесения индивидуальных корректировок к ученикам с учетом их индивидуальных особенностей, значимостью изучения и проблемой освоения темы неравенств формируют актуальность темы исследования [6].
Проблема данного исследования: применение уровневой дифференциации при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: уровневая дифференциация при обучении решению неравенств в курсе алгебры старшей школы.
Цель исследования: разработка методики применения уровневой дифференциации при обучении теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
Гипотеза исследования основана на предположении того, что методические возможности индивидуального подхода к ученикам при использовании уровневой дифференциации при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы позволит повысить качество обучения математике.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретический и задачный материал темы «Неравенства», в школьных учебниках 10-11 классов.
2. Выделить методы, формы и средства, используемые при обучении теме «Неравенства».
3. Сформулировать методические рекомендации для обучения теме «Неравенства» с применением технологии уровневой дифференциации обучения.
4. Проанализировать задачи единого государственного экзамена по теме «Неравенства».
5. Описать проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы И.Э. Унт [75], В.А. Орлова [71], В.В. Фирсова [79].
Базовыми для настоящего исследования явились: работы В.В. Елисеева [18], Н.С. Маслова [37], И.М. Осмоловской [53], К.Г. Селевко [69].
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: анализ научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей алгебры; различные виды эксперимента по проверке основных положений исследования.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2018/19 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 семестр (2018/19 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3 семестр (2019/20 уч.г.): проведение анализа задач ЕГЭ по теме исследование, разработка элективного курса по теме диссертации.
4 семестр (2019/20 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования - МБУ «Школа №44» г.о. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических основ применения уровневой дифференциации при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики применения уровневой дифференциации при обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней разработаны: элективный курс «Тригонометрические неравенства» для учащихся старших классов математического профиля; методические рекомендации по применению уровневой дифференциации при обучении неравенствам.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: сочетанием теоретических и практических методов исследования; анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении методических особенностей и рекомендаций по применению уровневой дифференциации при обучении решению неравенств в старших классах общеобразовательной школы; разработке элективного курса для учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем выступлений на: научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ» (апрель 2018 г., диплом за II место на первом этапе); XIV всероссийской научно-практической конференции «Артемовские чтения»: «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (18 апреля 2018, г. Пенза); всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (Тольятти, 5 декабря 2018 года); научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ», секция «Теория и методика обучения математике» с докладом по теме «Методика обучения решению квадратных неравенств в курсе алгебры основной школы» (апрель 2019 г., диплом за I место на первом этапе); научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ» (апрель 2019 г., диплом за III место, на втором этапе); научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (Тольятти, апрель-май 2020 года).
Основные результаты исследования отражены в трех публикациях [21, 35, 36].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации применения уровневой дифференциации при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы.
2. Элективный курс «Тригонометрические неравенства» для учащихся математического профиля.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 7 рисунков, 1 таблицу, список использованной литературы (91 источник). Основной текст работы изложен на 70 страницах
В обучении алгебре уровневая дифференциация имеет особое значение, потому что алгебра объективно является одной из самых сложных дисциплин школы и вызывает затруднения у многих школьников. Но в то же время имеется немалое число учащихся с ярко выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в способностях учащихся требует особого подхода к подготовке материала урока.
Неравенства в старших классах позволяют использовать все преимущества уровневой дифференциации обучения, обеспечивая каждому ученику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом его индивидуальных особенностей.
Присутствие задач по теме «Неравенства» в едином государственном экзамене и необходимость качественной подготовки учащихся к данному экзамену также подтверждает актуальность данной темы.
Противоречия между обучением по стандартной программе и необходимостью внесения индивидуальных корректировок к ученикам с учетом их индивидуальных особенностей, значимостью изучения и проблемой освоения темы неравенств формируют актуальность темы исследования [6].
Проблема данного исследования: применение уровневой дифференциации при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: уровневая дифференциация при обучении решению неравенств в курсе алгебры старшей школы.
Цель исследования: разработка методики применения уровневой дифференциации при обучении теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
Гипотеза исследования основана на предположении того, что методические возможности индивидуального подхода к ученикам при использовании уровневой дифференциации при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы позволит повысить качество обучения математике.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретический и задачный материал темы «Неравенства», в школьных учебниках 10-11 классов.
2. Выделить методы, формы и средства, используемые при обучении теме «Неравенства».
3. Сформулировать методические рекомендации для обучения теме «Неравенства» с применением технологии уровневой дифференциации обучения.
4. Проанализировать задачи единого государственного экзамена по теме «Неравенства».
5. Описать проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы И.Э. Унт [75], В.А. Орлова [71], В.В. Фирсова [79].
Базовыми для настоящего исследования явились: работы В.В. Елисеева [18], Н.С. Маслова [37], И.М. Осмоловской [53], К.Г. Селевко [69].
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: анализ научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей алгебры; различные виды эксперимента по проверке основных положений исследования.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2018/19 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 семестр (2018/19 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3 семестр (2019/20 уч.г.): проведение анализа задач ЕГЭ по теме исследование, разработка элективного курса по теме диссертации.
4 семестр (2019/20 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования - МБУ «Школа №44» г.о. Тольятти.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических основ применения уровневой дифференциации при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики применения уровневой дифференциации при обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней разработаны: элективный курс «Тригонометрические неравенства» для учащихся старших классов математического профиля; методические рекомендации по применению уровневой дифференциации при обучении неравенствам.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: сочетанием теоретических и практических методов исследования; анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении методических особенностей и рекомендаций по применению уровневой дифференциации при обучении решению неравенств в старших классах общеобразовательной школы; разработке элективного курса для учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем выступлений на: научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ» (апрель 2018 г., диплом за II место на первом этапе); XIV всероссийской научно-практической конференции «Артемовские чтения»: «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (18 апреля 2018, г. Пенза); всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (Тольятти, 5 декабря 2018 года); научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ», секция «Теория и методика обучения математике» с докладом по теме «Методика обучения решению квадратных неравенств в курсе алгебры основной школы» (апрель 2019 г., диплом за I место на первом этапе); научной студенческой конференции «Дни науки в ТГУ» (апрель 2019 г., диплом за III место, на втором этапе); научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (Тольятти, апрель-май 2020 года).
Основные результаты исследования отражены в трех публикациях [21, 35, 36].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации применения уровневой дифференциации при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы.
2. Элективный курс «Тригонометрические неравенства» для учащихся математического профиля.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 7 рисунков, 1 таблицу, список использованной литературы (91 источник). Основной текст работы изложен на 70 страницах
В ходе выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Сформулированы цели и задачи дифференциации обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
2. Рассмотрены методы, формы и средства, используемые при дифференциации обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
3. Проанализировано содержание теоретического и задачного материала темы «Неравенства» учебников разных авторов для старшей школы. Можно прийти к выводу, что лучше всего задачный материал представлен в учебниках А.Г. Мордковича, так как в каждой теме имеется достаточное количество примеров для организации дифференцированного подхода в обучении теме «Неравенства».
4. Проанализированы задачи единого государственного экзамена двух уровней сложности, связанные с темой «Неравенства». Большое количество разнообразных задач различной сложности требует от учеников серьезной подготовки для успешной сдачи экзамена, дифференцированный подход в обучении позволит подготовить каждого ученика на подходящем под его способности уровне.
5. Выведены методические рекомендации обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
6. Разработан и приведен элективный курс по теме «Тригонометрические неравенства» для учеников старших классов общеобразовательной школы.
Опрос и беседа с учителями математики в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента показал, что уровневая дифференциация при обучении такого сложного предмета как математика может успешно применяться в педагогической практике и давать положительные результаты по успеваемости учащихся.
Разработанный элективный курс можно применять учителями математики при изучении темы «Тригонометрические неравенства» или на отдельных уроках, для углубления знаний при изучении рассматриваемой темы.
Ввиду важности и содержательности связанного с «Неравенствами» материала, качественное освоение темы и приобретенные навыки служат ученикам практическим целям в дальнейшем. Поэтому преимущества при применении уровневой дифференциации при обучении теме «Неравенства» обеспечат каждому ученику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом его индивидуальных особенностей.
Данную магистерскую диссертацию можно использовать при подготовке к внедрению дифференцированного подхода при обучении теме «Неравенства» в курсе алгебры в старших классов общеобразовательной школы.
1. Сформулированы цели и задачи дифференциации обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
2. Рассмотрены методы, формы и средства, используемые при дифференциации обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
3. Проанализировано содержание теоретического и задачного материала темы «Неравенства» учебников разных авторов для старшей школы. Можно прийти к выводу, что лучше всего задачный материал представлен в учебниках А.Г. Мордковича, так как в каждой теме имеется достаточное количество примеров для организации дифференцированного подхода в обучении теме «Неравенства».
4. Проанализированы задачи единого государственного экзамена двух уровней сложности, связанные с темой «Неравенства». Большое количество разнообразных задач различной сложности требует от учеников серьезной подготовки для успешной сдачи экзамена, дифференцированный подход в обучении позволит подготовить каждого ученика на подходящем под его способности уровне.
5. Выведены методические рекомендации обучения теме «Неравенства» в курсе алгебры старшей школы.
6. Разработан и приведен элективный курс по теме «Тригонометрические неравенства» для учеников старших классов общеобразовательной школы.
Опрос и беседа с учителями математики в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента показал, что уровневая дифференциация при обучении такого сложного предмета как математика может успешно применяться в педагогической практике и давать положительные результаты по успеваемости учащихся.
Разработанный элективный курс можно применять учителями математики при изучении темы «Тригонометрические неравенства» или на отдельных уроках, для углубления знаний при изучении рассматриваемой темы.
Ввиду важности и содержательности связанного с «Неравенствами» материала, качественное освоение темы и приобретенные навыки служат ученикам практическим целям в дальнейшем. Поэтому преимущества при применении уровневой дифференциации при обучении теме «Неравенства» обеспечат каждому ученику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом его индивидуальных особенностей.
Данную магистерскую диссертацию можно использовать при подготовке к внедрению дифференцированного подхода при обучении теме «Неравенства» в курсе алгебры в старших классов общеобразовательной школы.
Подобные работы
- Методика обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Обобщение как прием и метод решения задач при обучении математике в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧИСЛОВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ В УГЛУБЛЁННОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Разработка кейсов для изучения элементарных функций в курсе алгебры основной школы
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



