Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современное состояние научно-популярной журналистики в Рунете

Работа №106690

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ 11
1.1. Научно-популярное знание и его влияние на журналистику: характеристика генезиса 11
1.2. Научно-популярная журналистика как вид профессиональной деятельности и сегмент СМИ 33
1.3. Методика типологического анализа научно-популярного сегмента СМИ в Рунете 44
2. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РУНЕТЕ: ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ, СТРУКТУРНАЯ И ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 54
2.1. Типологическая характеристика научно-популярных интернет-изданий 54
2.2. Характеристика современного научно-популярного медиадискурса 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 111

В XXI веке интернет пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: люди работают, общаются, учатся во всемирной сети и узнают там новости. СМИ активно используют интернет в качестве коммуникативной площадки для организации устойчивых информационных связей с аудиторией. Практически у каждого издания, телеканала, радиостанции, даже если они существуют и в офф-лайн, есть свой сайт и сообщество в социальных сетях. Популярность сетевого формата существования СМИ обусловлена дополнительными - интерактивными и мультимедийными - возможностями для организации устойчивой коммуникации.
Научно-популярная журналистика является активно развивающимся сегментом интернет-СМИ. С начала XXI века в сети увеличилось количество изданий, специализирующихся на освещении темы науки: научно - популярные журналы, имеющие долгую историю, создали интернет-версии («Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Вокруг света»), появились новые издания, существующие в сетевом и печатном форматах одновременно («Naked Science» - 2013 год, «Редкие земли» - 2014 год), ряд интернет- ресурсов были зарегистрированы как СМИ («Чердак» - 2014 год).
Несмотря на заметную динамику развития, научно-популярная журналистика в интернете остается малоизученным направлением деятельности СМИ. Одна из причин этого - молодость сетевой научно-популярной журналистики в Рунете. Второй причиной можно назвать неосознанную социумом до сих пор непосредственную связь науки с уровнем и качеством жизни людей. В конце XX века интерес к научно-популярной журналистике упал: «Начатая в стране в конце 80-х годов прошлого века «перестройка», а затем - развал Советского Союза привели общество к глубочайшему кризису, в том числе - кризису сферы научной популяризации. <...> Изменения происходили и во всех звеньях системы научно-популярных СМИ. Резко уменьшились их количество и тиражи» [1]. Интерес к научно-популярной журналистике вернулся лишь в нулевых годах XXI века.
До настоящего времени отсутствует системное научное знание о научно-популярной журналистике, в том числе о ее существовании в сетевом формате. Хотя ряд аспектов исследован глубоко. Вклад в изучение научно - популярной журналистики внес профессор МГУ А. А. Тертычный, в частности, им осмыслена природа и предназначение научно-популярных СМИ. Генезису научно-популярного знания посвящены такие работы, как «Становление распространения научного знания в России XVIII - XX веков» Р.П. Баканова, «Эволюция естественно-научной тематики в СМИ» В.И. Штепа, «Научно-популярные журналы в дореволюционный период» В.А. Парафоновой. Характеристики научно-популярной журналистики как направления деятельности в СМИ представлены в работах: С.П. Суворовой «Предметно-функциональные особенности современных российских научно-популярных журналов», Р.П. Баканова «Актуальные проблемы современной науки и журналистики», Н.В. Дивеевой «Научная популяризация как одна из актуальных задач журналистики в условиях высоких технологий и рыночной экономики», О.Н. Губарева «Перевод при смешении научно -учебного и научно-популярного стилей». Перспективам развития научно-популярной журналистики посвящена работа В.В. Хорольского «Научно-популярная публицистика в информационном обществе: неизбежность бума».
Проблеме функционирования научно-популярной журналистики в интернете на сегодняшний день уделено мало внимания. Ей посвящены лишь единичные работы: статья Р.П. Баканова «Формы популяризации науки при освоении научно-популярными медиа интернет-платформ», диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Е.Е. Макаровой «Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности». Не изученными остаются проблемы влияния интернет- платформы на содержательно-формальные характеристики научно-популярного дискурса и на концептуально-форматные особенности СМИ, популяризирующие научные знания.
Необходимостью развития знания о научно-популярной журналистике в интернете обусловлена актуальность нашего исследования. В частности, существует объективная потребность в изучении научно-популярной журналистики как деятельности, активно осваивающей мультимедийный сетевой формат. Требует осмысления процесс популяризации научного знания, который протекает в интернете, трансформируясь под влиянием его характеристик и развиваясь благодаря его возможностям.
Объект исследования - научно-популярная журналистика в Рунете.
Предмет исследования - концептуально-форматные характеристики научно-популярных СМИ и содержательно-формальные особенности журналистского научно-популярного медиадискурса.
Цель диссертационной работы - провести системный анализ русскоязычного сегмента научно-популярной интернет-журналистики и представить её типологические, содержательные и жанровые характеристики, необходимые для осмысления диалектической связи научно - популярного способа отражения действительности и мультимедийной платформы интернета.
Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы и решены следующие задачи:
1) на основе систематизации научных знаний определить сущностные характеристики научно-популярного сегмента СМИ;
2) реконструировать историю освоения интернета научно-популярными СМИ;
3) на основе типологического анализа выработать классификацию ресурсов научно-популярной журналистики в интернете;
4) используя методику структурного анализа, провести исследование научно-популярного медиадискурса СМИ и представить его форматные, идейно-тематические и структурные характеристики.
Теоретико-методическую базу исследования составили работы по теории научно-популярной журналистики: А. А. Тертычного «Быть ли научной журналистике?», в которой автор анализируются тенденции и перспективы развития научно-популярной журналистики в России, выявляет ключевые проблемы популяризации науки в современных российских СМИ и изучает комплекс мер, которые могут быть направлены на возрождение российской научно-популярной журналистики, Н. В. Дивеевой «Научная популяризация как одна из актуальных задач журналистики в условиях высоких технологий и рыночной экономики», в которой исследователь выделяет задачи, стоящие перед авторами научно-популярных материалов, а также дает обзор сетевых изданий и хронологию их развития, С. П. Суворовой «Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач», посвященная осмыслению природы научно-популярной журналистики: её предмета, цели, задач, функций и т.п.; Е. Е. Макаровой «Популяризация науки и новые информационные технологии», где автор рассматривает развитие научно-популярной журналистики через призму новых медиа. В вопросе выявления признаков научно-популярной журналистики как типа деятельности мы опирались на теоретиков типологического анализа А. И. Акопова, О. А. Воронову, коллектив авторов монографии «Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ» под редакцией М. А. Шишкиной. Для описания концепций изданий была использована теория И. М. Дзялошинского, изложенная в учебном пособии «Концепция современного периодического издания». Его представления, в силу их универсальности, легко экстраполируются на интернет-издания. Помогли осмыслить специфику интернета как канала передачи информации, а также детерминирующий фактор медиадискурса, работы по теории интернет-журналистики: А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой «Интернет-журналистика», в которой авторы дают общую системную характеристику интернет-журналистике как новому этапу развития масс-медиа, Е. Панченко «Интеграция Интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: новая публичная сфера или пространство контроля?», где исследователь рассматривает развитие интернет-СМИ в Рунете, С. Г. Корконосенко «Журналистика сетевых СМИ: смена исследовательских парадигм или продолжение традиций?», в которой рассматриваются исследовательские подходы к различным видам сетевых СМИ и отличия интернет-ресурсов от традиционных изданий.
Методы анализа и обработки данных. Для решения поставленных задач были применены следующие методы: исторический - для воссоздания истории развития научно-популярной журналистики, в том числе в интернете, методы анализа-синтеза, обобщения - для осмысления концептуальных представлений ученых и выделения на их основе характеристик научно-популярного сегмента СМИ, метод типологического анализа - для характеристики научно-популярных изданий как типа СМИ, метод классификации - для обобщения данных, полученных путем типологизации, и создания номенклатуры и терминологии классификационной системы по признакам научно-популярных изданий в интернете, метод концептуального анализа - для выявления концептуально- форматных характеристик научно-популярных интернет-СМИ, структурный анализ применялся для исследования содержательно-формальных характеристик научно-популярного дискурса; функционально-дискурсивный метод был использован для изучения функциональных характеристик медиатекстов научно-популярного типа.
Положения, выносимые на защиту
1. Освоение Рунета научно-популярной журналистикой привело к изменение системы ее функциональных характеристик: появились новые функции (непосредственно-организаторская и рекламно-справочная), а также на первый план вышли рекреативная и идеологическая.
2. Изменилось тематическое поле научно-популярной журналистики: приоритетные позиции заняли вопросы, разрабатываемые прикладными науками, а также темы, ориентированные на улучшение жизнедеятельности человека.
3. Важным элементом научно-популярного дискурса в Рунете стали географические метки.
4. В результате использования нового канала распространения информации произошла трансформация традиционных жанровых моделей научно-популярной журналистики, изменились стилистические характеристики и роль автора.
Гипотеза исследования - интернет-среда становится фактором, детерминирующим трансформацию научно-популярной журналистики в популярно-научную.
Эмпирической базой исследования являются научно-популярные интернет-издания, имеющие регистрацию СМИ, выданную Роскомнадзором: «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Вокруг света», «Чердак», «Популярная механика», «Naked Science», «GEO», «National Geographic», «Редкие земли», «Кот Шрёдингер». Всего десять изданий.
Научная новизна диссертационной работы заключается в представлении системного знания о таком явлении как научно-популярная журналистика русскоязычного сегмента интернет-СМИ.
Теоретическая значимость. Исследование вносит определенный вклад в формирование научного знания о научно-популярной интернет- журналистике.
Практическая значимость результатов магистерской диссертации заключается в том, что выявленные типологические, содержательно-формальные признаки научно-популярных сетевых СМИ дают понимание того, как развивается современная научно-популярная журналистика в сети интернет, а также могут быть полезны практикам журналистики при создании научно-популярного сетевого издания. Результаты диссертационного исследования дополнительно могут быть использованы в процессе подготовки журналистов, планирующих специализироваться в сфере научно-популярной журналистики.
Структура работы
Структура магистерской диссертации в соответствии с целью и задачами включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы магистерской диссертации, раскрывается сущность исследуемой проблемы, формулируются объект и предмет исследования, цель, задачи и методы, описывается теоретико-методологическая и эмпирическая база. Введение также содержит сведения о теоретической значимости и прикладной ценности полученных результатов.
Первая глава «Научно-популярная журналистика в Рунете: история развития» содержит краткие сведения о генезисе научно -популярной журналистики в печатный период, на основании которых выявляются характеристики её содержательно-функциональной модели. Кроме того, в главе представлена ретроспектива освоения научно-популярными изданиями интернет-платформы. В пункте 1.1. «Научно-популярное знание и его влияние на журналистику: характеристика генезиса» представлен анализ теоретических работ, посвященных генезису традиционной научно-популярной журналистики. В пункте 1.2. «Научно-популярная журналистика как вид профессиональной деятельности и сегмент СМИ» представлены основные характеристики научно-популярной журналистики как вида деятельности. В пункте 1.3. «Методика типологического анализа научно-популярного сегмента СМИ в Рунете» представлены результаты исследования типологических характеристик сетевого сегмента научно-популярных СМИ.
Во второй главе «Научно-популярная журналистика в Рунете: типологическая, структурная и жанровая характеристика» представлены результаты анализа научно-популярного дискурса в интернете и его экстралингвистических факторов. В пункте 2.1. «Типологическая характеристика научно-популярных интернет-изданий» анализируется «ландшафт» научно-популярных сетевых изданий. В пункте 2.2. «Содержательно-формальная характеристика научно-популярного медиадискурса» на основе исследования содержательно-формальных характеристик научно-популярного дискурса СМИ делаются выводы о его специфике.
В заключении обозначены основные тенденции развития научно-популярной журналистики в Рунете.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Научно-популярная журналистика как тип профессионально-творческой деятельности исторически формировалась в сфере печатной периодики. Если обращаться к истории её развития, то можно сказать, что толчком для зарождения научно-популярной журналистики послужила популяризация научного знания, запущенная Петром I в рамках реформы в сфере образования. В XIX веке популяризация науки вышла за пределы академических стен и стала частью журнальной периодики. Это произошло, в том числе, под влиянием развития капитализма. В конце века появился первый научно-популярный журнал «Вокруг света» (1861 г.). Он положил начало созданию периодики, ориентированной на просвещение широких слоев общества.
В связи с изменением политики государства в сфере образования и растущим уровнем грамотности населения, XX век стал «золотым периодом» для научно-популярной журналистики. Тогда появились ведущие научно - популярные журналы - «Знание - сила» (1926 г.), «Наука и жизнь» (возобновление выхода в 1934 г.) и «Химия и жизнь», который существуют и сейчас.
На рубеже XX-XXI вв. снизился интерес к научно-популярной журналистике в силу резких изменений устройства государства и, как следствие, жизни общества. Число научно-популярных изданий уменьшилось, а тиражи самых массовых из них резко упали, в среднем, в 105 раз. В этот период в стране появились зарубежные научно -популярные издания на русском языке «GEO» (1998 г.), «Популярная механика» (2002 г.), National Geographic (2003 г.).
Теоретики журналистики, изучая динамику развития научно-популярных издания, выделили научно-популярную журналистику в отдельный сегмент СМИ. Систематизация научных данных позволяет охарактеризовать модель научно-популярной журналистики как предметно-функционального явления в СМИ.
Предметом научно-популярной журналистики является научное знание, под которым понимается профессиональная деятельность ученых, его личность и информационные продукты - научные открытия. Тематика научно-популярной журналистики представлена различными областями наук, чаще всего фундаментального характера. К функциональному своеобразию научно-популярной журналистики можно отнести преобладание специфических функций научно-популярного дискурса - просветительской, когнитивной и мировоззренческой. В целевые установки традиционной журнальной научно-популярной журналистики входят: поддержание интеллектуального уровня общества, обеспечение связи между учеными и социумом. В задачи - своевременное информирование читателей о появлении новых продуктов науки, содействие массовой аудитории в их освоении, критику и обсуждение событий научного мира, побуждение ученых и субъектов научной деятельности к рефлексии. Научно-популярная журналистика использует научно-популярный подстиль, приоритет в выборе жанров отдается научно-популярной статье и научно-популярному очерку. Что касается роли автора в научно-популярной журналистике, то его задача состоит в том, чтобы как можно более объективно и полно рассмотреть предмет, событие или явление в сфере наук.
С перемещением научно-популярной журналистики в сеть Интернет её модель претерпевает изменения под влиянием разных факторов. В первую очередь, меняется предмет - из сферы науки выбираются факты и явления, имеющие практико-ориентированный характер. Это связано с тем, что в настоящее время ученые зачастую работают и совершают открытия, чтобы улучшить жизнь социума. Меняется целевая аудитория и, следовательно, задачи научно-популярной журналистики: массовое образование, стирая границы между классами, делает элитарные знания доступными и понятными большей части населения, а интернет позволяет охватывать широкую, несегментированную аудиторию. Эти факторы ориентируют научно-популярную журналистику на удовлетворение практических потребностей человека и общества, которые напрямую связаны с повышением качества жизни людей.
Меняется тематическая направленность научно-популярной журналистики в Рунете. На первый план выходят не только и не столько факты фундаментальных наук, но, скорее, прикладных. Среди них механика и IT-технологии. Особое место в научно-популярной журналистики занимает тема экологии, которой уделяется большое внимание практически во всех сетевых изданиях. Тематическим сегментом научно-популярной журналистики стали вопросы красоты и здоровья современного человека. Большое распространение получила тема путешествий, которая помогает ориентироваться читателям в реалиях мира. Она служит своего рода географической меткой научных фактов, явлений, артефактов.
Современные научно-популярные издания активно занимаются организацией научных мероприятий для своих читателей и охотно становятся информационной площадкой для распространения информации о мероприятиях партнеров. Тем самым они стараются сделать аудиторию сопричастной к формированию научной среды. Сетевые ресурсы стараются влиять на решения и действия аудитории: они упаковывают достижения науки в бренды и сообщают об их достоинствах и недостатках. Это касается, например, гаджетов. Ряд изданий ориентируются на решение коммуникативных задач: создают площадку для взаимодействия определенных групп общества (ученых, представителей бизнеса и госструктур). Таким образом, формируются новые функциональные особенности научно-популярной журналистики: появляются непосредственно-организаторская и рекламно-справочная функции.
Стоит сказать и о том, что научно-популярная журналистика в сетевых изданиях характеризуется большим объемом развлекательного контента, что позволяет говорить о расширении перечня традиционных функций за счет рекреативной и идеологической.
В Рунете меняются характеристики научно-популярного медиадискурса. Увеличивается доля новостного контента. Частью научно-популярного медиадискурса становятся такие жанры, как заметка, репортаж, отчет, интервью и анонс. Однако при этом сохраняется тенденция использования жанра научно-популярной статьи для решения творческих задач. В сети научно-популярная статья трансформируется под влиянием цифровых технологий (превращается в лонгрид), а также вбирает признаки других жанров (например, репортажа). В последние годы заметна тенденция вхождения в научно-популярный медиадискурса жанров колумнистики, которые меняют привычную роль автора-наблюдателя. Журналисты не просто сообщают читателям о достижениях и открытиях науки, но и стараются выразить своё мнение. Под влиянием мультиметизации происходит трансформация знаковой природы научно-популярных текстов: появляется большое количество креолизованных текстов (видеоматериалов, аудиостатей). Заметны тенденции инфотейнмента: авторы материалов научно-популярной журналистики, стараясь воздействовать на эмоциональный фон читателя, активно используют фотоконтент, геймификацию, подачу материала в формате «10 интересных фактов о...». Интернет меняет и подход редакций к коммуникации с аудиторией: она становится менее опосредованной. Сетевые издания активно используют такие формы коммуникации, как комментарии, «вопрос-ответ», а также предоставляют возможность участвовать пользователям в создании контента. Но самым востребованным средством создания интерактивности являются социальные сети.
Меняется и стиль речи научно-популярной журналистики. Научно-популярный подстиль уступает место публицистическому с элементами научного, а иногда и разговорного. Сетевые ресурсы активно используют такой прием как аллюзия. Его специфика заключается в том, что чаще всего отсылки делаются на произведения массовой культуры - сериалы, фильмы, литературу.
Таким образом, можно говорить, что сетевая научно-популярная журналистика теряет свою отграниченность от массового дискурса, снижается ее уникальность и элитарность. Она активно встраивается в современный массово-медийный дискурс.


Документы
1. О средствах массовой информации: федеральный закон от 27.12.1993 (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/popular/smi/42_1.html#p42.
2. Перечень наименований зарегистрированных СМИ [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации. - Режим доступа:
https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/.
Учебно-методическая и научная литература
3. Акопов, А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) [Текст] / А. И. Акопов; отв. ред. М. Т Мезенцев. - Иркутск : Изд-во Иркутского унив- та, 1985. - 96 с.
4. Ахмадулин, Е. В. Краткий курс теории журналистики: учебное пособие [Текст] / Е. В. Ахмадулин. - М. : ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: издательский центр МарТ, 2006. - 272 с.
5. Баканов, Р П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: программа дисциплины, методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям для студентов заочного отделения журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета [Текст] / Р П. Баканов. - Казань : Казанск. гос. ун-т, 2010. - 152 с.
6. Баканов, Р. П. Становление распространения научного знания в России XVIII-XX веков [Текст] / Р П. Баканов // Информационное поле современной России: практики и эффекты; под ред. Р П. Баканова. - Казань : Казан. ун-т, 2014. - С. 22-40.
7. Баканов, Р П. Формы популяризации науки при освоении научно - популярными медиа интернет-платформ [Текст] / Р П. Баканов // Медиачтения СКФУ; отв. ред. О.И. Лепилкина, А.М. Горбачев. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. - С. 186-193.
8. Богуславская, В. В. Журналистский текст в обобщенном пространстве текста [Текст] / В. В. Богуславская // Акценты. - 2002. - вып. 1-2 (28-29). - С. 13-15.
9. Воронцова, Т А. Научно-популярный дискурс в современных российских СМИ (проблемы жанра и стиля) [Текст] / Т А. Воронцова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2014. - Вып. 88. № 6 (335). - С. 38-42.
10. Головин, Ю. А. Журнальная периодика: типологические характеристики [Текст] / Ю. А. Головин // Вопросы теории и практики журналистики. - М.,2012. - № 2. - С. 72-82.
11. Губарева, О. Н. Перевод при смешении научно-учебного и научно-популярного стилей [Текст] / О. Н. Губарева // Вестник МГЛУ - 2010. - № 14 (593). - С. 37-45.
12. Дивеева, Н. В. Влияние информационных технологий на создание новых форм популяризации науки [Текст] / Н. В. Дивеева // Акценты. - 2014. - №1 - 2. - С. 12-16.
13. Дивеева, Н. В. Научная популяризация как одна из актуальных задач журналистики в условиях высоких технологий и рыночной экономики [Текст] / Н. В. Дивеева // Акценты. - 2012, - № 7-8 (110-111). - С. 13-16.
14. Дзялошинский, И. М. Концепция современного периодического издания [Текст] / И. М. Дзялошинский, М. И. Дзялошинская. - М. : МедиаМир, 2012. - 344 с.
15. Емцов, А. А. Изменение тематики научно-популярных журналов в первой половине 1990-х годов [Текст] / А. А. Емцов, В. С. Семыкин // Медиачтения СКФУ: сборник научных статей Всероссийского научного семинара; отв. ред. О. И. Лепилкина, А. М. Горбачев. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. - С. 36-43.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ