Особенности технической подготовки в волейболе
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ (ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ) 9
1.1. Структура соревновательной деятельности в волейболе и факторы, обусловливающие ее эффективность 9
1.2. Содержание спортивной тренировки в волейболе 13
1.3. Материально-техническое обеспечение занятий волейболом 17
1.4. Методы регистрации соревновательной деятельности в волейболе 21
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Задачи исследования 26
2.2. Методы исследования 26
2.3. Организация исследования 30
Выводы по главе 31
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1. Обоснование методики применения дополнительных материально-технических средств в спортивной подготовке волейболисток 32
3.2. Обоснование эффективности методики применения дополнительных материально- технических средств в спортивной подготовке волейболисток 35
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПОСТРОЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ (ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ) 9
1.1. Структура соревновательной деятельности в волейболе и факторы, обусловливающие ее эффективность 9
1.2. Содержание спортивной тренировки в волейболе 13
1.3. Материально-техническое обеспечение занятий волейболом 17
1.4. Методы регистрации соревновательной деятельности в волейболе 21
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Задачи исследования 26
2.2. Методы исследования 26
2.3. Организация исследования 30
Выводы по главе 31
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1. Обоснование методики применения дополнительных материально-технических средств в спортивной подготовке волейболисток 32
3.2. Обоснование эффективности методики применения дополнительных материально- технических средств в спортивной подготовке волейболисток 35
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность исследования. Подготовка игроков в волейболе может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований.
Согласно определению Железняк Ю.Д. [40]: «Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касания мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений».
В учебнике «Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения» [44] Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. пишут: «Игровые навыки волейбола принципиально отличаются от навыков в других видах спорта. В волейболе оптимальное соотношение в развитии качеств и совершенствование техники только создают благоприятные предпосылки для эффективного овладения навыками игры. Важнейшее значение здесь приобретает взаимосвязь технической и тактической подготовки, благодаря которой технические навыки успешно реализуются в игре. С этой целью средства подготовки используют в каждом виде в определенной методической последовательности».
По убеждению Беляева А.В.[7]: «Волейбол как вид спорта немыслим без соревнований».
По мнению ведущих специалистов, в числе которых Голомазов С.В., Чирва Б.Г. [25], Евтушенко А.Н. [53], Кунявский В.А. [63], одной из особенностей современной тренировки волейболистов является тенденция к специализации всех сторон подготовки. Как пишет Портных Ю.И. [77]: «Она находит свое выражение в том, что применяемые спортсменом упражнения становятся все более и более специализированными, то есть, воздействующими преимущественно на определенные группы мышц и развивающими наиболее необходимые навыки и качества».
Многолетние исследования особенностей подготовки волейболистов высокой квалификации позволили Голомазову С.В. и Чирва Б.Г. [28] сделать следующий вывод: «Как правило, при совершенствовании техники игры, тренеры и спортсмены стремятся подбирать такие упражнения, которые имеют наибольшее сходство с основным спортивным упражнением».
Однако, ряд авторов высказывает мнение о том, что внедрение новых средств подготовки в тренировочный процесс, требует многократного более тщательного, чем существует на настоящий момент, научного обоснования и экспериментальной проверки.
В доступных нам литературных источниках по вопросам организации, содержания, планирования тренировки и путях повышения спортивного мастерства волейболистов мы нашли много научных данных. Однако, они разрознены и, зачастую, противоречат друг другу.
Несмотря на то, что большинство авторов едины во мнении, что для эффективного построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней подготовки волейболистов необходимо определенное материально-техническое оснащение процесса подготовки, конкретных рекомендаций по данной проблеме нами не найдено.
Вопрос подбора дополнительных средств подготовки, предполагающих использование в спортивной тренировке волейболистов тренажерных устройств и специального оборудования, изучен, на наш взгляд, недостаточно, что и обусловливает востребованность предстоящего исследования.
Теоретической базой исследования стали:
• концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности спортивной игры в волейбол [Ашибоков М.Д., 2006; Клещев Ю.Н., 2013; Железняк Ю.Д., 2014; Портных Ю.И., 2014; Беляев А.В., 2014, 2015; Голомазов С. В., Чирва Б.Г., 2015, 2016; Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.; 2017];
• исследования структуры соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее эффективность [Зябкина С.В.. Кореневская Г.П., Леганьков С.В., 2016; Кузнецов В.С., Холодов Ж.К., 2016; Фурманов А.Г., 2017; Мифтахаров Р.А., Садыкова Д.А., 2019];
• технологии применения материально-технического обеспечения занятий в спорте [Зайцева В. В., 2003; Водлозеров В.Е., 2003; Евсеев С.П., 2004; Ратов И.П., Попов Г.И., Логинов А.А., Шмонин Б.В., 2007; Алабин В.Г., Скрипко A. Д., 2008; Уткин В.Л., 2016; Соломченко М.А., Горбачева О.А., 2017];
• научные труда, отражающие вопросы спортивной подготовки [Дьячков B. М., 2010; Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В., 2014; Волков Л. В., 2015; Платонов В. П., 2016; Гандельсман А.Б., 2015, 2017; Верхошанский Ю.В., 2017].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по волейболу в группе спортивного совершенствования.
Предмет исследования: методика технической подготовки в волейболе.
Цель исследования: обоснование целесообразности использования дополнительных материально - технических средств обучения в учебно - тренировочном процессе волейболисток группы спортивного совершенствования, в целях повышения эффективности выполнения основных технических элементов атаки.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе дополнительных материально-технических средств обучения и специальных тренажерных устройств, повысит точность и эффективность выполнения спортсменками нападающих ударов и подач, что позволит поднять результативность их соревновательной деятельности.
Научная гипотеза и цель исследования предопределили постановку следующих задач:
1. Оценить точность выполнения нападающих ударов и подач волейболистками группы спортивного совершенствования на подготовительном этапе годичного цикла тренировки.
2. Проследить динамику эффективности выполнения спортсменками нападающих ударов и подач в течение педагогического эксперимента.
3. Обосновать целесообразность применения в учебно-тренировочном процессе волейболисток дополнительных материально-технических средств обучения и специальных тренажерных устройств, в целях повышения эффективности выполнения основных технических элементов атаки и результативности соревновательной деятельности.
В работе применялись методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Исследование организовано на базе физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет (ТГУ). В исследовании принимали участие спортсменки, занимающиеся в спортивной секции волейбола.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 5 таблиц, список используемой литературы (93 источников). Основной текст работы изложен на 53 страницах.
Согласно определению Железняк Ю.Д. [40]: «Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касания мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений».
В учебнике «Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения» [44] Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. пишут: «Игровые навыки волейбола принципиально отличаются от навыков в других видах спорта. В волейболе оптимальное соотношение в развитии качеств и совершенствование техники только создают благоприятные предпосылки для эффективного овладения навыками игры. Важнейшее значение здесь приобретает взаимосвязь технической и тактической подготовки, благодаря которой технические навыки успешно реализуются в игре. С этой целью средства подготовки используют в каждом виде в определенной методической последовательности».
По убеждению Беляева А.В.[7]: «Волейбол как вид спорта немыслим без соревнований».
По мнению ведущих специалистов, в числе которых Голомазов С.В., Чирва Б.Г. [25], Евтушенко А.Н. [53], Кунявский В.А. [63], одной из особенностей современной тренировки волейболистов является тенденция к специализации всех сторон подготовки. Как пишет Портных Ю.И. [77]: «Она находит свое выражение в том, что применяемые спортсменом упражнения становятся все более и более специализированными, то есть, воздействующими преимущественно на определенные группы мышц и развивающими наиболее необходимые навыки и качества».
Многолетние исследования особенностей подготовки волейболистов высокой квалификации позволили Голомазову С.В. и Чирва Б.Г. [28] сделать следующий вывод: «Как правило, при совершенствовании техники игры, тренеры и спортсмены стремятся подбирать такие упражнения, которые имеют наибольшее сходство с основным спортивным упражнением».
Однако, ряд авторов высказывает мнение о том, что внедрение новых средств подготовки в тренировочный процесс, требует многократного более тщательного, чем существует на настоящий момент, научного обоснования и экспериментальной проверки.
В доступных нам литературных источниках по вопросам организации, содержания, планирования тренировки и путях повышения спортивного мастерства волейболистов мы нашли много научных данных. Однако, они разрознены и, зачастую, противоречат друг другу.
Несмотря на то, что большинство авторов едины во мнении, что для эффективного построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней подготовки волейболистов необходимо определенное материально-техническое оснащение процесса подготовки, конкретных рекомендаций по данной проблеме нами не найдено.
Вопрос подбора дополнительных средств подготовки, предполагающих использование в спортивной тренировке волейболистов тренажерных устройств и специального оборудования, изучен, на наш взгляд, недостаточно, что и обусловливает востребованность предстоящего исследования.
Теоретической базой исследования стали:
• концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности спортивной игры в волейбол [Ашибоков М.Д., 2006; Клещев Ю.Н., 2013; Железняк Ю.Д., 2014; Портных Ю.И., 2014; Беляев А.В., 2014, 2015; Голомазов С. В., Чирва Б.Г., 2015, 2016; Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.; 2017];
• исследования структуры соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее эффективность [Зябкина С.В.. Кореневская Г.П., Леганьков С.В., 2016; Кузнецов В.С., Холодов Ж.К., 2016; Фурманов А.Г., 2017; Мифтахаров Р.А., Садыкова Д.А., 2019];
• технологии применения материально-технического обеспечения занятий в спорте [Зайцева В. В., 2003; Водлозеров В.Е., 2003; Евсеев С.П., 2004; Ратов И.П., Попов Г.И., Логинов А.А., Шмонин Б.В., 2007; Алабин В.Г., Скрипко A. Д., 2008; Уткин В.Л., 2016; Соломченко М.А., Горбачева О.А., 2017];
• научные труда, отражающие вопросы спортивной подготовки [Дьячков B. М., 2010; Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В., 2014; Волков Л. В., 2015; Платонов В. П., 2016; Гандельсман А.Б., 2015, 2017; Верхошанский Ю.В., 2017].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по волейболу в группе спортивного совершенствования.
Предмет исследования: методика технической подготовки в волейболе.
Цель исследования: обоснование целесообразности использования дополнительных материально - технических средств обучения в учебно - тренировочном процессе волейболисток группы спортивного совершенствования, в целях повышения эффективности выполнения основных технических элементов атаки.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе дополнительных материально-технических средств обучения и специальных тренажерных устройств, повысит точность и эффективность выполнения спортсменками нападающих ударов и подач, что позволит поднять результативность их соревновательной деятельности.
Научная гипотеза и цель исследования предопределили постановку следующих задач:
1. Оценить точность выполнения нападающих ударов и подач волейболистками группы спортивного совершенствования на подготовительном этапе годичного цикла тренировки.
2. Проследить динамику эффективности выполнения спортсменками нападающих ударов и подач в течение педагогического эксперимента.
3. Обосновать целесообразность применения в учебно-тренировочном процессе волейболисток дополнительных материально-технических средств обучения и специальных тренажерных устройств, в целях повышения эффективности выполнения основных технических элементов атаки и результативности соревновательной деятельности.
В работе применялись методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Исследование организовано на базе физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет (ТГУ). В исследовании принимали участие спортсменки, занимающиеся в спортивной секции волейбола.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 5 таблиц, список используемой литературы (93 источников). Основной текст работы изложен на 53 страницах.
На основании полученных данных сделаны следующие выводы:
1. В начале исследования волейболистки - будущие участницы педагогического эксперимента, имели приблизительно одинаковый уровень развития точности, о чем говорит разброс оценок, полученных спортсменками за выполнение нападающих ударов и подач: 21,0+2,0 очка.
2. Точность выполнения подач и нападающих ударов, улучшилась в конце нашего исследования у всех спортсменок, участвующих в эксперименте.
3. Анализ итоговых результатов тестирования выявил следующее: динамика точности выполнения нападающих ударов и подач более заметна в экспериментальной группе и составляет, в среднем, 10,0+4,0 (сентябрь - 21,0+2,0 и май - 31,0+3,0); в контрольной группе испытуемых соответственно - 5,0+1,0 (сентябрь - 21,0+3,0 и май - 26,0+2,0).
4. Полученные результаты позволяют утверждать, что одним из факторов, способствующих повышению точности выполнения подач и нападающих ударов у спортсменок экспериментальной группы, стала исследуемая нами методика, основанная на использовании в учебно-тренировочном процессе волейболисток дополнительных материально-технических средств и специального оборудования.
5. Волейболистки экспериментальной группы, имеющие в конце исследования высокие показатели в точности выполнения подач и нападающих ударов (31,0+3,0), продемонстрировали самый высокий процент эффективности подач (82,0+5,0) и результативности атак (87,0+5,0).
6. Итоговые результаты спортсменок контрольной группы, тренирующихся в течение эксперимента по общепринятой методике, уступают по всем показателям экспериментальной группе (соответственно- 26,0+2,0, 76,0+4,0, 80,0+6,0), что доказывает, на наш взгляд, эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс по волейболу материально-технических средств обучения и специального оборудования.
1. В начале исследования волейболистки - будущие участницы педагогического эксперимента, имели приблизительно одинаковый уровень развития точности, о чем говорит разброс оценок, полученных спортсменками за выполнение нападающих ударов и подач: 21,0+2,0 очка.
2. Точность выполнения подач и нападающих ударов, улучшилась в конце нашего исследования у всех спортсменок, участвующих в эксперименте.
3. Анализ итоговых результатов тестирования выявил следующее: динамика точности выполнения нападающих ударов и подач более заметна в экспериментальной группе и составляет, в среднем, 10,0+4,0 (сентябрь - 21,0+2,0 и май - 31,0+3,0); в контрольной группе испытуемых соответственно - 5,0+1,0 (сентябрь - 21,0+3,0 и май - 26,0+2,0).
4. Полученные результаты позволяют утверждать, что одним из факторов, способствующих повышению точности выполнения подач и нападающих ударов у спортсменок экспериментальной группы, стала исследуемая нами методика, основанная на использовании в учебно-тренировочном процессе волейболисток дополнительных материально-технических средств и специального оборудования.
5. Волейболистки экспериментальной группы, имеющие в конце исследования высокие показатели в точности выполнения подач и нападающих ударов (31,0+3,0), продемонстрировали самый высокий процент эффективности подач (82,0+5,0) и результативности атак (87,0+5,0).
6. Итоговые результаты спортсменок контрольной группы, тренирующихся в течение эксперимента по общепринятой методике, уступают по всем показателям экспериментальной группе (соответственно- 26,0+2,0, 76,0+4,0, 80,0+6,0), что доказывает, на наш взгляд, эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс по волейболу материально-технических средств обучения и специального оборудования.
Подобные работы
- Особенности психологической подготовки в волейболе
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Методика совершенствования групповых технических действий (на примере волейбольной команды «Енисей» г.Красноярск)
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Техническая подготовка спортсменов, занимающихся волейболом в группах начальной подготовки (Сахалинский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Структура обучения техническим элементам в волейболе в группах начальной подготовки СШОР (Московский государственный университет спорта и туризма)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Методика совершенствования техники игры в волейбол у обучающихся 15-17 лет на уроках по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Методика физической и технической подготовки с учетом амплуа на
секционных занятиях по волейболу у обучающихся 13 — 14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ
ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ ПЕРЕДАЧИ У СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ВОЛЕЙБОЛОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Методика оздоровительных занятий пляжным волейболом с мужчинами в условиях озера «Торе-Хол»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015





