Введение 4
1 Понятие и сущность коррупции, история борьбы с ней 7
1.1 Генезис коррупции и формирование антикоррупционного
законодательства в Российской Федерации 7
1.2 Международно-правовые акты о противодействии коррупции 12
1.3 Понятие коррупции и современное состояние российского
антикоррупционного законодательства 24
1.4 Причины распространения и социальные последствия коррупции в
современной России 30
2 Административно-правовые средства противодействия коррупции в
Российской Федерации 40
2.1 Особенности противодействия коррупции в системе государственной
гражданской службы 40
2.2 Современное состояние, структура и динамика коррупционных преступлений в органах государственной власти в Российской Федерации 47
2.3 Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в системе государственной
власти 54
2.4 Пути совершенствования правовых механизмов противодействия
коррупции 63
Заключение 71
Список используемой литературы и используемых источников 74
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся всестороннего анализа противоправного явления в российском обществе - коррупции и выработке механизмов по ее противодействию, поскольку в отечественном государстве в интересах общества крайне необходим отлаженный и действенный механизм противодействия коррупционным преступлениям, которые представляют для правового государства и гражданского общества серьезную опасность.
Среди вызовов мировому сообществу, на сегодняшний день особенно проблемной остается вопрос борьбы с коррупцией. Приобретая всё новые особенности, коррупция проникает во все сферы жизни, тем самым нанося урон государству. Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно в мире расточительно расходуется один триллион долларов. Еще большую опасность представляет тесная связь коррупции и организованной преступности. Данные явления, представляя собой симбиоз, дополняют друг друга, тем самым повышая устойчивость их деятельности.
Мировое сообщество, обеспокоенно тенденциями развития коррупции, всячески пытается противостоять данному явлению. В связи с этим на глобальных форумах проводятся обсуждения, принимаются международные стандарты и механизмы борьбы с коррупцией. Однако, в большинстве случаев борьба с коррупцией осуществляется локально, на национальном уровне, так как процесс интеграции государств в данном вопросе протекает медленно. Кроме того, среди принятых международных документов акты декларативного характера количественно превосходят общеобязательные документы. Также серьезным препятствием являются проблемы с унификацией законодательства об ответственности за коррупцию.
Для Российской Федерации вопрос борьбы с коррупцией также остается актуальным. Государству следует реализовать эффективную антикоррупционную стратегию, включающую как средства уголовного преследования, так и комплекс мер по предупреждению коррупции. Кроме того, необходимо развивать международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией, внедрять положительный опыт других стран в национальную стратегию. Для эффективной борьбы, в национальном законодательстве следует закрепить определение понятию коррупции.
Все эти проблемы осуществляют непредвзято важным развитие административно-правового устройства противодействия коррупционности в правоохранительных органах, равно как первого из главных законных элементов, что на сегодняшний день имеют все шансы и обязаны противодействовать коррупции.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ действующих государственных механизмов по противодействию коррупции и актуальные проблемы их реализации в правоприменительной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть генезис коррупции и формирование
антикоррупционного законодательства в Российской Федерации;
- рассмотреть международно-правовые акты о противодействии коррупции;
- рассмотреть понятие коррупции и современное состояние российского антикоррупционного законодательства;
- выявить причины распространения и социальные последствия коррупции в современной России;
- рассмотреть особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы;
- проанализировать современное состояние, структуру и динамику коррупционных преступлений в органах государственной власти в Российской Федерации;
- рассмотреть зарубежный опыт борьбы с коррупцией в системе государственной власти;
- предложить пути совершенствования правовых механизмов противодействия коррупции.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания социальных и правовых явлений: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, технико-юридический и другие способы научного познания. В работе нашли применение такие логические приемы познания, как анализ, синтез, гипотеза, индукция, дедукция и другие.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых криминалистов: С.А. Авакьяна, Е.В. Артемова, И.С. Власова, А.А. Глазуновой, Н.А. Головановой, И.П. Кененовой, А.С. Ковлера, В.Ю. Толоконниковой и др. Большой интерес для раскрытия темы исследования представляли научные публикации авторов: А.А. Гравиной Д.Е. Зайкова, В.И. Михайлова, О.В. Покровского, О.А. Степанова, И.Г. Тимошенко и других.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция РФ 1993 г., Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, действующее российское законодательство, в т.ч. уголовный и уголовно-процессуальный кодексы РФ, федеральные законы РФ: от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» и др.
Эмпирическую основу исследования составляют материалы судебной практики.
Структура исследования. Единству целей и задач исследования подчинена и структура работы, последовательность изложения материала, состоящего из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
На основании проведенного в настоящей работе исследований можно сделать следующие основные выводы.
Коррупция - это сложное правовое, социальное и политическое явление. Она воспроизводится самим государством и является следствием несовершенства его механизма и правовой надстройки. Она обусловлена низкой правовой и общей культурой, отсутствием национальной идеи, низким уровнем правосознания и другими негативными процессами.
Коррупция является одной из актуальных проблем современного общества. Необходима ликвидация предпосылок и условий, которые позволяют использование ресурсов общества для частной выгоды на государственной гражданской службе, посредствам минимизации влияния коррупционных процессов. С целью искоренения условий и причин, а также последствий для проявления коррупции, реализуется антикоррупционная реформа, утвержден Национальный план противодействия коррупции, принят пакет федеральных законов и других нормативно-правовых актов.
Организация противодействия коррупции представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс мероприятий правовой, социальной, организационной и иной направленности, охватывающий разнообразные сферы деятельности субъектов антикоррупционных отношений и имеющий своей целью создание необходимых условий для эффективного противодействия коррупции.
Правовое регулирование ответственности за коррупционные правонарушения требует дальнейшего совершенствования.
Во-первых, необходимо ратифицировать Конвенцию о гражданско- правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года. Во-вторых, четко сформулировать основания конфискации имущества, полученного в результате совершения коррупционного правонарушения. В-третьих, закрепить особые правила возмещения репутационного вреда причиненного государственному или муниципальному органу в результате совершения коррупционного правонарушения.
Проведённое исследование позволило сформулировать автором следующие предложения в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности:
- Приоритеты развития механизмов противодействия коррупции в России должны основываться не только на отечественном, но и зарубежном опыте реализации антикоррупционного противодействия.
- Необходимо ввести определение понятия «коррупционное правонарушение» в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку несмотря на отсутствие в действующем Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» определение коррупционного правонарушения отсутствует, хотя само понятие «коррупционное правонарушение» употребляется в статье 13, да и в других статьях указанного закона. В статье 13 закреплено: «Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Нормативное закрепление дефиниции коррупционного правонарушения является крайне необходимым, поскольку невозможно организовать противодействие явлению, юридические признаки которого не даны в составе преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). В данном случае определение «коррупции», установленное в Законе «О противодействии коррупции», будет ограничиваться небольшим рядом коррупционных преступлений, уголовная ответственность за которые установлена в нормах ст. ст. 204, 290, 291, 289 УК РФ.
- Противодействие коррупции должно быть сконцентрировано в направлении от совершенствования работы в органах государственной власти и управления - до идеологической и организаторской работы в массах в целях воспитания у граждан нетерпимости к любым проявлениям коррупционных составляющих.
- Разъяснительная правоприменительная деятельность Верховного Суда РФ в вопросах толкования норм и уголовного законодательства при рассмотрении уголовных дел о коррупционных преступлениях является важным механизмом преодоления ошибок в отечественного уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Юридическим основой указанной правоприменительной деятельности является ст. 126 Конституции РФ, согласно которой Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, осуществляющим судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, дает разъяснения по вопросам применения судебной практики.
- Анализ гражданско-правового законодательства показывает о недостаточности правовых мер, направленных на борьбу с коррупцией. Необходим системный подход, включающий совершенствование института конфискации, а также ратификация ряда международных конвенций.
1. Авакьян С.А. Противодействие коррупции: конституционно- правовые подходы: коллективная монография. М.: Юстицинформ, 2016. 334 с.
2. Важенина И. В. К вопросу о профилактике коррупции в полиции Великобритании //Евразийский юридический журнал. 2016. №. 6. С. 39-40.
3. Воруничев Д. С. Зарубежный опыт противодействия коррупции: уголовное законодательство в сфере противодействия коррупции, антикоррупционное декларирование, регулирование конфликта интересов, совершение служебных разоблачений //Оглавление. 2015. №4. С. 119.
4. Гумеров Т.А. Уголовно-процессуальная политика борьбы с коррупционной преступностью: зарубежный формат // Журнал российского права. 2015. № 12. С. 78 - 86.
5. Глазунова А.А., Толоконникова Е.В. Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 193-196.
6. Гравина А.А. Реализация международных принципов противодействия коррупции при осуществлении правосудия // Журнал российского права. 2017. № 11. С. 120 - 132.
7. Гончаренко Г. С. Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов // ЮП. 2009. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vidy-i-mehanizmy-korruptsii-s-tochki- zreniya-pravovyh-institutov-1 (дата обращения: 23.04.2020).
8. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=216&item=3831 (дата обращения:
26.04.2020).
9. Данные судебной статистики по делам коррупционной
направленности [Электронный ресурс]. URL:
http://www.cdep.ru/index.php?id=150 (дата обращения: 26.04.2020).
10. Дела в отношении высокопоставленных чиновников в России в
2015-2019 годах. [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/spravka/20181115/1481370159.html (дата обращения: 26.04.2020).
11. Зайков Д.Е. Коллегиальные органы по рассмотрению вопросов противодействия коррупции // Lex russica. 2018. № 4. С. 98 - 107.
12. Зайков Д.Е. Противодействие коррупции: новые веяния
(комментарий к Федеральному закону от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 6. С. 2 - 4.
13. Иванов Олег Борисович Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством, распространение его действия на зарубежные (в том числе российские) компании // ЭТАП. 2012. №1. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-velikobritanii-o-borbe-so- vzyatochnichestvom-rasprostranenie-ego-deystviya-na-zarubezhnye-v-tom-chisle- rossiyskie-kompanii (дата обращения: 23.06.2020).
14. Конституция Российской Федерации: принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
15. Корякин В.М. Министерство обороны Российской Федерации совершенствует ведомственную нормативную правовую базу противодействия коррупции // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 4. С. 2 - 8.
16. Минаков П.А. Публичная власть и коррупция // Право и политика. 2017. № 3. С. 5.
17. Михайлов В.И. Уголовная ответственность в механизме противодействия коррупции // Российский следователь. 2017. № 24. С. 41 - 46.
18. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июл. 2004 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
19. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции (вместе с «Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации», «Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений»): указ Президента Рос. Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29. Ст. 4477.
20. О мерах по реализации отдельных положений Федерального
закона «О противодействии коррупции (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции»): Указ Президента Рос. Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1670.
21. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»: указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 30. Ст. 4070.
22. О Национальной стратегии противодействия коррупции и
Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: указ Президента Рос. Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875.
23. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Рос. Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 (в ред. от 9 октября 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 21. Ст. 2429.
24. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы: указ Президента Рос. Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 14. Ст. 1985.
25. О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации
имущества в уголовном судопроизводстве: постановление Пленума
Верховного Суда Рос. Федерации от 14 июня 2018 г. № 17 // Рос. Газета. 2018. 22 июн.
26. О противодействии коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.
27. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июл. 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3424.
28. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 февр. 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12. Ст. 1231.
29. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 апр. 2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.
30. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1. Ст. 212.
31. О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 7 июля
2015 г. № 32 // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2015. № 9. С. 22
- 26.
32. Пименов С.А., Китаев С.В. Анализ ведущих антикоррупционных стратегий с целью применения опыта зарубежных стран в Российской Федерации. // Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС. 2018. № 1. С. 21-25.
33. Платов Егор Витальевич Причины коррупции в России // Наука.
Общество. Государство. 2018. №4 (24). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/prichiny-korruptsii-v-rossii (дата обращения: 23.04.2020)
34. Поветкина Н.А. Правовые инструменты противодействия коррупции в сфере публичных финансов // Финансовое право. 2018. № 3. С. 3
- 8.
35. Покровский О.В. Система правового регулирования и средства противодействия коррупции на государственной гражданской службе // Современное право. 2018. № 3. С. 12 - 18.
36. Покровский О.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 48 - 52.
37. Полукаров А.В. Административно-правовая обеспеченность противодействия коррупции в социальной сфере // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 45 - 48.
38. Поляков М.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в государственном управлении // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 109 - 115.
39. Противодействие коррупции: конституционно-правовые
подходы: коллективная монография / отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. 512 с.
40. Состояние преступности [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/sb1709.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
41. Степанов О.А. О мерах противодействия коррупции уголовно-правовыми и иными средствами в России и за рубежом // Международное публичное и частное право. 2018. № 2. С. 38 - 40.
42. Тимошенко И.Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных государствах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 1. С. 102 - 109.
43. Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. И.С. Власов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2017. 432 с.
44. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 нояб. 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
45. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
46. Чучаев А.И., Фирсова А.П. Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация: монография. М.: Проспект, 2010. 160 с.
47. Шиханов В.Н. О чем говорит статистика о борьбе с преступлениями коррупционной направленности в России // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / под ред. А.И. Долговой. -М.: Российская криминологическая ассоциация, 2017. 189 с.