Применение тренажерных устройств в физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
|
Введение 4
Глава 1. Особенности физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 6
1.1. Двигательные нарушения и формирование двигательных навыков у
детей с ДЦП в первые годы жизни 6
1.2. Современные методики физической реабилитации детей с
нарушением функций ОДА с применением тренажерных устройств...11
1.3. Развитие двигательных навыков у детей с нарушением функций
ОДА в водной среде 17
1.4. Упражнения на растягивание для лиц с нарушением ОДА 27
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1 Методы исследования 33
2.2 Организация исследования 34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 36
3.1. Разработка методики физической подготовки с применением
тренажерных устройств и «Тренажера Гросса» 43
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Глава 1. Особенности физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 6
1.1. Двигательные нарушения и формирование двигательных навыков у
детей с ДЦП в первые годы жизни 6
1.2. Современные методики физической реабилитации детей с
нарушением функций ОДА с применением тренажерных устройств...11
1.3. Развитие двигательных навыков у детей с нарушением функций
ОДА в водной среде 17
1.4. Упражнения на растягивание для лиц с нарушением ОДА 27
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1 Методы исследования 33
2.2 Организация исследования 34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 36
3.1. Разработка методики физической подготовки с применением
тренажерных устройств и «Тренажера Гросса» 43
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Актуальность работы. Согласно данным исследований Бадалян Л.О.: «Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) у детей с диагнозом «детский церебральный паралич (ДЦП)» в большинстве случаев проявляются в значительном снижении работоспособности верхних конечностей, опорной функции нижних конечностей, ограничении статокинетических возможностей позвоночника, что резко ограничивает бытовое самообслуживание больного и затрудняет его социальную адаптацию» [6].
По убеждению Дерябиной Г.И.: «Основной задачей физического развития детей с детским церебральным параличом является ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности получения инвалидности. В этом плане одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и методов развития двигательной активности детей с диагнозом «ДЦП»» [39].
Согласно данным исследований Зельдина Л.М.: «Особое место в формировании вторичных негативных изменений в опорно-двигательном аппарате (ОДА) занимает отсутствие способности поддерживать вертикальную позу у детей с НОДА» [46].
Разработка усовершенствованных методов развития двигательных навыков, внедрение тренажерных устройств с использованием преимущественно активных форм физических упражнений повысит не только эффективность физической подготовки, но и другие качества, необходимые в повседневной жизни, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Объект исследования. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий с использованием тренажерных устройств для детей с церебральным параличом.
Предмет исследования. Методика физической подготовки детей с церебральным параличом, разработанная с применением тренажерных устройств.
Цель исследования. Повышение эффективности физической подготовки детей с церебральным параличом с использованием методики, основанной на применении тренажерных устройств и «Тренажера Гросса».
Задачи исследования:
1. Определить двигательные возможности и навыки
самообслуживания у детей с церебральным параличом.
2. Разработать комплексы упражнений с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса» для повышения физической подготовленности детей с церебральным параличом.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики физических упражнений с комплексным применением тренажерных устройств, разработанной для детей с церебральным параличом.
Гипотеза исследования. Комплексная программа физической подготовки с применением тренажерных устройств повысит физическую подготовленность детей с церебральным параличом.
Для решения поставленных задач в ходе проводимых исследований были использованы следующие методы:
- анализ литературных источников;
- педагогические тестирования;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Практическая значимость. Представленная в работе методика с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса» открывает новые возможности практической работы в условиях стационарных лечебных центров и в домашних условиях для максимально полного формирования и развития двигательных навыков и физических качеств у детей с церебральным параличом.
По убеждению Дерябиной Г.И.: «Основной задачей физического развития детей с детским церебральным параличом является ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности получения инвалидности. В этом плане одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и методов развития двигательной активности детей с диагнозом «ДЦП»» [39].
Согласно данным исследований Зельдина Л.М.: «Особое место в формировании вторичных негативных изменений в опорно-двигательном аппарате (ОДА) занимает отсутствие способности поддерживать вертикальную позу у детей с НОДА» [46].
Разработка усовершенствованных методов развития двигательных навыков, внедрение тренажерных устройств с использованием преимущественно активных форм физических упражнений повысит не только эффективность физической подготовки, но и другие качества, необходимые в повседневной жизни, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Объект исследования. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий с использованием тренажерных устройств для детей с церебральным параличом.
Предмет исследования. Методика физической подготовки детей с церебральным параличом, разработанная с применением тренажерных устройств.
Цель исследования. Повышение эффективности физической подготовки детей с церебральным параличом с использованием методики, основанной на применении тренажерных устройств и «Тренажера Гросса».
Задачи исследования:
1. Определить двигательные возможности и навыки
самообслуживания у детей с церебральным параличом.
2. Разработать комплексы упражнений с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса» для повышения физической подготовленности детей с церебральным параличом.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики физических упражнений с комплексным применением тренажерных устройств, разработанной для детей с церебральным параличом.
Гипотеза исследования. Комплексная программа физической подготовки с применением тренажерных устройств повысит физическую подготовленность детей с церебральным параличом.
Для решения поставленных задач в ходе проводимых исследований были использованы следующие методы:
- анализ литературных источников;
- педагогические тестирования;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Практическая значимость. Представленная в работе методика с применением тренажерных устройств и «Тренажера Гросса» открывает новые возможности практической работы в условиях стационарных лечебных центров и в домашних условиях для максимально полного формирования и развития двигательных навыков и физических качеств у детей с церебральным параличом.
Исследования двигательных возможностей детей с диагнозом ДЦП позволили определить, что дети в ЭГ и КГ имеют значительную задержку в становлении локомоций и статики (по тесту ТЬгошЫу имеют оценку в 85-89 баллов из 145), из них не удерживают позы 20-27 %, владеют своим телом с поддержкой 25 и 32% соответственно, могут самостоятельно принимать и некоторое время удерживать позу 46,5% в экспериментальной группе и 47,4% в контрольной.
Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств позволила стимулировать функции ослабленных мышц за счет повышенной двигательной активности, улучшить управление основными двигательными навыками у детей ЭГ на 12,5%, в КГ - на 6,6%.
Применение в занятиях тренажерных устройств позволило увеличить мышечную силу кисти. Показатели динамометрии силы кисти левой руки у детей ЭГ после занятий увеличились на 3 кг., а правой на 3,5 кг.; в КГ на 1,55 и 1,75 кг., соответственно. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы. Разработанные оптимальные показатели двигательных режимов с применением «Тренажера Гросса» позволили эффективно проводить физкультурно-оздоровительные занятия с применением тренажерных устройств и передвигаться в естественном вертикальном положении тела. Разработанная методика позволила укрепить опороспособностъ детей при различных передвижениях в пространстве. Облегчение нагрузки на ОДА в ходьбе после проведения занятий сократилось на 23,7%, в ходьбе на коленках на 15%. В КГ разгрузка ОДА сократилась в ходьбе на 7,2%, в ходьбе на коленках - на 8%.
Разработанная и апробированная методика физкультурно-оздоровительных занятий, включающая в себя адаптированные комплексы физических упражнений с использованием тренажерных устройств, показала высокую эффективность в процессе формирования и развития двигательных возможностей и повышения физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП. Разработанные практические рекомендации для использования данной методики в специализированных детских учреждениях и в домашних условиях позволят сократить сроки физической реабилитации и социальной интеграции детей с детским церебральным параличом.
На основании результатов исследования разработаны практические рекомендации:
- Необходимо помнить, что организм - это единое целое, поэтому для формирования и управления движениями нужно одновременно развивать не только физическую, но функциональную и психическую сферы ребенка.
- Воздействуя на физическую и психическую сферы ребенка с двигательными нарушениями, можно добиться повышения бодрости, работоспособности всего организма. Целенаправленное участие ребенка в восстановлении своих двигательных функций укрепит его веру в себя, вызовет положительные эмоции, а с появлением первых успехов (в приобретении двигательных навыков) вытеснит из подсознания отрицательные эмоции и страх.
- Для формирования опороспособности могут быть также успешно использованы упражнения, проводимые в естественных условиях: ходьба босиком по твердой поверхности, по рыхлой почве, по скошенному лугу, по бревну и т.д. Механизм действия подобных упражнений заключается в мобилизации действия лабиринтных, проприоцептивных и кожно-подошвенных рецепторов в тренировке устойчивости и рефлекторном поддержании вертикального положения.
- Упражнения в воде могут служить замечательным средством физической реабилитации для детей с нарушением функций ОДА и ДЦП.
- Развитие двигательных навыков или увеличение амплитуды
движения в конечностях является целью при выполнении упражнений в воде. Но следует учитывать, что сумма всех движений в условиях водной среды и ее дополнительное влияние на организм создают значительную общую нагрузку на весь организм. Поэтому после каждого упражнения нужно включать кратковременные паузы отдыха.
- Следует помнить, что каждому ребенку требуются индивидуальные упражнения, соответствующие его физическому состоянию. Не следует автоматически копировать или рекомендовать одни и те же упражнения при разных случаях заболеваний. Прежде, надо подумать, что требуется данному ребенку, какие упражнения могли бы ему помочь больше всего, а какие - принести вред.
- Общая направленность занятий должна быть ориентирована на мышечную стимуляцию и опороспособность рук и ног. При этом, рекомендуется применять тренажерные устройства и упражнения, одновременно воздействующие на опорную функцию ног рук, уменьшающие деформацию и контрактуры в суставах, снижающие патологическое напряжение мышц, вырабатывающие реакцию равновесия, развивающие шаговые движения.
Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий с применением тренажерных устройств позволила стимулировать функции ослабленных мышц за счет повышенной двигательной активности, улучшить управление основными двигательными навыками у детей ЭГ на 12,5%, в КГ - на 6,6%.
Применение в занятиях тренажерных устройств позволило увеличить мышечную силу кисти. Показатели динамометрии силы кисти левой руки у детей ЭГ после занятий увеличились на 3 кг., а правой на 3,5 кг.; в КГ на 1,55 и 1,75 кг., соответственно. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что функции мышечной силы кисти данной группы детей-инвалидов медленно приближаются к показателям нормы. Разработанные оптимальные показатели двигательных режимов с применением «Тренажера Гросса» позволили эффективно проводить физкультурно-оздоровительные занятия с применением тренажерных устройств и передвигаться в естественном вертикальном положении тела. Разработанная методика позволила укрепить опороспособностъ детей при различных передвижениях в пространстве. Облегчение нагрузки на ОДА в ходьбе после проведения занятий сократилось на 23,7%, в ходьбе на коленках на 15%. В КГ разгрузка ОДА сократилась в ходьбе на 7,2%, в ходьбе на коленках - на 8%.
Разработанная и апробированная методика физкультурно-оздоровительных занятий, включающая в себя адаптированные комплексы физических упражнений с использованием тренажерных устройств, показала высокую эффективность в процессе формирования и развития двигательных возможностей и повышения физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП. Разработанные практические рекомендации для использования данной методики в специализированных детских учреждениях и в домашних условиях позволят сократить сроки физической реабилитации и социальной интеграции детей с детским церебральным параличом.
На основании результатов исследования разработаны практические рекомендации:
- Необходимо помнить, что организм - это единое целое, поэтому для формирования и управления движениями нужно одновременно развивать не только физическую, но функциональную и психическую сферы ребенка.
- Воздействуя на физическую и психическую сферы ребенка с двигательными нарушениями, можно добиться повышения бодрости, работоспособности всего организма. Целенаправленное участие ребенка в восстановлении своих двигательных функций укрепит его веру в себя, вызовет положительные эмоции, а с появлением первых успехов (в приобретении двигательных навыков) вытеснит из подсознания отрицательные эмоции и страх.
- Для формирования опороспособности могут быть также успешно использованы упражнения, проводимые в естественных условиях: ходьба босиком по твердой поверхности, по рыхлой почве, по скошенному лугу, по бревну и т.д. Механизм действия подобных упражнений заключается в мобилизации действия лабиринтных, проприоцептивных и кожно-подошвенных рецепторов в тренировке устойчивости и рефлекторном поддержании вертикального положения.
- Упражнения в воде могут служить замечательным средством физической реабилитации для детей с нарушением функций ОДА и ДЦП.
- Развитие двигательных навыков или увеличение амплитуды
движения в конечностях является целью при выполнении упражнений в воде. Но следует учитывать, что сумма всех движений в условиях водной среды и ее дополнительное влияние на организм создают значительную общую нагрузку на весь организм. Поэтому после каждого упражнения нужно включать кратковременные паузы отдыха.
- Следует помнить, что каждому ребенку требуются индивидуальные упражнения, соответствующие его физическому состоянию. Не следует автоматически копировать или рекомендовать одни и те же упражнения при разных случаях заболеваний. Прежде, надо подумать, что требуется данному ребенку, какие упражнения могли бы ему помочь больше всего, а какие - принести вред.
- Общая направленность занятий должна быть ориентирована на мышечную стимуляцию и опороспособность рук и ног. При этом, рекомендуется применять тренажерные устройства и упражнения, одновременно воздействующие на опорную функцию ног рук, уменьшающие деформацию и контрактуры в суставах, снижающие патологическое напряжение мышц, вырабатывающие реакцию равновесия, развивающие шаговые движения.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРА ГРОССА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-МОДУЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С
ЮНОШАМИ 17-18 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



