Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №106590

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы здоровья и факторов его сохранения 9
1.1 Проблема здоровья: научное понимание и подходы к изучению здоровья 9
1.2 Комплексные характеристики здоровья 18
1.3 Условия и факторы сохранения здоровья личности 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Проблема активности и мотивации личности в отношении своего здоровья 30
2.1 Активность личности как фактор здоровья 30
2.2 Мотивация и ее роль в сохранении здоровья личности 37
Выводы по второй главе 48
Глава 3. Эмпирическое изучение мотивов физической активности личности с различными показателями здоровья 51
3.1 Организация, методы и характеристика выборки исследования 51
3.2 Психологический анализ специфики физической активности личности с
различными показателями здоровья 55
3.3 Изучение мотивационного профиля испытуемых с различной физической активностью и показателями здоровья 63
Выводы по третьей главе 76
Заключение 80
Список используемой литературы 89


Здоровье человека - это нерушимая ценность цивилизации. Здоровье принято рассматривать через категории высокой функциональности и качества жизни, а также, зачастую, через противопоставление болезни.
В современном мире, в частности, в психологии здоровья ставится вопрос не только сохранения здоровья, но и его упрочения. Это соответствует полностью актуальной задаче современности, а именно, как «сделать не больных людей здоровыми» [9], а у людей с различными заболеваниями повысить качество их жизни.
Проблема здоровья человека в научном пространстве является междисциплинарной и изучается во многих направлениях и исследованиях. Также, к здоровью человека приковано внимание и государства. Это отражено в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) [73], в «Основных положениях Стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 гг.» [57].
В соответствии с этими документами здоровье человека определяется через такие категории как продолжительность жизни, коэффициент рождаемости и смертности, показатели заболеваемости и инвалидизации населения. Анализ здоровья и состояния граждан РФ в соответствии с этими показателями ярко демонстрирует остроту проблемы сохранения и восстановления здоровья (так, детей, рожденных в последние десятилетия с хорошими показателями здоровья всего не более 10%). По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) жизнеспособность россиян оценивается всего в 1,4 балла по пятибалльной шкале.
Анализ состояния здоровья в зависимости от таких факторов как наследственность, развитость медицинской помощи, особенности экологии, условия и образ жизни человека, по последним данным науки говорит о том, что от состояния медицины здоровье населения зависит всего лишь на 8-10%, в 20% случаев выявленных болезней прослеживается зависимость здоровья населения от наследственных факторов, чуть более значимым для здоровья (20-25%) является фактор экологии, а в остальном (50-55% случаев) - болезни определяются условиями и образом жизни человека.
Рассмотрение результатов мониторинга показывает, что большую роль в сохранении, упрочении и восстановлении здоровья играет непосредственная и целенаправленная активность личности, обеспечивающая человеку те условия и образ жизни, которые способствуют поддержанию его здоровья. И в данном аспекте на передний план выступает необходимость изучения параметров активности, выделении видов активности, способов действий и деятельности в целом, приводящих к заметным положительным результатам в достижении целей государственных программ по охране и сохранению здоровья населения.
Активность человека в направлении своего здоровья, изучение параметров ее эффективности изучается в медико-биологическом, философско-социологическом и психолого-педагогическом направлениях. Все вместе они обеспечивают организацию лечебно-профилактического аспекта (здравоохранение и оказание медицинской помощи), социального (общественное устройство и условия жизнедеятельности человека) и психологического, где рассматриваются и актуализируются сознательные, деятельностные и мотивационно-потребностные компоненты личности, способные обеспечить целостную активность человека в направлении своего здоровья и профилактики болезней.
Актуальность проблемы: анализ и поиск факторов, положительно влияющих на сохранение и поддержание здоровья современного человека, выделение психологических компонентов личности, способствующих здоровью и качеству жизни.
Противоречия:
- не смотря на доказанность необходимости целенаправленной активности человека и сознательной регуляции им своего поведения в отношении собственного здоровья и мотивации на него в эффективности этого поведения, все еще не выявлены отдельные мотивы, имеющие положительное значение для сохранения здоровья и профилактики болезней и обеспечивающие системность и ритмичность необходимой активности;
- имеющиеся программы поддержания здоровья, не смотря на активное участие государства в решении задач сохранения здоровья, повышения продолжительности и качества жизни человека, не приводят к значимым результатам, что требует поиска научных решений в отношении сознания и поведенческой регуляции на уровне отдельного человека.
В этой связи целью нашего исследования является теоретическое обоснование и понимание психологических механизмов удержания физической активности человека с различными показателями здоровья и анализ особенностей их мотивации и специфики мотивов.
Объект исследования: механизмы и факторы здоровья человека.
Предмет исследования: мотивы физической активности личности с различными показателями здоровья.
Гипотеза исследования: у людей с различными показателями здоровья отмечается специфика физической активности, выраженная в низком уровне ее включенности в жизнедеятельность, отсутствии ее системности, последовательности и ритмичности, обусловленными наличием таких доминирующих мотивационных комплексов личности, где выражена потребность в комфорте, в получении гедонистического удовольствия и поддержания жизнеобеспечения.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники по проблеме психологии здоровья и психологических условий и факторов, обеспечивающих здоровье человека. 
2. Проанализировать проблему активности и мотивации личности и ее влияния на продуктивность поведения и деятельности.
3. Провести эмпирическое исследование активности и мотивов личности с различными показателями здоровья.
4. Проанализировать эмпирические результаты исследования экспериментального исследования и определить специфику мотивов физической активности у людей с различными показателями здоровья. При проведении исследования нами использовались следующие
научные методы и методики исследования и анализа данных:
- метод теоретического анализа научных исследований по проблемам здоровья и мотивации;
- метод анкетирования, экспресс-опроса;
- психологическое тестирование:
- опросник «Диагностика мотивации к реализации двигательной активности» Е.М. Ревенко, предназначенный для оценки уровня мотивации к двигательной активности, недифференцированно относительно вида и направления физической активности;
- диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана;
- метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Методологическим основанием нашего исследования являются труды отечественных психологов по проблемам психологии здоровья и здорового образа жизни, изучающие эту проблему с точки зрения личностно - деятельностного подхода, в котором выделяют когнитивный, эмоциональный и практически-действенный компоненты (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Г.К. Ушаков, Р.А. Березовская, Ю.П. Зинченко, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, Д.А. Бескова, А.Ш. Тхостов, М.Г. Чеснокова и др.).
Научная новизна исследования заключается в попытке представить и человека как
функционирования физических, психических и психологических компонентов человека и его личности, как целостной системы, где здоровье становится ее свойством и результатом.
Теоретической значимостью нашего исследования является систематизация взглядов на проблемы здоровья человека и выделение роли личности, смысла и значимости различных видов личностной активности и мотивации, как психологических механизмов и факторов человеческого здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в эмпирической доказательности связи физической активности личности с показателями ее здоровья, что позволит организовывать психологическое сопровождение человеку:
- при формировании направленности у него на здоровый образ жизни,
- при работе над его мотивацией на здоровье,
- при формировании у него навыков самопомощи и самоконтроля за уровнем физической активности при реализации им оздоравливающих программ в рамках здорового образа жизни.
Эмпирическая база и этапы исследования.
Исследование было выполнено по заказу Государственного автономного учреждения Самарской области «Арена» Региональный центр спортивной подготовки СК «Труд» г.о. Тольятти.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (2016 - 2017 гг.) - анализ научно-теоретической и прикладной литературы по проблеме здоровья человека, его компонентов и факторов, влияющих на уровень, сохранение и восстановление здоровья.
2 этап (2017 г.) - организация и разработка программы эмпирического исследования с целью выявления уровня физической активности личности с различными показателями здоровья и определения доминирующих мотивов физической активности.
3 этап (2018 г.) - создание эмпирической базы исследования и формирование выборки испытуемых.
4 этап (2018 - 2019 гг.) - сбор эмпирических данных о физической активности и мотивации испытуемых и их обработка с целью выявления мотивов физической активности личности с различными показателями здоровья.
Положение, выносимые на защиту:
1.Здоровье человека, как явление, имеющее биологическую основу и являющееся состоянием, образованным под влиянием различных условий и факторов на структуру организма и протекание в нем физиологических процессов, является результат целенаправленной активности личности.
2. Физическая активность человека регулируется доминирующей потребностью, влияющей на максимальную функциональность личности в социокультурном пространстве жизни, обеспечивая ему направленность на здоровье.
3. Показатели здоровья человека связаны с уровнем его физической активности и содержательными характеристиками мотивационных комплексов.
Структура и объем работы. Исследование состоит из ведения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы, включающего 90 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Здоровье человека - это нерушимая ценность цивилизации, которое на современном этапе понимания принято рассматривать через категории высокой функциональности и качества жизни, что возможно не только через сохранение здоровья, но в большей степени через его упрочение и восстановление. Это соответствует актуальной задаче современности повышения качества жизни населения и ее продолжительности в аспекте активного долгожительства.
Проблема здоровья в науке является междисциплинарной и изучается во многих направлениях и исследованиях. На данный момент выявлено, что большую роль в сохранении, упрочении и восстановлении здоровья играет непосредственная и целенаправленная активность личности, обеспечивающая человеку те условия и образ жизни, которые способствуют поддержанию его здоровья. Здесь на передний план выступает необходимость изучения параметров активности, выделении ее видов, способов действий и деятельности в целом, приводящих к заметным положительным результатам в достижении целей государственных программ по охране и сохранению здоровья населения. Такая постановка проблемы обосновывает актуальность нашего исследования.
В этой связи целью нашего исследования является теоретическое обоснование и понимание психологических механизмов удержания физической активности человека с различными показателями здоровья и анализ особенностей их мотивации и специфики мотивов для обеспечения сохранения и восстановления здоровья. Объект нашего исследования - здоровье как системное свойство, а предмет - специфика физической активности и мотивов на нее у представителей с различными показателями здоровья. Гипотезой нашего исследования явилось предположение, что у людей с различными показателями здоровья отмечается специфика физической активности, выраженная в низком уровне ее включенности в жизнедеятельность, отсутствии ее системности, последовательности и ритмичности, обусловленными наличием таких доминирующих мотивационных комплексов личности, как потребность в комфорте, в получении гедонистического удовольствия и поддержания жизнеобеспечения на общем уровне.
В ходе исследования нами были изучены современные научные взгляды на проблему здоровья человека, а также проблемы активности и мотивации личности и их роль в удовлетворенности жизнью, оценки ее качества и эффективности личности при достижении результатов.
Так, в ходе теоретического изучения было определено, что здоровье в современном научном понимании, это социальное явление, имеющее биологическую основу и являющееся состоянием, образованным вследствие влияния различных социокультурных условий и факторов на морфологическую структуру организма и течение физиологических процессов. На данный период развития наук о здоровье не существует единого понимания этого феномена, но, тем не менее, есть единство взглядов на здоровье как на многоаспектный феномен, существующий в определенных условиях и находящийся под воздействием многих факторов. Доминирующими признаками, позволяющими говорить о здоровье или его степени, признаны сегодня функциональность организма, адаптивность личности на всех уровнях (организмическом и психологическом) и общая продуктивность личности.
Современные тенденции научных исследований здоровья выражены в наличии моделей его изучения. К моделям относятся биомедицинская, биосоциальная, медицинская и ценностно-социальная модели. А к концептуальным направлениям относятся нормоцентрический,
феноменологический, холистический, кросс-культурный, дискурсивный, аксиологический и интегративный подходы.
Исследования выделили, что здоровье человека рассматривается как результат его целенаправленной активности, которая регулируется такой доминирующей потребностью как максимальная функциональность для более полной реализации личностью самой себя. В этом аспекте на передний план выступает задача поиска путей, способов и механизмов такой организации жизнедеятельности человека, которая бы обеспечивала максимально необходимый уровень здоровья для решения жизненных задач и самореализации с высокими или минимально достаточными показателями качества и удовлетворенности жизнью.
Учитывая многоаспектность здоровья и понимая компоненты, образующие его в совокупности (соматические, физические, психические, психологические и духовно-нравственные), становится понятно, что сохранение здоровья - это процесс, суть которого заключается во влиянии человека на собственное самочувствие и его активность с целью более высокого качества жизни. Этот процесс с вовлечением в него всех сторон и аспектов жизни для создания условий максимально возможной личной функциональности и продуктивности, сегодня определяется как образ жизни человека, характеристикой которого является наличие факторов, способствующих сохранению здоровья.
Все современные взгляды на здоровье человека говорят о необходимости целенаправленной активности и деятельностной позиции человека по отношению к сохранению и восстановлению здоровья, причем внимание должно направляться на биологические и психологические факторы в комплексе с факторами среды, в широком ее понимании. Причем, здоровье следует понимать, как состояние, не влияющее негативно на решение жизненных задач и выполнение планов жизни, обеспечивающее функциональность в периоды перегрузок и трудностей, а также позволяющее личности компенсировать негативное воздействие вредных или стрессогенных факторов.
В достижении здоровья большую роль, помимо биологических и социально-культурологических факторов, играют активность и мотивация личности.
Активность есть динамическая характеристика, смысл которой есть жизнеобеспечение и жизнедеятельность в условиях взаимодействия со средой и ее преобразованием. Активность выступает в аспекте деятельности, являясь свойством и динамическим условием собственного. Активность имеет значение не только для обеспечения деятельности человека, но и для достижения продуктивности при удовлетворении личностью разного рода потребностей, мотивов, ценностей и смыслов своей жизни на оптимальном или достаточном уровне.
Роль активности субъекта в сохранении здоровья заключается в обеспечении устойчивости действий, контроля за исполнением и своевременную коррекцию поведения с учетом существующих критериев здоровья. Именно такая внутренняя позиция обеспечивает, по словам А.Н. Леонтьева, «самодвижение», регулируемое мотивированной активностью с характеристиками инициативности, ответственности и продуктивности.
Любое человеческое поведение сложно организовано и всегда имеет внешнюю и внутреннюю причинность, где внутренняя - это психологические свойства личности в комплексе, а внешняя - это конкретные условия, в которых и осуществляется поведение человека. Психологические свойства, побуждающие человека к активности, представлены с точки зрения психологии желаниями, интересами, потребностями, мотивами, намерениями, целями, которые в совокупности должны не только обеспечивать, но и регулировать поведение личности в условиях конкретных стимулов среды.
Мотивационно-потребностная сфера, ее специфическая организация, степень осознанности и, как следствие, регулируемости, имеет высокую значимость для ощущения человеком качества свой жизни и удовлетворённости ею, которое в свою очередь достигается направленностью мотивов на результат, значимый и с позиций потребностей, и с позиций ценностей и смысла. В связи с этим мотивационная система личности обретает приоритетное значение, так как в ней содержатся ресурсы личностной эффективности в самых различных сферах и аспектах своей жизнедеятельности.
Значение мотивации для здоровья личности определяется как на уровне потребности, так и на уровне инструментальности. Здоровье на уровне человеческой жизнедеятельности не может существовать абстрактно или нормоцентрично. Современные исследования показывают, что здоровье в практике жизни может существовать только с позиций активности и направленности личности, обеспечивая условия сохранности или восстановления здоровья.
Экспериментальное исследование специфики физической активности и мотивов на нее у представителей с различными показателями здоровья проводилось на базе и по заказу ГАУ Самарской области «Арена» Региональный центр спортивной подготовки СК «Труд» г.о. Тольятти. Для получения эмпирических данных использовалась анкета, методика «Диагностика мотивации к реализации двигательной активности» Е.М. Ревенко и методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана. Это позволило нам получить информацию о самочувствии испытуемых и состоянии их здоровья, о выраженности у них физической активности и мотивации на нее, а также, данные о мотивационном и эмоциональном типе личности.
В исследовании принимали участие потребители услуг комплекса «Труд» в категории «любители активного отдыха» в количестве 24 человека разного пола и возраста.
В ходе исследования было выявлено, что все испытуемые (100 %) имеют болезненные телесные ощущения, из них 75 % указывает на наличие повышенного артериального давления и учащенного сердцебиения, 25% имеет ощущение скованности и затруднённости при движении, 12,5%
ощущают нехватку дыхания, и больше половины испытуемых указывают на наличие нескольких указанных ощущений. Помимо этого, все они указывают на мышечную слабость, и половина из них отмечают лишний вес.80 % испытуемых имеют сниженный фон настроения, указывают на чувство одиночество и тревожность. Всего два человека (8,3%), говорят о нормальном самочувствии, 58 % испытуемых определяют его как плохое, а третья часть использует неопределенный термин «по-разному», что может свидетельствовать о наличии плохого самочувствия, но нежелании на это указывать. При анализе ответов на вопросы анкеты не обнаружено выраженных возрастных различий. Первичный анализ показал, что есть субъективные ощущения, указывающие на наличие общей слабости, сложностей с сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной системой, наличие лишнего веса, чувства общей неудовлетворенности телом и особенностей настроения и эмоциональной сферы.
Изучение специфики физической активности испытуемых и мотивов на нее показало, что высокий уровень физической активности и мотивации не выявлен ни у оного испытуемого, средний уровень (в значениях, приближенных к нижней границе этой категории) выявлен у 20,8%, у остальных 79,2% выявлен низкий уровень физической активности. Поведенческой характеристикой таких показателей является то, что испытуемым не свойственно активное время препровождение, они не занимались систематически спортом, им не свойственно выбирать деятельность, требующую физических нагрузок, также они не склонны к групповому или семейному активному отдыху, не обнаруживают телесной динамики в повседневной жизни и предпочитают свободное время проводить с низкой активностью.
Анализ мотивации на физическую активность, показал, что испытуемые не уверенны, что физическая активность для них может стать важным средством поддержания высокой работоспособности, для них не актуально физическое развитие и фигура. Не используют физическую активность для улучшения настроения и снятия эмоционального напряжения, не считают активное движение средством поддержания здоровья. Также испытуемые имеют низкую познавательную активность по проблемам организации двигательной активности для самостоятельных занятий. Это в совокупности может говорить о маловыраженной мотивации на физическую активность.
Изучение мотивационного и эмоционального профилей личности испытуемых показало, что в группе нет людей с прогрессивным типом мотивации (0 %), т.е. никому не свойственны побуждения развивающего характера, не присущи тенденции социальной активности и направленности на результативность. 20,8 % испытуемых имеют экспрессивный тип
мотивационного профиля личности (им присуще наличие конфронтации между мотивами поддержания и мотивами развития, где преобладающая тенденция к поддержанию жизнеобеспечения и комфорту входит в противоречие с потребностью в общей и творческой активности). Следует отметить, что людям с таким мотивационным профилем личности присущ мотив самоутверждения, но он не имеет достаточного уровня побудительной силы для направленности на деятельность. 33,4 % испытуемых имеют регрессивный тип мотивационного профиля личности. Основной их характеристикой является преобладание мотивов комфорта, общения и поддержания жизнеобеспечения с малой проявленностью общей активности, общественной полезности, и даже социальный статус не имеет для них явной побудительной силы. Это означает, что этим людям трудно поддерживать необходимый уровень побуждения при достижении целей, не связанных с комфортом и удовольствием. 45,8 % испытуемых имеют импульсивный мотивационный тип личности. Им присущи гедонистические мотивы, направленность на получение удовольствия, но, мотивы деятельности и развития (которые тоже присутствуют), требующие высокой и устойчивой побудительной силы, остаются неудовлетворенными, создавая напряжение и неудовлетворенность. Мотивы у них в большей степени носят общежитейский характер с малой силой «рабочей» тенденции. Результатом такой «борьбы противоположных мотивов» является напряжение, внутренний конфликт и низкий уровень побуждения для реализации задач достижения «идеального» состояния мотива.
Все полученные данные эмпирического исследования особенностей мотивации испытуемых в совокупности, говорят о том, что низкий уровень на физическую активность соотносится с мотивационным профилем личности. У испытуемых выражены показатели, демонстрирующие низкую выраженность мотивов, позволяющих достигать результатов в целенаправленной деятельности, присущ недостаточный уровень личной активности, а наличие внутренних противоречивых тенденций (потребность в комфорте, гедонизме, и, одновременно, в социальном статусе, требующем последовательного напряжения сил) не придает нужную динамику личности. Группы мотивов у них не интегрированы и, по мнению автора методики, существуют сложности с их соподчинением. Также это может свидетельствовать о наличии «перепадов» активности, зависимости ее от настроения и чувства дискомфорта, и срывов направленности на достижение успеха. Анализ эмоционального профиля личности показал, что выявленные астенический и смешанный стенический профили свидетельствуют о свойственном испытуемым низком пороге толерантности к фрустрации, высокой эмоциональности со слабовыраженной способностью к регуляции эмоций, раздражительной слабости, истощаемости и пр.
Полученные нами данные о психологическом мотивационном типе личности и низком уровне мотивации на физическую активность во многом объясняют неудовлетворенность, обозначенную испытуемыми в анкете - они говорят о высокой утомляемости, мышечной слабости, лишнем весе, ощущениях затрудненного дыхания и пр. Эти ощущения по-своему закономерны для людей с выявленным типом активности и мотивации.
Совокупность полученных данных и сделанные нами выводы определили для нас необходимость дополнить информацию данными медицинских карт испытуемых, где было отмечено наличие таких диагнозов, как гипертоническая болезнь, остеохондроз различных отделов позвоночника, артрозы верхних и нижних конечностей, бронхиальная астма и ожирение первой и второй степени. Все эти состояния обусловлены нарушением работы функциональных систем организма, опорно- двигательной системы, а также отражают низкий уровень физической активности в совокупности с маловыраженной мотивацией на нее у испытуемых.
Используя данные науки о факторах эффективности достижения целей, среди которых значимое место занимают мотивационные комплексы, представленные потребностями, интересами, желаниями, намерениями и мотивами, можно предполагать, что ориентация испытуемых на оздоровление определяется побудительной силой потребности в хорошем самочувствии, желанием чувствовать себя более здоровым и функциональным. Эмпирические данные же говорят о том, что они не имеют проявленности комплекса мотивов, имеющих необходимую силу развития, которая существенна для обеспечения результативности и целенаправленности деятельности. Это выражается в жизнедеятельности снижением последовательности действий, организованности, ритмичности физической активности, которые необходимы для достижения оздоровления как цели.
Данные выводы и прогнозы, считаем, имеют большое практическое значение. Они обуславливают необходимость разработки программ психологического сопровождения и поддержки, основная суть которых будет представлена работой над мотивацией, обладающей силой развития, и способствующей осуществлению поставленных личностью задач восстановления здоровья.



1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. -
М.: Изд-во: Академический проект, 2005. - 496 с. - С. 6-12.
2. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности в
социальной психологии // Психология личности и образ жизни [Текст] / под ред. Шороховой. - М.: изд-во: Наука, 1987. - С. 10-14.
3. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности
(Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
4. Абушенко, В. Л. Образ жизни // Социология: энциклопедия [Текст] /
В.Л. Абушенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 651-653.
5. Адлер, А. О стремлении к собственной ценности [Текст] / А. Адлер. -
М.: изд-во: Астер-Х, 2018. - 98 с.
6. Алексеева, Л. Ф. Психология активности личности [Текст] / Л.Ф.
Алексеева. - Новосибирск: изд-во: Педуниверситет, 1996. - 148 с.
7. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Раздумья о здоровье [Текст] /
Н.М. Амосов. - М.: Изд-во: АСТ, 2005. - 288 с.
8. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г.
Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
9. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные
основы психологии здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб.: Изд-во: Речь, 2006. - 384 с.
10. Апанасенко, Г. Л., Попова, Л. А. Медицинская валеология [Текст] / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д.: Изд-во: Феникс, 2000. - 248 с.
11. Артемьев, П. Психология самопознания, или как найти формулу жизни [Текст] / П. Артемьев. - М.: Изд-во: Аст-Пресс, 2003. - 304 с.
12. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Амолов. - М.: Изд-во: Смысл, 2007. - 528 с.
13. Баевский, Р. М. Введение в донозологическую диагностику [Текст] / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева; Гос. науч. центр Российской Федерации. - Ин-т мед.-биол. проблем Российской акад. наук. - М.: Изд-во: Слово, 2008. - 176 с.
14. Безверхняя, Г. В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом [Текст] / Г.В. Безверхняя. - М.: Логос, 2004. - 455с.
15. Белов, В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет [Текст]/ В.И. Белов. - 2-е изд. стер. - М.: Изд-во: Химия, 2005. - 400 с.
16. Бертран, Р. История западной философии [Текст] / Р. Бертран. - М.: изд-во: АСТ, 2017. - 1024 с.
17. Бим-Бад, Б. М., Гавров, С. Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: монография [Текст] / Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров. - М.: Изд-во: «Интеллектуальная книга - Новый хронограф», 2010. - 352 с.
18. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
19. Большой психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. В.Н. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
20. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. - М.: Изд-во: Книга по требованию, 2012. - 453 с.
21. Буканов, В. Л. Оценка уровня мотивации, активности и самочувствия во время занятий физической культурой у студентов [Текст] / В.Л. Буканов //Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 125-128.
22. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст] / Э.Н. Вайнер. - М.: Изд-во Флинта, 2013. - 448 с.
23. Васильева, О. С., Филатов, Ф. Р. Психология здоровья человека:
эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
24. Верещагина, Л. А., Карелина, И. М. Психология потребностей и мотивация персонала: Научное издание [Текст] / Л. А. Верещагина, И. М. Карелина. - М.: Изд-во: Гуманитарный центр, 2005. - 152 с.
25. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
26. Власов, В. В. Основные положения Стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020гг [Текст] /В.В. Власов, П.А. Воробьев, Е.Ш. Гонтмахер и др./Дополненный и измененный вариант.
- М.: Изд-во: Комитет гражданских инициатив, 2013. - 58 с.
27. Возьмитель, А. А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа [Текст] / А.А. Возьмитель, Г.И. Осадчая // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 58-65.
28. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: Проблемы развития психологии [Текст] / Л.С. Выготский // полное собрание сочинений в 6-ти томах: том 3. - М.: Изд-во: Книга по требованию, 2012. - 369 с.
29. Гурвич, И. Н. Социальная психология здоровья [Текст] / И. Н. Гурвич.
- СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. - 1023 с.
30. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь справочник [Текст] / В.П. Дудьев. - М.: изд-во: Владос, 2008. - 366 с.
31. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И. В. Журавлева. - М.: Наука, 2006. - 238 с.
32. Иванова, С. В. Самомотивация и самоменеджмент. Справочник кадровика [Текст] / С.В. Иванова. - 2005. - № 4. - С. 106-107.
33. Ильин, Е. П. Мотивы и мотивация [Текст] / И.П. Ильин. - СПб.: Изд- во: Питер, 2011. - с. 512.
34. Калью, П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и
некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная
информация [Текст] / П.И. Калью. - М.: ВНИИМИ, 1988. - 220 с.
35. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Б.Д. Карвасарский. - СПб.: Изд-во: Питер, 2006. - 944 с.
36. Кемпински, А. Психопатология неврозов [Текст] / А. Кемпински. - Варшава, Изд-во: Польское медицинское издательство, 1975. - 398 с.
37. Кон, И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология [Текст] / И.С. Кон. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 608 с. - (Серия «Высшее образование»).
38. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов [Текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
39. Кумбс, Ф. Мотиватор [Текст]/ Ф. Кумбс. - М.: Изд-во: ГИ1111О (HIPPO), 2006. - 306 с.
40. Лапидус, В. А., Титов, Р. А. Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте: Книга 5 [Текст] / В.А. Лапидус, Р.А. Титов. - Нижний Новгород: Изд-во: Приоритет, 2005. - 208 с.
41. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.А. Запорожец, П.И. Гальперин, Д.Б. Эльконин. - М.: Изд- во: Книга по требованию, 2011. - 352 с.
42. Леонтьев, А. Н. Эволюция, движение, деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во: Смысл, 2012. - 560 с.
43. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Ю.П. Лисицын - 2-е изд. - М.: Изд-во: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.
44. Макаренко, В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст] / В.К. Макаренко. - М.: Изд-во: Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2008. - №10. - С. 140 - 144.
45. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. -
СПб: Изд-во: Питер, 2007. - 672 с.
46. Малинаускас, Р. К. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов педагогических вузов: дис. к. п. н. [Текст] / Р.К. Малинаускас. - Каунас: Изд-во: ЛАФК, 2009. - 182 с.
47. Мартинковский, М. Здоровье и здоровый образ жизни в ценностных ориентациях молодежи [Текст] / М. Мартинковский. - Минск: Технопринт, 2003. - 275 с.
48. Маслоу, А. Х. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
49. Маслоу, А. Х. Самоактуализированные люди: исследование
психологического здоровья [Электронный ресурс] / А. Маслоу. - http://www.psychologos.ru/articles/view/samoaktualizirovannye lyudi dv oe zn issledovanie psihologicheskogo zdorovya maslou.
50. Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: пер. с англ. О. Медведь. - М.: Изд-во: Вильямс, 2016. - 672 с.
51. Мешков, Н. И., Мешков, Д. Н. Мотивация личности как ключевая
проблема психологии [Электронный ресурс]/ Н.И. Мешков, Д.Н. Мешков. // Научный журнал «Интеграция» - выпуск №1 (78), т. 19, 2015. - http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-lichnosti-kak-
klyuchevaya-problema-psihologii.
52. Мильман, В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности:
Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции [Электронный ресурс] / В.Э. Мильман. - М.: Изд-во: МГУ, 1990. - 159 с. - Режим доступа:
http: //www.miu.by/kaf new/mpp/017. pdf.
53. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента [Текст]/ Йосио Кондо, Акиказу Како, Юнаи Сайто и др.; под ред. Йосио Кондо; пер. с англ. Е. П. Марковой. - Нижний Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. - 205 с.
54. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Изд-во: высшее образование, 2014. - 639 с.
55. Никифоров, Г. С. Психология здоровья: учебное пособие [Текст] / Г.Н. Никифоров. - М.: Речь, 2006. - 608 с.
56. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды [Текст] / Становление: основные положения психологии личности // Г. Олпорт. - пер. Л. Трубицыной и Д. Леонтьева. - М.: Изд-во: Смысл, 2002. - С. 166-216.
57. Основные положения Стратегии охраны здоровья населения РФ на
период 2013-2020 гг. и последующие годы [Электронный ресурс]/ под ред. проф. Ю.М. Комарова. М.: 2013 - с. 284. - http: //
polit.ru/media/files/2013/12/25/81 c8aa58d07e0615f49bd9778e4d0a34. pdf
58. Оценка уровня мотивации и активности в физической культуре: методическое пособие [Текст] / сост. В. Л. Буканов. - Ярославль: Изд- во: ЯГ-ПУ, 2011. - 128 с.
59. Петровский, А. В., Петровский, В. А. Личность и ее активность в свете идей А.Н. Леонтьева [Текст] / А.В. Петровский, В.А. Петровский // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Наука, 1983. - С. 231-239.
60. Психология активности и поведения: учеб.-метод. комплекс [Текст] / авт.-сост. И.А. Коверзнева. - Минск: изд-во МИУ, 2010. - 316 с.
61. Психология зрелости: хрестоматия [Текст]/ сост. Р.Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2003. - с. 768.
62. Радлов, Э. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии [Текст] / Э. Радлов. - М.: Изд-во: EditorialURSS, 2018. - 286 с.
63. Реан, А. А. Психология личности [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, - 2013. - С. 288.
64. Ревенко, Е. М. Диагностика мотивации к реализации двигательной активности: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Е.М.
Ревенко. - Омск: СибАДИ, 2017. - 17 с. - Режим доступа:
http://bek.sibadi.org/fulltext/esd347.pdf.
65. Роджерс, К. Р. Становление личности [Текст] / К.Р. Роджерс. - М.: Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 258 с.
66. Санитарное просвещение: Междунар. терминол. словарь [Текст] / под ред. Д. Н. Лоранского, В. Шмидта. - М.: Медицина, 1981. - 237 с.
67. Секун, В. И. Психология активности [Текст] / В.И. Секун. - Минск: Изд-во: Минск, 1996. - 175 с.
68. Силуянова, И. В. Взаимосвязь философского и медицинского подхода в исследовании образа жизни [Текст] / И. В. Силуянова // Советское здравоохранение. - 1989. - № 10. - С. 3-9.
69. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Издательство МГУ, 1983. - 284 с.
70. Томас, Х. Искусство не стареть [Текст] / Х. Томас. - СПб: Изд-во: Питер, - 2012. - с. 224.
71. Трофимова, И. Н. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной психодиагностической системы [Текст] / И.Н. Трофимова // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 115-121.
72. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения:
принципы, основные документы [Электронный ресурс] / режим доступа: http ://apps. who. int/gb/bd/PDF /bd4 8/basic-documents-48th-
edition-ru.pdf#page=9.
73. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025
74. Франкл, В. Воля к смыслу [Текст] / В. Франкл. - М.: Изд-во: Институт гуманитарных исследований, 2015. - 144 с.
75. Фрейджер, Р., Фейдимен, Д. Теории личности и личностный рост [Текст] / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - СПб.: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2004. - 608 с.
76. Фромм, Э. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2016. - 320 с.
77. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер, 2003. - 864 с.
78. Холл, Келвин С., Гарднер, Л. Теории личности [Текст] / К. Холл, Л. Гарднер. - СПб: Психотерапия, 2008. - с. 656.
79. Хорни, К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию [Текст] / К. Хорни. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.
80. Цветкова, Л. А., Гурвич, И. Н. Психология здоровья [Текст] / Л. А. Цветкова, И. Н. Гурвич // Вестник С.-Петерб. ун-та. - Сер. 16. - 2012. - Вып. 1. - С. 48-52.
81. Цветкова, Л. А., Антонова, Н. А., Колпакова, О. И. И.Н. Гурвич — основатель научной школы «Социальная психология здоровья» в России [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - № 6 (35). - URL: http://mprj.ru.
82. Чеснокова, М. Г. Понятие здоровья в контексте ключевых категорий культурно-деятельностного подхода [Текст] // Вестник московского университета. - Серия 14. Психология. 2015. - №2. - С. 23 - 36.
83. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация [Текст] / В.И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 116-132.
84. Чумаков, Б. Н. Валеология [Текст] / Б.Н. Чумаков. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Изд-во: Педагогическое общество России, 2001. - 407 с.
85. Шадриков, В. Д. Психологический анализ деятельности как системы [Текст] / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. - 1987. - № 3. - С. 33-46.
86. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Тесты, методики, диагностика [Текст] / В.Б. Шапарь. - М.: Феникс, - 2010, - С. 672.
87. Экономика и управление персоналом: Энциклопедический словарь: электронная публикация [Текст]/ под науч. ред. С.И. Сотниковой. - 2-е изд. - М.: Изд-во: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 373 с.
88. Энкельман, Н. Б. Власть мотивации. Харизма. Личность. Успех [Текст] / Н.Б. Энкельман. - М.: Изд-во: Интерэксперт, - 2005. - С. 272.
89. Юдин, Б. Г. Здоровье: факт, норма, ценность [Текст] / Б.Г. Юдин // Мир психологии. - 2000. - №1 (21). - С. 56 - 68.
90. Юнг, Карл Г. Символы трансформации [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Изд- во: Академический проект, 2017. - 532 с.
91. Bishop G.D., Converse S.A. Illness representations: A prototype approach //Health Psychology. 1986. V.5. Р.95-114.
92. Bradburn, N. The Structure of Psychological Well-Being [Текст] / N.Bradburn. - Chicago. - 1969.
93. Bundy C. Cardiovascular and respiratory disease. Treatment // The Handbook of Clinical Adult Psychology / Ed. by S.Lindsay&G.Powell. London & New York, 1995. P. 573-588.
94. Blos P. Children think about illness. Their concepts and Belieefs // Psychosocial Aspects of Pediatric Care. N.Y., 1978. P1-18.
95. Diener, E. Factors Predicting the Subjective Well-being of Nations / E.Diener, M.Diener, C.Diener // J. of Personality and Social Psychology. 1995. - V. 69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ