Введение 5
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике в дошкольном возрасте 8
1.1 Возрастные характеристики и особенности речевого развития детей
дошкольного возраста 8
1.2 Проблемы обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста 15
1.3 Организация работы с лексическими единицами при изучении
иностранного языка 22
1.4 Особенности формирования лексических навыков иностранного языка у
дошкольников 29
Глава 2. Формирование элементарных лексических единиц у дошкольников на английском языке: разработка и анализ системы работы 37
2.1 Анализ лексической составляющей учебно-методических комплексов по
английскому языку для детей дошкольного возраста 37
2.2 Упражнения для формирования лексического навыка у детей
дошкольного возраста в учебно-методических комплексах 46
2.3 Проведение и анализ эффективности формирования элементарных
лексических навыков с использованием методических приёмов 53
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения 73
С самого рождения мы слышим речь и учимся пользоваться языком для общения друг с другом, для достижения своих целей, для существования в обществе. Знание иностранного языка открывает новые горизонты для каждого отдельного человека, поэтому родители, смотря в будущее, хотят обеспечить своим детям возможность достичь всего возможного. Обучение иностранным языкам в дошкольном возрасте становится все более популярным, но в то же время, до сих пор отсутствует общий принцип обучения. При этом на данный момент не существует единого стандарта обучения иностранным языкам дошкольников, потому что психика, физиология, развитие ребенка в этом возрасте происходит все быстрее и более явно, поэтому сложно найти идеальный и правильный вариант для каждого из них.
Лексика - это основа языка, дошкольный возраст - это самое подходящее время чтобы начать формировать лексические навыки. Но возникает проблема в организации деятельности учащихся на занятии при учёте всех особенностей их развития в этом возрасте, потому что необходимо сформировать активный словарь, не перегружая детей, не потеряв при этом желание и мотивацию.
Многие психологи, педагоги изучали различные аспекты обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам, например, Выготский Л.С., Зимняя И.А. изучали влияние психологических особенностей этого возраста на освоение как родного, так и иностранного языка. А Гальскова Н.Д., Малыхина, М.В. рассматривали особенности формирования навыков и умений, в соответствии с физическими особенностями развития детей дошкольного возраста, и различные подходы в обучении. Рассматривая особенности формирования двуязычия в дошкольном возрасте, Пассов Е.И., Мещерякова В.Н. и многие другие обращают свое внимание на обучение иностранному языку, затрагивая каждый аспект и особенности его освоения. В наши дни, существует относительно мало исследований, посвященных способам формирования именно лексических навыков и умений у детей дошкольного возраста, которые, по нашему мнению, заслуживают наибольшего внимания.
Объект исследования - процесс обучения англоязычной лексике детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методические приёмы формирования лексических навыков на английском языке в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста.
Цель исследования - повысить эффективность усвоения лексического материала при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста с использованием методических приёмов, основанных на психофизиологических особенностях.
Задачи исследования:
1) изучить психофизиологические особенности речевого развития детей дошкольного возраста, особенности их развития;
2) изучить проблему формирования речевых навыков на иностранном языке в дошкольном возрасте;
3) проанализировать лексическую составляющую учебно-методических комплексов по обучению английскому языку детей дошкольного возраста;
4) составить методические приёмы по работе с лексикой в соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста и провести анализ для установления эффективности этих рекомендаций и приёмов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: психологов И.А. Зимней, Г.А. Урунтаевой, З.М. Истоминой, Д.Б. Эльконина; методы языкового погружения и беспереводной семантизации (G. Gerngros, H. Puchta, В.Н.Мещерякова).
Методы исследования: а) анализ научно-методической литературы; б) педагогический эксперимент (опытное обучение).
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций и приёмов как дополнение к учебно-методическому комплексу для достижения более эффективных результатов.
Материалы бакалаврской работы можно использовать на занятиях с дошкольниками, а также в курсе «Методика преподавания первого иностранного языка».
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, во второй главе мы обращаем внимание на практическую значимость составленных методических рекомендаций и описываем результаты введения их в уроки с дошкольниками.
Мы изучили психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, исследовали особенности их воспитания и развития, что помогло нам определить ключевые особенности организации обучения для формирования лексических навыков. Мы можем сказать, что эти особенности играют большую роль в обучении, так как дети, еще не научившись управлять своими эмоциями или желаниями, не в силах управлять своей деятельностью, в результате чего возникают сложности с усвоением материала.
Мы также изучили особенности формирования языковых навыков у детей дошкольного возраста, изучающих английский язык, чтобы узнать на что необходимо обращать внимание и что нужно учитывать при планировании и проведении уроков иностранного языка. В первую очередь, следует обратить внимание на общие сложности, возникающие при обучении, которые появляются в силу особенностей языка. Следовательно, при отборе ЛЕ, при выборе способа их ввода и семантизации, необходимо не только учитывать сложности, с которыми могут встретиться учащиеся в ходе работы с лексикой, но и особенности речевого развития, которые несомненно влияют на успешность усвоения материала.
Далее, проведя анализ лексической составляющей наиболее популярных учебно-методических комплексов по обучению английскому языку детей дошкольного возраста, мы выяснили, что существуют определенные аспекты, усложняющие обучение. В обоих УМК были выделен ряд как положительных, так и отрицательных аспектов, которые оказывают влияние на формирование лексического навыка у дошкольников.
В соответствии с выявленными недостатками, нами были составлен список методических приёмов в соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста, которые были использованы нами в качестве дополнения к основному курсу.
Нами был проведён анализ эффективности использования методических приёмов в формировании элементарного лексического навыка. В течении одного учебного года к эксперименте участвовали две группы, в одной из которых мы использовали разработанные нами методические приёмы. В результате, путём диагностики и педагогического наблюдения, нами было выявлено более успешное освоение лексического материала, а в итоге, был более эффективно развиты элементарные лексические навыки в экспериментальной группе.
В заключение мы можем сказать, что предложенные нами методические приёмы оказались успешными на практике, но результаты не являлись положительными на 100%. В течение всего процесса обучения возникали проблемы организации деятельности. Тем не менее, можно сказать, что использование предложенных нами методических приёмов поможет в эффективном формировании элементарных лексических навыков.
Таким образом, все задачи решены, цель нашего исследования достигнута. Перспективой этой работы предполагается составление методического пособия по обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста с учетом рекомендаций, основанных на психофизиологических особенностях детей.
1. Асеев, В.Г. Возрастная психология : Учебное пособие [Текст] / В.Г Асеев.- М.: Просвещение, 2008. - 230с.
2. Башаева, Т.В. Роль внимания в жизни дошкольника : Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - 480 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Мастера психологии) [Электронный ресурс] / Л.И. Божович - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 398 с. // Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,4;fs,0/
5. Болонский, П.П. Память и мышление (серия: «Психология-классика») [Текст] / П.П. Болонский - СПб.: Издательский дом «Питер», 2001. -288 с.
6. Вельс, А.Е. Трудности обучения лексике английского языка в школе [Текст] / А.Е. Вельс // Молодой ученый: Ежемесячный научный журнал - Казань: «Издательство Молодой Ученый» - 2013. - №11(58) . - С. 9-13
7. Виссон, Л. Русские проблемы в английской речи. Слова и фразы в контексте двух культур [Текст] / Л. Виссон. Пер. с англ. Изд. 3-е. - М.: Р.Валент, 2005. -192 с.
8. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 202c.
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : Пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
10. Груздева, О. В. Философия психологического развития : Методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки: «Педагогика» [Текст] / О.В.Груздева, О.М. Вербианова. - Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011 - с. 184
11. Дьяченко, Н.П. Педагогический вестник ЕАО: Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка [Текст] / Н.П. Дьяченко. - Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2004. - №3. - 64с.
12. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранному языку в школе [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение,1991. - 222с.
13. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П. И. Зинченко. - М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961. - 565с.
14. Золотухина, С.А. Психофизиологические особенности формирования двуязычия в раннем возрасте [Текст] / С.А. Золотухина // Студенческие дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческих работ. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - С.551
15. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст] / З.М. Истомина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : работы советских психологов периода 1946-1980 годов / ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. - М.: Издательство Московского университета, 1981. -С.164
16. Калашникова, Н.Г., Шелковникова, Л.Ф. Уроки системно-деятельностного типа: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Г. Калашникова, Л.Ф. Шелковникова. - Барнаул : АКИПКРО, 2014 - 56 с.
17. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет [Текст] / С.И. Карпова, В.В.Мамаева. - Изд-во Строфа, 2008. - 143с.
18. Карташева, А.Д. Коммуникативная игра в обучении иностранному языку [Текст] / А.Д. Карташева// Студенческие дни науки в ТГУ: научно¬практическая конференция: сборник студенческих работ.- Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - С.585
19. Кулешов, В.В. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция [Текст] / В.В. Кулешов, А.Б Мишин. - М.: МГУ, 1987. - 201с.
20. Ляско, Е.Е. Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз [Текст] / Е. Е. Ляско. - Изд-ство Сфера. Речь - 2010. - 190с.
21. Макаев, Х.Ф. Устранение языкового барьера как условие формирования языковой компетенции будущего специалиста [Текст] / Х.Ф. Макаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - СПб. - 2011 - С. 83 - 87.
22. Мещерякова, В.Н. Устный вводный курс английского языка «I loveEnglish» : учеб. пособие [Текст] / В.Н. Мещерякова. - Казань, 2002. - 88с.
23. Миньяр-Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод [Текст] / Р. К. Миньяр-Белоручев. - М. : Воениздат, 1980. - 230с.
24. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранному языку [Текст] / А.А. Миролюбов. - М., 2002. - 291с.
25. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010.- 464 с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
27. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина.- М.: Просвещение, 2015. -272c.
28. Опарина, Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций [Текст] / Е.Н. Опарина; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2005 - 40 с.
29. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988.- 196с.
30. Психология. Словарь [Текст] / Под общей ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.: Изд-во полит, лит, 1990. - 356с.
31. Рахманов, И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] // Рахманов И.В.: Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А. - М.: Русский язык, 1991. - С. 9-20.
32. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 269с.
33. Соловова, Е.Н Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е. Н. Соловова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2003. - 239с.
34. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков: теория и практика: учеб.-метод. пособие для студентов 3-4-х курсов очной формы обучения [Текст] / С.Н. Татарницева. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 246 с.
35. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, - М.: ТЦ Сфера, 2017.-192с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 272с.
37. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
38. Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи [Текст] / И.И. Харлеева, - М.: Высшая школа, 1989.- 238с.
39. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. - СПб.: Азбука, 2015. - 576 с.
40. Чистякова, Т.А Обучение иностранным языкам в детских садах: Пособие для учителей [Текст] / Е.М. Чернушенко, Г.И. Солина. -М., 1964. - 115с.
41. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического психологического развития в детском возрасте : Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.
42. Gerngros, G. Playway to English 1 [Текст] / G. Gerngros, H. Puchta. - Cambridge ELT, 2009. - 83с.
43. Doman, G. How to Multiply Your Baby's Intelligence [Текст] / G. Doman, D. Doman, J. Doman. -Square One Publishers, 2006. - 408c.
44. Loupan, C.Croire en son enfant [Текст] / C. Loupan. - Paris: Laffont, 1987. - 336с.