Методические приёмы формирования элементарных лексических навыков при обучении дошкольников английскому языку
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике в дошкольном возрасте 8
1.1 Возрастные характеристики и особенности речевого развития детей
дошкольного возраста 8
1.2 Проблемы обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста 15
1.3 Организация работы с лексическими единицами при изучении
иностранного языка 22
1.4 Особенности формирования лексических навыков иностранного языка у
дошкольников 29
Глава 2. Формирование элементарных лексических единиц у дошкольников на английском языке: разработка и анализ системы работы 37
2.1 Анализ лексической составляющей учебно-методических комплексов по
английскому языку для детей дошкольного возраста 37
2.2 Упражнения для формирования лексического навыка у детей
дошкольного возраста в учебно-методических комплексах 46
2.3 Проведение и анализ эффективности формирования элементарных
лексических навыков с использованием методических приёмов 53
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения 73
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике в дошкольном возрасте 8
1.1 Возрастные характеристики и особенности речевого развития детей
дошкольного возраста 8
1.2 Проблемы обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста 15
1.3 Организация работы с лексическими единицами при изучении
иностранного языка 22
1.4 Особенности формирования лексических навыков иностранного языка у
дошкольников 29
Глава 2. Формирование элементарных лексических единиц у дошкольников на английском языке: разработка и анализ системы работы 37
2.1 Анализ лексической составляющей учебно-методических комплексов по
английскому языку для детей дошкольного возраста 37
2.2 Упражнения для формирования лексического навыка у детей
дошкольного возраста в учебно-методических комплексах 46
2.3 Проведение и анализ эффективности формирования элементарных
лексических навыков с использованием методических приёмов 53
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложения 73
С самого рождения мы слышим речь и учимся пользоваться языком для общения друг с другом, для достижения своих целей, для существования в обществе. Знание иностранного языка открывает новые горизонты для каждого отдельного человека, поэтому родители, смотря в будущее, хотят обеспечить своим детям возможность достичь всего возможного. Обучение иностранным языкам в дошкольном возрасте становится все более популярным, но в то же время, до сих пор отсутствует общий принцип обучения. При этом на данный момент не существует единого стандарта обучения иностранным языкам дошкольников, потому что психика, физиология, развитие ребенка в этом возрасте происходит все быстрее и более явно, поэтому сложно найти идеальный и правильный вариант для каждого из них.
Лексика - это основа языка, дошкольный возраст - это самое подходящее время чтобы начать формировать лексические навыки. Но возникает проблема в организации деятельности учащихся на занятии при учёте всех особенностей их развития в этом возрасте, потому что необходимо сформировать активный словарь, не перегружая детей, не потеряв при этом желание и мотивацию.
Многие психологи, педагоги изучали различные аспекты обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам, например, Выготский Л.С., Зимняя И.А. изучали влияние психологических особенностей этого возраста на освоение как родного, так и иностранного языка. А Гальскова Н.Д., Малыхина, М.В. рассматривали особенности формирования навыков и умений, в соответствии с физическими особенностями развития детей дошкольного возраста, и различные подходы в обучении. Рассматривая особенности формирования двуязычия в дошкольном возрасте, Пассов Е.И., Мещерякова В.Н. и многие другие обращают свое внимание на обучение иностранному языку, затрагивая каждый аспект и особенности его освоения. В наши дни, существует относительно мало исследований, посвященных способам формирования именно лексических навыков и умений у детей дошкольного возраста, которые, по нашему мнению, заслуживают наибольшего внимания.
Объект исследования - процесс обучения англоязычной лексике детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методические приёмы формирования лексических навыков на английском языке в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста.
Цель исследования - повысить эффективность усвоения лексического материала при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста с использованием методических приёмов, основанных на психофизиологических особенностях.
Задачи исследования:
1) изучить психофизиологические особенности речевого развития детей дошкольного возраста, особенности их развития;
2) изучить проблему формирования речевых навыков на иностранном языке в дошкольном возрасте;
3) проанализировать лексическую составляющую учебно-методических комплексов по обучению английскому языку детей дошкольного возраста;
4) составить методические приёмы по работе с лексикой в соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста и провести анализ для установления эффективности этих рекомендаций и приёмов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: психологов И.А. Зимней, Г.А. Урунтаевой, З.М. Истоминой, Д.Б. Эльконина; методы языкового погружения и беспереводной семантизации (G. Gerngros, H. Puchta, В.Н.Мещерякова).
Методы исследования: а) анализ научно-методической литературы; б) педагогический эксперимент (опытное обучение).
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций и приёмов как дополнение к учебно-методическому комплексу для достижения более эффективных результатов.
Материалы бакалаврской работы можно использовать на занятиях с дошкольниками, а также в курсе «Методика преподавания первого иностранного языка».
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, во второй главе мы обращаем внимание на практическую значимость составленных методических рекомендаций и описываем результаты введения их в уроки с дошкольниками.
Лексика - это основа языка, дошкольный возраст - это самое подходящее время чтобы начать формировать лексические навыки. Но возникает проблема в организации деятельности учащихся на занятии при учёте всех особенностей их развития в этом возрасте, потому что необходимо сформировать активный словарь, не перегружая детей, не потеряв при этом желание и мотивацию.
Многие психологи, педагоги изучали различные аспекты обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам, например, Выготский Л.С., Зимняя И.А. изучали влияние психологических особенностей этого возраста на освоение как родного, так и иностранного языка. А Гальскова Н.Д., Малыхина, М.В. рассматривали особенности формирования навыков и умений, в соответствии с физическими особенностями развития детей дошкольного возраста, и различные подходы в обучении. Рассматривая особенности формирования двуязычия в дошкольном возрасте, Пассов Е.И., Мещерякова В.Н. и многие другие обращают свое внимание на обучение иностранному языку, затрагивая каждый аспект и особенности его освоения. В наши дни, существует относительно мало исследований, посвященных способам формирования именно лексических навыков и умений у детей дошкольного возраста, которые, по нашему мнению, заслуживают наибольшего внимания.
Объект исследования - процесс обучения англоязычной лексике детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методические приёмы формирования лексических навыков на английском языке в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста.
Цель исследования - повысить эффективность усвоения лексического материала при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста с использованием методических приёмов, основанных на психофизиологических особенностях.
Задачи исследования:
1) изучить психофизиологические особенности речевого развития детей дошкольного возраста, особенности их развития;
2) изучить проблему формирования речевых навыков на иностранном языке в дошкольном возрасте;
3) проанализировать лексическую составляющую учебно-методических комплексов по обучению английскому языку детей дошкольного возраста;
4) составить методические приёмы по работе с лексикой в соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста и провести анализ для установления эффективности этих рекомендаций и приёмов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: психологов И.А. Зимней, Г.А. Урунтаевой, З.М. Истоминой, Д.Б. Эльконина; методы языкового погружения и беспереводной семантизации (G. Gerngros, H. Puchta, В.Н.Мещерякова).
Методы исследования: а) анализ научно-методической литературы; б) педагогический эксперимент (опытное обучение).
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций и приёмов как дополнение к учебно-методическому комплексу для достижения более эффективных результатов.
Материалы бакалаврской работы можно использовать на занятиях с дошкольниками, а также в курсе «Методика преподавания первого иностранного языка».
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, во второй главе мы обращаем внимание на практическую значимость составленных методических рекомендаций и описываем результаты введения их в уроки с дошкольниками.
Мы изучили психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, исследовали особенности их воспитания и развития, что помогло нам определить ключевые особенности организации обучения для формирования лексических навыков. Мы можем сказать, что эти особенности играют большую роль в обучении, так как дети, еще не научившись управлять своими эмоциями или желаниями, не в силах управлять своей деятельностью, в результате чего возникают сложности с усвоением материала.
Мы также изучили особенности формирования языковых навыков у детей дошкольного возраста, изучающих английский язык, чтобы узнать на что необходимо обращать внимание и что нужно учитывать при планировании и проведении уроков иностранного языка. В первую очередь, следует обратить внимание на общие сложности, возникающие при обучении, которые появляются в силу особенностей языка. Следовательно, при отборе ЛЕ, при выборе способа их ввода и семантизации, необходимо не только учитывать сложности, с которыми могут встретиться учащиеся в ходе работы с лексикой, но и особенности речевого развития, которые несомненно влияют на успешность усвоения материала.
Далее, проведя анализ лексической составляющей наиболее популярных учебно-методических комплексов по обучению английскому языку детей дошкольного возраста, мы выяснили, что существуют определенные аспекты, усложняющие обучение. В обоих УМК были выделен ряд как положительных, так и отрицательных аспектов, которые оказывают влияние на формирование лексического навыка у дошкольников.
В соответствии с выявленными недостатками, нами были составлен список методических приёмов в соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста, которые были использованы нами в качестве дополнения к основному курсу.
Нами был проведён анализ эффективности использования методических приёмов в формировании элементарного лексического навыка. В течении одного учебного года к эксперименте участвовали две группы, в одной из которых мы использовали разработанные нами методические приёмы. В результате, путём диагностики и педагогического наблюдения, нами было выявлено более успешное освоение лексического материала, а в итоге, был более эффективно развиты элементарные лексические навыки в экспериментальной группе.
В заключение мы можем сказать, что предложенные нами методические приёмы оказались успешными на практике, но результаты не являлись положительными на 100%. В течение всего процесса обучения возникали проблемы организации деятельности. Тем не менее, можно сказать, что использование предложенных нами методических приёмов поможет в эффективном формировании элементарных лексических навыков.
Таким образом, все задачи решены, цель нашего исследования достигнута. Перспективой этой работы предполагается составление методического пособия по обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста с учетом рекомендаций, основанных на психофизиологических особенностях детей.
Мы также изучили особенности формирования языковых навыков у детей дошкольного возраста, изучающих английский язык, чтобы узнать на что необходимо обращать внимание и что нужно учитывать при планировании и проведении уроков иностранного языка. В первую очередь, следует обратить внимание на общие сложности, возникающие при обучении, которые появляются в силу особенностей языка. Следовательно, при отборе ЛЕ, при выборе способа их ввода и семантизации, необходимо не только учитывать сложности, с которыми могут встретиться учащиеся в ходе работы с лексикой, но и особенности речевого развития, которые несомненно влияют на успешность усвоения материала.
Далее, проведя анализ лексической составляющей наиболее популярных учебно-методических комплексов по обучению английскому языку детей дошкольного возраста, мы выяснили, что существуют определенные аспекты, усложняющие обучение. В обоих УМК были выделен ряд как положительных, так и отрицательных аспектов, которые оказывают влияние на формирование лексического навыка у дошкольников.
В соответствии с выявленными недостатками, нами были составлен список методических приёмов в соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста, которые были использованы нами в качестве дополнения к основному курсу.
Нами был проведён анализ эффективности использования методических приёмов в формировании элементарного лексического навыка. В течении одного учебного года к эксперименте участвовали две группы, в одной из которых мы использовали разработанные нами методические приёмы. В результате, путём диагностики и педагогического наблюдения, нами было выявлено более успешное освоение лексического материала, а в итоге, был более эффективно развиты элементарные лексические навыки в экспериментальной группе.
В заключение мы можем сказать, что предложенные нами методические приёмы оказались успешными на практике, но результаты не являлись положительными на 100%. В течение всего процесса обучения возникали проблемы организации деятельности. Тем не менее, можно сказать, что использование предложенных нами методических приёмов поможет в эффективном формировании элементарных лексических навыков.
Таким образом, все задачи решены, цель нашего исследования достигнута. Перспективой этой работы предполагается составление методического пособия по обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста с учетом рекомендаций, основанных на психофизиологических особенностях детей.
Подобные работы
- Формирование иноязычного активного словаря младших школьников в игровой деятельности (Методика обучения иностранному языку, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование основ межкультурного общения у младших школьников в процессе обучения речевому этикету
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ПРИМЕНЕНИЕ ИГР И ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



